ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 374
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(И.В. Сталина) делал упор на беднейшее крестьянство, которое предполагалось бы объединить в колхозы. Об этом говорил в свое время еще Ленин, считая, что переход к колхозам должен быть добровольным и длительным процессом. Партийное руководство в 1929 г. провозглашает курс на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств в ближайший период времени. Власти полагали, что она позволит создать механизм перекачивания средств на индустриализацию, ликвидировать кулачество как класс и тем самым расширить социальную базу режима в деревне, распространить влияние государства на частный сектор в деревне, ликвидировать так называемое «аграрное перенаселение».
Сплошная коллективизация началась с Постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 5 января 1930 г. «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором предусматривалось проведение коллективизации в течение нескольких лет. Однако вместо планомерного и добровольного объединения началась повсеместная кампания насильственного и немедленного объединения в колхозы всего крестьянского населения. На 1932 г. было коллективизировано 61,5 % крестьянских хозяйств, а на 1937 г. – уже 93%. При этом кулаки и их семьи лишались имущества и выселялись в восточные и северные районы страны. Так, в течение 1930-1931 гг. было выселено 381 тыс. кулацких семей. В целом, от политики «раскулачивания» пострадало до 15 млн. человек.
Первым результатом коллективизации был массовый голод на Северном Кавказе, Украине, Поволжье, Казахстане в 1932-1933 гг., жертвами которого стали до 8 млн. чел. Резко уменьшилось поголовье крупного рогатого скота с 1928 по 1934 г. с 60 до 33 млн. Начался массовый исход сельского населения в город. В 30-х годах из села ушло более 15 млн. человек, а рабочий класс увеличился с 9 до 24 млн. Объемы аграрного производства после коллективизации почти не изменились, но теперь их обеспечивали не 55 млн. крестьян-единоличников, а 35 млн. колхозников, полностью зависимых от государства. Созданнаясистема перекачивания ресурсов из аграрного сектора в индустриальный включала: обязательные поставки продуктов государству, госзакупки продукции по номинальным ценам, лишение крестьян паспортов, прикрепившее их к земле («второе издание крепостничества»), многочисленные налоги, набор по договорам предприятиями рабочей силы в деревне и др. Но главный исторический итог коллективизации – осуществленный ценой больших усилий и издержек индустриальный скачок страны.
В духовной жизни страны в 20-30-е гг. происходит культурная революция, которая была связана с решением таких задач, как; ликвидация неграмотности населения, подготовка кадров научно-технической и творческой интеллигенции, развитие науки, утверждение идеологического влияния новой власти в обществе с помощью активного использования возможностей литературы, искусства, гуманитарных наук. Уже в годы Гражданской войны начинается работа по ликвидации неграмотности основанной части населения. В 1920 г. в стране было 54 млн. неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности была одной из главных в государственной политике народного образования. В 1923 г. было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность!» в главе с М.И. Калининым. На его средства были открыты тысячи школ по ликвидации неграмотности (ликбезы), в которых в 1925 г. обучались 1,4 млн. взрослых. В результате уже в 1926 г. грамотность населения составила 51,5%, а к началу 1941 г. более 80%.
К середине 30-х годов оформилась единая советская система образования, которая включала: начальную школу (4 лет), общую неполную среднюю школу (7 лет), общую полную среднюю школу (10 лет), среднюю специальную школу (техникум и школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)) и высшую школу. В довоенные годы был завершен процесс перехода к обязательному всеобщему семилетнему образованию. Сеть вузов страны составила 817 институтов. Число специалистов в СССР выросло с 1,5 млн. человек в 1917 г. до 20 млн. в 1941 г. По числу школьников и студентов СССР в 1940 г. занял первое место в мире.
Огромные средства государство выделяло на развитие научной и технической мысли. В результате были сделаны важные открытия в ядерной физике (А.Ф. Иоффе, П.А. Капица), теории космических полетов (К.Э. Циолковский), теории реактивного движения (Ф.А. Цандер), в области физиологии (И.П. Павлов), генетики (Н.В. Вавилов), биогеохимии (В.И. Вернадский), изучении Арктики (О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин). Значительный прорыв был совершен в деле авиастроения (А.Н. Туполев) и ракетостроения (С.П. Королев). Всемирную известность получили летчики (В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, М.М. Громов, В.С. Гризодубова и др.), совершившие беспосадочные полеты на Дальний Восток, Северный полюс, в Америку.
