Файл: Методическая разработка по учебному предмету Живопись в 1 классе дхш на тему.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 рисунок под живопись. При поиске композиции этюда необходимо выбрать точку зрения, выполнить схематические зарисовки и наброски, в которых определяется формат этюда, места основных пространственных планов и предметов. В подготовительном рисунке создаётся перспективно – пространственный строй этюда: определяются пропорции, намечаются границы предметов и их светлотных масс. На этой основе формируется дальнейшее живописно -пластическое решение этюда. Цветные этюды – наброски можно делать кистью в один приём, сохраняя свежесть первого впечатления.
3. Наряду с этюдами, направленными на изучение колорита, в учебном процессе должны иметь место этюды – наброски «силуэтным пятном».
Их цель – быстро и в лаконичной форме фиксировать основные тональные или цветовые отношения предметов, характерные пропорции.
Наброски кистью «пятном» приучают видеть всю форму в целом.
Рекомендации поэтапного ведения работы акварелью
над натюрмортом в сближенной цветовой гамме.
При выполнении этюда натюрморта количество этапов определяется сложностью натурной постановки, однако основными этапами принято считать следующие:
1) композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоскости листа;
2) линейно-конструктивное решение формы с учетом их пропорций, движения и пространственного положения;
3) определение общего цветового тона; передача общих больших тоновых и цветовых отношений, пропорциональных натуре;
4) моделировка объемной формы предметов, выявление градаций светотени и их живописная проработка с учетом воздушной перспективы;
5) обобщающий этап работы над завершением этюда; выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда; подчинение всех частей изображения целому.
14
В основу первого этапа должен быть положен наиболее удачный предварительно выполненный эскиз. Прежде, чем приступить к выполнению учебного задания, проводится своего рода подготовительная работа. С натуры выполняются наброски и зарисовки карандашом и в цвете. В этих набросках определяется общая композиционная схема натюрморта.
Вучебной натюрмортной постановке учащемуся предлагается решить несколько задач; передать с помощью светотеневых и цветовых отношений цельность группы предметов, их объём и освещённость. Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы – её высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету – учащийся определяет формат и размер плоскости, положение композиционного центра, находит тональное и цветовое решение сближенной цветовой гаммы. К тонкости поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от груп- пы предметов. Это важно для определения композиционного центра.
15
Второй этап работы начинается с линейно-конструктивного построения отдельных предметов, с одновременным уточнением пропорций и характера форм. Особое внимание должно быть уделено положению каждого предмета в пространстве с учетом перспективного сокращения поверхностей, образующих объем. С этой целью следует выполнить
«сквозную» прорисовку оснований предметов, что позволит правильно определить положение на горизонтальной плоскости одного предмета относительно другого и тем самым распределить их по планам в глубину.
Удачное решение натюрмортной композиции во многом зависит от избранной зрительной позиции. От уровня зрения сильно зависит степень видимости горизонтальной плоскости. Более открытая горизонтальная плоскость увеличивает протяжённость пространства, позволяет яснее увидеть планировку предметов в пространстве, почувствовать ритм в сочетании элементов, составляющих натюрморт.
16
Третий этап работы над этюдом натюрморта связан с определением общего цветового тона, выявлением большой формы при помощи тонально- цветовых отношений как между предметами, так и фоном.
Дальнейшая разработка композиции предполагает нахождение более точных тональных и цветовых отношений, усиление выразительности композиционного центра при сохранении цельности натюрморта.
Определение и уточнение общего состояния тонально-цветовых отношений, предметов по светлоте, цветовому тону и насыщенности является важнейшим условием гармоничной настройки тонально-цветовой гаммы в этюде. Выразительность изображения неразрывно связана с проявлением закона контрастов. Действие контрастов – тональных и цветовых, контрастов форм и размеров – в полной мере относится и к жанру натюрморта. В этой связи при изображении натюрморта контрасты необходимо внимательно проанализировать в натурной постановке.
Изображая натюрморт, всегда нужно помнить о композиционном центре, о том, что нельзя допускать равнозначных по напряжению тоновых или
17 цветовых пятен, так как это ведёт к дробности и потере композиционной цельности картины.
В начале обучения, когда трудно взять правильный цвет и в тоне, и в светлоте, и в насыщенности сразу, лучший способ работы – это последовательная и внимательная проработка натюрморта от слабо насыщенных цветов к постепенному насыщению изображения сочными цветовыми отношениями. Надо помнить при этом особенности поведения отдельных красок в их последующих смесях с другими красками, так как в некоторых случаях невозможно изменить положенный оттенок посредством дополнительных многослойных наложений.
