ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для рынка пива характерны выраженные сезонные колебания спроса: летом (пик приходится на май-июль месяцы) в России пива потребляется в 3-5 раз больше, чем зимой. По данным статистики, в период до кризиса 1998г. импортную продукцию в крупных городах покупал каждый четвертый - пятый потребитель, и спрос на нее был более постоянен по сезонам, чем на отечественные сорта. Такая ситуация позволяет импортерам равномерно распределять поставки, не допуская ни "провалов", ни перенасыщения в своем секторе рынка. В настоящее время наиболее успешно работают импортеры высших сортов, тогда как недорогие сорта раскупаются значительно хуже.
Результаты проведенных исследований выявили среднюю структуру потребляемого пива по сортам в РФ :
-
светлое пиво средней крепости (до 3%) - 45% -
светлое пиво высокой крепости (до 6%) - 45% -
темное пиво - 10%
В Центральном районе, где сосредоточено более 27% населения, доля импортного пива в потреблении оценивалось в 1997-98гг. в 25%. Такая популярность была связана с повышенным спросом на дорогостоящие сорта в Москве и других крупных городах и с относительной нехваткой мощностей местных заводов (20% от общего объема производства в стране в регионе, где проживает 27% населения).
Специалисты-маркетологи утверждают, что российский рынок пива вскоре выйдет на тот уровень развития, когда цена перестанет быть определяющим моментом, а наиболее важными станут качество пива и реклама. Исследования показывают, что дорогие и пастеризованные сорта пива пользуются в России все большей популярностью, в ущерб непастеризованным, доля которых в общем объеме производства постоянно сокращается и на сегодняшний день составляет около 4,7%. Так, в течение 1996г. число приверженцев недорого "Жигулевского" пива снизилось с 85,7% до 79.3% от общего числа потребителей, "Ячменного колоса" - с 39,3% до 29,9%. В то же время, рейтинг более дорогой "Балтики" повысился с 23,1 до 37,5% от общего числа потребителей.
В среднем по России подавляющая часть продаваемого в таре пива (90%) приходится на стеклянные бутылки емкостью 0,5 л и 0,33 л (80% и 10% от общего объема продаж соответственно). Пластиковые бутылки (2%) и металлические банки (8%) значительно менее популярны. В Москве ситуация несколько отличается от общероссийской: здесь повышается доля баночного пива (18%) за счет бутылочных сортов (79%). Объясняется это большей долей импорта в структуре потребления (большая часть ввозимого в страну пива расфасована в жестяные банки).
В настоящее время объем оптовой торговли пива составляет около 5,5% по сравнению с показателями розничной торговли. Месячные показатели оптовой торговли составили в середине 1999г. (июнь) 2,3 млн. дал (в т.ч. 1,2 млн. дал для розничной торговли и общественного питания) и по сравнению с предыдущим месяцем выросли на 50,5%.
Импорт пива
В 90-е годы сокращение производства отечественного пива на протяжении ряда лет компенсировалось ввозом данного напитка из-за рубежа. В эти годы доля импортного пива по данным специалистов "Пивоиндустрии" составляла 10-15% от объемов отечественного производства. С усилением позиций российских производителей рынок импортного пива начал сокращаться. В 1997г. объем импорта пива составил 8,97 млн. дал, а в 1998г. - 6,15 млн. дал (без учета поставок пива из Белоруссии). Финансово-экономический кризис 1998г. привел к существенному уменьшению ввоза всех зарубежных товаров, включая пиво. Если в I-м полугодии 1998г. объем импорта пива превысил на 10% ввоз I-го полугодия 1997г., то во II-м полугодии 1998г. - сократились в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 1997г. В итоге, в 1998г. импорт пива сократился на 45% по сравнению с 1997г. Импорт I-го полугодия 1999г. в РФ составил 56,3% от уровня I-го полугодия 1998г.