В середине 30-х гг. начинается новый этап в развитии художественной культуры. Официальным и единственным принципов искусства становится принцип социалистического реализма, нацеленный на раскрытие вопросов революции и социалистического строительства и рассматривающий сквозь эту призму окружающий мир. В литературе широкой известностью пользуются писатели А.М. Горький, М.А. Шолохов, В.П. Катаев и др. Отличительной чертой изобразительного искусства становится парадная живопись, картины на темы Гражданской войны и построения социализма (С.В. Герасимов, А.А. Дейнека, М.Б. Греков, В.И. Мухина и др.). Музыкальная жизнь страны связана с творчеством композиторов С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, И.О. Дунаевского и др. Активно развивается кинематограф, создаются советские фильмы, проникнутые революционной героикой и пафосом социалистического созидания – «Октябрь» (С.М. Эйзенштейн), «Чапаев» (братья Васильевы), «Путевка в жизнь» (первый советский звуковой фильм, Н.В. Экк), «Комсомольск» (С.А. Герасимов) и др. Вышли в свет музыкальные комедии Г.В. Александрова «Веселые ребята» и «Волга-Волга», исторические ленты «Петр Первый (В.М. Петров), «Суворов» (М.И. Доллер).
Вместе с тем в 20-30-е гг. постепенно оформляются механизмы бюрократического директивного управления образованием, наукой и культурой в СССР. В конце 20-начале 30-х гг. состоялись показательные судебные процессы над представителями интеллигенции (Шахтинское дело, «дело Академии наук», Трудовой крестьянской партии и др.). В 30-е гг. под жесткий контроль партии были поставлены творческие союзы – Союз писателей, Союз композиторов, Союз художников, Союз Архитекторов и др. Многие деятели науки, культуры и искусства были репрессированы.
Главный смысл внутренней политики Советской власти состоял в обеспечении экономического и политического господства рабочего класса и беднейшего крестьянства при одновременном подавлении «эксплуататорских классов». Прежняя элита российского общества была ликвидирована. На ее место пришла новая элита – партийно-государственнная номенклатура (не более 2-3 тысяч человек), которая и осуществляла реальную власть в стране от имени рабочих и крестьян. Она обладала различными привилегиями и льготами и окончательно оформилась к середине 30-х гг.
В 1930-е годы советское общество стало относительно социально однородным. Рабочие, служащие, колхозники, кооперативные кустари в 1937 г. составляли 94,5% населения. Индустриализация привела к увеличению численности рабочего класса с 9 млн. в 1928 г. до 24 млн. в 1940 г. Коллективизация вызвала сокращение крестьянства на 35 млн. чел. Одновременно выросло городское население – с 29 млн. до 63 млн. чел. Значительную часть общества представляла интеллигенция, численность которой увеличилась с 1,5 млн. в 1917 г. до 20 млн. чел. в 1940 г. Больших успехов страна добилась в области социальных гарантий, здравоохранении. В 1930 г. была ликвидирована безработица – закрылась последняя биржа труда в СССР. В 1936 г. новую социальную структуру советского общества закрепила Конституция СССР, впервые после революции предоставившая политические права всем гражданам страны.
Вместе с тем, значительные достижения в развитии экономики, науки, образования и культуры осуществлялись за счет сохранения крайне низкого уровня материального благосостояния населения, так и не достигшего показателей 1913 г. Компенсировать слабость материального стимулирования было призвано мощное политико-идеологическое давление. Большинство советских людей искренне верили официальной пропаганде, осознанно и самоотверженно участвовали в общественных преобразованиях. В 1929 г. в СССР развивается
социалистическое соревнование и ударничество, в ходе которого неоднократно пересматривались нормы выработки. В 1931 г. создаются хозрасчетные бригады, которые работают по индивидуальной оплате труда (за экономию материалов, с учетом качества и количества труда и др.). С 1935 г. возникает стахановское движение (по имени донецкого шахтера Алексея Стаханова, который за одну смену выполнил 14 норм), основанное на новых приемах труда. В 1936 г. в стахановском движении в отдельных отраслях промышленности участвуют от 20 до 27% всех рабочих.
