Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все наблюдения, проведенные в природе и зафиксированные а дневниках и календарях, используются на уроках природоведе­ния при составлении характеристики погоды, выявлении особен­ностей растений и животных, а также труда людей в теме «Природа нищего края».
УЧЕБНИК И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НИМ

Учебник (К л е п и н и н а 3. А. Природоведение, 4 класс.— М., 1990) является частью учебно-методического комплекса по приро­доведению и основным учебным пособием для учащихся. В нем раскрывается содержание знаний по программным темам: «Ориен­тирование на местности. План и карта», «Природа нашего края», «Организм человека и охрана его здоровья». Исходя из требований к данному учебному предмету — формировать у учащихся знания ч природе методами, свойственными системе естественных наук, — учебная информация в учебнике заложена в научные тексты, трансформированные с учетом возрастных особенностей детей и их под­готовки к овладению знаний о природе. Немалую информационную нагрузку несут иллюстрации, большинство из которых представлено фотографиями, т. е. бесспорным документальным материалом о природе. Важнейшим источником знаний о природе является выполнение практических работ, опытов, наблюдений. Учебник, не подменяя непосредственной практической деятельности ученика, дает инструкции, основные направления к выполнению этих видов работ, подводит к выводам. Кроме информации, соответствующей программе и обязательной для всех учащихся, в учебнике имеются статьи, направленные на расширение знаний детей о природе и рассчитанные на дополнительное чтение. Указанные статьи идут под рубрикой «Это интересно знать», «Практический совет», «Уга­дай», «Подумай» и т. п. При работе с ними учитывается желание и интересы четвероклассников.

Методический аппарат учебника представлен вопросами и за­даниями. Часть из них помогает учителю направить внимание детей на выяснение различных сторон, признаков предметов и явлений, изложенных в тексте или изображенных на рисунках, и тем самым сообщить учащимся определенный фактический материал. Но со­общение фактического материала — это еще не главная задача учебного процесса. Необходимо уже младших школьников учить анализировать и синтезировать приобретенные знания. С этой целью в учебник включены вопросы и задания на применение в учебном процессе логических дидактических приемов сравнения, противо­поставления, проведения аналогий, классификации и т. п. Третья группа вопросов и заданий помогает ученику вскрыть причины и взаимосвязи в природе и труде людей. И наконец, немало таких заданий, которые ориентируют ученика на выполнение различных практических действий (проведение наблюдений, практических ра­бот в классе, природе, на учебно-опытном участке, лабораторных опытов, практической деятельности детей по охране природы). Часть из них дана в форме инструктажа к проведению практических работ и опытов. Поэтому учебник выполняет еще и роль простей­шего практикума. Это позволяет организовать самостоятельную работу с учащимися, что очень важно для учителя, работающего одновременно с несколькими классами.


Общность структуры учебников III и IV классов значительно облегчает работу с ними учителя и учащихся. Весь материал в учебниках сгруппирован по темам программы, а внутри темы — по урокам. Распределение материала внутри урока подчинено опреде1 ленной логике. Материал каждого урока начинается с вопросов, которые могут быть использованы во вводной беседе к изучению нового материала. Назначение этих вопросов — выяснить началь­ный уровень знаний учащихся по теме текущего урока, которые могли сложиться у ребенка в процессе изучения природоведения в III классе, в ходе наблюдений в природе по заданиям предыду­щего урока, из книг, прочитанных во внеурочное время, и как результат его жизненного опыта. Таким образом, вопросы к уроку позволяют реализовать принцип преемственности и межпредметные связи в обучении, выяснить степень готовности учащихся к усвое­нию нового материала. Последнее позволяет учителю в каждом конкретном случае менять предлагаемую ему методику урока, про­являть творческий подход к решению поставленных задач.

Вслед за вопросами к уроку следуют тексты, с которыми тесно связаны иллюстрации и подрисуночные подписи к ним. Работа с текстом и рисунками учебника может быть проведена на этапе изучения нового материала и при его закреплении. Статья может быть прочитана целиком или по частям, но во всех случаях перед чтением классу следует поставить целевую установку в виде воп­росов и заданий. При этом на этапе изучения нового материала содержание текста или его часть являются в определенной мере неизвестными для учащихся (оно не разбиралось в ходе работы с другими средствами обучения). Например, на уроке по теме «Лес. Растения и животные леса» в ходе работы с различными нагляд­ными пособиями сначала формируется представление о лесе, затем о разнообразии и особенностях лесных растений и животных. Текст к этому уроку под заголовком «Лес и человек» можно предложить для самостоятельного чтения. При этом классу дается такое за­дание: «Прочитайте статью «Лес и человек» и ответьте на следую­щие вопросы: как человек использует леса? Какое значение имеют леса для природы? Как люди охраняют леса? Почему они это делают?»

