Файл: Теоретикометодологические основы организации коммерческой деятельности на предприятии.doc
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
За долгие годы коммерческой деятельности ООО «-» был сформирован относительно постоянный реестр поставщиков бытовой техники и электроники, а в последние годы к ним добавились поставщики (производители) мебели. Партнерские взаимоотношения, в основном, выстраиваются с крупными отечественными и зарубежными производителями и поставщиками бытовой техники, электроники, мебели и др., при выборе которых ключевыми оценочными критериями являются качествo поставляемой продукции, цена поставки и ее условия.
ООО «-» на сегодняшний день предлагает более 15 000 наименований товаров, основу которого (до 85 %) составляют бытовая техника и электроника.
Эффективное использования имеющихся в распоряжении торгового предприятия ресурсов (трудовых, материальных, финансовых), призвано способствовать достижению высоких положительных результатов при сокращении затрат труда, времени, средств.
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «-»
Далее, следуя логике, целям и задачам исследования и в контексте полноты изложения организационно-экономической характеристики ООО «-» проведем анализ ключевых технико-экономических и финансовых показателей его хозяйственной деятельности и оценим результаты, отразив данные в соответствующих табличных формах.
Таблица 2
Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности ООО «-», представленные в динамике за 2014-2016 гг.
Показатель | Анализируемый период (год) | Изменения показателя | |||||
Отраженные по сумме (абсолютные), тыс. руб. | Отраженные по уровню предшествующего года (относительные), % | ||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2015 г. / 2014 г. | 2016 г. / 2015 г. | 2015 г. / 2014 г. | 2016 г. / 2016 г. | |
Объем розничного товарооборота, тыс. руб., в том числе: | 854341 | 1097201 | 889376 | 242860 | -207825 | 128,4 | 81,6 |
- от реализации бытовой техники, тыс. руб. | 388725 | 504712 | 377985 | 115987 | -10740 | 129,8 | 74,9 |
Доля, % | 45,5 | 46,0 | 42,5 | 0,5 | -3,5 | 101,1 | 92,4 |
- от реализации цифровой и электронной техники, тыс. руб. | 281933 | 351104 | 306835 | 69171 | -44269 | 124,5 | 87,4 |
Доля, % | 33,0 | 32,0 | 34,5 | -1,0 | 2,5 | 96,9 | 107,8 |
- от реализации мебели, тыс. руб. | 183683 | 241385 | 204556 | 57702 | -36829 | 131,4 | 84,7 |
Доля, % | 21,5 | 22,0 | 23,0 | 0,5 | 1,0 | 102,3 | 104,5 |
Валовый доход, тыс. руб. | 82796 | 119400 | 94033 | 36604 | -25367 | 144,2 | 78,8 |
Уровень валового дохода, % | 9,7 | 10,9 | 10,6 | 1,2 | -0,3 | 112,4 | 97,2 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. | 771545 | 977801 | 795343 | 206256 | -182458 | 126,7 | 81,3 |
Уровень себестоимости продаж, % | 90,3 | 89,1 | 89,4 | -1,2 | 0,3 | 98,7 | 100,3 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 14896 | 29025 | 9161 | 14129 | -19864 | 194,9 | 31,6 |
Уровень, % | 1,7 | 2,65 | 1,0 | 0,95 | -1,65 | 155,9 | 37,7 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. | 67900 | 90375 | 84872 | 22475 | 24497 | 133,1 | 93,9 |
Прочие доходы, тыс. руб. | 4038 | 13908 | 14642 | 9870 | 734 | в 3,4 р. | 105,3 |
Прочие расходы, тыс. руб. | 6636 | 5933 | 7358 | -703 | 1425 | 89,4 | 124,0 |
Проценты к уплате, тыс. руб. | 111 | 337 | 740 | 226 | 403 | в 3,3 р. | 219,6 |
Валовая прибыль (убыток) тыс. руб. | 12187 | 36663 | 15705 | 24476 | -20958 | в 3,0 р. | 42,8 |
Уровень, % | 1,4 | 3,3 | 1,8 | 1,9 | -1,5 | 235,7 | 54,5 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 8958 | 28577 | 11614 | 19619 | -16963 | в 3,2 р. | 40,6 |
Уровень, % | 1,0 | 2,6 | 1,3 | 1,6 | -1,3 | 260,0 | 50,0 |
Среднесписочная численность, чел. | 88 | 86 | 86 | -2 | - | 97,7 | 100,0 |
Общая производительность труда, тыс. руб./чел. | 9708 | 12758 | 10342 | 3050 | -2416 | 131,4 | 81,1 |
Производительность труда торгового персонала, тыс. руб./чел | 13144 | 16880 | 13683 | 3736 | -3197 | 128,4 | 81,1 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. | 16,4 | 24,9 | 28,5 | 8,5 | 3,6 | 151,4 | 114,6 |