Одновременно в 1930-е годы ужесточается хозяйственное и уголовное законодательство. Так, Закон «Об охране социалистической собственности» (от 7 августа 1932) предусматривал расстрел с конфискацией имущества за хищение колхозного и кооперативного имущества, с заменой, при смягчающих обстоятельствах, лишением свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. Указом от 26 июля 1940 г. самовольный уход с предприятия карался тюремным заключением на срок от 2 до 4 месяцев, прогул без уважительной причины – исправительно-трудовыми работами на срок до 6 месяцев с удержанием 25% зарплаты. Поэтому большую социальную группу общества, начиная с 20-30-х гг., составляли заключенные ГУЛАГа, арестованные и осужденные по различным мотивам. Так, с 1921 г. по 1954 г. были осуждены за контрреволюционные преступления 3 млн. 777 тыс. человек. В результате репрессий в армии погибло до 45% командного состава, расстреляны почти все видные военачальники.
Внешняя политика СССР в 30-е гг. была обусловлена установлением в 1933 г. диктатуры национал-социалистов в Германии, уничтожавших коммунистическое движение и начавших подготовку к крупномасштабной войне. В 1933-1939 гг. СССР активизировал свои усилия по созданию систем коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке. Они должно было привести в союзу СССР с демократическими странами и изоляции Германии и Японии. Реальным достижением в этом плане стало принятие в 1934 г. СССР в Лигу Наций – международную организацию, предшествующую послевоенной ООН. СССР неоднократно призывал западные страны принять меры по предотвращению агрессии Германии. Однако большинство членов Лиги Наций, и прежде всего Англия, проводили политику «умиротворения» гитлеровской Германии путем удовлетворения все новых и новых ее претензий и стремились использовать Германию в качестве противовеса СССР.
Такие подходы СССР и западных стран нашли отражение в отношении важнейших событий 30-х годов: введение немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону и нападение Италии на Эфиопию в 1935 г., гражданская война и интервенция Германии и Италии в Испании в 1936-1939 гг., присоединение (аншлюс) Германией Австрии в 1938 г. Кульминацией политики «умиротворения» стало Мюнхенское соглашение от 30 сентября 1938 г., заключенное между Германией, Италией, Францией и Англией. Соглашение давало разрешение Германии на присоединение промышленно развитой Судетской области Чехословакии. Но, Гитлер весной 1939 г., в нарушение Мюнхенского соглашения оккупировал всю Чехию.
Советский Союз оказался в тяжелой ситуации. С одной стороны, происходит рост напряженности между СССР и Японией на Дальнем Востоке, что приводит в 1938 г. на озере Хасан и в 1939 г. на реке Халхин-Гол к вооруженному столкновению между двумя странами. С другой стороны, создавалась угроза агрессии против СССР в Европе, в том числе и возможность заключения соглашения Германии с Англией и Францией против СССР. В этих условиях Сталин весной-летом 1939 г. начинает вести переговоры с Англией и Францией о возможности заключения договора о взаимопомощи в связи с планируемой агрессией Германии в Европе. Однако переговоры оказались безуспешными. Одновременно весной 1939 г. Сталин начинает зондировать возможность заключения договора о ненападении с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве министром иностранных дел Германии И. Риббентропом и главой советского правительства В.М. Молотовым был подписан советско-германский договор о ненападении и секретный протокол к нему («пакт Молотова-Риббентропа»). Секретный протокол разграничивал «сферы интересов» Германии и СССР: Германия претендовала на Западную и Центральную Польшу, а СССР – на территории, которых лишилась Россия в ходе первой мировой войны (Восточная Польша, Прибалтика, Финляндия, Бессарабия).
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу – началась Вторая мировая война. 17 сентября советские войска вступили в Восточную Польшу. В состав СССР вошли Западная Украина и Западная Белоруссия. 28 сентября 1939 г. представители Германии и СССР подписали договор «О дружбе и границе», в котором были уточнены «сферы интересов» двух стран (Германия «уступала» СССР территорию Литвы в обмен на ряд районов Восточной Польши). После поражения Польши СССР заключила договора о взаимной помощи с Эстонией (28 сентября), Латвией (5 октября), Литвой (10 октября). Согласно этим соглашениям на территории прибалтийских стран были размещены советские войска. Присутствие советских войск было использовано для советизации Прибалтика. Литва, Латвия и Эстония вошли в состав СССР в качестве союзных республик. В конце июня 1940 г. в результате давления СССР Румыния передала его под контроль Бессарабию и Северную Буковину. Они образовали Молдавскую ССР, принятую в состав СССР.
