ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство связи
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
(СибГУТИ)
Кафедра ПММ
Допустить к защите
Заф.каф.____________ С.Г. Ситников
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
БАКАЛАВРА
Анализ конкурентной среды на рынке услуг связи
Пояснительная записка
Студентка Изотова Ольга Анатольевна /……………../
Факультет Инженерно-экономический Группа ЭМ-24
Руководитель Сафонова Лариса Александровна /……………./
Новосибирск 2016 г.
2
Содержание
Введение ................................................................................................................... 3 1 Понятие конкуренции и конкурентной среды .................................................. 4 1.1 Понятие и сущность конкуренции ............................................................... 4 1.2 Конкуренция и конкурентные силы ............................................................. 9 1.3 Экономическая сущность конкурентоспособности ................................. 13 1.4 Качество- важнейший фактор конкурентоспособности товара .............. 17 1.5 Конкурентный анализ .................................................................................. 20 2 Характеристика методических подходов к оценке конкурентной среды .... 24 2.1 SWОT-анализ ............................................................................................... 24 2.2 Матрица BCG ............................................................................................... 30 2.3 Метод анализа иерархий (МАИ) ................................................................ 34 2.4 Конкурентная модель рынка по М. Портеру ............................................ 38 2.5 PEST - анализ ................................................................................................ 42 3 Анализ конкурентной среды на рынке услуг мобильной связи .................... 47 3.1 Краткая характеристика основных игроков на рынке мобильной связи города Иркутск ................................................................................................... 47 3.2 Оценка конкурентной позиции с помощью метода анализа иерархий
(МАИ)…………………………………………………………………………….52 3.3 SWОT- анализ компании «Теле-2» ............................................................ 61 3.4 Разработка матрицы Bоstоn Cоnsulting Grоup (BCG) ............................... 69
Заключение ............................................................................................................ 73
Список использованных источников .................................................................. 75
Приложение А- Матрицы парных сравнений экспертов……………...………77
Приложение Б - Матрицы парных сравнений по критериям...……………….79
3
Введение
Анализ конкурентной среды очень важен для бизнеса. Необходимо проводить прогнозирование динамики поведения того или иного сегмента рынка либо оценку настоящей ситуации. Компании-операторы мобильной связи и другие телекоммуникационные компании нуждаются в проведении анализа конкурентной среды для поддержания конкурентоспособности и выявления сильных и слабых сторон.
Например, крупная телекоммуникационная компания решает расширить пакет предоставляемых услуг. Если раньше она предлагала мобильную голосовую связь, то теперь планирует обеспечивать доступ и в
Интернет по сети Wi-Fi. Необходимо найти ответы на важные вопросы: какова конкурентная ситуация в данном сегменте рынка; соответствует ли спрос предложению; довольны ли настоящие пользователи Интернета качеством предоставляемых услуг; удастся ли переманить людей, предложив более выгодные условия. На эти и многие другие вопросы можно ответить, проведя анализ внешней и внутренней среды.
Целью дипломной работы является анализ конкурентной среды компаний – операторов услуг мобильной связи.
Оценка потенциальных возможностей компании, работающей на конкурентном рынке, всегда актуальна в первую очередь руководству компании при оперативном планировании его развития. Речь может идти об обеспечении сбалансированного развития сети территориальных подразделений, занимающихся производством и сбытом услуг, для максимального уровня доходности.
В своей дипломной работе я более подробно рассмотрела методы анализа конкурентной среды и провела анализ наиболее крупных телекоммуникационных компаний, поставляющих услуги мобильной связи города Иркутск. Конкурентоспособность компании считается одним из главных факторов здоровой работы компании. В дипломной работе ставились задачи оценки конкурентной среды поэтапно: определение основных игроков рынка; определение концентрации рынка; проведение исследований разными методами для определения вида конкуренции на рынке, определение доминирующей компании и компании-аутсайдера.
