Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

Природоведение в IV классе является продолжением аналогич­ного курса, изучаемого в III классе. Оно должно совершенствовать И расширять знания младших школьников об окружающей при­роде и ее охране, о труде людей, углублять понимание взаимосвязей природных явлений и их влияния на труд людей, формировать грудовые, природоохранительные и гигиенические умения и навы-нн, продолжать работу по формированию у учащихся бережного отношения к природе, развивать эмоции ребенка, патриотические чунства, положительное отношение к труду, осуществлять политех­ническое образование, физическое и санитарно-гигиеническое воспи-гинне, совершенствовать наблюдательность, логическое мышление, сммостоятельность, дисциплинированность, заботливое отношение ко всему окружающему, обогащать детей специальной терминологией, наполнять их речь определенным содержанием и т. д. И наконец, при­родоведение IV класса продолжает готовить младших школьников к изучению естественнонаучных дисциплин в последующих классах. Нпнример, знания младших школьников об ориентировании на мест­ности являются основой для усвоения в VI классе более сложных проблем ориентирования, в частности хождение по азимуту. Знания I) составе и свойствах почвы позволяют более основательно изучить почвы в разделе «Растения» курса биологии, а также более созна-гельно подойти к усвоению умений выращивать растения на учебно-опытном участке. Знакомство с обитателями поля, луга, водоема фор­мирует элементы экологических знаний и готовит к усвоению воп­росов экологии, а также знаний о сообществах в разделе «Растения» к биоценозах в курсе «Общая биология». Знания и конкретные представления, полученные при изучении темы «Природа родного края», создадут определенный фундамент для изучения географии страны. Знания о погоде, которые продолжают формироваться в IV классе, подготовят базу для изучения темы «Атмосфера» курса географии VI класса и особенно включенных в эту тему вопросов о погоде и климате. Содержание темы «Организм человека и охрана его здоровья» поможет в дальнейшем усвоить раздел «Человек» курса биологии.

Курс природоведения IV класса строится по сезонному и краеведческому принципу и включает в себя три темы: «Ориентирование ни местности. План и карта», «Природа нашего края», «Организм человека и охрана его здоровья».


Принцип сезонности находит выражение в регулярном ведении наблюдений за жизнью природы, которые являются основой фор­мирования знаний о погоде края, ее влиянии на живую природу и труд людей. Изучение первых двух тем строится также и на краеведческой основе, т. е. на первое место выдвигается ознакомление учащихся с особенностями природы не только окружения школы, а в целом своего края, использованием природы в зависимости от местных условий, а также связанных с этими особенностями природоохранительных мероприятий. Важным проявлением краевед­ческого принципа на этом этапе обучения природоведению являет­ся формирование у учащихся взгляда на свой край с точки зрения его значимости среди других областей. Это необходимо учесть при изучении темы «Природа нашего края».

Обучение должно вестись методами, свойственными системе ес­тественных наук. В связи с тем что общая характеристика этих методических условий обучения природоведению дана в разделе «Природоведение» в книге для учителя «Обучение в 3 классе», здесь останавливаться на этих вопросах не будем. Некоторые осо­бенности имеют учебник по природоведению и работа с ним, а также ведение наблюдений.
НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ. РАБОТА С ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ

(Клепинина З.А.,Аквилева Г.Н. Дневник наблюде­ний над природой и трудовой деятельностью человека, 4 класс.— М., 1990. Пособие используется по усмотрению учителя).

Наблюдения остаются основным методом ознакомления уча­щихся с природой и организуются по трем основным направлениям:

1. Ежедневные наблюдения за погодой (осадками, температу­рой воздуха, облачностью, направлением ветра, непериодическими атмосферными явлениями: грозой, градом, инеем, метелью, росой,:

туманом и др.); состоянием других компонентов неживой природы по временам года: почвой, небом, водоемами, продолжительно­стью дня.

2. Сезонные изменения в растительном и животном мире.

3. Сезонный труд людей и его изменения по временам года.