Сплошная коллективизация началась с Постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 5 января 1930 г. «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором предусматривалось проведение коллективизации в течение нескольких лет. Однако вместо планомерного и добровольного объединения началась повсеместная кампания насильственного и немедленного объединения в колхозы всего крестьянского населения. На 1932 г. было коллективизировано 61,5 % крестьянских хозяйств, а на 1937 г. – уже 93%. При этом кулаки и их семьи лишались имущества и выселялись в восточные и северные районы страны. Так, в течение 1930-1931 гг. было выселено 381 тыс. кулацких семей. В целом, от политики «раскулачивания» пострадало до 15 млн. человек.
Первым результатом коллективизации был массовый голод на Северном Кавказе, Украине, Поволжье, Казахстане в 1932-1933 гг., жертвами которого стали до 8 млн. чел. Резко уменьшилось поголовье крупного рогатого скота с 1928 по 1934 г. с 60 до 33 млн. Начался массовый исход сельского населения в город. В 30-х годах из села ушло более 15 млн. человек, а рабочий класс увеличился с 9 до 24 млн. Объемы аграрного производства после коллективизации почти не изменились, но теперь их обеспечивали не 55 млн. крестьян-единоличников, а 35 млн. колхозников, полностью зависимых от государства. Созданнаясистема перекачивания ресурсов из аграрного сектора в индустриальный включала: обязательные поставки продуктов государству, госзакупки продукции по номинальным ценам, лишение крестьян паспортов, прикрепившее их к земле («второе издание крепостничества»), многочисленные налоги, набор по договорам предприятиями рабочей силы в деревне и др. Но главный исторический итог коллективизации – осуществленный ценой больших усилий и издержек индустриальный скачок страны.
В духовной жизни страны в 20-30-е гг. происходит культурная революция, которая была связана с решением таких задач, как; ликвидация неграмотности населения, подготовка кадров научно-технической и творческой интеллигенции, развитие науки, утверждение идеологического влияния новой власти в обществе с помощью активного использования возможностей литературы, искусства, гуманитарных наук. Уже в годы Гражданской войны начинается работа по ликвидации неграмотности основанной части населения. В 1920 г. в стране было 54 млн. неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности была одной из главных в государственной политике народного образования. В 1923 г. было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность!» в главе с М.И. Калининым. На его средства были открыты тысячи школ по ликвидации неграмотности (ликбезы), в которых в 1925 г. обучались 1,4 млн. взрослых. В результате уже в 1926 г. грамотность населения составила 51,5%, а к началу 1941 г. более 80%.
К середине 30-х годов оформилась единая советская система образования, которая включала: начальную школу (4 лет), общую неполную среднюю школу (7 лет), общую полную среднюю школу (10 лет), среднюю специальную школу (техникум и школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)) и высшую школу. В довоенные годы был завершен процесс перехода к обязательному всеобщему семилетнему образованию. Сеть вузов страны составила 817 институтов. Число специалистов в СССР выросло с 1,5 млн. человек в 1917 г. до 20 млн. в 1941 г. По числу школьников и студентов СССР в 1940 г. занял первое место в мире.
Огромные средства государство выделяло на развитие научной и технической мысли. В результате были сделаны важные открытия в ядерной физике (А.Ф. Иоффе, П.А. Капица), теории космических полетов (К.Э. Циолковский), теории реактивного движения (Ф.А. Цандер), в области физиологии (И.П. Павлов), генетики (Н.В. Вавилов), биогеохимии (В.И. Вернадский), изучении Арктики (О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин). Значительный прорыв был совершен в деле авиастроения (А.Н. Туполев) и ракетостроения (С.П. Королев). Всемирную известность получили летчики (В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, М.М. Громов, В.С. Гризодубова и др.), совершившие беспосадочные полеты на Дальний Восток, Северный полюс, в Америку.