Живопись акварелью построена на том техническом приеме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно изображение наполняется более насыщенными цветами. Это важно для того, чтобы, добиваясь нужного цветового тона, продуманно делать первоначальные прокладки, с таким расчетом, чтобы
18 последующие наслоения давали нужные цветовые сочетания. Не надо наслаивать большое количество краски, нужно стараться выполнять этюд в два-три слоя. Утеря прозрачности вместе с тем ведет к нарушению яркости и сочности тона. Белый цвет бумаги выполняет роль основы, которая просвечивает через поверхностный слой краски, придает ему особую про- зрачность и звучность. Достоинство акварельной живописи состоит в прозрачности, свежести красочного слоя. В силу своей подвижности она позволяет применять различные приёмы – вливать один мазок в другой, делать широкие заливки больших плоскостей, прорабатывать мелкие детали.
Четвертый этап работы над этюдом предусматривает моделировку объемной формы предметов с выявлением градаций светотени и материальных качеств всех элементов натюрморта. Моделирование предметов, лепка их формы проводятся с учетом тонового и цветового состояния освещенности и вместе с тем зависит от степени контрастов теплых и холодных оттенков, взаимных рефлексов. Прорабатывая отдельные предметы или детали, не следует доводить их до полной завершенности сразу, надо все время вести их сравнение как между собой, так и с натурой, следя за тонально-цветовыми отношениями. В ходе детальной проработки этюда натюрморта может оказаться, что отдельные части будут как бы переделаны, благодаря чему этюд воспринимается дробно. Пестрота в этюде может быть и за счет нарушения тонально-цветовых отношений между предметами первого и последующих планов.
19
Поэтому завершающий пятый этап работы над этюдом натюрморта должен быть направлен на установление целостности изображения, которое достигается, с одной стороны, обобщением как второстепенных деталей, так и предметов, находящихся на заднем плане, с другой – конкретизацией предметов первого плана. Если отдельные красочные пятна выпадают из цветового строя, «вырываются» вперед или «проваливаются» в глубину, то их слегка перекрывают недостающим по силе цветом. Усиление или ослабление общего цветового тона в акварельной живописи требует особой осторожности в прокладке завершающих красочных слоев. Наиболее важным приемом обобщения этюда является уменьшение чрезмерной резкости границ цветовых пятен изображения. Для этого необходимо иметь чистую кисть и воду. При ослаблении общего тона акварельного этюда кисть периодически смачивают водой и пользуются ею так, чтобы в местах резких границ и чрезмерно жестких контуров нажим был более значительным, чем на других участках живописной поверхности.
20
На завершающем этапе этюда приемы усиления и ослабления общего тона в акварельной живописи могут успешно использоваться только тогда, когда одновременно учитывается главный центр композиции. Именно подчинение деталей целому и выявление основной группы предметов с образно- смысловым содержанием дают возможность решить учебные задачи в этюде. Качество учебной работы в начальном периоде обучения следует видеть в том, насколько удалось в натюрморте передать освещение, объемную форму предметов, материальность, общее тоновое и цветовое решение натуры.
21
Учебный предмет «Живопись»
1 класс
Планы – конспеты занятий к заданию по теме:
«Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на
цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону»
9 часов
Цель: раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого учащегося, сформировать стойкий интерес к художественной деятельности; привить интерес к предмету; научить практическим навыкам и приёмам ведения работы в живописи.
Задачи:Образовательные: выявление и закрепление полученных знаний и навыков об основах цветоведения, цветовых отношениях, о цветовой гармонии; усвоение понятия натюрморт; передача живописными средствами изображения натюрморта с соблюдением законов линейной и воздушной перспективы; обучение умению поэтапного ведения работы над натюрмортом в сближенной цветовой гамме; освоение основных закономерностей и средств композиции при работе над натюрмортом; обучение умению выполнять краткосрочные этюды.
Развивающие: развитие творческого потенциала, эстетического понятия, расширение кругозора учащихся, активизация наблюдательности у детей; развитие образного мышления, глазомера.
Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, внимательности, наблюдательности.
Методы обучения: наглядный метод: знакомство с иллюстративным и методическим материалом; словесный метод: объяснение, рассказ; практический метод: практическая самостоятельная работа.
