Файл: В. Д. МордачевА. Н. Романов права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. Д. Мордачев
А.Н. Романов
ПРАВА
челоВекА
Фрагменты антологии
«Право быть человеком»
2010

УДк 349.2
ББк 67.627
М 79
Составители: д.ю.н. Мордачев В.Д., к.ю.н. Романов А.Н.
Права человека. Фрагменты антологии «Право быть человеком». — Екатеринбург:
Издательский дом «Ажур», 2010. — С.64.
Стремление человека обрести естественные права имеет многовековую историю.
Исторические корни прав человека уходят в далекое прошлое, где и зародилось «право быть человеком». Само понимание прав человека появилось не сразу. Это была загадка для людей и общества.
Права человека подобны б р о н е они защищают вас. Они подобны п р а в и л а м , по- скольку говорят вам, как можно себя вести. Они подобны с у д ь я м , потому что вы можете к ним взывать. Они абстрактны – как эмоции, и как эмоции они принадлежат каждому и существуют, что бы вокруг ни происходило.
Права человека подобны п р и р о д е , потому что их можно попирать, и подобны духу, потому что их невозможно разрушить. Права человека подобно в р е м е н и , они одинаково относятся ко всем нам: богатым и бедным, старым и молодым. Они предлагают нам уваже- ние и требуют от нас относиться с уважением к другим. Они подобны д о б р о т е , п р а в д е
и с п р а в е д л и в о с т и : мы расходимся в их определении, но увидев, узнаем их.
Книга предназначена для политологов, правоведов, социологов, психологов, а также для широкого круга читателей.
УДк 349.2
ББк 67.627
©В.Д. Мордачев, А.Н. Романов, 2010
© Издательский Дом «Ажур», 2010
МоРДАчеВ Владимир Данилович
РоМАНоВ Алексей Николаевич
ПРАВА челоВекА.
Фрагменты антологии «Право быть человеком».
Оформление обложки: Беляева Е.В. Главный редактор: Пермяков М.Ю.
Компьютерная верстка: Беляева Е.В.
Адрес издателя и редакции: г. Екатеринбург, ул. Нагорная, 11.
Телефон (факс): 350-78-28. Тел.: 350-78-49. Еmail: ajur@r66.ru, http: ajur.ur.ru
Отпечатано в типографии ООО ИЦ «Терминал Плюс».
Подписано в печать в 10.11.2010. Формат 60 х 84/32. Бумага офсетная. Печать плоская.
Гарнитура «Newton C». Усл. печ. л. 3,73. Уч. изд. л. 2,7. Тираж: 50 экз. Заказ № 15/11.
М 79

ВВЕДЕНИЕ
«Право быть человеком» — название антологии ЮНЕСКО, изданной в связи с 20-летием Всеобщей декларации прав человека.
Это первый труд, в котором с большой полнотой и точностью от- ражено многовековое стремление человека любого уголка мира об- рести естественные права, которыми человек наделяется по причине принадлежности к человеческому роду. Этой антологией, вобравшей в себя более 1100 высказываний и изречений всех эпох и цивилизаций от I тысячелетия до нашей эры и до наших дней, мы обязаны философу
Жанне Эрш, которая в течение двух лет возглавляла отдел философии
ЮНЕСКО.
Учитывая значение Всеобщей декларации прав человека, мы не должны забывать исторические корни прав человека. Они уходят в далекое прошлое, где и зародилось понятие «право быть челове- ком». Именно давность этих корней и дала материалы для антологии, почерпнутый из различных источников, отдаленных друг от друга как во времени, так и в пространстве.
Со всех континентов, широт и меридианов, из басен и трагедий нормативно-правовых актов и политических обзоров, пословиц и религиозных трудов, надгробных надписей и песенников собраны из- речения, приведенные в антологии. Речь идет не только о назидатель- ных текстах; здесь можно встретить сетования и возмущенные голоса людей, чье достоинство попрано. То, что голоса раздавались издавна говорит о постоянном стремлении человечества осуществить свои есте- ственные права и о страданиях, вызванных нарушением этих прав.
Огромное разнообразие тем, отраженных в антологии, в самых раз- личных формах иллюстрирует положения Всеобщей декларации прав человека: человек и его связь с другими людьми; особое отношение к слабым, униженным и людям другой национальности, изгнанникам, бедным, побежденным, детям, инвалидам; обязанности тех, кто стоит у власти, пределы власти, условия законного правления; гражданские свободы и свобода слова; связь свободы и истины; социальные права и личная свобода; образование, наука и культура как необходимое усло- вие достойной жизни; сила, укрощенная или ограниченная правом;