Проведён анализ сильных и слабых сторон лидирующей компании на рынке, для определения задач в разработке будущей стратегии работы компании, для того чтобы сохранить свои лидирующие позиции.
4
1 Понятие конкуренции и конкурентной среды
1.1 Понятие и сущность конкуренции
Образование полноценной конкурентной среды на товарных рынках является непременным условием развития рыночных отношений, которые характеризуются достижениями экономической эффективности, качественного удовлетворения растущих потребностей потребителей товаров и услуг.
Благодаря конкуренции производители стремятся использовать методы, направленные на снижение издержек производства.
Конкуренция – фактор, определяющий условия работоспособности того или иного рынка; соревнование между товаропроизводителями за наиболее выгодные области использования капитала, рынки сбыта, источники сырья.
Конкуренцию подразделяют на ценовую основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую, которая характеризуется совершенствованием качества продукции и условий ее продажи. Ценовая конкуренция берет свое начало со времен свободного рыночного соперничества, когда однотипные товары продавались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижая цены на свой товар, по сравнению с товаром своих конкурентов, промышленник или торговец тем самым привлекал к себе внимание и отвоевывал место на рынке.
В современном мире ценовая конкуренция уступила место неценовым методам конкурентной борьбы. Конечно, это не исключает на современном этапе наличия «войны цен», она существует, но не явно. Объясняется это тем, что «война цен» возможна только до того момента, пока предприятие имеет возможность снижать себестоимость товара. Как только она исчерпает свои резервы, это неизбежно приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирмы, и кульминация – разорение. Поэтому фирмы предпочитают не вести ценовую конкуренцию открыто.
Рыночная экономика подразумевает действие каждого предприятия в определенной конкурентной среде. Факторы этой среды производят на каждое конкретное предприятие свое влияние.
При переходе к рыночным отношениям в отечественной экономике особое значение при образовании новых предпринимательских структур имеет создание конкурентной среды. То, что конкуренция – движущая сила рынка, с этим не приходится спорить. Так же она является источником получения дополнительных средств для инвестиционной деятельности компании, что так же является немаловажным фактором. Рыночное равновесие в сторону продавца, а не покупателя усиливается в том случае, когда число контролирующих рынок фирм будет меньше.
Что такое конкуренция? Определений много, так как понятие сложное и многогранное. Сколько экономистов, столько и мнений. Многие определяют конкуренцию борьбой субъектов рынка за достижение своих целей: получение больших прибылей, организацию лучших поставок ресурса, выгодного сбыта товара и т.д. Классическое пояснение понятия «конкуренция» в толковом
5 словаре представлено более упрощенно – как соревнование на рынке. По нашему опыту «конкуренция» - это борьба товаропроизводителей и других субъектов рыночной среды за получение максимальных прибылей путем удовлетворения разных потребностей потребителей, используя при этом в полной мере собственные ресурсы и возможности внешней среды, устраняя собственные слабые стороны и угрозы извне. Субъекты конкурентной борьбы и есть конкуренты.
Очень важное место в стратегическом управлении организацией является изучение конкурентов. Так или иначе, организации приходится с ними бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое дальнейшее выживание. Изучая конкурентов, мы выявляем их слабые и сильные стороны и на этом строим свою стратегию борьбы. Находясь в рыночной среде предприятию никак нельзя расслабляться.
Многие факторы влияют на взлеты и падения организации: изменяющиеся демографические условия, жизненная потребность в тех или иных товарах и услугах, распределение доходов населения их платежеспособность, проблемность проникновения на рынок и уровень конкуренции в отрасли.
Чтобы не потерять клиентов предпринимателю приходится с большим уважением относиться к запросам потребителей. Конкуренция является стимулом для совершенствования и обновления своих товаров, повышая их качество, снижая на них цены, улучшая систему обслуживания. Все это является показателем добросовестной конкуренции, которая уважает права потребителей на выбор и соблюдает установленные обществом принципы и правила.