Содержание наблюдений является прямым продолжением той работы, которую вели учащиеся в III классе. Некоторая повторяе­мость наблюдений в природе позволяет обогатить знания о много­образии сезонных изменений природных явлений, протекающих по-разному в различные годы.

Наблюдения — важнейший источник знаний о природе. Они раз­вивают в детях важное умение смотреть и видеть. Это весьма необходимое качество для любой профессии. И то и другое дости­гается в процессе кропотливой работы учителя и учащихся путем многократных повторений, упражнений. Поскольку природные яв­ления носят циклический характер, то и повторять наблюдения возможно только через определенный срок (через сезон, год).



И все же несмотря на известную повторяемость наблюдений по классам, на четвертом году обучения эта работа значительно более сложная, чем на третьем.

Во первых, наблюдения за некоторыми явлениями природы в значительной мере расширяются. Если третьеклассники лишь констатировали факт наличия ветра, то в IV классе они определяют гго направление относительно сторон горизонта по флюгеру, ус­ваиваю г, что название ветер получает по той стороне горизонта, откуд.1 он дует. Например, западный ветер дует с запада, а не на запад. северо-восточный — с северо-востока и т. д. Становятся регулярными наблюдения за такими атмосферными явлениями, как гроза, I рад, иней, роса, изморозь и др. Четвероклассники отмечают их особенности, характер протекания, сравнивают с аналогичными явлениями, наблюдаемыми ранее.

Во вторых, поскольку в содержании учебной программы рас­ширяются элементы естественнонаучных знаний, постольку уча­щиеся с большим пониманием реализуют, глубже понимают суще­ствующие взаимосвязи в природе. Например, изучив круговорот воды и природе, четвероклассники не просто констатируют факт наличия облаков на небе, а уже достаточно четко представляют, как они образовались, из чего состоят. Углубленное понимание явлении неживой природы дает возможность детям сознательно подойти к наблюдению сезонных изменений в жизни растений и животных.

В-третьих, накопленный учащимися опыт наблюдений и более осмысленный подход к явлениям природы позволяют в известных границах предсказывать погоду. Под руководством учителя в классе может быть высказан прогноз погоды за несколько дней (смена ненастья хорошей погодой и наоборот).

В-четвертых, четвероклассники ведут наблюдения с большей степенью самостоятельности, чем это было в III классе.

Наблюдения за погодой ведутся ежедневно. При этом наблю­дения за облачностью, осадками и температурой воздуха органи­зуются так же, как и в III классе. Несколько усложняются наб­людения за ветром: учащиеся не просто констатируют факт наличия ветра, а определяют его направление. Это наблюдение проводится один раз в день в удобное для учителя и учащихся время. В данном случае от учащихся не требуется метеорологическая точность. Важ­но закрепить знания сторон горизонта, умения ориентироваться на местности и пользоваться флюгером.

Наблюдения за растениями, животными и трудом людей орга­низуются так же как в III классе, лишь появляются новые объекты для наблюдений.

Все наблюдаемые явления фиксируются в «Дневнике наблюде­ний» и общеклассном календаре природы и труда.


«Дневник наблюдений» по своей структуре имеет много общего со структурой «Дневника наблюдений» учащихся III класса: за­дания сгруппированы по сезонам, а внутри сезона сначала даются задания по наблюдениям за неживой природой, затем за расте­ниями, животными и, наконец, за трудом людей. Такое построение материала не случайно. Оно облегчает работу учащихся с этими пособиями. Четвероклассники ежедневно наблюдают за погодой, но фиксируются эти наблюдения не только в общеклассных кален­дарях природы и труда, но и в «Дневниках наблюдений» в спе­циальных таблицах, помещенных на с. 57—61. Для фиксации этих наблюдений используются условные знаки, помещенные на с. 3 «Дневника наблюдений». Самостоятельные записи по наблюдению за ветром учащиеся выполняют только после изучения на уроках природоведения основных и промежуточных сторон горизонта и знакомства с флюгером. До изучения этих вопросов записи о на­правлении ветра делает учитель непосредственно в общеклассном календаре природы и труда. Такие явления природы, как гроза, туман, роса, град, гололед и т. п., отмечаются особыми знаками:

== —туман, -то —гроза, -^-—роса, +*"—метель,!_|—иней, 3 — гололед, А—град. Не следует объяснять четвероклассни­кам эти знаки до наблюдения соответствующего явления в природе. Температура воздуха фиксируется один раз в сутки на момент наблюдений. Лишь в отдельных случаях это может быть сделано дважды. Например, весной или осенью, когда наблюдается резкая граница утренних и дневных температур. Один раз в сутки запи­сывается и направление ветра. Это объясняется тем, что ветер нередко в течение дня может несколько раз сменить направление, а уловить ребенку такие перемены очень сложно. Как уже отмечалось выше, важна не метеорологическая точность, а выработка умения определять по флюгеру направление ветра. Облачность и осадки фиксируются с учетом всех изменений за день.

Кроме условных знаков, для фиксации наблюдений использу­ются краткая запись, зарисовки, раскрашивание черно-белых ри­сунков «Дневника наблюдений».

Учащиеся фиксируют в «Дневнике наблюдений» только то, что наблюдали сами. Если учитель уверен, что какое-то задание не может быть выполнено учащимися в данной конкретной местности, он исключает это задание. При выполнении отдельных наблюдений необходимо осуществлять дифференцированный подход, так как отдельные учащиеся, выезжая на дачу, в деревню, лес, могут вы­полнить какие-то задания. Другие же могут не иметь такой воз­можности, а потому они не выполняют и не записывают наблю­дения по таким заданиям.


В дневниках даны задания для наблюдений во время экскурсий в поле, луг, лес. В зависимости от местных условий проводится одна из этих экскурсий, а значит, выполняются и фиксируются за­дания только по одной экскурсии. Учитель, приняв во внимание возможности отдельных учащихся и их желание, может посове­товать им провести наблюдения по заданиям для других экскур­сий, сделать записи в дневниках и соответствующим образом по­ощрить этих детей. Особенностью некоторых заданий дневника IV класса является сравнение аналогичных наблюдений, проведен­ных в разные годы. Поэтому четвероклассникам следует объяснить важность сохранения «Дневника наблюдений». Многие учителя са­ми сохраняют эти пособия, а на уроках по мере необходимости выдают их учащимся. Сравнение наблюдений, проведенных в разные годы, имеет большое познавательное значение, так как фор­мирует у учащихся глубокие знания о природе своего края; в про­цессе сравнения у учащихся развивается умение обобщать материал и делать правильные выводы. Проведение сравнений способ­ствует развитию логического мышления детей.

Четвероклассники проводят обобщение результатов наблюде­ний за неделю, месяц, сезон. Обобщение наблюдений за сезон проводится на специальных уроках в период окончания сезона в при­роде, К этим урокам учащиеся постепенно заполняют таблицы и обобщения наблюдений за растениями и животными. Все зада­нии четвероклассники выполняют самостоятельно как один из видов обязательной внеурочной работы.

Рекомендации к выполнению отдельных заданий «Дневника на­блюдений» даны на последних его страницах. Ознакомиться с ними желательно перед началом учебного года.

Четвероклассники продолжают вести общеклассный календарь природы и труда. Форма календаря та же, что и в III классе. Необходимо лишь дополнить календарь новыми для четвероклассни­ки» условными знаками. Более полной по сравнению с III классом становится таблица для обобщения наблюдений за погодой. Она соответствует таковой в «Дневнике наблюдений». С расширени­ем объема наблюдений и накопленного опыта их ведения записи в календаре становятся точнее, содержательнее, включают элементы объяснений, но по-прежнему остаются достаточно краткими. В ка­лендарях природы фиксируются все наблюдения, в том числе прове­денные отдельными учащимися. Эту работу четвероклассники могут выполнять по очереди. Учителю надо иметь в виду, что в течение года все учащиеся должны поработать с календарем.