6 4 5
независимость и национальный суверенитет, универсальность поня- тия «человеческий дух» и все, что с ним связано; взаимозависимость права и долга. Мы являемся свидетелями того, как меняются основы и конечные цели любого права, связанные то с богом, то с природой, а то и с абстрактными принципами; в наше время они становятся аб- солютной истиной, не поддерживаемой никаким авторитетом, кроме собственного.
Таким образом, чем больше человек изучает и познает себя, тем настойчивее он требует для себя и других людей права быть человеком, то есть тем, чем он призван быть. Это требование, всеобщее и древнее как мир, ставит сейчас перед нами сложные проблемы, если сравнить его с тем, что дает нам сегодня наше окружение. Если в III тысячелетии до нашей эры уже были высечены на камне принципы договора найма, с условиями которых соглашались трудящиеся, и если сегодня еще существует каторжный и принудительный труд, — что может дать нам декларация в защиту прав Человека. Но с другой стороны, если после всех трудностей и проявлений насилия, о которых свидетельствует история, требование прав человека остается таким насущным, разве сможет кто-нибудь задушить его?

6 5 5
ГЛАВА 1
В зАщИту чЕЛоВЕкА
Ханна Саба. Права человека… завтра
Ж. Эрш. Право быть человеком
Права человека в современном мире
Борьба за права человека столь длительна и неустойчива, а их нарушения еще столь вопиющи и часты, что у нас нет оснований довольствоваться достигнутыми успехами. Иногда кажется, что главное состоит в том, чтобы сначала выявить значение проблемы и темсамым сделать ее понятной и доступной. Для этого необходимо пробудить и настроить общественное сознание на мысль о правах человека, кото- рая возникает не стихийно и не так свойственна человеку, как обычно считают или делают вид.
Во всяком случае, мы были свидетелями того, как за последние годы драгоценные слова блекли, их значение стиралось от частого и механического применения, когда забывалась питающая их духовная основа. И сегодня мы видим, что над правами человека нависла угро- за; они могут потерять свою социальную и человеческую значимость и вдохновляющую силу задолго до того, как получат правовое при- знание и будут воплощены в жизнь.
Если мы внимательно присмотримся к окружающему нас миру, мы с тревогой и беспокойством заметим, что путь, ведущий к миру и объединению, тернист, что права человека, провозглашенные Все- общей декларацией прав человека, к сожалению, слишком часто иг- норируются, грубо попираются, даже втаптываются в грязь,..
В некоторых странах и кругах считают, что права человека потеряли свой смысл и свою силу в эпоху различных революций, когда сегод- няшние счастье и справедливость приносятся в жертву во имя буду- щего счастья и процветания людей. Иные считают, что права человека утратили свое общественное значение в эпоху расцвета техники, когда производительность и качество труда являются наивысшим критерием,


6 6 5
а основные проблемы — это производство и распределение социальных благ. Другие — фаталисты или безразличные люди — просто объявляют о конце Человека, о том, что его просто не существует, даже о конце гуманизма. Необходимо быть настороже, ибо и сейчас Человек не всегда в почете у некоторых руководителей общества, у технократов, диктаторов и у самозванных мессии нашей планеты
*
Права человека… завтра
ХАННА САБА Египетский юрист и дипломат
Каждый день приносит тревожные вести о новых посягательствах на достоинства человека и его права. Число жертв этих посягательств огромно. Речь идет не только о тех гражданах, которых правительства их стран преднамеренно или невольно лишают прав. Нарушение прав человека часто является прямым или косвенным следствием войн или
«военных акций», которые те или иные государства считают своим долгом предпринимать для защиты своих интересов. Может пока- заться, что развитие человеческой личности — при уважении прав, защищающих достоинство человека, — не совместимо с защитой го- сударствами того, что они считают высшими интересами нации. Таким образом, сегодняшняя обстановка развеяла иллюзии тех, кто верил в наступление новой эры, когда права человека, распространяясь за рамки принципов, провозглашаемых международными организациями, станут неотъемлемой частью законов всех стран, когда их соблюдение будет обеспечиваться путем законного обращения в национальные и международные инстанции. Более того, современная обстановка усили- ла пессимизм тех, кто утверждал, что провозглашаемые права потеряли смысл и значение в нынешний период изменений, преображающих лицо нашей цивилизации, когда считается естественным жертвовать справед- ливостью и счастьем людей сегодня ради будущего процветания.
Однако это чувство разочарования не должно нас заставить забы- вать пройденный нами путь. Мощная реакция, вызванная нарушением прав человека, уже сама по себе дает право не терять надежду. Осудить насилие — это значит признать права людей. И глубина возмущения людей говорит об их отношении к этому принципу.
*
См.: «Курьер ЮНЕСКО», ноябрь 1968. № 143. С. 1.

