Файл: Квалификационная работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9

1.2 Конкуренция и конкурентные силы
Конкуренция, являясь условием существования и развития рынка, все же зависит от степени его развития и цивилизованности. Развитой цивилизованный рынок, к которому стремится Россия, имеет свои характеристики:
1.
«автоматический» механизм самонастройки, составные взаимодействующие элементы которого — спрос, предложение и цена. Хотя во многих странах не обходится без того или иного регулирования цен, свобода ценообразования в рыночной экономике — необходимое условие. Иначе перестает действовать механизм саморегулирования, появляется дисбаланс национальной экономики, снижается ее эффективность;
2. наличие системы взаимодействующих рынков — товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, рабочей силы и др., другими словами- распространение рыночных отношений на очень широкий спектр экономической деятельности;
3. отлаженная и разветвленная система рыночной инфраструктуры, включающая в себя банки, страховые и кредитные учреждения, биржи
(товарные, фондовые, валютные, по торговле недвижимостью), оптовые предприятия, розничные магазины и др.;
4. устойчивое превышение на рынке предлагаемых товаров над их спросом, т.е. наличие «рынка покупателя», когда покупатель, а не производитель определяет уровень потребительской ценности поступающих на рынок товаров (услуг);
5. наличие на рынке «нормальной» конкуренции, т.е. конкуренции между производителями за потребителей. В условиях дефицитного рынка
(«рынка продавца») возникает конкуренция между покупателями за товар, которая, как известно, дает возможность изготовителям завышать цены, освобождая их от необходимости интенсивно совершенствовать продукцию, снижать издержки производства;
6. свободный выбор покупателями (потребителями) продавцов
(изготовителей), а продавцами — покупателей, т.е. наличие свободной рыночной деятельности.
Кроме того, нормальное функционирование рыночного механизма возможно лишь в условиях стабильности финансовой, денежной и валютной систем стран . Неустойчивость этих систем вызывает «возмущение» рыночной деятельности, вносит хаос в рыночные процессы, в том числе конкуренцию, что вызывает негативные последствия.
При переходе от экономики централизованно планируемой к экономике рыночной странам приходится сталкивать с такими главными проблемами – необходимость создания условий для становления и развития этой самой рыночной экономики, и в первую очередь значительное снижение монополизации рынка. В 90-х годах в СССР более 1100 предприятий имели абсолютную монополию на производство своей продукции.



10
Повсеместно процветающая монополизация, доставшаяся экономике
России в переходный период от командно-административной системы, привела к ослаблению рыночной конкуренции. Важнейшим средством решения этой проблемы является последовательная, экономически обоснованная демонополизация. Что включает в себя, во-первых, разработку системы ограничений на слияния и другие межфирменные соглашения, которые в конечном счете приводят к высокой монополизации; во-вторых, грамотная деконцентрация существующих уже предпринимательских монополий; в- третьих, активное участие со стороны государства в развитии конкуренции в монополизированных отраслях.
Товаропроизводитель обязан хорошо знать не только своих конкретных конкурентов, их возможности, достоинства и недостатки, но и общее состояние конкуренции на выбранном рынке (рынках), т.е. тип этого рынка в зависимости от характера конкуренции (таблицы 1.1, 1.2), а так же движущие силы конкуренции на своем отраслевом рынке (рисунок 1.1).
Проведение такой работы — непременное условие составления продуманной, хорошо обоснованной, стратегически правильной программы действий товаропроизводителя на рынке.
Таблица 1.1- Классификация товарных рынков на основе взаимоотношений между участниками
Покупательский спрос (покупатель / потребитель) Товарное / предложение
(товаропроизводитель/продавец)
Один покупатель
Несколько покупателей
Много покупателей
Один продавец
Двусторонняя монополия
Ограниченная монополия
Совершенная монополия
Несколько продавцов
Ограниченная монопсония
(монопсия)
Двусторонняя олигополия
Олигополия предложения
Много продавцов
Совершенная монопсония
(монопсия)
Олигополия спроса
Совершенная конкуренция
(полиполия)
Таблица 1.2- Типы рынков в зависимости от характера конкуренции на них
Параметры
Совершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монополия
Количество фирм, производящих продукт
Много независимых фирм; нет контроля над рынками
Много фирм, производящих сходные товары и услуги
Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги
Один продукт и одна фирма

11
Продолжение таблицы 1.2- Типы рынков в зависимости от характера конкуренции на них
Параметры
Совершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монополия
Контроль над ценами
Нет. Цены определяются рынком
Влияние ограничено возможностью замены
Существует влияние
«ценового лидера»
Практически полный контроль
Товарная дифференциация
Нет. Продукты неразличимы по свойствам и качеству
Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка
Существенна для отдельных продуктов
(например, автомобиль).
Мала для стандартизированных
(например, бензин)
Нет
Легкость входа
Относительно легкий вход и выход
Относительно легкий вход и выход
Трудный. Часто требует больших инвестиций
Очень трудный
На самом деле, конкуренция может быть гораздо разнообразнее (где-то сложнее, а в чем-то и проще), чем в рассмотренных нами схемах. Таким образом, хорошо известная модель движущих сил конкуренции на отраслевом уровне (рисунок 1.1) показывает хотя и очень важную, но, тем не менее лишь составную часть механизма всеобщей конкуренции, которая проявляется в условиях рыночной экономики на всех ее уровнях — местном, региональном, национальном, мировом.
Рисунок 1.1- Анализ движущих сил отраслевой конкуренции


