Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, нервная система и особенно головной мозг выполняют жиз­ненно важные функции организма. Поэтому нужно беречь нервную систему, соблюдать определенные правила гигиены.

Поскольку для своей напряженной работы нервная система и особенно головной мозг требуют много питания и воздуха, то очень важно вовремя есть, регулярно бывать на свежем воздухе, Но даже и при соблюдении этого правила нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нее является сон, который для детей 9 лет должен продолжаться не менее 10 ч. Головной мозг полностью не отдыхает, если человек спит при свете, шуме. Поэтому перед сном нужно обязательно выключать свет, радио, телевизор, проветривать комнату и т. п." Благоприятно на работе нервной системы сказывается смена видов Занятий, пере­рывы между ними.

О других правилах гигиены Нервной системы и о влиянии на нервную систему алкоголизма и курения можно прочитать в учеб­нике.

Закрепление материала можно провести работой с поговорка­ми. Учащимся предлагается объяснить следующие поговорки: «Ляг да усни, встань да будь здоров», «Выспишься — помолодеешь», «Вино с разумом в ладу не живет».

Домашнее задание. Подготовиться рассказать о строении, значении и гигиене нервной системы (учебник, с.140—144).
ТЕМА УРОКА «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

Цель урока: познакомить учащихся :с органами чувств, их значением, гигиеной органов чувств.

Оборудование: таблица «Нервная система.» кадр 15 из серии диапозитивов «Организм человека», предметы различной формы, величины, окраски, грампластинка «Голоса птиц».

Ход урока. Повторение можно провести по следующим зада­ниям: строение нервной системы. Значение нервной системы. Гигиена нервной системы. Изучение нового материала можно начать следующим образом. Дети уже знают, что нервная система помогает человеку реагировать на то, что происходит вокруг. Поэтому клас­су можно предложить вопрос: как узнает нервная система о том, что происходит вокруг человека? Учащиеся дают разные ответы. Подведя итог беседе, учитель говорит, что глаза, уши, нос, язык, кожа помогают нам узнавать, чувствовать, что же происходит вокруг нас. Эти органы получили название «органы чувств». Нервы связывают органы чувств с головным мозгом. Учитель на таблице показывает нервы, подходящие к различным органам чувств.

Познакомимся теперь подробнее с каждым органом чувств. Учи­тель демонстрирует предметы разного цвета, формы, величины, показывает на разном расстоянии. Дети отвечают на вопросы учи­теля. Делается вывод, что цвет, форму, размеры предметов и их расстояние от нас и друг от друга мы определяем с помощью глаз. Глаз — это орган зрения. Глаза защищены веками и ресни­цами от различных частиц, находящихся в воздухе. Дети могут при­нести примеры из своей жизни, как когда-то на ресницах задержа­лись мошка или комар и благодаря этому не попали в глаз. Но все же иногда соринки попадают в глаз. Что вы наблюдали в этом случае? (Очень больно. Идут слезы.)
Слезы смывают соринки, пыль, попавшие в глаза. Они поддерживают глаз постоянно влажным и тем самым предохраняют его от высыхания. Защитой для глаз являются и брови. Они задерживают стекающие по лбу пот и дож­девую воду и не дают им попасть в глаза.

При повреждении глаз человек становится слепым. Это очень тяжелый недуг, поэтому глаза надо беречь. О том, как нужно беречь глаза, учащиеся узнают в ходе самостоятельного чтения статьи «Глаз—орган зрения». После чтения учащиеся рассказывают о гигиене зрения.

Учитель включает проигрыватель. Звучат голоса птиц. Дети узнают кукушку, соловья. «Как вы узнали, что это поют птицы? Чем вы услышали голоса птиц? Уши — другой важный орган чувств, орган слуха. Что происходит при повреждении органа слуха? (Человек становится глухим.) К ушам и глазам надо относиться бе­режно». О том, как беречь уши, дети могут узнать, прочитав статью «Ухо—орган слуха».

К доске выходят 2—3 ученика. Учитель завязывает им глаза. Каждому дает какие-либо невредные пахучие предметы (духи, лук, черный хлеб), предлагает детям понюхать и определить, что у них в руках. Учащиеся называют предметы. Тогда учитель обращается к классу с вопросом: «Как Петя, Марина, Сережа узнали, что у них в руках? Видеть и слышать они не могли. (Они узнали их по запаху.) Каким органом мы чувствуем запахи? Нос является органом обоня­ния. Обоняние помогает нам обнаружить несвежую пищу, вредные запахи в помещениях. На обонянии очень вредно сказываются различные простудные заболевания. Во время насморка человек почти не различает запахи. Частые насморки притупляют обоняние. Как видите, простудные заболевания вредны не только для горла и для легких, но и для такого важного органа чувств, как нос.

Поэтому надо беречь себя от простудных заболеваний, закалять свой организм. Сильно притупляют обоняние табачный дым, различ­ные резкие, ядовитые запахи.

