Файл: Кафедра философии, истории и иностранных языков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 376

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Национальная политика советского государства базировалась идеи предоставления угнетенным народам права на национальное самоопределение, возможности самим решать свою дальнейшую судьбу. После октябрьского переворота большевики признали независимость Польши и Финляндии. В годы гражданской войны сложился военно-политический союз республик, в которые была Советская власть и руководство осуществляли коммунистические партии (Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация). К лету 1922 г. назрела необходимость придать новую форму союзническим отношениям. В Политбюро ЦК РКП (б) была создана комиссия во главе с И.В. Сталиным, разработавшая проект создания союзного государства. Он предусматривал включение в состав Российской Федерации Украины, Белоруссии и Закавказья с предоставлением им права автономии в ряде вопросов. Против проекта выступил В.И. Ленин и предложил добровольный союз суверенных и равноправных республик. ЦК РКП (б) поддержал это предложение.

30 декабря 1922 г. на I съезде Советов СССР были приняты Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Главным принципом этого союза являлось равенство входивших в него государств и свобода выхода из него. Высшим законодательным органом стал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который имел четырех председателей, руководивших ЦИК каждой союзной республикой. В январе 1924 г. была принята Конституция СССР, закреплявшая федеративное устройство и передачу республиками в ведение федеральных органов вопросов внешней политики, обороны, финансов, границы, транспорта, экономического планирования, войны и мира. Высшим органом стал Всесоюзный съезд Советов, а между его созывами – ЦИК, включавший две палаты – Совет Союза и Совет Национальностей. В 1924-1925 гг. в СССР были приняты Узбекская ССР и Туркменская ССР. Образование СССР привело к укреплению оборонной мощи, формированию единого народнохозяйственного комплекса, выравниванию социально-экономического уровня национальных окраин страны.

Внешняя политика Советского государства в 20-е годы была направлена обеспечение международного признания новой власти и создание мирных условий для преобразований в стране. При этом внешняя политика строилась с учетом не только национальных интересов страны, но и идеологических положений. Созданный в 1919 г. Коммунистический интернационал (Коминтерн), объединявший коммунистические партии стран Европы, Азии и Америки, преследовал цель осуществление мировой пролетарской революции в этих странах. Деятельность Коминтерна, отказ советского правительства выплачивать долги царской Росси и Временного правительства, компенсировать потери от национализации иностранным инвесторам делали невозможным признание Советской России западными странами. Стремясь прорвать блокаду, РСФСР в конце 1920 – начале 1921 г. подписала мирные договоры с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей. Были нормализованы отношения с южными странами – Турцией, Ираном, Афганистаном.


Но подлинный прорыв международной изоляции произошел в 1922 г. на международной экономической конференции в Генуе (Италия). Она была созвана для обсуждения проблем отношений Советской России с Западом. Никакого соглашения достигнуть не удалось. Однако руководитель российской делегации Г.В. Чичерин сумел убедить германскую делегацию заключить двусторонний договор, на основе отказа от взаимных претензий и установления дипломатических отношений. Такой договор стал возможен благодаря стремлению обеих стран преодолеть с помощью друг друга международную изоляцию. Он был подписан в пригороде Генуи – Рапалло, его продолжением стала серия экономических соглашений между двумя странами. Раппальский договор был взаимовыгодным для обеих сторон: Советской России он давал возможность получения кредитов и машин для нужд индустриализации, а Германия приобретала российский рынок и тем самым преодолевала ограничения, наложенные на нее Версальским договором.

Запад вынужден был последовать примеру Германии, чтобы не потерять огромный российский рынок. В 1924 -1925 гг. состоялось международное признание СССР со стороны Англии, Италии, Франции, Швеции, Дании, Австрии, Японии и др. стран (более 20). В конце 20-х гг. в основы советской внешней политики были внесены изменения. Вместо идеи близкой мировой революции была предложена идея длительного существования СССР в качестве единственной страны социализма, поэтому ее поведение на международной арене должна определять формула; «СССР – осажденная крепость» .

