ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все наблюдения, проведенные в природе и зафиксированные а дневниках и календарях, используются на уроках природоведения при составлении характеристики погоды, выявлении особенностей растений и животных, а также труда людей в теме «Природа нищего края».
УЧЕБНИК И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НИМ
Учебник (К л е п и н и н а 3. А. Природоведение, 4 класс.— М., 1990) является частью учебно-методического комплекса по природоведению и основным учебным пособием для учащихся. В нем раскрывается содержание знаний по программным темам: «Ориентирование на местности. План и карта», «Природа нашего края», «Организм человека и охрана его здоровья». Исходя из требований к данному учебному предмету — формировать у учащихся знания ч природе методами, свойственными системе естественных наук, — учебная информация в учебнике заложена в научные тексты, трансформированные с учетом возрастных особенностей детей и их подготовки к овладению знаний о природе. Немалую информационную нагрузку несут иллюстрации, большинство из которых представлено фотографиями, т. е. бесспорным документальным материалом о природе. Важнейшим источником знаний о природе является выполнение практических работ, опытов, наблюдений. Учебник, не подменяя непосредственной практической деятельности ученика, дает инструкции, основные направления к выполнению этих видов работ, подводит к выводам. Кроме информации, соответствующей программе и обязательной для всех учащихся, в учебнике имеются статьи, направленные на расширение знаний детей о природе и рассчитанные на дополнительное чтение. Указанные статьи идут под рубрикой «Это интересно знать», «Практический совет», «Угадай», «Подумай» и т. п. При работе с ними учитывается желание и интересы четвероклассников.
Методический аппарат учебника представлен вопросами и заданиями. Часть из них помогает учителю направить внимание детей на выяснение различных сторон, признаков предметов и явлений, изложенных в тексте или изображенных на рисунках, и тем самым сообщить учащимся определенный фактический материал. Но сообщение фактического материала — это еще не главная задача учебного процесса. Необходимо уже младших школьников учить анализировать и синтезировать приобретенные знания. С этой целью в учебник включены вопросы и задания на применение в учебном процессе логических дидактических приемов сравнения, противопоставления, проведения аналогий, классификации и т. п. Третья группа вопросов и заданий помогает ученику вскрыть причины и взаимосвязи в природе и труде людей. И наконец, немало таких заданий, которые ориентируют ученика на выполнение различных практических действий (проведение наблюдений, практических работ в классе, природе, на учебно-опытном участке, лабораторных опытов, практической деятельности детей по охране природы). Часть из них дана в форме инструктажа к проведению практических работ и опытов. Поэтому учебник выполняет еще и роль простейшего практикума. Это позволяет организовать самостоятельную работу с учащимися, что очень важно для учителя, работающего одновременно с несколькими классами.
Общность структуры учебников III и IV классов значительно облегчает работу с ними учителя и учащихся. Весь материал в учебниках сгруппирован по темам программы, а внутри темы — по урокам. Распределение материала внутри урока подчинено опреде1 ленной логике. Материал каждого урока начинается с вопросов, которые могут быть использованы во вводной беседе к изучению нового материала. Назначение этих вопросов — выяснить начальный уровень знаний учащихся по теме текущего урока, которые могли сложиться у ребенка в процессе изучения природоведения в III классе, в ходе наблюдений в природе по заданиям предыдущего урока, из книг, прочитанных во внеурочное время, и как результат его жизненного опыта. Таким образом, вопросы к уроку позволяют реализовать принцип преемственности и межпредметные связи в обучении, выяснить степень готовности учащихся к усвоению нового материала. Последнее позволяет учителю в каждом конкретном случае менять предлагаемую ему методику урока, проявлять творческий подход к решению поставленных задач.
Вслед за вопросами к уроку следуют тексты, с которыми тесно связаны иллюстрации и подрисуночные подписи к ним. Работа с текстом и рисунками учебника может быть проведена на этапе изучения нового материала и при его закреплении. Статья может быть прочитана целиком или по частям, но во всех случаях перед чтением классу следует поставить целевую установку в виде вопросов и заданий. При этом на этапе изучения нового материала содержание текста или его часть являются в определенной мере неизвестными для учащихся (оно не разбиралось в ходе работы с другими средствами обучения). Например, на уроке по теме «Лес. Растения и животные леса» в ходе работы с различными наглядными пособиями сначала формируется представление о лесе, затем о разнообразии и особенностях лесных растений и животных. Текст к этому уроку под заголовком «Лес и человек» можно предложить для самостоятельного чтения. При этом классу дается такое задание: «Прочитайте статью «Лес и человек» и ответьте на следующие вопросы: как человек использует леса? Какое значение имеют леса для природы? Как люди охраняют леса? Почему они это делают?»