Каким органом мы различаем вкус пищи? (Языком.) Язык явля­ется органом вкуса». Учащиеся прочитывают в учебнике текст «Язык — орган вкуса» и отвечают на вопросы: какую по вкусу пищу мы отличаем с помощью языка? Какие другие органы чувств помо­гают определять доброкачественность пищи? Как влияет на орган вкуса курение?

Закрепление материала можно провести в ходе игры «К врачу за консультацией». Один из учеников — врач. Другой приходит к нему и просит дать совет, как беречь зрение. Врач должен дать соответ­ствующие рекомендации. Остальные учащиеся класса — это члены консилиума. Они могут поправить, дополнить врача-консультанта. Затем врач-консультант и пациент меняются. Новый пациент просит дать аналогичную консультацию, но по какому-то другому органу чувств. Так игра продолжается, пока не будут даны консультации по гигиене изученных органов чувств.



Домашнее задание. Подготовить материал о значении и гигиене органов чувств. Выполнить задания. Повторить тему по вопросам и заданиям для повторения темы (учебник, с. 154).
ТЕМА УРОКА «ПРИРОДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Цель урока: дать учащимся сведения о влиянии некоторых факторов природы на здоровье человека, на закаливание организма, обратить внимание на правильное их использование.

Оборудование: картины с изображением санаториев, домов отдыха, мест возможного отдыха людей, приема различных процедур.

При проведении этого урока учитель использует текст учебника, а также привлекает дополнительные материалы, подобранные им и детьми.

Закрепление материала можно провести по вопросам и заданиям, данным в учебнике для повторения. В заключение делается вывод, который сравнивается с выводом учебника.

Вторая часть урока (15 мин) отводится на повторение знаний по всей теме. Это может быть сделано в ходе беседы по вопросам и заданиям, данным в учебнике для повторения темы, в том числе и по только что изученному материалу.

Домашнее задание. Подготовить материал о влиянии некоторых природных факторов на здоровье человека, необходимости правильно пользоваться ими, подтвердить примерами.
ТЕМА УРОКА «ЗАКЛЮЧЕНИЕ»

Цель урока: провести обобщение наблюдений по весенним месяцам, дать задания по укреплению и закаливанию организма в летнее время.

Оборудование: дневники наблюдений, календарь при­роды и труда, иллюстрации с изображением различных приемов закаливания.

Ход урока. К уроку должны быть подведены итоги наблюде­ний по весенним месяцам. Обобщение наблюдений начинается с определения продолжительности весны в этом году. Продолжи­тельность весны записывается в дневнике наблюдений. Затем по 'результатам наблюдений составляется характеристика погоды каждого месяца, проводится сравнение погоды разных месяцев и делается вывод, какой из весенних месяцев самый дождливый, какой самый холодный, какой самый солнечный, как погода ранней весны отличается от погоды второй половины весны. Далее прово­дится сравнение погоды весной этого года и прошлого года, выясня­ется, чем она отличается и что у нее общего.


По результатам наблюдений выясняется также, какие измене­ния происходили в живой природе. Учащиеся сравнивают сроки цветения растений, появления листьев, время прилета разных птиц, появление насекомых и других животных.

В течение весенних месяцев велись наблюдения за трудом людей. В беседе по наблюдениям за трудом людей нужно остановиться на следующих моментах: какие весенние виды труда выполняют люди и парках, скверах, дворах? Как готовят квартиры к лету? В каком месяце в магазинах появились свежие овощи (например, зеленый лук, редис и др.)? Какой вывод из этого следует?

Как и в III классе, здесь нужно выделить некоторые взаимосвязи в природе. Так, по детским наблюдениям устанавливается связь между облачностью и осадками, температурой воздуха и осадками, направлением ветра и характером погоды. Эти выводы можно сравнивать с аналогичными выводами, сделанными осенью и зимой. Нетрудно заметить, что распускание листьев и цветение растений наступают раньше и идут интенсивнее в теплую погоду. Чем дольше держится холод, тем позднее распускаются листья на растениях и они позднее зацветают.

Аналогично можно установить зависимость поведения животных от характера погоды. И наконец, надо показать, как труд людей зави­сит от погоды, от состояния растений и животных в каждый период весны. В заключение следует выделить отличительные особенности весны этого года по сравнению с весной прошлого года.

В конце урока учащиеся получают задания на лето. Они должны нести наблюдения в природе и записывать их в дневнике наб­людений. Эти наблюдения ведутся там, где ребенок проводит лето.

Наблюдения за погодой можно провести и зафиксировать в дневнике наблюдений 2—3 раза в месяц. Следует также посовето­вать провести наблюдения за растениями, животными и трудом лю­дей и записать в дневнике наблюдений. Таких заданий немного, и, как показывает опыт трехлетней школы, они не обременительны для учащихся. Однако, если учащиеся не выполнят эти задания, их не надо наказывать плохой оценкой.

Важнейшее летнее задание, на выполнение которого надо настроить учащихся,—это закаливание организма. Советы по закаливанию организма в летнее время прорабатываются по учебнику.