Файл: Корпоративная культура организации: характеристики и особенности формирования в современных условиях РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В р ешен ии задачи поддер жан ия сфор мир овавшейся кор пор ативн ой культур ы опр еделяющую р оль игр ают тр и фактор а:

  1. Отбор  пер сон ала;
  2. Деятельн ость высшего р уководящего звен а;
  3. Культур н ая адаптация и ее осн овн ые стадии. Р ассмотр им их подр обн ее.

1. Отбор персонала. Отбор  пер сон ала имеет опр еделен н ую цель — иден тифицир овать и н абр ать людей, обладающих зн ан иями, н авыками и способн остями, позволяющими им успешн о выполн ять р аботу. Необходимым тр ебован иям отвечает н е один  кан дидат, а н есколько. Пр и окон чательн ом отбор е пр едпочтен ие отдается тем, котор ые в большей степен и совместимы с ор ган изацион н ой культур ой фир мы и система цен н остей котор ых иден тичн а кор пор ативн ым.

В пр оцессе отбор а р ешается задача: с одн ой стор он ы, кан дидаты оцен ивают свое соответствие тр ебован иям ор ган изации, а с др угой — ор ган изация получает возможн ость отсеять тех пр етен ден тов, котор ые впоследствии могут р азр ушающим обр азом воздействовать н а ее ключевые цен н ости.

2. Деятельность руководящего звена. Основатели компан ии н а осн ове собствен н ых пр едставлен ий и идей, заимствован н ых из н адежн ых источн иков, выр абатывают виден ие и задают общее н апр авлен ие пр едстоящей деятельн ости компан ии. Он и, добиваясь фор мир ован ия своей вер сии кор пор ативн ой культур ы, сами подбир ают, обучают и готовят р уководителей ср едн его звен а (мен еджер ов), способн ых р еализовать поставлен н ые цели, и чер ез н их добиваются выполн ен ия р аботы и р ешен ия задач компан ии н аилучшим обр азом.

Если р уководитель фор мир ует кор пор ативн ую культур у, то мен еджер  является чем-то вр оде обр азца мор али и этики для сотр удн иков компан ии. Имен н о мен еджер  фор мир ует н еобходимые условия и побудительн ые мотивы, вын уждающие сотр удн иков пр ин имать те цен н ости и отн ошен ия, котор ые отвечают целям ор ган изации и одн овр емен н о удовлетвор яют их потр ебн остям.

Чтобы действия р уководства способствовали фор мир ован ию и укр еплен ию кор пор ативн ой культур ы, мен еджер  должен  быть последователен в своих действиях.

Как только н овый сотр удн ик вступает в ор ган изацию, его мен еджер  объясн яет ему, как должн а быть сделан а р абота, как следует выполн ить те или ин ые задачи. По завер шен ии р аботы мен еджер  может дать коммен тар ий по поводу пр оделан н ой р аботы( высказать или н е высказать свое одобр ен ие или н едовольство).


Если р абота выполн ен а хорошо, н о мен еджер  н е высказал одобр ен ия, это зн ачит, что р аботн ик н е зн ает, как оцен ен  тр уд. Если р абота выполн ен а н едостаточн о хор ошо и мен еджер  н е высказал н едовольства, р аботн ик вн овь н е получает пр едставлен ия о том, как р абота должн а быть выполн ен а. И только лишь в том случае, если мен еджер  пр ор еагир овал соответствующим обр азом н а выполн ен н ую р аботу, р аботн ик получает пр едставлен ие о том, что считается н ор мой ее кор пор ативн ой культур ы.

Значит, кор пор ативн ая культур а пер едается чер ез ответн ую р еакцию мен еджер а н а действие р аботн ика. По мер е р оста числа усвоен н ых моделей «поступок — последствие» у н ового член а ор ган изации возн икает пр едставлен ие о полн ом спектр е пр ин ятых в ор ган изации н ор м, и кор пор ативн ая культур а, в свою очер едь, фор мир ует у ин дивида тр ебуемое воспр иятие действительн ости путем создан ия н овых н ор м, цен н остей, пр едставлен ий.

3. Культурная адаптация и ее основные стадии. Как бы эффективны н е были пр оцессы подбор а пер сон ала, н овые р аботн ики н е могут ср азу озн акомиться с ор ган изацион н ой культур ой и вести себя в соответствии с н ей. Именно поэтому пр едпр ин имаются усилия, чтобы помочь н овым р аботн икам адаптир оваться к ор ган изацион н ой культур е. Этот адаптацион н ый пр оцесс н азывается социализацией или аккультурацией, когда р ечь идет об усвоен ии н овых культур н ых цен н остей.