Работа с текстом может быть проведена и на этапе закрепления нового материала. При этом содержание его знакомо учащимся из других примененных на уроке источников знаний. Задания и вопросы к тексту в этом случае могут быть примерно такими: прочитайте текст. Сравните свои знания с тем, что изложено в учебнике. Есть ли в тексте новые для вас знания? Можно предложить учащимся проверить свои знания по тексту, его части и т. п. Если содержание статей хорошо разобрано на уроке в других, кроме чтения, видах работы, текст на уроке можно не читать, а предложить для работы дома при выполнении домашнего задания.
Если в текстах приведен цифровой материал, то не следует требовать от детей заучивания этих цифр. Они даются для усиления эмоционального воздействия (например, вызвать удивление, восторг) на учащихся. Если ученик хочет в своем ответе привести какие-то цифровые данные, но не помнит их, ему можно разрешить посмотреть в учебник. Оценка за такое использование цифрового материала не должна снижаться. Напротив, такой подход вырабатывает у учащихся умение ориентироваться в тексте.
Разнообразной может быть и работа с рисунками. Часть рисунков учебника может выступать как иллюстрация к тексту. В этом случае работа с текстом и рисунком идет одновременно: учащиеся читают текст и одновременно изучают рисунок, находят на нем необходимые детали, рассматривают их. Такими, например, рисунками являются изображения круговорота воды в природе, образования родника, растений и животных леса, луга, болота и т. п. Часть рисунков может дать новую для детей информацию. Это особенно важно в тех случаях, когда учащиеся не видели в природе данный объект. Например, большинство учащихся не видели дороги в горах. Поэтому одного только чтения текста недостаточно для формирования представлений о горной дороге. Целесообразно сначала рассмотреть рисунок горной дороги, а затем читать текст о ней. Аналогично можно провести работу с рисунками «Горы», «Холмистая равнина», «Плоская равнина» и др. Не случайно и текст учебника в подобных случаях отсылает сначала к рисункам, затем дает описание предмета, явления. Часть рисунков можно использовать как инструктаж к практическим работам, опытам. Например, изображение компаса, иллюстрации к опытам по изучению свойств воды, почвы, рисунок, показывающий, как правильно чистить зубы, и др.
После текстов в учебнике даются вопросы для повторения. Они могут быть использованы на уроке на этапе закрепления, а при. подготовке домашнего задания — для самоконтроля. Кроме функции закрепления и контроля, эти вопросы подводят учащихся к выводам по изученному материалу. В учебнике в подавляющем большинстве случаев вопросы для повторения составлены так, что, ответив на них, ученик легко сформулирует вывод.
По каждому уроку дается вывод, который не следует использовать как готовую формулировку. Нельзя требовать от детей заучивать его наизусть. К выводам дети должны подойти сами по мере работы с текстом, иллюстрациями учебника, другими средствами обучения и после ответа на вопросы для повторения. Выводы учебника предназначены для сопоставления с теми, к которым дети пришли сами. Поэтому работа с этим структурным элементом проводится в конце урока, когда учащиеся уже обобщили материал, и дома, где ученик должен, не затрачивая много времени, воспроизвести учебный материал.
В конце каждого урока даются задания провести наблюдения в природе, повторить что-то из ранее изученного по теме следующего урока. Поэтому к началу почти каждого урока учащиеся имеют определенный запас конкретных представлений, которые послужат основой формирования новых знаний. Задания в конце урока и вопросы к уроку являются своеобразной нитью, связывающей учебный материал из урока в урок.
Как уже указывалось, к каждому уроку дается дополнительный материал, сообщающий интересные научные факты, дающий практические советы, затрагивающий вопросы экологии. Его можно использовать на уроке для усиления каких-то обязательных знаний, как разрядку от напряженной работы, как игровой момент, для осуществления дифференцированного подхода, для домашнего чтения и т. п. Незнание изложенных сведений не должно служить поводом для снижения оценки учащимся.