Изобразительный ряд: репродукции картин натюрмортов, образцы педагогического рисунка с поэтапным ведением работы, тематические работы учащихся из фонда.
Материалы: бумага А3, бумага для эскизов А4, акварель, кисти, пр. карандаши, палитры.
22
Оборудование: натюрмортный стол с постановкой, софит, планшеты, мольберты, доска.
Освещение: искусственное, боковое.
Занятие 1. (3 часа)
Задачи: обучение умению и навыкам поэтапного ведения работы над учебным натюрмортом с натуры большими цветотональными отношениями, согласно правилам и законам передачи и объёма в живописи; понятие о краткосрочных этюдах, композиционное решение листа, эмоциональное восприятие цвета.
План - конспект
I. Объяснение нового материала.
1. Основы цветоведения. Повторение пройденного материала об основах цветоведения. Понятие о родственных цветах, сближенной цветовой гамме.
2. Понятие о краткосрочных этюдах и их роли при выполнении работы над этюдом натюрморта из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону
3. Поэтапное ведение работы над постановкой.
4. Развитие цветового восприятия нюансов одного цвета.
5. Основные правила передачи локального цвета, формы и объёма предметов в живописи: каждый предмет обладает своим локальным цветом; локальный цвет изменяется под воздействием источника света и воздушной среды; освещаемая часть предмета приобретает оттенки источника света; локальный цвет предметов приобретает цветовые оттенки рядом расположенных предметов, фона, драпировок; все цвета натуры взаимообусловлены и находятся в определённой зависимости друг от друга, в определённых цветовых отношениях; реалистически правдиво изобразить натуру – значит передать отношения между предметами по цветовому тону, насыщенности и светлоте, передать их цветовые различия.
23 6. Показ поэтапного выполнения краткосрочных этюдов с пояснениями.
7. Основные требования к начальному этапу – выполнению подготовительного рисунка: а). анализ формы предметов постановки; б). композиционное размещение предметов на плоскости листа бумаги; в). конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение рисунка на плоскости; г). указание границ светотени.
II. Самостоятельная работа.
1. Выбор натюрморта из двух предложенных постановок.
2. Внимательное изучение натуры, выбор места.
3. Выполнение краткосрочных этюдов небольших размеров, соблюдая этапы ведения работы: поиск композиционного решения натюрморта; подготовительный рисунок натюрморта в виде наброска; определение общего цветового и тонового строя натюрморта.
4. Разбор с учащимися выполненных краткосрочных этюдов, выбор наиболее удачных.
5. Выполнение подготовительного рисунка на формате А3, учитывая результат проделанной работы предварительными разработками.
Перед самостоятельным выполнением подготовительного рисунка, практический показ преподавателем начального этапа ведения работы над натюрмортом.
III. Анализ проделанной работы.
1. Просмотр разработок и краткосрочных этюдов, подготовительного рисунка. Обсуждение с учащимися результатов проделанной работы.
2. Выставление оценок с пояснениями преподавателя.
Занятие 2. (3 часа)
Задачи: закрепление навыков поэтапного ведения работы над натюрмортом; закрепление у учащихся понятий об изменении ловального цвета под
24 влиянием световоздушной среды; определение общего цветового состояния натюрморта.
План – конспект
I. Повторение пройденного материала.
1. Основные этапы выполнения краткосрочного этюда.
2. Выполнение подготовительного рисунка. Этапы.
II. Объяснение нового материала.
1. Поэтапное ведение работы в цвете над натюрмортом на основе краткосрочного этюда.
2. Показ преподавателем начального этапа первой прописки натюрморта с пояснениями. Техника письма акварелью.
III. Самостоятельная работа.
1. Поэтапное ведение работы над натюрмортом в цвете.
Начало первой прописки цветом, учитывая результаты проделанной работы над краткосрочными этюдами.
IV. Анализ проделанной работы.
1. Просмотр работ. Обсуждение с учащимися результатов первой прописки.
2. Выставление оценок с пояснениями преподавателя.
Задание 3. (3 часа)
Задачи: закрепление навыков поэтапного ведения работы над натюрмортом; уточнение учащимися изменения локального цвета под воздействием световоздушной среды, их объёма, фактуры. Детальная проработка натюрморта. Определение общего цветового состояния натюрморта в сближенной цветовой гамме.
План – конспект
I. Повторение пройденного материала.
1. Обсуждение результатов первой прописки.
II. Объяснение нового материала.