ФОТ, тыс. руб. | 16975 | 25699 | 29439 | 8724 | 3740 | 151,3 | 114,5 |
Оборот розничной торговли на 1 м2 торговой площади, тыс. руб. | 198,2 | 254,6 | 206,4 | 56,4 | -48,2 | 128,5 | 81,2 |
Торговая площадь | 4310 | 4310 | 4310 | - | - | 100,0 | 100,0 |
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. руб. | 1557 | 2018 | 1731 | 461 | -287 | 129,6 | 85,8 |
Фондоотдача, руб. | 6,4 | 5,0 | 5,8 | -1,4 | 0,8 | 78,1 | 100,1 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 468 | 487 | 396 | 19 | -91 | 104,1 | 81,3 |
Показатель розничного товарооборота торгового комплекса «-» по данным таблицы 2 в отчетном году составил 889376 тыс. руб., что свидетельствует о снижении показателя 2016 года на 207825 тыс. руб. или на 18,4 %. В 2015 году данный показатель по сравнению с 2014 годом вырос - абсолютный прирост составил 242860 тыс. руб., относительный 28,4 %. Показатель на протяжении всего периода анализа не имел четко выраженной динамике, однако, наиболее успешной была деятельность предприятия в 2015 году, когда значение показателя составляло 1097201 тыс. руб. Розничный товарооборот в абсолютных значениях снизился на конец отчетного периода по всем товарным группам.
Структура розничного товарооборота претерпела незначительные изменения в течение анализируемого периода времени, она характеризуется относительным постоянством, что оценивается положительно, свидетельствуя о стабильной деятельности торгового комплекса.
Способами приращения объемов розничного товарооборота ООО «-» могут стать:
- наращивание объёмов торговли;
- рациональное и эффективное использование торгового и технологического оборудования;
- рациональное и эффективное использование торговых и складских площадей;
- частота и своевременность поступления оборотных средств на предприятие;
- своевременное и правильное изучение спроса на реализуемую продукцию;
- повышения уровня ответственности за выполнения договоров поставки и т.д.
В отчетном году величина валового дохода сократилась на 25367 тыс. руб. или на 21,2 % и составил 94033 тыс. руб. В 2015 году валовый доход вырос на 36604 тыс. руб. по сравнению с 2014 и составил 119400 тыс. руб., темп роста составил 44,2 %. Таким образом, четко выраженной тенденция изменения нет.
В 2016 году показатель себестоимости продаж снизился по сумме, но незначительно вырос по уровню: по сравнению с 2015 годом на 182458 тыс. руб. и на 0,3 % соответственно и составили 795343 тыс. руб. по сумме и 89,4 % по уровню к величине розничного товарооборота. В 2015 году себестоимость продаж росла по сумме и снижалась по уровню к показателю 2014 года и составила значение 977801 тыс. руб. и 89,1 % , соответственно, это больше, чем в 2014 году на 206256 тыс. руб. и меньше на 1,2 %, относительный прирост показателя по сумме на конец отчетного года составил, соответственно, 26,7 % и относительное снижение по уровню составило 1,3 %. Таким образом, в динамике себестоимости продаж не наблюдается устойчивой тенденция данного показателя.
Для ООО «-» резервами снижения показателя себестоимости продаж и коммерческих расходов являются:
– неуклонное повышение качества обслуживания покупателей и расширение ассортимента товаров;
– развитие новых форм продажи бытовой техники и электроники, расширение линейки программ стимулирования потребителей;
– повышения эффективности использования оборотных средств и ускорения их оборачиваемости;
– рационализация процесса товародвижения.
Величина показателя прибыли от продаж (см. таблицу 2) в 2016 году составила 9161 тыс. руб., что на 19864 тыс. руб. или на 68,4 % меньше, чем в 2015 году. В 2014-2015 гг. прибыль от продаж выросла с 14896 до 29025 тыс. руб. или на 94,9 %. То есть, не наблюдается устойчивой динамики показателя в течение всего анализируемого периода, но снижение показателя в конце анализируемого периода оценивается отрицательно, и является следствием превышения темпов роста суммы и уровня себестоимости продаж над темпами роста объёмов розничного товарооборота и темпами роста величины и уровня валового дохода предприятия.