Важно вырабатывать у учащихся умение работать с учебником, что надо делать с первых уроков природоведения. Для этого рекомендуется тщательно проработать помещенную в учебнике памятку «Как работать с учебником?». В дальнейшем время от времени следует обращаться к ней. Учитель по своему усмотрению может дополнить данную памятку, оформить ее в виде небольшого плаката и поместить в классном уголке.
ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ
В предлагаемых ниже рекомендациях указаны цели уроков, приведены перечни необходимого оборудования, раскрыта методика повторения, изучения нового материала и его закрепления, даны рекомендации по работе с учебником, «Дневником наблюдений».
В перечень оборудования включено все возможное к данному уроку оборудование. Учитель отбирает то, что считает наиболее целесообразным в каждом конкретном случае, или просто учитывает наличие этих средств обучения в школе.
Большое значение в формировании знаний по природоведению имеют телепередачи. Однако ко времени создания данного пособия телепередачи для IV класса четырехлетней начальной школы находились в стадии разработки. Методику использования этих средств обучения можно показать на примере телепередачи «Круговорот воды в природе», подготовленной для III класса трехлетней школы. Учителю надо иметь в виду возможность некоторых изменений в ее содержании для IV класса.
Через все уроки проведена идея экологического образования и воспитания учащихся. При этом автор стремился, избегая декларативных призывов, довести до сознания детей большую значимость природоохранительных мероприятий, убедить их принимать активное участие в них. В некоторых рекомендациях к урокам даются советы по организации практического участия четвероклассников в охране природы.
Хорошо, если учитель познакомится с фондами школьной и районной детской библиотек, выяснив при этом, какая в них есть краеведческая литература, детские книги о природе, выписывается ли журнал «Юный натуралист». По мере изучения темы особо интересующимся учащимся можно давать дополнительные задания: прочитать такую-то книгу, рассказать о ней в классе, сделать обзор журнала «Юный натуралист», подготовить сообщение на определенную тему, пользуясь материалами местных газет, радио, выпустить листок-молнию о достижениях местных предприятий, о проведении природоохранительных мероприятий, об обнаруженной негативной деятельности людей в природе.
ТЕМА «ВВЕДЕНИЕ.ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. ПЛАН И КАРТА»
Основная цель при изучении этой темы—сформировать практические умения ориентирования на местности с помощью компаса, по солнцу и местным признакам. Учащиеся знакомятся в общих чертах с планом и картой, которые рассматриваются лишь как средства ориентирования на местности. Преобладающим видом работ при изучении темы являются практические работы, часть из которых проводится на местности.
ТЕМА УРОКА «ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПРИРОДОВЕДЕНИЯ. РЕЖИМ ДНЯ»
Цель урока: подвести итоги наблюдений за лето; выяснить, как выполнялись учащимися задания по укреплению здоровья;
познакомить детей с режимом дня, особенностями курса природоведения IV класса; подготовить учащихся к наблюдениям в природе.
О б о р у л о в а н и е: Дневники наблюдений за III и IV классы, настенный календарь природы и труда, плакат «Режим дня», диапозитивы «Режим дня», диафильм «Режим дня школьника».
Ход урока. В начале урока учитель проводит небольшую беседу по результатам летних наблюдений и выполнению заданий по закаливанию организма, используя следующие вопросы: где вы проводили летние каникулы? Какая бывает погода летом? Какие наблюдали осадки? Что можете рассказать о состоянии воды в водоемах в летнее время? Какие наблюдения провели за растениями? Что интересного заметили в жизни животных? В заключение беседы делается краткий вывод о состоянии природы летом.
Далее учитель предлагает рассказать учащимся, как они использовали летние каникулы для закаливания организма, подводит итоги рассказам детей и говорит, что закаливание организма и укрепление здоровья необходимо продолжить и в дальнейшем. Организовать труд, отдых, закаливание организма и укрепление здоровья поможет режим дня. Демонстрируется плакат «Режим дня» и анализируется с точки зрения чередования в нем труда и отдыха, отмечается, в какой части режима дня выделено время для выполнения мероприятий по охране и укреплению здоровья, как можно совместить труд и отдых, труд и закаливание организма. Отдельные режимные моменты могут быть проиллюстрированы кадрами диапозитивов или диафильма.