Предприятия можно сравнить с живыми организмами, которые согласно теории эволюции Ч.Дарвина, сохранились и выжили лишь потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. Так же и организации вынуждены приспосабливаться к существующей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
Конкуренция выполняет функции, которые определяют ее сущность:
1. функция размещения - распределяет по количеству ресурсы в те отрасли, где имеется на них спрос.
2. распределительная – дает возможность успешным предприятиям получать доходы, а тем предприятиям, у которых продукция не пользуется спросом, не избежать банкротства.
3. инновационная функция – стимулирует предприятия к внедрению новых технологий, выпуску новой продукции, повышению качества продукции и услуг.
4. контрольная функция - является средством исключения монопольной власти на рынке: например – монополист, назначая цену рискует потерять покупателя, который имеет возможность выбора среди множества продавцов-конкурентов.
Как уже говорилось выше основные методы конкурентной борьбы это: выход на рынок с новым ассортиментом, улучшенного качества и дизайна,
6 снижение цен. Реклама – яркая и эффективная, так же играет немаловажную роль в конкурентной борьбе. Особенностью современной конкуренции является то, что в ней принимает участие государство, и она регулируется механизмом законодательства.
Конкуренция выступает, как рыночный регулятор, так как она может воздействовать на цену, устранять нестабильное соотношение спроса и предложения, тем самым приводя общую рыночную цену к точке равновесия.
Методы конкуренции:
1. повышение качества товара;
2. повышение сервиса;
3. снижение цены;
4. использование всех преимуществ; [1]
Варианты изменения конкуренции между предприятиями:
1. конкуренция возрастает, когда возрастает количество соперничающих компаний;
2. конкуренция возрастает, когда крупная фирма присоединяет другую и предпринимает активные действия по выводу ее в лидеры;
3. конкуренция велика, когда спрос на товар медленно увеличивается;
4. конкуренция увеличивается, когда внешние условия толкают компанию на снижение цены или применение других средств увеличения товарооборота;
5. конкуренция возрастает, если затраты покупателей невелики при переходе с одной потребляемой марки на другую;
6. конкуренция больше в случае, когда фирмы не удовлетворены занимаемой долей рынка;
7. конкуренция растет, если растет прибыль от успешных стратегических решений;
8. конкуренция усиливается, когда затраты при выходе с рынка велики;
9. конкуренция предсказуема, когда большинству открыты стратегии, мисси, ресурсы фирмы и т.д.;
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
1. размер рынка – чем больше рынок, тем сильнее конкуренты;
2. темпы роста - чем быстрее рост, тем проще попасть на рынок;
3. мощности - излишние мощности могут привести к падению цен;
4. препятствия для входа или выхода с рынка защищают позицию фирмы, тогда как при их отсутствии рынок становиться доступен для проникновения на него неконкурентоспособных новичков;
5. цена;
6. уровень стандартизации товаров – у покупателей есть преимущество, так как легко могут переключиться с одного товара на другой;
7. мобильные технологические модули;
8. требование к размерам капитала - жесткие требования повышают риск, создают барьеры при входе компаний на рынок и выходе с него;
7 9. экономия на масштабе – увеличивает долю рынка необходимую для достижения товаром необходимой конкурентоспособности;
10. быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции; [1]
В системе маркетинга предприятие, действующее на рынке, никогда не рассматривается само по себе, а только в совокупности с другими субъектами, действующими на рынке. Условия окружающей среды, в которых развивается предприятие, считается конкурентной средой. В условиях конкурентной среды компании борются за покупателей, ресурсы и поставщиков. Способность выдержать эту борьбу говорит о конкурентоспособности предприятия. Такое предприятие может проектировать, изготовлять и реализовывать товары в существующих экономических условиях более привлекательные для конечных потребителей.
