Файл: 10. Вопросы квалификации вещноправовых режимов по формам собственности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выделяю отличительные особенности каждого источника финансирования и предложены рекомендации по выбору инвестиционных ресурсов.

Во-первых, большинство инвестиционных проектов характеризуется довольно продолжительным сроком реализации, что соответственно определяет и долгосрочное отвлечение финансовых средств на инвестиционные цели. В этом случае лучше воспользоваться долгосрочными кредитами и займами, финансовым лизингом.

Во-вторых, предоставление инвестиционных ресурсов на длительный период формирует для кредитора более высокий уровень финансового риска, что существенно повышает стоимость заемных инвестиционных ресурсов и определяет необходимость более надежного их обеспечения. В связи с этим, стоимость предполагаемого долгосрочного заемного капитал на отечественном финансовом рынке часто превышает и стоимость собственного капитала, и прогнозируемый инвестиционный доход.

И, наконец, следует учитывать прогнозируемые пропорции объемов реального и финансового направлений инвестирования. Если реальное инвестирование осуществляется преимущественно за счет собственных внутренних инвестиционных ресурсов, то финансовое - за счёт более широкого круга как собственных, так и заемных средств.

Таким образом, одной из актуальных проблем настоящего времени является проблема безопасности и риска инвестиционных проектов. Особое внимание правительство Российской Федерации уделяет проблеме защиты имущественных интересов инвесторов, как российских, так и зарубежных. Это связано с тем, что в связи с активным развитием рынка инвестиций зафиксировано большое количество мошенничества со стороны компаний, реализующих инвестиционные проекты.

Для инвестора оценка и анализ риска является важнейшим этапом и моментом при принятии решения о вложении денежных средств в реализацию инвестиционного проекта. Инвестор должен оценить не только риск, но и показатели экономической эффективности, которые дадут полную информацию о проекте, на основании которой инвестор сможет принять решение и ответить на главный для него вопрос - стоит ли вкладывать средства и ресурсы в проект.


  1. В чем суть транснациональных режимов права частной собственности?

Альтернативные режимы собственности создают различные стимулы для индивидов, и, меняя режимы прав собственности,


Общедоступная собственность

Доступ к этой собственности открыт всем, и никто не может быть исключен из пользования ресурсом, при этом доступ регу­лируется принципом: «первый занял, первый воспользовался».

«Общедоступные ресурсы производят ограниченное количество единиц ресурса, так что ис­пользование его одним лицом уменьшает количество ресурсов, до­ступных другим».

Индивиды, использующие общий ресурс, имеют слабые сти­мулы к долгосрочным инвестициям в сохранение и умножение ресурса, поскольку они не могут воспользоваться результатами своих вложений.

Ценность ресурсов в общей собственности снижается так же вследствие того, что обмен ограничен из-за отсутствия прав соб­ственности.

Более того, размещение ресурсов, находящихся в общедо­ступной собственности, не будет эффективным с точки зрения ис­пользования их во времени.

Если ресурсы находятся в общей собственности, исключительные права на них не установлены и нет соответствующих рыночных цен, то стимулы к тому, чтобы откла­дывать использование ресурса на будущее, будут очень слабые.

Ценность общей собственности также сокращается вслед­ствие неопределенности в отношении прав собственности.

1. Одним из институциональных решений проблемы общей собственности может быть установление частных прав собствен­ности на ресурс.

2. Возможна так же централизация принятия решений по поводу использования общей собственности, например, прини­мать решение может единовластный правитель. Между первым и вторым крайними решениями возможны так же промежуточные решения в виде, например, общинной (коллективной) собствен­ности, которая будет рассмотрена ниже.

3. Проблему внешнего эффекта, приводящего к утечке ренты можно решить с помощью регулирования путем введения налога или установления квот.

Примером подобного институ­ционального решения может служить налог, который владельцы автомобилей платят в зависимости от объема двигателя.

  1. Наконец, в качестве институционального решения про­блемы могут выступать неформальные правила, регулирующие использование ресурса.

Коллективная (общинная) собственность

Принципиальное значение имеет то, кто наделен исключительными правами. При режиме коллективной (общинной) собственности исключительными правами на ресурс обладает определенная группа людей. Коллективную собствен­ность можно так же определить, как общую собственность с закры­тым доступом.