УЧЕБНИК И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НИМ
Учебник (К л е п и н и н а 3. А. Природоведение, 4 класс.— М., 1990) является частью учебно-методического комплекса по природоведению и основным учебным пособием для учащихся. В нем раскрывается содержание знаний по программным темам: «Ориентирование на местности. План и карта», «Природа нашего края», «Организм человека и охрана его здоровья». Исходя из требований к данному учебному предмету — формировать у учащихся знания ч природе методами, свойственными системе естественных наук, — учебная информация в учебнике заложена в научные тексты, трансформированные с учетом возрастных особенностей детей и их подготовки к овладению знаний о природе. Немалую информационную нагрузку несут иллюстрации, большинство из которых представлено фотографиями, т. е. бесспорным документальным материалом о природе. Важнейшим источником знаний о природе является выполнение практических работ, опытов, наблюдений. Учебник, не подменяя непосредственной практической деятельности ученика, дает инструкции, основные направления к выполнению этих видов работ, подводит к выводам. Кроме информации, соответствующей программе и обязательной для всех учащихся, в учебнике имеются статьи, направленные на расширение знаний детей о природе и рассчитанные на дополнительное чтение. Указанные статьи идут под рубрикой «Это интересно знать», «Практический совет», «Угадай», «Подумай» и т. п. При работе с ними учитывается желание и интересы четвероклассников.
Методический аппарат учебника представлен вопросами и заданиями. Часть из них помогает учителю направить внимание детей на выяснение различных сторон, признаков предметов и явлений, изложенных в тексте или изображенных на рисунках, и тем самым сообщить учащимся определенный фактический материал. Но сообщение фактического материала — это еще не главная задача учебного процесса. Необходимо уже младших школьников учить анализировать и синтезировать приобретенные знания. С этой целью в учебник включены вопросы и задания на применение в учебном процессе логических дидактических приемов сравнения, противопоставления, проведения аналогий, классификации и т. п. Третья группа вопросов и заданий помогает ученику вскрыть причины и взаимосвязи в природе и труде людей. И наконец, немало таких заданий, которые ориентируют ученика на выполнение различных практических действий (проведение наблюдений, практических работ в классе, природе, на учебно-опытном участке, лабораторных опытов, практической деятельности детей по охране природы). Часть из них дана в форме инструктажа к проведению практических работ и опытов. Поэтому учебник выполняет еще и роль простейшего практикума. Это позволяет организовать самостоятельную работу с учащимися, что очень важно для учителя, работающего одновременно с несколькими классами.
Общность структуры учебников III и IV классов значительно облегчает работу с ними учителя и учащихся. Весь материал в учебниках сгруппирован по темам программы, а внутри темы — по урокам. Распределение материала внутри урока подчинено опреде1 ленной логике. Материал каждого урока начинается с вопросов, которые могут быть использованы во вводной беседе к изучению нового материала. Назначение этих вопросов — выяснить начальный уровень знаний учащихся по теме текущего урока, которые могли сложиться у ребенка в процессе изучения природоведения в III классе, в ходе наблюдений в природе по заданиям предыдущего урока, из книг, прочитанных во внеурочное время, и как результат его жизненного опыта. Таким образом, вопросы к уроку позволяют реализовать принцип преемственности и межпредметные связи в обучении, выяснить степень готовности учащихся к усвоению нового материала. Последнее позволяет учителю в каждом конкретном случае менять предлагаемую ему методику урока, проявлять творческий подход к решению поставленных задач.
Вслед за вопросами к уроку следуют тексты, с которыми тесно связаны иллюстрации и подрисуночные подписи к ним. Работа с текстом и рисунками учебника может быть проведена на этапе изучения нового материала и при его закреплении. Статья может быть прочитана целиком или по частям, но во всех случаях перед чтением классу следует поставить целевую установку в виде вопросов и заданий. При этом на этапе изучения нового материала содержание текста или его часть являются в определенной мере неизвестными для учащихся (оно не разбиралось в ходе работы с другими средствами обучения). Например, на уроке по теме «Лес. Растения и животные леса» в ходе работы с различными наглядными пособиями сначала формируется представление о лесе, затем о разнообразии и особенностях лесных растений и животных. Текст к этому уроку под заголовком «Лес и человек» можно предложить для самостоятельного чтения. При этом классу дается такое задание: «Прочитайте статью «Лес и человек» и ответьте на следующие вопросы: как человек использует леса? Какое значение имеют леса для природы? Как люди охраняют леса? Почему они это делают?»