6 7 5
Как подчеркивается в заявлении, принятом на Международ- ной конференции в защиту прав человека, состоявшейся в Тегеране в апреле 1968 года, с момента провозглашения Всеобщей деклара- ции были достигнуты большие успехи в разработке правовых норм, определяющих права и основные свободы человека. Международные договоры, определяющие гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека, были единогласно одобрены членами Организации Объединенных Наций.
Стремление людей к справедливости извечно, но следует помнить и о том, что Всеобщая декларация прав человека, а также все договоры, соглашения, рекомендации и заявления, уточняющие и помогающие провести в жизнь принципы Декларации, представляют собой новое и очень важное явление. Достаточно оглянуться на недавнее про- шлое, чтобы понять, как далеки идеи того времени от идей Всеобщей декларации.
Принципам равенства и ликвидации всякой дискриминации по мотивам расы, религии, пола и социального положения, которые про- возглашаются в Декларации и сейчас представляются нам императив- ными, противостоят традиции, основанные на иерархии государств, народов, рас, социальных категорий; при этом женщина во многих странах занимает такое положение, которое делает ее неполноправным членом общества.
Это старое мировоззрение продолжает и сегодня влиять на со- знание многих людей; по-прежнему существует большой разрыв между принципом равенства всех людей перед законом и фактическим неравенством, фактической дискриминацией, которые существуют с незапамятных времен и еще сегодня встречаются во многих странах.
С другой стороны, концепция прав человека как личности, кото- рую Всеобщая декларация заимствовала из известных французских и американских деклараций, не всегда совпадает с концепцией обще- ства, опирающегося на превосходство одной какой-нибудь группы.
Правительства некоторых стран, недавно ставших независимыми, приняв с энтузиазмом законы о ликвидации неравенства народов и рас, на которые опирался колониализм, встречают серьезные препятствия при проведении этих законов в жизнь. Это происходит в основном из-за предрассудков — еще очень сильных — в отношении равенства полов или из-за вражды между племенами, которая даже в наши дни проявляется в истреблении беззащитного населения.


6 8 5
Аналогичные предрассудки живут ве-ками и в других, более древ- них странах, где две расы сосуществуют лишь за счет порабощения друг друга. Кроме того, различия в вероисповедании также нередко являются причиной дискриминации, хотя в наши дни этот вопрос теряет свою актуальность. И наконец, в современных условиях это, возможно, наиболее существенный фактор — невежество, болезни и нищета, от которых страдают сотни миллионов людей. Недостаток средств у правительств для борьбы с этими бедствиями лишает насе- ление воз можности жить в условиях, достой ных человека.
Как мы видим, претворение в жизнь прав человека является делом исключительно сложным: оно тре бует времени и огромных усилий, и один из первых этапов этого процесса состоит в том, чтобы воспиты- вать, обучать, убеждать, дабы пробудить у всех людей веру и привержен- ность к принципам, которые могут не совпадать с некоторыми старыми жизненными концепциями, образом мышления, а также интересами некоторых влиятельных кругов.
Таким образом, для того чтобы человек мог превратить свою свободу в реальность, надо освободить его от страха перед голодом, от рабства тьмы и невежества, чтобы он смог понять мир, который его окружает, смог общаться с людьми, делиться опытом, знаниями, идеями. И для этого прежде всего нужно уметь читать. Отсюда вытекает первое настойчивое требование, которое входит в обязанности тех, кто борется за право человека — вывести из царства тьмы и невежества и приобщить к современной жизни более 750 миллионов неграмотных мужчин и женщин.
Для того чтобы принципы Всеоб щей декларации могли побороть глубоко укоренившийся эгоизм, предрассудки, устаревшие традиции и обычаи, эти принципы должны про никнуть в сердца и умы людей, а уважение прав человека — стать требованием всех людей, настолько естественным и настойчивым, что ни одно правительство не могло бы ими пренебречь. Для этого необходимо принципы Всеобщей декларации популярно изложить, обосновать и довести до каждого человека.
С этой точки зрения гораздо важнее помочь людям понять общую концепцию неотъемлемых прав, чем рассматривать какое-нибудь от- дельно взятое право. Прежде всего необходимо осознать и довести до сознания других, что уважение к правам человека должно быть абсо- лютным, неограниченным. Никакие аргументы, даже опирающиеся на мотивы патриотические, семейные, религиозные или идеологи-