3. В 30-е гг. в СССР формируется особая политическая система тоталитарного типа. Объективными причинами ее построения были многовековая традиция сильной государственной власти в России; отсутствие демократических традиций; враждебное окружение страны, требовавшее максимальной концентрации экономических и политических ресурсов на случай возможной войны. К субъективным причинамследует отнести особенности идеологии и организации партии большевиков. Основу идеологии составляло положение о диктатуре пролетариата, в которой главной место отводилось Коммунистической партии. Считалось, что только она выражает интересы рабочего класса и крестьянства и знает как их обеспечить в ходе развития общества. Поэтому во всех институтах власти с самого начала ведущую роль играли большевистские лидеры и их представители. Изначально партия большевиков имела строго иерархическую структуру: власть в ней принадлежала высшему органу – Центральному комитету, а в нем – лидеру партии.



Специфическими чертами советской политической системы являлись: установление однопартийной системы летом 1918 г.; устранение внешних (кадетов, разгон Учредительного собрания, эсеров) и внутренних (резолюция X съезда РКП (б) «О единстве партии» в 1921 г., запрещавшая открытое выступление против «генеральной линии ЦК») политических оппонентов.

Огромную роль приобрел партийный аппарат, что привело к оформлению структуры «государства-партии» – ни один орган советской власти не мог принять решение без санкции партийного комитета.

После смерти В.И. Ленина (1924 г.) развернулась ожесточенная борьба за лидерство в партии между Генеральным секретарем ЦК РКП (б) И.В. Сталиным и членом Политбюро, наркомом по военным и морским делам Л.Д. Троцким. Победу в этой борьбы (на XIII (1924 г.) и XIV (1925 г.) съездах ВКП (б)) одержал Сталин, ставший почти на 30 лет лидером страны. Лидеры оппозиции Троцкий, Зиновьев, Каменев были исключены из партии в 1927 г., а Троцкий насильно выслан из страны. Культ Сталина стал важнейшей чертойоформившейся в середине 30-х годов советской политической системы.

Для обеспечения контроля партии над различными категориями населения были созданы массовые общественные организации (профессиональные и творческие союзы, добровольные молодежные, спортивные и другие общества), руководили которыми партийные функционеры. Общественным организациям придаются функции «приводных ремней», связывающих массы с партией, мобилизующих народ на решение поставленных ей задач. Так, комсомольская организация (ВЛКСМ) насчитывала в 1931 – 3 млн., а в 1938 г. – более 5 млн. членов. В состав профсоюзов в 1930 г. входило 12 млн. чел., то к 1940 г. – свыше 25 млн. чел. Церковь, ранее являвшаяся органической частью политической системы, была отделена от государства и системы образования и подвергнута репрессиям. Для убеждения народных масс создается мощный идеологический аппарат нацеленный на пропаганду официальной идеологии и борьбу с инакомыслием.

Ключевым инструментом нового правительства в борьбе за власть стало формирование мощного репрессивного аппарата. В 1922 г. было создано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), которое не только обеспечивало государственную безопасность, но и ввело политический контроль за населением страны. Уголовный кодекс 1922 г. вводил смертную казнь за проявление инакомыслия. Действия органов государственной безопасности стали еще более жестокими в ходе индустриализации и сплошной коллективизации (с 1930 г.) и убийства руководителя ленинградских коммунистов С.М. Кирова (1934). Опасаясь выступления недовольных против власти в случае начала войны, во второй половине 30-х годов в стране начались репрессии против оставшихся реальных и возможных политических оппонентов. В результате только в 1937-1938 гг. по политическим мотивам было арестовано 2 млн. человек, из них 800 тыс. было казнено. К 1937 г. в системе исправительных лагерей и колоний (ГУЛАГа) находилось более 2 млн. 200 тыс. заключенных.


Тоталитарная политическая система, сложившаяся в СССР в 30-е годы имеет следующие черты. Ее экономическую основу выражали: полное подчинение экономики государству; ликвидация свободы труда и замена его внеэкономическим принуждением; присвоение государством средств производства и рабочей силы; государственное регулирование рабочего дня и заработной платы; запрет забастовок; милитаризация экономики и труда; государственное регулирование имущественных отношений. В политической сфере ее характеризует: господство однопартийной системы; уничтожение политических оппонентов; сращивание партийных и государственных органов; создание системы официальных массовых организаций; унификация политической и общественной жизни; культ вождя; сильный репрессивный аппарат; мощная идеологическая машина. В духовной области ей присущи: огосударствление партийной идеологии и символики; жесткий государственный контроль над средствами массовой информации, изданием печатной продукции, единой системой идеологизированного образования; унификация духовной жизни; деятельность пропартийных творческих союзов.