Работа с текстом может быть проведена и на этапе закрепления нового материала. При этом содержание его знакомо учащимся из других примененных на уроке источников знаний. Задания и вопросы к тексту в этом случае могут быть примерно такими: прочитайте текст. Сравните свои знания с тем, что изложено в учебнике. Есть ли в тексте новые для вас знания? Можно предложить учащимся проверить свои знания по тексту, его части и т. п. Если содержание статей хорошо разобрано на уроке в других, кроме чтения, видах работы, текст на уроке можно не читать, а предложить для работы дома при выполнении домашнего задания.
Если в текстах приведен цифровой материал, то не следует требовать от детей заучивания этих цифр. Они даются для усиления эмоционального воздействия (например, вызвать удивление, восторг) на учащихся. Если ученик хочет в своем ответе привести какие-то цифровые данные, но не помнит их, ему можно разрешить посмотреть в учебник. Оценка за такое использование цифрового материала не должна снижаться. Напротив, такой подход вырабатывает у учащихся умение ориентироваться в тексте.
Разнообразной может быть и работа с рисунками. Часть рисунков учебника может выступать как иллюстрация к тексту. В этом случае работа с текстом и рисунком идет одновременно: учащиеся читают текст и одновременно изучают рисунок, находят на нем необходимые детали, рассматривают их. Такими, например, рисунками являются изображения круговорота воды в природе, образования родника, растений и животных леса, луга, болота и т. п. Часть рисунков может дать новую для детей информацию. Это особенно важно в тех случаях, когда учащиеся не видели в природе данный объект. Например, большинство учащихся не видели дороги в горах. Поэтому одного только чтения текста недостаточно для формирования представлений о горной дороге. Целесообразно сначала рассмотреть рисунок горной дороги, а затем читать текст о ней. Аналогично можно провести работу с рисунками «Горы», «Холмистая равнина», «Плоская равнина» и др. Не случайно и текст учебника в подобных случаях отсылает сначала к рисункам, затем дает описание предмета, явления. Часть рисунков можно использовать как инструктаж к практическим работам, опытам. Например, изображение компаса, иллюстрации к опытам по изучению свойств воды, почвы, рисунок, показывающий, как правильно чистить зубы, и др.
После текстов в учебнике даются вопросы для повторения. Они могут быть использованы на уроке на этапе закрепления, а при. подготовке домашнего задания — для самоконтроля. Кроме функции закрепления и контроля, эти вопросы подводят учащихся к выводам по изученному материалу. В учебнике в подавляющем большинстве случаев вопросы для повторения составлены так, что, ответив на них, ученик легко сформулирует вывод.
По каждому уроку дается вывод, который не следует использовать как готовую формулировку. Нельзя требовать от детей заучивать его наизусть. К выводам дети должны подойти сами по мере работы с текстом, иллюстрациями учебника, другими средствами обучения и после ответа на вопросы для повторения. Выводы учебника предназначены для сопоставления с теми, к которым дети пришли сами. Поэтому работа с этим структурным элементом проводится в конце урока, когда учащиеся уже обобщили материал, и дома, где ученик должен, не затрачивая много времени, воспроизвести учебный материал.
В конце каждого урока даются задания провести наблюдения в природе, повторить что-то из ранее изученного по теме следующего урока. Поэтому к началу почти каждого урока учащиеся имеют определенный запас конкретных представлений, которые послужат основой формирования новых знаний. Задания в конце урока и вопросы к уроку являются своеобразной нитью, связывающей учебный материал из урока в урок.
Как уже указывалось, к каждому уроку дается дополнительный материал, сообщающий интересные научные факты, дающий практические советы, затрагивающий вопросы экологии. Его можно использовать на уроке для усиления каких-то обязательных знаний, как разрядку от напряженной работы, как игровой момент, для осуществления дифференцированного подхода, для домашнего чтения и т. п. Незнание изложенных сведений не должно служить поводом для снижения оценки учащимся.