В середине 30-х гг. начинается новый этап в развитии художественной культуры. Официальным и единственным принципов искусства становится принцип социалистического реализма, нацеленный на раскрытие вопросов революции и социалистического строительства и рассматривающий сквозь эту призму окружающий мир. В литературе широкой известностью пользуются писатели А.М. Горький, М.А. Шолохов, В.П. Катаев и др. Отличительной чертой изобразительного искусства становится парадная живопись, картины на темы Гражданской войны и построения социализма (С.В. Герасимов, А.А. Дейнека, М.Б. Греков, В.И. Мухина и др.). Музыкальная жизнь страны связана с творчеством композиторов С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, И.О. Дунаевского и др. Активно развивается кинематограф, создаются советские фильмы, проникнутые революционной героикой и пафосом социалистического созидания – «Октябрь» (С.М. Эйзенштейн), «Чапаев» (братья Васильевы), «Путевка в жизнь» (первый советский звуковой фильм, Н.В. Экк), «Комсомольск» (С.А. Герасимов) и др. Вышли в свет музыкальные комедии Г.В. Александрова «Веселые ребята» и «Волга-Волга», исторические ленты «Петр Первый (В.М. Петров), «Суворов» (М.И. Доллер).
Вместе с тем в 20-30-е гг. постепенно оформляются механизмы бюрократического директивного управления образованием, наукой и культурой в СССР. В конце 20-начале 30-х гг. состоялись показательные судебные процессы над представителями интеллигенции (Шахтинское дело, «дело Академии наук», Трудовой крестьянской партии и др.). В 30-е гг. под жесткий контроль партии были поставлены творческие союзы – Союз писателей, Союз композиторов, Союз художников, Союз Архитекторов и др. Многие деятели науки, культуры и искусства были репрессированы.
Главный смысл внутренней политики Советской власти состоял в обеспечении экономического и политического господства рабочего класса и беднейшего крестьянства при одновременном подавлении «эксплуататорских классов». Прежняя элита российского общества была ликвидирована. На ее место пришла новая элита – партийно-государственнная номенклатура (не более 2-3 тысяч человек), которая и осуществляла реальную власть в стране от имени рабочих и крестьян. Она обладала различными привилегиями и льготами и окончательно оформилась к середине 30-х гг.
В 1930-е годы советское общество стало относительно социально однородным. Рабочие, служащие, колхозники, кооперативные кустари в 1937 г. составляли 94,5% населения. Индустриализация привела к увеличению численности рабочего класса с 9 млн. в 1928 г. до 24 млн. в 1940 г. Коллективизация вызвала сокращение крестьянства на 35 млн. чел. Одновременно выросло городское население – с 29 млн. до 63 млн. чел. Значительную часть общества представляла интеллигенция, численность которой увеличилась с 1,5 млн. в 1917 г. до 20 млн. чел. в 1940 г. Больших успехов страна добилась в области социальных гарантий, здравоохранении. В 1930 г. была ликвидирована безработица – закрылась последняя биржа труда в СССР. В 1936 г. новую социальную структуру советского общества закрепила Конституция СССР, впервые после революции предоставившая политические права всем гражданам страны.
Вместе с тем, значительные достижения в развитии экономики, науки, образования и культуры осуществлялись за счет сохранения крайне низкого уровня материального благосостояния населения, так и не достигшего показателей 1913 г. Компенсировать слабость материального стимулирования было призвано мощное политико-идеологическое давление. Большинство советских людей искренне верили официальной пропаганде, осознанно и самоотверженно участвовали в общественных преобразованиях. В 1929 г. в СССР развивается
социалистическое соревнование и ударничество, в ходе которого неоднократно пересматривались нормы выработки. В 1931 г. создаются хозрасчетные бригады, которые работают по индивидуальной оплате труда (за экономию материалов, с учетом качества и количества труда и др.). С 1935 г. возникает стахановское движение (по имени донецкого шахтера Алексея Стаханова, который за одну смену выполнил 14 норм), основанное на новых приемах труда. В 1936 г. в стахановском движении в отдельных отраслях промышленности участвуют от 20 до 27% всех рабочих.