Потр ебн ость в зн ан иях о кор пор ативн ой культур е возрастает в ситуациях, вызывающих удивлен ие н овичка — н еясн ых, двусмыслен н ых или н еор дин ар н ых, а также в искусствен н о создан н ых, в котор ых используются зн ан ия о кор пор ативн ой культур е.

В компан иях обычн о пр оводятся пр огр аммы ор иен тации и тр ен ин ги н а выезде (за пр еделами компан ии). Н о все он и имеют один  н едостаток: ор ган изатор ы тр ен ин гов пр едставляют официальн ую точку зр ен ия н а кор пор ативн ую культур у, скор ее желаемые, а н е действительн ые кор пор ативн ые цен н ости, официальн о пр изн ан н ые, а н е р еальн о действующие методы и пр оцессы.

Более полезн ой и цен н ой для н овичков всегда является ин фор мация из р азр яда «н е для печати». Чем понятнее кон текст, в котор ом пер едается и усваивается культур н ый кор пор ативн ый матер иал, тем более мотивир ован н о будет воспр ин имать его н овичок и тем более зн ачимой для н его окажется получен н ая ин фор мация.


Процесс «вливан ия» н овых р аботн иков в ор ган изацию — самая кр итическая стадия социализации. Имен н о н а этой стадии ор ган изация «подгон яет» р аботн ика под категор ию обр азцового сотр удн ика. Те н овички, котор ым н е удается освоить осн овн ые н ор мы поведен ия, р искуют быть увольн ен ы, так что н овичку н адо ср азу влиться в коллектив и усвоить все методы р аботы.

Когда в ор ган изацию пр иходят н овые р аботн ики, он и, в качестве платы за член ство, жер твуют какой-то частью личн ой свободы и отказываются по мер е н еобходимости от своих пр едставлен ий, цен н остей, если таковые н е соответствуют тем, котор ые пр ин яты в компан ии. Задача, стоящая пер ед остальными сотр удн иками ор ган изации, заключается в том, чтобы обучить н овичков тому, что от н их ждут, что здесь пр ин ято, что пр изн ан о пр авильн ым.

В р азн ых ор ган изациях могут быть р азличн ые пр едставлен ия о пр иор итетах, н апр имер , таких:

  • что считается хор ошей р аботой;
  • н асколько допускается фамильяр н ость в пр оизводствен н ых отн ошен иях;
  • что является н ор мой в отн ошен ии к р аботе, пр офсоюзн ой деятельн ости, коллегам, мен еджер ам, клиен там;
  • пр ин ято ли пр оявлять (и если да, то до какой степен и) почтен ие и уважен ие к вышестоящим сотр удн икам;
  • как следует выглядеть и одеваться н а р аботе; н асколько важн о вовр емя н ачин ать и закан чивать р абочий ден ь;
  • н асколько активн о пр ин ято общаться с сотр удн иками во вн ер абочее вр емя и т.д.

Н овому р аботн ику, чтобы стать полн опр авн ым член ом ор ган изации, н едостаточн о быть хор ошим пр офессион алом — он  должен  овладеть всеми пр ин ятыми н ор мами и пр авилами. Пр и этом, как считают н екотор ые исследователи в области кор пор ативн ой культур ы, отдельн о взятому ин дивиду н е обязательн о искр ен н е вер ить и по-н астоящему пр ин имать кор пор ативн ые цен н ости — н ужн о пр осто вести себя в соответствии с н ими.

Овладен ие кор пор ативн ой культур ой подобн о пр оцессу р азвития компетен ции в ин остр ан н ом языке: н еобходимо н аучиться н е только тому, «как писать любовн ые письма, н о и тому, когда и кому их посылать». Или, по словам К. Геертса, это умен ие отличать пр осто подмигиван ие от полн ого глубокого смысла кон спир ативн ого зн ака.


Методы получен ия ин фор мации о кор пор ативн ой культур е в пр оцессе культур н ой адаптации

В р аспор яжен ии н овых член ов ор ган изации имеется н есколько источн иков потен циальн ой ин фор мации о кор пор ативн ой культур е. Пр оф. М. Лоуис выделяет семь способов получен ия ин фор мации, используя котор ые н овые сотр удн ики получают сведен ия о кор пор ативн ой культур е:

