Файл: Содержательные теории мотивации и их применение в практике управления.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 451
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава. 1. Теоретические аспекты теорий мотивации персонала
1.1 Понятие и сущность мотивации, как функции управления
1.2 Появление и значение теорий мотивации
1.3 Использование содержательных теорий мотивации в современной практике управления
Глава 2. Система мотивации персонала
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «2М»
2.2 Существующая система мотивации в ООО «2М»
В целях исправления сложившейся ситуации необходимо усовершенствование методов мотивации сотрудников посредством проведения опроса востребованного персонала и определения способов более эффективной работы сотрудников и повышения производительности труда каждой отдельной личности.
Для проведения опроса определяются следующие вопросы:
- Необходимы ли изменения в рабочем процессе?
- Устраивает ли уровень заработанной платы?
- Что является самым главным демотиватором в работе?
По результатам проведенного опроса определится внутренняя ситуация в компании и возникнет понимание со стороны руководства о дальнейших действиях по повышению уровня мотивации в отношении каждого работника.
В качестве мероприятий, направленных на достижение поставленной цели, возможно проведение корпоративных праздников для укрепления взаимоотношений в коллективе, поездок на отдых по льготным ценам.
Система стимулирования, используемая в компании, включает в себя следующие направления в виде:
1) материального стимулирования:
- размера заработной платы;
- премирования;
- дисконтных карт на продукцию;
- материальной помощи;
- медицинского обслуживания.
2) социального стимулирования:
- продвижения по карьерной лестнице;
- морального поощрения.
1. Оплата труда в компании осуществляется в соответствии с вкладом каждого сотрудника в обеспечение успеха и процветание ресторана в целом с соответствующим вознаграждением за работу.
Следовательно, изменение размера заработной платы имеет прямую зависимость от оценки качества работы каждого работника. Следует отметить, что в компании осуществляет выплата ежемесячного бонуса по итогам деятельности ресторана. Данная премия характеризуется конкурентоспособностью на рынке, являясь эффективной мотивацией сотрудников. Повышение уровня заработной платы в основном проводится в компании путем применения мер, связанных с поощрением при достижении высокого качества работы.
В случае корректировки уровня заработной платы в компании также основываются на различных рыночных факторах, способствующих поддержанию доходов персонала на соответствующем уровне, а также предоставляющих возможность привлечения и сохранения лучших работников.
2. Ежемесячная премия выплачивается руководством компании только одному сотруднику, достигшему самого высокого показателя по качеству работы.
3. Персоналу компании предоставляется право на получение скидки на ресторанное меню, за исключением сотрудников, обедающих на бесплатной основе.
Размер скидки составляет двадцать процентов. Скидка предоставляется при предъявлении сотрудником своей дисконтной карты.
4. В случае рождения ребенка сотруднику компании осуществляется выплата однократной материальной помощи в размере пяти тысяч рублей, при вступлении в брак – в размере четырех тысяч рублей, в случае смерти близких родственников - в размере шести тысяч рублей.
5. В компании применяется система продвижения по карьерной лестнице, заключающаяся в переводе сотрудника, имеющего стаж работы на предприятии в размере 1,5 года в отсутствии дисциплинарных взысканий, на более высокую должность с повышением заработной платы.
6. Персоналу компании предоставляется право доплаты либо изменения условий страхования, а также подключения к страховке близких родственников. Стандартные сетевые карты предоставляют право получения услуг по медицинскому обслуживанию в медицинских учреждениях в соответствии с перечнем компании «Югория».
7. Лучший работник по итогам года получает грамоту в качестве морального поощрения. Награждение проводится на общем собрании трудового коллектива.
Для выявления проблем по стимулированию персонала проводится опрос сотрудников, в котором участвуют действующие работники компании, за исключением руководителя, в количестве двадцати двух человек. Результаты проведенного опроса представляются на рисунке 4.
Рисунок 4 – Результаты опроса персонала ресторана
Представленные результаты свидетельствуют, что, несмотря на мнение большей части сотрудников о нормальной оценке их работы, процент респондентов, считающих по-другому, также является близким к этому значению. Кроме того, выявляется существенный процент респондентов, считающих, что их работа вообще не подвергается оценке, что означает полное отсутствие настроя на успешную работу и небольшое стимулирование. Соответственно, необходима разработка мероприятий, направленных на повышение качества работы персонала.
Следует подчеркнуть, что используемая в ресторане система мотивации является малоэффективной, соответственно, необходимо осуществление разработки новых стимулирующих методов. К примеру, увеличение перечня нематериальных стимулов в виде повышения квалификации, карьерного роста.
Следовательно, в рассматриваемой компании сотрудники являются немотивированными. В первую очередь, персонал ресторана выполняет свои должностные обязанности, характеризуясь нежеланием к расширению пределов своих полномочий. Также сотрудники ресторана отличаются полным отсутствием инициативы. Все попытки со стороны руководителей изменить ситуацию приводят лишь к молчаливому сопротивлению персонала. Несмотря на стремительный рост компании на рынке отмечается отсутствие ее внутренней динамики.
2.3 Направления совершенствования мотивации персонала
ООО «2М»
Система мотивации включает в себя два основных блока: материальное и нематериальное стимулирование.
Результаты проведенного анализа в компании свидетельствуют о неэффективности системы мотивации, используемой в настоящее время в компании и необходимости разработки новых стимулирующих методов.
Далее подробно рассматриваются стимулы, положительно влияющие на кадровую мотивацию:
- Поздравления с днем рожденья с размещением списка именинников на информационном стенде и вручением подарка от коллектива руководителем ресторана.