Работа с текстом может быть проведена и на этапе закрепления нового материала. При этом содержание его знакомо учащимся из других примененных на уроке источников знаний. Задания и вопросы к тексту в этом случае могут быть примерно такими: прочи­тайте текст. Сравните свои знания с тем, что изложено в учебнике. Есть ли в тексте новые для вас знания? Можно предложить уча­щимся проверить свои знания по тексту, его части и т. п. Если содержание статей хорошо разобрано на уроке в других, кроме чтения, видах работы, текст на уроке можно не читать, а предло­жить для работы дома при выполнении домашнего задания.



Если в текстах приведен цифровой материал, то не следует требовать от детей заучивания этих цифр. Они даются для усиле­ния эмоционального воздействия (например, вызвать удивление, восторг) на учащихся. Если ученик хочет в своем ответе привести какие-то цифровые данные, но не помнит их, ему можно разрешить посмотреть в учебник. Оценка за такое использование цифрового материала не должна снижаться. Напротив, такой подход выраба­тывает у учащихся умение ориентироваться в тексте.

Разнообразной может быть и работа с рисунками. Часть ри­сунков учебника может выступать как иллюстрация к тексту. В этом случае работа с текстом и рисунком идет одновременно: уча­щиеся читают текст и одновременно изучают рисунок, находят на нем необходимые детали, рассматривают их. Такими, например, рисунками являются изображения круговорота воды в природе, образования родника, растений и животных леса, луга, болота и т. п. Часть рисунков может дать новую для детей информацию. Это особенно важно в тех случаях, когда учащиеся не видели в природе данный объект. Например, большинство учащихся не ви­дели дороги в горах. Поэтому одного только чтения текста недоста­точно для формирования представлений о горной дороге. Целесо­образно сначала рассмотреть рисунок горной дороги, а затем чи­тать текст о ней. Аналогично можно провести работу с рисунками «Горы», «Холмистая равнина», «Плоская равнина» и др. Не слу­чайно и текст учебника в подобных случаях отсылает сначала к рисункам, затем дает описание предмета, явления. Часть рисунков можно использовать как инструктаж к практическим работам, опы­там. Например, изображение компаса, иллюстрации к опытам по изучению свойств воды, почвы, рисунок, показывающий, как пра­вильно чистить зубы, и др.

После текстов в учебнике даются вопросы для повторения. Они могут быть использованы на уроке на этапе закрепления, а при. подготовке домашнего задания — для самоконтроля. Кроме функ­ции закрепления и контроля, эти вопросы подводят учащихся к выводам по изученному материалу. В учебнике в подавляющем большинстве случаев вопросы для повторения составлены так, что, ответив на них, ученик легко сформулирует вывод.

По каждому уроку дается вывод, который не следует исполь­зовать как готовую формулировку. Нельзя требовать от детей за­учивать его наизусть. К выводам дети должны подойти сами по мере работы с текстом, иллюстрациями учебника, другими сред­ствами обучения и после ответа на вопросы для повторения. Выводы учебника предназначены для сопоставления с теми, к которым дети пришли сами. Поэтому работа с этим структурным элементом про­водится в конце урока, когда учащиеся уже обобщили материал, и дома, где ученик должен, не затрачивая много времени, воспро­извести учебный материал.


В конце каждого урока даются задания провести наблюдения в природе, повторить что-то из ранее изученного по теме следую­щего урока. Поэтому к началу почти каждого урока учащиеся имеют определенный запас конкретных представлений, которые по­служат основой формирования новых знаний. Задания в конце урока и вопросы к уроку являются своеобразной нитью, связываю­щей учебный материал из урока в урок.

Как уже указывалось, к каждому уроку дается дополнительный материал, сообщающий интересные научные факты, дающий прак­тические советы, затрагивающий вопросы экологии. Его можно использовать на уроке для усиления каких-то обязательных знаний, как разрядку от напряженной работы, как игровой момент, для осуществления дифференцированного подхода, для домашнего чте­ния и т. п. Незнание изложенных сведений не должно служить поводом для снижения оценки учащимся.