Важно вырабатывать у учащихся умение работать с учебником, что надо делать с первых уроков природоведения. Для этого рекомендуется тщательно проработать помещенную в учебнике памятку «Как работать с учебником?». В дальнейшем время от времени следует обращаться к ней. Учитель по своему усмотрению может дополнить данную памятку, оформить ее в виде небольшого плаката и поместить в классном уголке.
ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ
В предлагаемых ниже рекомендациях указаны цели уроков, приведены перечни необходимого оборудования, раскрыта методика повторения, изучения нового материала и его закрепления, даны рекомендации по работе с учебником, «Дневником наблюдений».
В перечень оборудования включено все возможное к данному уроку оборудование. Учитель отбирает то, что считает наиболее целесообразным в каждом конкретном случае, или просто учитывает наличие этих средств обучения в школе.
Большое значение в формировании знаний по природоведению имеют телепередачи. Однако ко времени создания данного пособия телепередачи для IV класса четырехлетней начальной школы находились в стадии разработки. Методику использования этих средств обучения можно показать на примере телепередачи «Круговорот воды в природе», подготовленной для III класса трехлетней школы. Учителю надо иметь в виду возможность некоторых изменений в ее содержании для IV класса.
Через все уроки проведена идея экологического образования и воспитания учащихся. При этом автор стремился, избегая декларативных призывов, довести до сознания детей большую значимость природоохранительных мероприятий, убедить их принимать активное участие в них. В некоторых рекомендациях к урокам даются советы по организации практического участия четвероклассников в охране природы.
Хорошо, если учитель познакомится с фондами школьной и районной детской библиотек, выяснив при этом, какая в них есть краеведческая литература, детские книги о природе, выписывается ли журнал «Юный натуралист». По мере изучения темы особо интересующимся учащимся можно давать дополнительные задания: прочитать такую-то книгу, рассказать о ней в классе, сделать обзор журнала «Юный натуралист», подготовить сообщение на определенную тему, пользуясь материалами местных газет, радио, выпустить листок-молнию о достижениях местных предприятий, о проведении природоохранительных мероприятий, об обнаруженной негативной деятельности людей в природе.
ТЕМА «ВВЕДЕНИЕ.ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. ПЛАН И КАРТА»
Основная цель при изучении этой темы—сформировать практические умения ориентирования на местности с помощью компаса, по солнцу и местным признакам. Учащиеся знакомятся в общих чертах с планом и картой, которые рассматриваются лишь как средства ориентирования на местности. Преобладающим видом работ при изучении темы являются практические работы, часть из которых проводится на местности.
ТЕМА УРОКА «ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПРИРОДОВЕДЕНИЯ. РЕЖИМ ДНЯ»
Цель урока: подвести итоги наблюдений за лето; выяснить, как выполнялись учащимися задания по укреплению здоровья;
познакомить детей с режимом дня, особенностями курса природоведения IV класса; подготовить учащихся к наблюдениям в природе.
О б о р у л о в а н и е: Дневники наблюдений за III и IV классы, настенный календарь природы и труда, плакат «Режим дня», диапозитивы «Режим дня», диафильм «Режим дня школьника».
Ход урока. В начале урока учитель проводит небольшую беседу по результатам летних наблюдений и выполнению заданий по закаливанию организма, используя следующие вопросы: где вы проводили летние каникулы? Какая бывает погода летом? Какие наблюдали осадки? Что можете рассказать о состоянии воды в водоемах в летнее время? Какие наблюдения провели за растениями? Что интересного заметили в жизни животных? В заключение беседы делается краткий вывод о состоянии природы летом.
Далее учитель предлагает рассказать учащимся, как они использовали летние каникулы для закаливания организма, подводит итоги рассказам детей и говорит, что закаливание организма и укрепление здоровья необходимо продолжить и в дальнейшем. Организовать труд, отдых, закаливание организма и укрепление здоровья поможет режим дня. Демонстрируется плакат «Режим дня» и анализируется с точки зрения чередования в нем труда и отдыха, отмечается, в какой части режима дня выделено время для выполнения мероприятий по охране и укреплению здоровья, как можно совместить труд и отдых, труд и закаливание организма. Отдельные режимные моменты могут быть проиллюстрированы кадрами диапозитивов или диафильма.