Формирование в СССР политической системы тоталитарного типа имело противоречивые последствия для страны. С одной стороны, максимальная концентрация власти в сложных международных условиях обеспечила построение в короткие сроки индустриальной базы, без которой невозможно было бы одержать победу в Великой Отечественной войне. С другой стороны, цена функционирования этой политической системы оказалась чрезвычайно высокой: массовые политические репрессии, проведенная жестокими методами коллективизация, утверждение единомыслия в обществе. Построенный в СССР «государственный социализм» представлял собой альтернативную капитализму версию развития индустриального общества. В отличие от радикального правого, фашистского (Италия, Германия) и неолиберального (США, Англия, Франция) вариантов это была модель ультралевого общественного развития. Столкновение этих альтернатив во многом определило их последующий конфликт в ходе Второй мировой войны.

В 1925 г. XIV съезд ВКП (б) провозгласил курс на индустриализацию страны – превращение СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. С учетом изменившейся оценки перспектив мировой революции партийное руководство поставило задачу в короткий срок создать мощную промышленность, опираясь на которую страна могла бы не только выдержать международную изоляцию, но и отразить любую агрессии. В 1927 г. начало политики индустриализации было законодательно закреплено IV съездом Советов СССР. В советской модели индустриализации делался акцент на развитие передовых капиталоемких отраслей тяжелой промышленности: энергетики, металлургии, машиностроении, химической промышленности, являющихся фундаментом военно-промышленного комплекса и одновременно источником технологий для других секторов производства.


Индустриализация требовала огромных средств: увеличение доли накопления с 5-10% до 20-30% национального дохода (в основном за счет инвестиций и сокращения доли потребления). Установки на форсированные темпы индустриализации также осложняли задачу. В 1926 г. возникает дискуссия о методе индустриализации и источниках накопления. К 1929 г. стало ясно, что использование средств нэпа, промышленности, налогообложения крестьянства, внутренних займов, монополии внешней торговли не дают необходимого результата. Враждебная политика Запада, а также разразившейся мировой экономический кризис (1929-1933 гг.) исключали возможности получения иностранных инвестиций и кредитов. В руководстве страны была выдвинута идея проведения индустриализации за счет усиления давления на крестьянство. Механизм перекачивания средств из деревни на нужды индустриализации был создан в ходе реализации политики сплошной коллективизации, начавшейся осуществляться с конца 1929 г.

Уже за годы первой пятилетки (1928/29- 1932/33) было построено 1500 крупных промышленных предприятий (Днепрогэс, Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, автозаводы в Москве и Нижнем Новгороде и др.). В годы второй пятилетки (1933-1937) было введено в строй уже 4500 промышленных предприятий. Темпы роста тяжелой промышленности были в три раза выше по сравнению с дореволюционным временем. За 6 лет (1929-1936) СССР поднял выплавку чугуна с 4,3 до 12,5 млн. т. За США понадобилось для этого 18 лет, а Германии – 19 лет. По абсолютным объемам производства промышленного производства в 1937 г. СССР вышел на второе место в мире после США. СССР стал одной из 3-4 стран мира, способных производить любой вид промышленной продукции. Вместе с тем рост тяжелой промышленности был достигнут ценой отставания легкой и пищевой промышленности, застоя в аграрном секторе, сверхцентрализации экономики и окончательного слома механизмов ее саморегуляции.

Задача индустриализации потребовала масштабных преобразований в сельском хозяйстве – создание крупных аграрных хозяйств, способных увеличить производство зерна, мяса, сырья и обеспечить потребности населения и промышленности. Существовало два варианта их проведения. Первый вариант (Н.И. Бухарина) делал ставку на главных поставщиков аграрной продукции для внутреннего рынка – «кулаков». Передача им в короткий срок дополнительной земли и инвентаря обеспечила бы прирост производства. Второй вариант