Уровень прибыли от продаж товаров в 2016 году составил 1,0 %, что меньше, чем в 2015 году на 1,65 %. В 2015 году показатель был больше, чем в 2014 году на 0,95% и составлял 1,7 %. То есть, в начале анализируемого периода на каждые 100 руб. розничного товарооборота предприятие получало 1,7 руб. прибыли от продаж, а в 2016 году на каждые 100 руб. товарооборота – 1,0 рубля, однако, показатели рентабельности продаж за анализируемый период 2014-2016 гг. не значительны, что свидетельствует о низкой доходности реализуемой продукции.
На конец анализируемого периода чистая прибыль составила 11614 тыс. руб., что меньше, чем в 2015 году на 16963 тыс. руб. или на 59,4 %. В 2014-2015 гг. чистая прибыль выросла на 19619 тыс. руб. или в 3,2 раза. Такой значительный рост показателя чистой прибыли произошел, в том числе, за счет существенного роста прочих доходов предприятия, величина которых в 2015 году выросла по сравнению с 2014 годом в 3,4 раза и составила 13908 тыс. руб. и сокращения прочих расходов за этот же период на 703тыс. руб. или 10,6 % относительно уровня 2014 года. То есть, не наблюдается устойчивой динамики показателя чистой прибыли в течение всего анализируемого периода, однако, снижение его значения в конце анализируемого периода должно оцениваться отрицательно, что может свидетельствовать об ухудшении состояния предприятия и снижении, в целом, эффективности его торгово-экономической деятельности.
В 2016 году среднегодовая стоимость основных производственных фондов ООО «-» составила 1731 тыс. руб., что меньше аналогичного показателя предшествующего года на 287 тыс. руб., относительное снижение показателя составило 14,2 %. В 2015 году по сравнению с 2013 годом значение показателя выросло на 461 тыс. руб., относительное снижение составило 29,6 %. Таким образом, в динамике нет изменения показателя, однако, его снижение в отчетном году что оценивается отрицательно, свидетельствуя о сокращении торгово-технологического потенциала торгового комплекса «-»
Среднегодовая величина оборотных средств ООО «-» в отчетном 2016 году составила 396 тыс. руб., что меньше значения показателя 2015 года на 91 тыс. руб., относительное изменение показателя по уровню к прошлому году составило 18,7 %. В предшествующем периоде абсолютный прирост показателя составил 19 тыс. руб., относительный – 4,1 %. Таким образом, динамика показателя не характеризуется устойчивой тенденцией (см. таблицу 2), что, не может оцениваться положительно и свидетельствовать о наращивание масштабов и потенциала торговой деятельности предприятия.
С каждого рубля, вложенного в основные средства, ООО «-» в 2015 году имело 5,8 руб. розничного товарооборота (см. таблицу 2), по сравнению с 2015 годом, когда величина показателя составляла 5,0 руб., она в абсолютных значениях возросла на 0,8 руб., в 2015 году по сравнению с 2014 годом абсолютное снижение показателя составило 1,4 руб. Таким образом, не наблюдается устойчивой динамики показателя фондоотдачи в течение всего анализируемого периода, но рост показателя в конце отчетного периода оценивается положительно и свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств ООО «-».
В 2016 году среднесписочная численность работников ООО «-» составила 86 человек (см. таблицу 2), величина показателя не изменилась с прошлого года, но по сравнению с началом анализируемого периода показатель среднесписочной численности персонала сократился на 2 чел., темп снижения в 2015 году составил 2,3 %. Таким образом, не смотря на достаточно сложную ситуацию в стране и республике в экономической сфере, руководство предприятия сочло возможным в последние два года сохранить численный состав своих кадров.
Фонд оплаты труда работников в 2016 году составил 29439 тыс. руб. Это больше прошлогоднего периода на 3740 тыс. руб. или на 14,5 %. В предшествующем периоде фонд оплаты труда вырос с 16975 до 25699 тыс. руб. Темп роста составил 51,3%. Таким образом, в динамике показателя наблюдается тенденция роста фонда оплаты труда, что оценивается отрицательно на фоне сокращения среднесписочной численности персонала и роста его среднемесячной заработной платы, но обусловлена эта ситуация была тем, что прирост фонда оплаты труда осуществлялся быстрее, чем прирост розничного товарооборота, что свидетельствует об отсутствии грамотной кадровой политики на предприятии.