6 9 5
ческие, не должны превалировать над правами человека. Идея права подразумевает, что это право признается без каких-либо ограничений, а концепция уважения к каждому человеку как субъекту права неиз- бежно вынуждает нас признать его универсальность.
Не лишне еще раз напомнить, что с этим основным требованием несовместимы ни применение силы (кроме силы закона), ни запу- гивание, ни страх, ни любые системы унижения или сегрегации, ни состояние хаоса или произвола.
Право быть человеком
Ж. ЭРШ философ
Говорить о праве быть человеком — это значит для человека мало только существовать. Он может существовать и не быть по-настоящему человеком, он может даже не иметь возможности стать человеком.
Быть по-настоящему человеком — это нечто совсем другое, чем быть просто представителем такого вида живых существ — «человек».
Быть человеком — это значит обладать двумя особыми качествами: способностью мыслить и принимать самостоятельное решение, а тем самым — сознательно, свободно и с пониманием своей ответствен- ности участвовать в жизни общества.
Кажется нет ничего проще. Однако для этого нужны определенные условия, чтобы человек мог мыслить и решать, необходимо прежде всего ослабить неприятности и угрозы, нависшие над ним, — голод, холод, физическое принуждение, насильственную смерть, полностью уничтожить которые невозможно. Тогда человек сможет не просто бо- роться за свое существование, но и думать о другом, принимать решения, связанные с широким кругом вопросов. Человеку необходимо дать воз- можность выпрямиться физически, морально и психологически, чтобы он не ползал больше на четвереньках, как животное.
Чтобы человек мог мыслить и решать, нужно также, чтобы он мог выражать свои мысли без всякого насилия, а принятые решения до- бровольно претворял в действия. Поэтому он должен быть освобожден от физического принуждения, от оков. Он должен иметь возможность пользоваться своими руками, ногами, голосом, пером и другими орудиями, ибо мысли и решения, которые не воплощаются в жизнь общества, остаются несбыточными мечтами.


6 10 5
Ведь человек не одинок. Все его мысли и решения связаны с другими людьми, которые его окружают. Он думает за них, с ними и во имя их, если даже в данный момент они и не занимают его мыслей и забот. Собратья по обществу могут соглашаться или не соглашаться с его решениями, но эти решения, их причины и следствия всегда тесно связаны с ними.
Сознательно или бессознательно, собратья — люди всегда с чело- веком, во всех его размышлениях и действиях (хотя бы благодаря тому факту, что он использует язык для выражения своих мыслей) ; когда их судьба поставлена на карту, он оправдывает их или выступает против них. Отсюда следует, что человеку необходимо встречаться с другими людьми, сопоставлять их мысли и действия со своими, объединяться со всеми людьми, чтобы совместными усилиями лучше воздействовать на окружающий мир, успешно бороться с нуждой и несправедливостью.
Но это не все. Удовлетворения основных нужд, избавления от физического принуждения, даже свободного сопоставления идей и объединения воли людей недостаточно. Чтобы мыслить и принимать правильные решения, человек должен иметь перед собой определенную, реальную цель. Его мысли и действия также должны иметь какую-то питательную социальную среду. Человек должен знать и ту основу, ту почву, в которой пустят корни его идеи, его действия, если они не хотят действовать стихийно, вслепую. Эта питательная среда есть культура, цивилизация. А знание основы есть информация.
И наконец, чтобы мысли и решения человека могли противостоять напору мира физического, мира экономического и мира социального, надо, чтобы в нем было что-то неизменное, постоянное ядро.
Всеобщая декларация прав человека — первый документ, про- возгласивший необходимость признания прав каждого человека, кем бы он ни был и закладывающий основы всеобщего гражданского и морального правопорядка в форме точных, конкретных, контроли- руемых положений.
При этом мы не должны забывать исторические корни прав чело- века. Они уходят в далекое прошлое, где и зародилось понятие «право быть человеком». Речьидет не только о назидательных текстах; здесь можно встретить сетования и возмущенные голоса людей, чье достоин- ство попрано. То, что голоса раздавались издавна, само по себе говорит о постоянном стремлении человечества осуществить «право быть че- ловеком» и его страданиях, вызванных нарушением этого права.
Фрагменты антологии наглядно показывают нам,что мы являемся свидетелями того, как меняются основы и конечные цели любого права