На конкурентоспособность предприятия может повлиять как внешняя, так внутренняя среда. Внутренняя среда состоит из факторов, касающихся непосредственно самой компании (поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты, контактные аудитории). Внешняя среда представлена факторами демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. Изменение любого из этих факторов может повлиять на положение компании на рынке. Эффективное управление конкурентоспособностью предприятия предполагает умение учитывать изменения конкурентной среды и создавать стратегии, способные удерживать предприятие на плаву, не зависимо от них.
Конкуренция формирует конкурентную среду, которая характеризуется некоторым количеством предприятий, стремящихся усилить свое экономическое положение с одной лишь целью – привлечь покупателей, предлагая им лучшие товары и услуги чем их конкуренты.
Допустимо классифицировать конкуренцию по нескольким признакам: по масштабности развития, по характеру, по методам соперничества. Методы осуществления делят конкуренцию на ценовую и неценовую. Первая предполагает продажу товаров и услуг по более низким ценам, чем у конкурентов, что достигается снижением издержек производства или уменьшением прибыли. Вторая основывается на предложении товаров более высокого качества, с более длительным сроком службы, на широком использовании рекламы и т.д.
Отраслевая принадлежность конкуренции подразделяется на внутриотраслевую и межотраслевую. Понятно, что внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, выпускающими продукцию одного плана в одной отрасли. Межотраслевая - это конкуренция между предпринимателями разных отраслей производства.
Так же есть такое определение конкуренции по степени свободы, как совершенная (свободная) и несовершенная (монополистическая). Совершенная
( или свободная) конкуренция - это конкуренция, имеющая свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т.д. Этот вид конкуренции исключает возможность оказывать влияние участников рынка на
8 условия реализации товара производителями. Монополистическая конкуренция
- предполагает конкуренцию в одной отрасли в условиях дифференциации продукции.
Внешняя конкурентная среда фирмы испытывает воздействие в виде давления со стороны государственных организаций посредством различных директивных постановлений, частого перезаключения договоров с профсоюзами, наличием нескольких заинтересованных групп влияния, многочисленных конкурентов и ускоренных технологических изменений.
Рассматривая вышеперечисленные факторы влияния на внешнюю конкурентную среду организаций, можно утверждать, что в наиболее сложном положении могут находиться те предприятия, которые используют многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организации, которые все это избегают.
В связи с тем, что влияние конкурентов на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет работать, имеет реальную силу, можно выделить три вида конкуренции:
1.
Функциональная конкуренция определяется тем, что различные потребности покупателей можно удовлетворить разными способами. Товары, обеспечивающие удовлетворение этих потребностей подпадают под определение функциональных конкурентов.
2.
Видовая конкуренция группирует в себе те товары, которые предназначаются для одной цели, но различаются по каким-то важным параметрам.
3.
Предметная конкуренция – возможность выпускать фирмами идентичные товары, но с различным качеством.
Конкуренция, как экономическое явление, является сложной и многогранной. И это, конечно же, находит отражение в многообразии форм и методов ее проявления.
Внешняя конкурентная среда, изменяясь, оказывает действие на фирмы, заставляя их приспосабливаться, изменять свое поведение, адаптироваться и в дальнейшем поддерживать эти изменения.
В нашей стране процветает недобросовестная конкуренция. Это объясняется отсутствием экономической культуры, наличием большого количества предприятий-монополистов, необязательностью выполнения договоренностей, мошенничеством в предпринимательской деятельности, а так же групповым эгоизмом. Только государство может определить рамки дозволенной и добросовестной конкуренции. И только лишь при комплексном, всеобъемлющем подходе в решении этого, очень серьезного вопроса, может быть эффективной государственная политика. И государство продолжает принимать активное участие в регулировании конкуренции, отстаивая интересы общества, понимая, что только от него зависит создание благоприятных условий для адекватной конкурентной среды, определение правил ведения честной конкуренции в масштабах национальных экономики и рынка.