- Использование витрины успехов (доски почета) с размещением газетных статей о работе компании, а также отзывов клиентов.
- Объявление легенд компании, представляющихся сотрудниками, имеющими длительный стаж работы на предприятии и внесшими значительный вклад в создание и развитие компании.
- Привлечение персонала к принятию управленческих решений посредством проведения опросов, анкетирования, обсуждения с работниками стратегии компании либо информирования их дальнейших планах, рассмотрения предложений коллектива.
Указанные мероприятия не нуждаются в больших финансовых расходах, соответственно, их проведение является выбором руководителя компании.
Цель следующей группы стимулов заключается в улучшении условий труда:
- Улучшение организационно-технических условий рабочих мест.
- Организация обучающих мероприятий внутри компании, а также с привлечением внешних консультантов.
- Проведение корпоративных праздников.
Усовершенствование организационно-технических условий рабочих мест заключается в модернизации основных средств, для проведения которой необходимо приобретение современной компьютерной техники и нового автомобиля для доставки продукции. В настоящее время имеющаяся на балансе компьютерная техника является устаревшей. Соответственно, приобретение даже одной компьютерной единицы способствует существенному улучшению производственного процесса. Расходы, связанные с приобретением компьютера и установкой соответствующей программы, составят семьдесят тысяч рублей. В результате прогнозируется рост выручки на десять процентов.
Цель обучающих мероприятий заключается в развитии сотрудников для наиболее эффективного решения текущих и перспективных производственных задач.
Практический опыт деятельности крупных сетей и некоторых предприятий гостиничного бизнеса свидетельствует о достижении при непрерывной системе обучения специалистов стабильной работы кухни даже при увольнении шеф-повара.
Отличие профессионального обучения заключается в принципе накопления и формировании определенного набора знаний и умений. Построение данного процесса осуществляется в виде информационно-развивающей работы и предусматривает проведение специальных обучающих программ с привлечением более опытных и квалифицированных специалистов. Для проведения обучения привлекается известный шеф-повар. Расходы, связанные с организацией обучения, составят восемьдесят тысяч рублей. По результатам обучения имеет возможность включения в меню новых блюд, обуславливающих увеличение выручки ориентировочно на пятнадцать процентов.
Далее проводится экономическая оценка эффективности деятельности компании.
В таблице 2 представляются прогнозируемые расходы, связанные с внедрением предложенных мероприятий:
Статья затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Ожидаемый доход, процентное соотношение |
Приобретение компьютера для модернизации обработки данных |
70 |
10 |
Организация обучающего процесса повара |
80 |
15 |
ВСЕГО |
150 |
25 |
Таблица 2 – Затраты, связанные с внедрением мероприятий
Затем рассчитывается повышение выручки в случае реализации предлагаемых мероприятий. В настоящее время средняя выручка компании составляет три тысячи рублей ежемесячно.
Соответственно, при реализации первого этапа мероприятий увеличение составит триста тысяч рублей, при выполнении второго этапа – четыреста пятьдесят тысяч рублей, третьего этапа – сто пятьдесят тысяч рублей.
Общее повышение выручки составляет девятьсот тысяч рублей.
Далее осуществляется сравнение доходов с затратами посредством расчета эффективности предлагаемых мероприятий:
Эффективность (Э) = Результат (Р) / Затраты (З) (4) Э = 900 000 / 150 000 = 6,0
Результаты расчета свидетельствуют о наполнении каждого, потраченного на мероприятия рубля, 4,97 рубля дополнительной выручки.
Реализация в компании предлагаемых мероприятий, направленных на улучшение кадровой мотивации, представляет собой достаточно выгодный процесс, способствующий повышению эффективности труда коллектива и увеличению прибыли. Соответственно, предлагаемые мероприятия целесообразно применять на практической деятельности.
Показатели эффективности предлагаемых мероприятий представляются в таблице 3:
Показатели |
Значение |
Выручка, руб. |
900 000,00 |
Затраты, руб |
150 000,00 |
Эффективность, коэффициент |
6,0 |
Таблица 3 - Показатели эффективности предлагаемых мероприятий
Таким образом, совершенствование программы кадровой мотивации рассматриваемого ресторана обуславливает улучшение экономических показателей деятельности компании, способствует повышению эффективности труда, раскрытию трудового потенциала работников и повышению стабильности компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первая глава работы посвящается рассмотрению термина мотивация и анализу современных содержательных и процессуальных теорий мотивации, которые очень важны для современного менеджмента. Данные теории играют очень важную роль в процессе мотивации и стимулирования любого рабочего коллектива, ибо успех любой работы напрямую зависит от того, насколько сильно каждый сотрудник заинтересован в своей работе: чем более позитивно реализуются нужды и потребности каждого работника, тем выше эффективность его труда, а, следовательно, и всего предприятия.
Также осуществляется рассмотрение методов стимулирования и мотивации сотрудников в компании (материальных и нематериальных), результаты которого свидетельствуют о необходимости акцентирования внимания современным менеджером на каждого сотрудника в коллективе, выявления у персонала творческих способностей, положительных сторон, хороших качеств, достигнутые результаты. Данная оценка должна являться максимально объективной, основываясь на конкретных, точных показателях и данных.
Вторая глава посвящается рассмотрению применения содержательных теорий в практике управления на примере компании ООО «2М», а именно на доставке питания «Мастер-фуд». Также дана общая характеристика ресторана, проведен анализ системы управления персоналом данной компании, а также изучены системы по мотивации персонала, которые применяются в предприятии общественного питания. При исследовании системы мотивации в данной компании выявляется, что она характеризуется небольшой эффективностью. Соответственно, разрабатываются следующие предложения по ее совершенствованию в качестве: