ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оборудование: таблица «Внутренние органы», диафильм «Дыхание. Гигиена дыхания», кадр 9 серии диапозитивов «Организм человека».
Ход урока. В начале урока необходимо провести повторение по следующим вопросам: назвать органы пищеварения. Какое значение имеет пища? Рассказать о видах пищи. Какие нужно соблюдать правила питания? Почему нужно соблюдать правила питания? Как надо беречь зубы? Почему зубы надо беречь? Рассказать о том, как правильно чистить зубы. Как влияет курение на зубы?
Вариант для индивидуального повторения: I. Органы пищеварения. 1. Название органов пищеварения, показ на таблице. 2. Изменение пищи в каждом органе пищеварения. 3. Значение органов пищеварения. II. Пища и ее значение. 1. Виды пищи. 2. Правила питания. Значение соблюдения правил питания. 3. Значение пищи для человека. III. Зубы и уход за ними. 1. Значение зубов. 2. Как надо беречь зубы? 3. Почему зубы надо беречь?
Изучение нового материала начинается по вопросам и заданиям, которые даны к статье «Органы дыхания» в учебнике.
Затем, опираясь на знания детей, учитель рассказывает, что без воды и пищи человек может прожить несколько дней, а без, воздуха лишь несколько минут. Попробуйте задержать дыхание. Определим как долго мы можем не дышать. Учитель дает сигнал и засекает время. Отмечается время самого короткого и самого продолжительного перерыва в дыхании. Дышим мы через органы дыхания. (Демонстрируется таблица или кадр 9 серии диапозитивов «Организм человека».) Учащимся предлагается пронаблюдать поступление воздуха через нос и расширение при этом грудной клетки.
В ходе этих наблюдений дети обнаружат, что воздух сначала поступает в нос, а потом в грудную клетку. Учитель уточняет наблюдения детей в ходе рассказа, содержание которого может быть примерно следующим: «Воздух сначала попадает в носовую полость. На стенках носовой полости есть волоски, которые задерживают находящиеся в воздухе пыль и разные мелкие частицы. Кроме того, здесь воздух обогревается. Подумайте теперь, почему надо дышать через нос, а не через рот». (Ответ учащихся.) Продолжая, учитель говорит, что дальше воздух поступает в дыхательное горло — трахею, а затем в легкие. Из легких воздух поступает в кровь и разносится по всему телу. Кровь в свою очередь приносит в легкие использованный в организме воздух, и мы его выдыхаем. Рассказ сопровождается показом органов дыхания на таблице, или диапозитиве, или кадрах 3—12 диафильма «Дыхание. Гигиена дыхания». Закрепление этой части нового материала можно провести следующим образом: показать органы дыхания на одном из вышеназванных пособий, которое не использовалось при формировании новых знаний. Записать на доске органы дыхания по порядку, показав при этом путь воздуха. Запись будет иметь следующий вид: носовая полость — трахея — легкие.
Как же происходит дыхание? Учащиеся кладут руки на ребра, еще раз наблюдают процесс дыхания и приходят к выводу, что при вдохе грудная клетка поднимается и расширяется — в легкие входит воздух; при выдохе опускается и сужается — из легких выходит воздух.
Итак, мы уже убедились, что человек не может жить без воздуха. Воздух, которым мы дышим, должен быть чистым, содержать как можно меньше пыли. Что надо делать, чтобы в помещении, где находятся люди, всегда был чистый воздух? Почему полы в жилых и служебных помещениях нужно подметать влажным веником или протирать влажной тряпкой? Приходилось ли вам когда-нибудь бывать в душном помещении (такое могло быть в переполненном зале, кинотеатре, вагоне метро, автобусе и др.) ? Как вы себя чувствовали там? Почему надо проветривать помещение? Почему надо обязательно гулять или работать на свежем воздухе? Почему в выходные дни рекомендуется бывать в лесу, в парке, на озере и т. д.? Почему вредно курить? Ответ на последний вопрос учитель может уточнить сам или предложить детям прочитать часть текста в учебнике со слов «Очень вредит здоровью курение» до слов «...содержится еще довольно много никотина». Затем учитель предупреждает, что очень опасно и для органов дыхания, и для организма в целом вдыхать незнакомые и ядовитые запахи. Материал о гигиене дыхания; может быть иллюстрирован кадрами 13—27 диафильма «Дыхание. Гигиена дыхания». Продолжая, учитель рассказывает, что на работе органов дыхания благоприятно сказывается физкультура, спорт и физический труд. Мы уже знаем, что они укрепляют и развивают мышцы тела человека, в том числе и мышцы грудной клетки. У человека, занимающегося спортом, мышцы выше поднимают ребра, а значит, в легкие за один раз может больше войти воздуха. Такое дыхание называют глубоким. Оно более полезно для организма.
С органами дыхания связаны простудные заболевания. В ходе беседы следует выяснить, как уберечь себя от простудных заболевании. Этот материал знаком учащимся из курса природоведения III класса.
Закрепление знаний можно провести с помощью кадров 28— 31 диафильма; .«Дыхание. Гигиена дыхания». Эти кадры разработаны специально для закрепления знаний об органах дыхания и их гигиене.
Домашнее задание. Знать и уметь рассказать об органах дыхания, их гигиене, охране и укреплении. Выполнить задания (учебник,, с. 139).
ТЕМА УРОКА «ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ»
Цель урока: дать представление об органах кровообращения и их значении в жизни человека, познакомить учащихся с мероприятиями, по охране и укреплению сердца.
Оборудование: таблица «Внутренние органы», диапозитивы из серии, «Организм человека» (кадры 10—12), секундомер.
Х о д у р о к а. Урок начинается с повторения пройденного материала по следующим вопросам и заданиям: назовите органы дыхания. Как происходит процесс дыхания? Почему нужно дышать через нос? Какое значение для человека имеют органы дыхания? Назовите правила гигиены дыхания. Какой вред приносит курение? Почему нельзя вдыхать незнакомые и ядовитые запахи? Как физический труд и занятия физкультурой укрепляют органы дыхания?. Как уберечь себя от простудных заболеваний? В заключение делается вывод об органах дыхания.
Изучение нового материала начинается с сообщения темы урока. Затем учитель предлагает вспомнить, что происходит, когда мы случайно пораним палец, руку, ногу или другую часть тела. (Больно, идет кровь.) Значит, кровь все видели. Какого она цвета? (Красная.) Обобщив знания детей о крови, учитель рассказывает (рассказ сопровождается показом на таблице или кадрах 10, 11 серии диапозитивов «Организм человека»), что кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого около 5 л крови. У детей ее немного меньше. Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные сосуды». (Запись на доске.) Здесь детям надо предложить рассмотреть руки с внутренней стороны. Между фалангами пальцев они увидят сосуды. Кровеносные сосуды можно увидеть на запястье, на внутренней стороне локтевого сустава. Далее учитель продолжает, что кровь по телу движется благодаря работе сердца. Сердце расположено в левой части грудной клетки. Учитель показывает, а дети находят на себе место, где расположено сердце. Сердце — это плотный мешочек, стенки которого состоят из мышц. Оно постоянно то сжимается, то расслабляется. Когда сердце расслабляется, в него входит кровь. Когда оно сжимается, кровь с силой выталкивается в суставы. Такие сокращения сердце делает в среднем 60—70 раз в минуту. Учитель засекает время, и дети ведут подсчет пульса.
Сердце работает непрерывно и днем, когда мы работаем, и ночью, когда мы спим, так как наши внутренние органы постоянно нуждаются в питании и воздухе. От работы сердца зависит жизнь человека.
Очень опасна для человека большая потеря крови. Поэтому надо запомнить, какие меры принимаются при кровотечениях. При изучении кожи учащиеся узнали, что надо делать при небольших ранениях. Сейчас это следует лишь повторить. У детей часто бывают кровотечения из носа. Пользуясь текстом учебника, надо показать детям приемы остановки носовых кровотечений. Учащиеся должны не только услышать об этом, но выполнить некоторые из приемов. Заметим, что иногда при носовых кровотечениях на голову кладут холодные повязки. Этого делать не рекомендуется.