12
Действительно, внутриотраслевая конкуренция взаимодействует с межотраслевой, имеет внутринациональный и международный аспект, проявляется на узком (локальном) и предельно расширенном (мировом) поле конкуренции. При определенных ситуациях конкуренция преобладает среди сил воздействия на внутриотраслевую конкуренцию (к примеру, между поставщиками).
Следует не забывать принимать во внимание воздействие еще одного очень важного фактора — международной конкуренции во всех ее проявлениях, которая в сочетании с внутринациональной конкуренцией не только усиливает проявление последней, но и меняет характер ее проявления: монопольный рынок, например, может трансформироваться в олигопольный, да и вся внутристрановая конкуренция под воздействием повысившейся значимости внешнеэкономических связей может приобрести международный характер.
Появление в отрасли потенциальных конкурентов, т.е. новых товаропроизводителей, приводит к росту производственных мощностей, что может вызвать снижение цен и (или) повышение издержек, а следовательно, снижение нормы прибыли.
Возможные основные препятствия для проникновения на рынок новых конкурентов:
1. экономия на масштабах производства в отрасли;
2. дифференциация продукции и приверженность покупателей ее разновидностям;
3. потребность в капитале;
4. издержки конверсии, единовременные расходы покупателей, связанные с заменой поставщиков;
5. относительная нехватка каналов распределения;
6. препятствия, обусловленные наличием в отрасли преимуществ
(патентованная технология производства; благоприятный доступ к сырью; выгодное местоположение; лидерство в обладании ноу-хау или опытом).
Интенсивность конкуренции среди уже действующих на рынке компаний определяется следующими факторами:
1. большое число конкурентов или примерное равенство их сил;
2. относительно медленный рост отрасли;
3. высокий уровень постоянных издержек в виде накладных расходов или стоимости товарно-материальных запасов;
4. отсутствие дифференциации (и соответственно — издержек конверсии);
5. скачкообразный рост мощностей;
6. высокие выходные барьеры.
Появление товаров-заменителей (субститутов) ограничивает возможности извлечения прибыли в данной отрасли, устанавливая потолок цен, которые могут запросить компании без снижения своей прибыли. Товары-


13 субституты в данном случае поставляются другими отраслями и удовлетворяют данный вид потребностей.
Потребители вступают в конкуренцию с отраслью, стремясь снизить цены, приобрести товары (услуги) более высокого качества и сталкивая конкурентов-товаропроизводителей между собой. Причем все это делается за счет реализуемой в отрасли прибыли. Возможности каждой из основных групп потребителей в отрасли зависят от факторов, которые характеризуют рыночную ситуацию.
Возможностями поставщиков является оказание давления посредством угрозы повышения цен или снижения качества поставляемых товаров (услуг).
Поставщики, имеющие сильную позицию, могут снизить прибыльность отрасли, которая не в состоянии покрыть рост издержек путем повышения цен.
1.3 Экономическая сущность конкурентоспособности
Конкурентоспособность товара фирмы–товаропроизводителя, отрасли, национальной экономики является неотъемлемой частью конкуренции. Что такое конкурентоспособность? Не существует общепринятого универсального определения. Обычно это понятие включает в себя способность экономики страны, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных перед собой экономических целей.
Конкурентоспособность экономического субъекта любого уровня является определяющим показателем при наличии у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств отсутствующих или менее выраженных у соперников.
Конкурентоспособность фирмы – это возможность эффективной предпринимательской деятельности и ее практического прибыльного сбыта в условиях конкурентного рынка. Любые средства, имеющиеся у фирмы, включая маркетинговые, должны быть направлены на обеспечение успешной реализации товаров.
Таким образом, показатель конкурентоспособности характеризует суммарные итоги работы практически всех подразделений любой фирмы (т. е. состояние ее внутренней среды), а так же способность реагировать на изменения внешних факторов воздействия. Особое значение имеет и способность фирмы оперативно и адекватно отзываться на колебания в поведении потребителей, их вкусов и предпочтений.
Конкурентоспособность товара - это сумма качественных и ценовых характеристик товара, которая имеет возможность удовлетворять конкретные потребности потребителя. Конкурентоспособным является лишь тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого, определяются его способностью быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения конкурирующих аналогичных товаров.
Конкурентоспособность товара – это синтетический показатель, указывающий на степень эффективности многих факторов: конструкторского бюро,