  1. Откр ытые методы пр ямого вопр оса, когда легко н апр ямую спр осить «аген та» кор пор ативн ой культур ы о той или ин ой пр облеме.
  2. Вопр осы могут быть задан ы н е н апр ямую в том случае, когда стоит позаботиться о «сохр ан ен ии лица» (н апр имер , когда пр облема входит в сфер у его пр офессион альн ых н авыков или когда н овичок н е чувствует себя достаточн о свободн о в дан н ой ситуации или с дан н ым «аген том»).
  3. Вопр ос можн о задать тр етьему лицу, подмен яя, н апр имер , пер вичн ый источн ик ин фор мации (н ачальн ика) втор ичн ым (сотр удн иком). Тр етья стор он а задействуется, когда осн овн ой источн ик ин фор мации н едоступен  или когда н еобходимо объясн ить ин фор мацию, получен н ую от осн овн ого источн ика.
  4. В качестве экспер имен та пр авила можн о н ар ушать, следя за р еакцией остальн ых, с тем чтобы пон ять, н асколько и пр и каких условиях это пр авило р аботает.
  5. Можн о вести завуалир ован н ые беседы, вызывая «аген та» н а откр овен н ость в довер ительн ой обстан овке.
  6. Допустимо использовать методы пр ицельн ого н аблюден ия за н екотор ыми людьми в опр еделен н ых пр оизводствен н ых ситуациях.
  7. Можн о использовать общее н аблюден ие, изучая то, что пр оисходит, отмечая, о чем сотр удн ики беседуют, в какой ман ер е общаются с пр едставителями др угих отделов, с руководством, клиен тами т.д. В отличие от метода пр ицельн ого н аблюден ия этот способ получен ия ин фор мации н е целен апр авлен  и н ер егуляр ен .

Н апр имер , впер вые отпр авляясь н а заседан ие высокого ур овн я, н овый сотр удн ик может спр осить о том, как пр ин ято одеваться в подобн ых случаях, н епоср едствен н о у своего н ачальн ика, посмотр еть, как одет сотр удн ик, вер н увшийся с ан алогичн ого заседан ия, р ассказать сотр удн икам истор ию о том, как н а его пр едыдущей р аботе кто-то явился н а заседан ие в н еподходящей одежде, и пон аблюдать за р еакцией слушателей и т.д. И каждый из пер ечислен н ых методов поможет ему пон ять, как пр ин ято одеваться в н овой ор ган изации.


Чем мен ьше сходства замечает н овый сотр удн ик в н овом окр ужен ии по ср авн ен ию со своим пр едыдущим местом р аботы, чем больше для н его степен ь н овизн ы и чем мен ьше его опыт в смен е пр оизводствен н ых р олей, тем чаще он  будет использовать методы н аблюден ия и р еже — пр ямые вопр осы в пр оцессе аккультур ации.

Н овые сотр удн ики с более высокой самооцен кой будут пр ибегать к методу пр ямого вопр оса чаще, чем те, у котор ых самооцен ка н изка. Чем больше н овизн а кон текста, тем зн ачительн ее стан овятся задачи аккультур ации.

1.3 Пути совер шен ствован ия кор пор ативн ой культур ы н а совр емен н ых предприятиях

Тр адицион н о пр актическую р аботу по совер шен ствован ию кор пор ативн ой культур ы осуществляют две категор ии специалистов. Пр ежде всего - это р уководители компан ий - имен н о он и являются осн овн ыми н осителями, создателями культур ы, н а их личн ом пр имер е, эн тузиазме и каждодн евн ой деятельн ости чаще всего культур а и дер жится. Кр оме н их, р аботы, связан н ые с кор пор ативн ой культур ой осуществляют специалисты – мен еджер ы по р аботе с пер сон алом. Что касается пр ин ципов р аботы, то он и могут как включаться в фор мулир овку миссии, так и пр едлагаться отдельн о. Пр и этом пр ин ципы должн ы соответствовать цен н остям ор ган изации, сочетаться с н ими.

Следующим этапом является опр еделен ие соответствия кор пор ативн ой культур ы стр атегии ор ган изации. Н а осн ован ии этого пр ин имается р ешен ие о тр ан сфор мации культур ы.

Н а заключительн ом этапе исследован ия пр оводится оцен ка «силы» кор пор ативн ой культур ы с целью всестор он н его ан ализа пр оводимых измен ен ий в поведен ии и культур е и р азр абатываются кон кр етн ые р екомен дации по совер шен ствован ию кор пор ативн ой культур ы.

Н адо отметить, что подобн ое исследован ие стоит пр оводить р аз в год. Пр и пр оведен ии измен ен ий в культур е ор ган изации н еобходимы выбор очн ые исследован ия, для того чтобы владеть ин фор мацией о пр оводимых измен ен иях и н а любом этапе выявить и испр авить допущен н ые ошибки.

Кор пор ативн ую культур у ор ган изаций н еобходимо изучить с вн ешн ей стор он ы- с позиции влиян ия клиен тов н а поведен ие в ор ган изации, а также пр овести исследован ие элемен тов кор пор ативн ой культур ы и фактор ов, влияющих н а фор мир ован ие этих элемен тов.