Итак, мы узнали, что органы кровообращения имеют большое значение в жизни человека. Особенно велика роль сердца. Поэтому сердце, как и другие органы, нужно укреплять. Как же укреплять сердце, чтобы оно могло хорошо справляться со своей нагрузкой? (Заниматься физическим трудом, спортом.) Затем следует провести подсчет пульса сначала в спокойном состоянии (можно взять данные первого подсчета) и после 10 приседаний. Данные записать на доске и сравнить влияние физической нагрузки на сердце слабых детей и занимающихся спортом. Дети устанавливают, что в первом случае очень большая разница в частоте пульса, причем у этих детей могла наступить одышка, а во втором случае эта разница меньше. Каким же образом занятия спортом влияют на сердце? Поставив вопрос, учитель сам отвечает на него: «Мы убедились, что, когда человек начинает выполнять какую-то физическую работу, сердце сокращается чаще. Мышцы теперь требуют больше воздуха и питания, а значит, к ним должно поступить больше крови. Во время систематических занятий спортом сердечная мышца становится более сильной. Поэтому при физической нагрузке сердце увеличивает поступление крови в организм не за счет более частых сокращений, а за счет увеличения того количества крови, которое выталкивается за один раз.
Большой вред сердцу и кровеносным сосудам приносит курение и употребление алкогольных напитков».
Закрепление материала можно провести по вопросам для повторения в учебнике и подвести учащихся к выводу.
Другой вариант закрепления: учащимся предлагается объяснить пословицы «Храни свое сердце больше всего хранимого, потому что в нем источник жизни», «Больного вылечит его сильное сердце».
Домашнее задание. Подготовиться рассказать об органах кровообращения, их значении в жизни человека, об укреплении сердца. Прочитать учебник на с. 140—144.
ТЕМА УРОКА «НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»
Цель урока: Познакомить учащихся со строением и значением нервной системы, дать некоторые сведения по гигиене нервной системы.
Оборудование: таблицы «Нервная система», «Скелет человека», кадр 14 из серии диапозитивов «Организм человека».
Ход урока. Повторение материала прошлого урока проводится по следующим заданиям: строение органов кровообращения. Сердце и его работа. Значение органов кровообращения в жизни человека. Охрана и укрепление сердца. Переходом к новому материалу может послужить беседа по вопросам: что вы делаете, когда вдруг случайно рукой касаетесь горячего утюга или руку уколите иголкой? (Мы отдергиваем руку.) Вы идете по дороге. Вдруг сзади раздается гудок машины. Что вы делаете? (Отходим в сторону.) Когда вы начинаете выполнять какую-нибудь физическую работу, как ваше сердце отзывается на увеличение нагрузки? (Оно начинает чаще сокращаться.) Кто же заставил мышцы вашей руки сократиться и отдернуть руку от горячего утюга, ноги — бежать в сторону от опасности, а сердце—увеличить нагрузку, когда начали работу мышцы? На этот вопрос учитель отвечает сам. Управляет работой всех наших органов нервная система. (Открываются таблицы «Нервная система» и «Скелет человека». Рассказывая, учитель показывает по таблицам части нервной системы.) Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. Нервы похожи на тонкие белые нити. Они сильно разветвляются и доходят во все части тела, во все внутренние органы.
Далее уже в ходе беседы выясняется, где расположен головной мозг. Какую роль при этом играют кости черепа? Учитель добавляет, что мозг очень важный орган. Головным мозгом мы мыслим, запоминаем различные сведения. Благодаря этой способности головного мозга человек овладевает определенными знаниями. Но мозг еще и очень нежный орган, поэтому он хорошо защищен костями черепа. Спинной мозг проходит через весь позвоночник. Какое значение для спинного мозга имеет позвоночник? (Позвоночник защищает спинной мозг.)
Мы уже говорили, что нервная система руководит работой органов. Как же это происходит? Здесь учитель приводит конкретный пример и показывает механизм действия нервной системы: «Звенит школьный звонок, извещая о конце перемены. Звонок мы услышали с помощью ушей. Этот сигнал по нервам в доли секунда передается в спинной мозг. Спинной мозг также быстро этот сигнал передает в головной мозг. Головной мозг моментально дает ответный сигнал, который также быстро передается по спинному мозгу, затем по нервам к нашим мышцам ног, и мы спешим в класс. Если заболел какой-то внутренний орган, нервная система сразу «сообщает» нам о неблагополучии в организме». Учащиеся приводят свои аналогичные примеры. Значит, нервная система не только руководит работой различных наших органов, но и связывает их между собой, согласует их деятельность.