Примером коллективной собственности может служить соб­ственность на высокогорные альпийские луга, которой сообща владеют жители деревни. Установление частных прав собствен­ности в данном случае было бы неэффективно, и жители деревни выбрали институт общинной собственности. Строгий контроль, предотвращение чрезмерного использования ресурса и осущест­вление совместных инвестиций в поддержание общего ресурса (луга удобряются, производится прополка сорняков, сооружают­ся и ремонтируются дороги) позволили сохранять продуктивность земли в течение столетия.

- При общинной собственности устанавливаются исклю­чительные права общины на ресурс, и нужно решить проблему исключения других лиц из доступа к ресурсу. Возникает необ­ходимость в правилах, которые определяют, кто имеет доступ к данному ресурсу, т.е. необходимо установить четко определенные границы собственности. При коллективной собственности может возникнуть проблема безбилетника. При коллективной собственно­сти издержки защиты прав собственности будут относительно бо­лее низкими, по сравнению с частной собственностью, поскольку при коллективной собственности возникает эффект экономии от масштаба, благодаря тому, что функции исключения других лиц и защиты прав собственности берет на себя специально выделенная для этого часть группы.

- Нужно решить проблему ограничения интенсивности ис­пользования ресурса внутри данного сообщества. Для этого не­обходимо принять правила, ограничивающие использование ре­сурса и создать институциональную структуру, обеспечивающую выполнение этих правил.

При общинной собственности возможно возникновение проблем со стимулами отдельных членов группы, которые имеют важные поведенческие последствия.

- Если член группы не обладает исключительными правами на доход, и действует уравнительный принцип распределения дохо­да, то возникает проблема недостаточного использования ресурса, поскольку каждый член группы будет снижать свой трудовой вклад, рассчитывая на других.

- Если будет выбран принцип распределения дохода в соот­ветствии с затратами усилий, то снова возникает проблема чрез­мерного использования ресурса, которая приведет к его истоще­нию (здесь снова проявится эффект свободного доступа).

Поэтому при коллективной собственности очень важную роль играет согласованность между правилами, которые распре­деляют выгоды, и правилами, которые распределяют издержки.

Устойчивость и жизнеспособность общинной собственности зависит от размеров группы и от степени её однородности. Если группа однородная и небольшая (например, в рамках деревни), то режим общинной соб­ственности может быть довольно эффективным.

Характеристики участников группы, которые положительно влияют на функционирование системы общинной собственности.

1. Точная информация о состоянии ресурса и ожидаемом по­токе выгод и издержек доступна участникам группы с низкими из­держками её получения.

2. Участники осознают потенциальные выгоды и риски, свя­занные с сохранением общинной собственности, и могут сравнить их с последствиями возможного изменения норм и правил.

3. В группе действуют нормы взаимности и доверия, которые могут быть использованы как первоначальный социальный капитал.

4. Группа, использующая ресурс, относительно стабильна.

5. Участники группы планируют жить и работать в данном месте в течение длительного периода (а в некоторых случаях рас­считывают на то, что их потомки будут жить в этом месте), поэто­му обладают низкой нормой дисконта.

6. Участники используют правила принятия коллективных ре­шений, которые находятся между двумя крайними полюсами - еди­ногласие и диктатура, и тем самым избегают высоких трансакцион­ных издержек достижения единого решения или высоких издер­жек, связанных с лишением прав.

7. Участники группы могут создать относительно точный и дешевый механизм контроля и наказания.

В условиях общедоступной соб­ственности действуют слабые стимулы к созданию более сложных технологий и к обучению. Исключительные права собственно­сти, в отличие от общедоступной собственности, создают прямые стимулы к повышению эффективности и производительности, к овладению новой техникой и приобретению новых знаний.

Частная собственность

Частная собственность характеризуется наиболее высокой степенью исключительности. Собственник может исключить всех других лиц из пользования ресурсом, т.е. запретить осуществление ими того или иного правомочия без получения согласия собствен­ника.

При частной собственности обеспечивается исключитель­ность права получения плодов, приносимых активом.

Если собственник будет чрезмерно эксплуатировать свое имущество, то в будущем поток доходов от этого имущества уменьшится. Поэтому собственник заинтересован в учёте всех последствий принимаемых им решений - как положительных, так и отри­цательных. В случае неблагоприятного исхода разделить потери будет не с кем. Здесь действует сильный экономический стимул, который обеспечивает эффективность принимаемых решений - положительные решения будут преобладать над отрицательными решениями, и благосостояние общества будет расти.