Одновременно в 1930-е годы ужесточается хозяйственное и уголовное законодательство. Так, Закон «Об охране социалистической собственности» (от 7 августа 1932) предусматривал расстрел с конфискацией имущества за хищение колхозного и кооперативного имущества, с заменой, при смягчающих обстоятельствах, лишением свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. Указом от 26 июля 1940 г. самовольный уход с предприятия карался тюремным заключением на срок от 2 до 4 месяцев, прогул без уважительной причины – исправительно-трудовыми работами на срок до 6 месяцев с удержанием 25% зарплаты. Поэтому большую социальную группу общества, начиная с 20-30-х гг., составляли заключенные ГУЛАГа, арестованные и осужденные по различным мотивам. Так, с 1921 г. по 1954 г. были осуждены за контрреволюционные преступления 3 млн. 777 тыс. человек. В результате репрессий в армии погибло до 45% командного состава, расстреляны почти все видные военачальники.
Внешняя политика СССР в 30-е гг. была обусловлена установлением в 1933 г. диктатуры национал-социалистов в Германии, уничтожавших коммунистическое движение и начавших подготовку к крупномасштабной войне. В 1933-1939 гг. СССР активизировал свои усилия по созданию систем коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке. Они должно было привести в союзу СССР с демократическими странами и изоляции Германии и Японии. Реальным достижением в этом плане стало принятие в 1934 г. СССР в Лигу Наций – международную организацию, предшествующую послевоенной ООН. СССР неоднократно призывал западные страны принять меры по предотвращению агрессии Германии. Однако большинство членов Лиги Наций, и прежде всего Англия, проводили политику «умиротворения» гитлеровской Германии путем удовлетворения все новых и новых ее претензий и стремились использовать Германию в качестве противовеса СССР.
Такие подходы СССР и западных стран нашли отражение в отношении важнейших событий 30-х годов: введение немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону и нападение Италии на Эфиопию в 1935 г., гражданская война и интервенция Германии и Италии в Испании в 1936-1939 гг., присоединение (аншлюс) Германией Австрии в 1938 г. Кульминацией политики «умиротворения» стало Мюнхенское соглашение от 30 сентября 1938 г., заключенное между Германией, Италией, Францией и Англией. Соглашение давало разрешение Германии на присоединение промышленно развитой Судетской области Чехословакии. Но, Гитлер весной 1939 г., в нарушение Мюнхенского соглашения оккупировал всю Чехию.
Советский Союз оказался в тяжелой ситуации. С одной стороны, происходит рост напряженности между СССР и Японией на Дальнем Востоке, что приводит в 1938 г. на озере Хасан и в 1939 г. на реке Халхин-Гол к вооруженному столкновению между двумя странами. С другой стороны, создавалась угроза агрессии против СССР в Европе, в том числе и возможность заключения соглашения Германии с Англией и Францией против СССР. В этих условиях Сталин весной-летом 1939 г. начинает вести переговоры с Англией и Францией о возможности заключения договора о взаимопомощи в связи с планируемой агрессией Германии в Европе. Однако переговоры оказались безуспешными. Одновременно весной 1939 г. Сталин начинает зондировать возможность заключения договора о ненападении с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве министром иностранных дел Германии И. Риббентропом и главой советского правительства В.М. Молотовым был подписан советско-германский договор о ненападении и секретный протокол к нему («пакт Молотова-Риббентропа»). Секретный протокол разграничивал «сферы интересов» Германии и СССР: Германия претендовала на Западную и Центральную Польшу, а СССР – на территории, которых лишилась Россия в ходе первой мировой войны (Восточная Польша, Прибалтика, Финляндия, Бессарабия).
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу – началась Вторая мировая война. 17 сентября советские войска вступили в Восточную Польшу. В состав СССР вошли Западная Украина и Западная Белоруссия. 28 сентября 1939 г. представители Германии и СССР подписали договор «О дружбе и границе», в котором были уточнены «сферы интересов» двух стран (Германия «уступала» СССР территорию Литвы в обмен на ряд районов Восточной Польши). После поражения Польши СССР заключила договора о взаимной помощи с Эстонией (28 сентября), Латвией (5 октября), Литвой (10 октября). Согласно этим соглашениям на территории прибалтийских стран были размещены советские войска. Присутствие советских войск было использовано для советизации Прибалтика. Литва, Латвия и Эстония вошли в состав СССР в качестве союзных республик. В конце июня 1940 г. в результате давления СССР Румыния передала его под контроль Бессарабию и Северную Буковину. Они образовали Молдавскую ССР, принятую в состав СССР.