Важно вырабатывать у учащихся умение работать с учебником, что надо делать с первых уроков природоведения. Для этого ре­комендуется тщательно проработать помещенную в учебнике па­мятку «Как работать с учебником?». В дальнейшем время от вре­мени следует обращаться к ней. Учитель по своему усмотрению может дополнить данную памятку, оформить ее в виде небольшого плаката и поместить в классном уголке.
ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

В предлагаемых ниже рекомендациях указаны цели уроков, приведены перечни необходимого оборудования, раскрыта методи­ка повторения, изучения нового материала и его закрепления, даны рекомендации по работе с учебником, «Дневником наблю­дений».

В перечень оборудования включено все возможное к данному уроку оборудование. Учитель отбирает то, что считает наиболее целесообразным в каждом конкретном случае, или просто учитывает наличие этих средств обучения в школе.

Большое значение в формировании знаний по природоведению имеют телепередачи. Однако ко времени создания данного посо­бия телепередачи для IV класса четырехлетней начальной школы находились в стадии разработки. Методику использования этих средств обучения можно показать на примере телепередачи «Кру­говорот воды в природе», подготовленной для III класса трехлетней школы. Учителю надо иметь в виду возможность некоторых из­менений в ее содержании для IV класса.

Через все уроки проведена идея экологического образования и воспитания учащихся. При этом автор стремился, избегая де­кларативных призывов, довести до сознания детей большую значи­мость природоохранительных мероприятий, убедить их принимать активное участие в них. В некоторых рекомендациях к урокам даются советы по организации практического участия четвероклас­сников в охране природы.


Хорошо, если учитель познакомится с фондами школьной и районной детской библиотек, выяснив при этом, какая в них есть краеведческая литература, детские книги о природе, выписывается ли журнал «Юный натуралист». По мере изучения темы особо интересующимся учащимся можно давать дополнительные зада­ния: прочитать такую-то книгу, рассказать о ней в классе, сделать обзор журнала «Юный натуралист», подготовить сообщение на определенную тему, пользуясь материалами местных газет, радио, выпустить листок-молнию о достижениях местных предприятий, о проведении природоохранительных мероприятий, об обнаруженной негативной деятельности людей в природе.
ТЕМА «ВВЕДЕНИЕ.ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. ПЛАН И КАРТА»

Основная цель при изучении этой темы—сформировать практические умения ориентирования на местности с помощью компаса, по солнцу и местным признакам. Учащиеся знакомятся в общих чертах с планом и картой, которые рассматриваются лишь как средства ориентирования на местности. Преобладающим видом ра­бот при изучении темы являются практические работы, часть из которых проводится на местности.
ТЕМА УРОКА «ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПРИРОДОВЕДЕНИЯ. РЕЖИМ ДНЯ»

Цель урока: подвести итоги наблюдений за лето; выяснить, как выполнялись учащимися задания по укреплению здоровья;

познакомить детей с режимом дня, особенностями курса природо­ведения IV класса; подготовить учащихся к наблюдениям в при­роде.

О б о р у л о в а н и е: Дневники наблюдений за III и IV клас­сы, настенный календарь природы и труда, плакат «Режим дня», диапозитивы «Режим дня», диафильм «Режим дня школьника».

Ход урока. В начале урока учитель проводит небольшую беседу по результатам летних наблюдений и выполнению заданий по закаливанию организма, используя следующие вопросы: где вы проводили летние каникулы? Какая бывает погода летом? Какие наблюдали осадки? Что можете рассказать о состоянии воды в водоемах в летнее время? Какие наблюдения провели за растения­ми? Что интересного заметили в жизни животных? В заключение беседы делается краткий вывод о состоянии природы летом.

Далее учитель предлагает рассказать учащимся, как они ис­пользовали летние каникулы для закаливания организма, подводит итоги рассказам детей и говорит, что закаливание организма и укрепление здоровья необходимо продолжить и в дальнейшем. Ор­ганизовать труд, отдых, закаливание организма и укрепление здо­ровья поможет режим дня. Демонстрируется плакат «Режим дня» и анализируется с точки зрения чередования в нем труда и отдыха, отмечается, в какой части режима дня выделено время для выпол­нения мероприятий по охране и укреплению здоровья, как можно совместить труд и отдых, труд и закаливание организма. Отдель­ные режимные моменты могут быть проиллюстрированы кадрами диапозитивов или диафильма.