В обыденной жизни мы встречаем массу подтверждений этой идеи об эффек­тивном использовании ресурсов в частной собственности. Люди лучше заботятся о собственных домах, чем о тех, которые они арендуют. То же самое можно сказать об использовании компью­тера на работе и дома.

При частной собственности существует исключительность права отчуждения собственности, передачи её другим лицам по вза­имно согласованной цене.

Конституционная гарантия частной собственности разруша­ет связь между экономическим богатством и политической вла­стью. Поэтому ресурсы мо­гут направляться не на приобретение политической власти, а на производственные цели, что способствует повышению эффектив­ности экономики.

Факторы, значимые для установления режима частной собственности

Выделим те факторы, которые значимы для установления права частной собственности:

- величина потерьвызванных тем, что ресурс находится в общедоступной собственности;

- характер переговорного процесса, в ходе которого проис­ходят институциональные изменения, а так же величина сопрово­ждающих их трансакционных издержек;

- величина издержек спецификации и защиты прав собствен­ности.

Величина потерь служит основным мотивом к установлению исключительных прав собственности. Чем больше ожидаемые вы­годы, тем больше вероятность того, что будет найдено совместное решение проблемы общей собственности. Но часто действие это­го фактора означает, что потери уже стали настолько значитель­ными, что выгода от коллективных действий перевешивает все другие соображения.

Характер переговорного процесса. Вероятность договориться выше в том случае, когда не возникают серьезные перераспреде­лительные конфликты. Распределение выигрыша от институцио­нального изменения - это основная проблема, которая опреде­ляет успех совместных действий. Для того чтобы решить пробле­му общей собственности, нужно исключить кого-то из доступа к ресурсу. Другие лица, возможно, должны будут каким-то образом ограничить свое использование ресурса.

Существуют разные способы раздела общедоступной собственности:

При разделе общедоступной собственности могут быть ис­пользованы следующие способы:

1. пропорциональный раздел ресурса в соответствии с той до­лей, которую имел каждый из тех, кто сообща использовали этот ресурс в ситуации, предшествовавшей разделу;

2. равный раздел ресурса, в соответствии с которым, каждый пользователь получает одинаковую долю общего ресурса;

3. ограничение числа пользователей, когда ресурс присваива­ется небольшой группой наиболее влиятельных или обладающих наибольшей силой лиц.

Считается, что пропорциональный раздел - это наиболее приемлемый вариант для традиционных пользователей.

При равном разделе могут пострадать те лица, которые ис­пользовали ресурс более интенсивно, чем другие.

Раздел, при котором некоторые пользователи исключаются из доступа к ресурсу, чреват серьезными конфликтами, поскольку часть традиционных пользователей ресурса теряет к нему доступ.

Государственная собственность

Режим государственный собственности так же предполагает ис­ключительность прав собственности. Из доступа к ресурсам исклю­чены все лица, которые не являются гражданами данного государ­ства. Кроме этого все граждане государства как частные лица также исключены из доступа к государственным ресурсам. Доступ к ограниченным ресурсам регулируется ссылкой на коллективные интересы общества в целом. Исключение граждан государства как частных лиц из доступа к ресурсам, в отли­чие от коммунальной собственности, где использование ресурса мо­жет регулироваться неформальными правилами, при государствен­ной собственности должно быть закреплено в формальных прави­лах, установленных государством.

Государственной собственностью управляет бюрократия, а проконтролировать ее сложно. Очень высоки издержки внутрен­него управления государственной собственностью, процедура принятия решения по оперативному управлению ею чрезвычайно сложна. Серьезную проблему представляет согласование интере­сов совладельцев, решение которой зависит от соотношения по­литических сил.

Те лица, которые, в конечном счете, будут чувствовать на себе все выгоды и издержки, связанные с решениями, принятыми государствен­ными служащими, - это все граждане государства.

В зависимости от организации системы контроля может воз­никнуть существенное различие между правом государственной собственности де-юре и этим же правом де-факто. Формально ресурсы могут находиться в государственной собственности, в то время, как фактически может действовать как режим свободного доступа, так и коммунальной или частной собственности.

Меняя режимы собственности, можно воздействовать на поведение людей, поскольку альтернативные режимы собственности порождают различную структуру стиму­лов. Однако нельзя выбирать в качестве эталона для сравнения один из режимов собственности.