В течение 1998 г. Россия импортировала пиво из 42 стран - производителей. Как в 1997г., так и в 1998г., на российском рынке преобладало пиво, выработанное в Дании, Нидерландах, Германии, Чехии и Польше, а по странам ближнего зарубежья - на Украине и в Литве. По данным компании South African Breweries, доля импортного пива в общем объеме продаж сократилась за год в пять раз с 22% до 4,4%. При этом в Москве потребление импортного пива снизилось с 35% до 8%. Данное уменьшение связано с тем, что у российских потребителей изменились качественные параметры, т.е. по общему субъективному мнению, отечественное пиво по качеству теперь не уступает импортному. По оценкам экспертов, доля импорта на российском рынке в настоящее время стабилизируется на уровне 4 - 5% (по другим данным, эта доля выше за счет неучтенного ввоза), т. е. влияние импорта на рыночную ситуацию и на динамику производства в России ограничено. Эти величины близки к показателям западных стран: в европейских государствах они находятся в диапазоне от 3 до 8%.
В последнее время контроль за импортом пива стал значительно строже: отменены введенные ранее таможенные льготы, предприняты меры против нелегального импорта. С 1995г. изменен порядок взимания импортных таможенных пошлин: если раньше ставка налога равнялась 20%, то согласно новым правилам импортер платит фиксированную ставку, равную 0,6 ЕВРО с литра. Все это привело к сокращению доли импорта дорогого пива - практически в два раза - за счет более дешевых сортов. В лучшие годы на российском рынке было представлено около 200 марок импортного пива, сейчас это число сократилось.
Крупнейшие зарубежные фирмы-экспортеры пива в РФ и марки пива в 1998г.
Фирма (страна) | Марка пива |
"Tanax APS" (Дания) | "Tuborg Gold Label", "Tuborg Stout", "Tuborg Gold Light", "Tuborg Porter" |
"Brevery Group" (Дания) | "Faxe", "Elephant" |
"Bavaria NB" (Нидерланды) | "Bavaria" |
"Holsten-Brauerei AG" (Германия) | "Holsten Festbock", "Holsten Premium Bier" |
"Bavaria A.G." (Германия) | "Jever", "Foster's" |
"Пражские пивовары" (Чехия) | "Staropramen" |
"Эльбревери Ко Лтд." (Польша) | "Porter", "EB SP" |
АО "Оболонь" (Украина) | "Obolon", "Berg", "Premium", "Dorfer" |
Пиво в Россию поставляется в стеклянных бутылках, металлических банках и наливом (в цистернах, бочках, кегах). Доля разливного пива в общем объеме импорта в 1997г. составляла 10%, в 1998г. - 20%, а за два месяца 1999г. - 37%. Потребителями качественного разливного пива являются кафе, бары и рестораны крупных городов. В течение 1998г. пиво ввозили более 300 фирм и частных предпринимателей из 41 субъекта РФ. В 1997-98гг. лидерами по закупкам пива были Москва с Московской областью и Калининградская область. В 1998г. на первый регион пришлось 47% (1997г. - 51%), на второй - 29% (1997г. - 34%) от всего объема импорта пива. Санкт-Петербург и Ленинградская область ввозили всего 5% (1997г. - 3%) общего объема.
Крупнейшие российские импортеры пива в РФ в 1998г
Фирма (город) | Страна происхождения |
ЗАО "Денвью Лтд." (Москва) | Ирландия, Франция, Великобритания |
ООО "Эковент Лтд." (Москва) | Нидерланды, Германия, Великобритания, др. |
ЗАО "Союзпромимпэкс" (Москва) | Дания |
ТОО "Чеслав" (Калининград) | Польша |
ТОО "Балтланд" (Калининград) | Германия, Нидерланды, Дания, Чехия, США, Чехия, Мексика |
ООО "Раунд" (Калининград) | Дания, Великобритания |
ОАО "Вена" (Санкт-Петербург) | Финляндия |
За первые два месяца 1999г. пиво импортировали всего 30 фирм из 10 регионов России. Объем ввоза в Московский регион сократился до 46%, Калининградскую область - до 9%, а в С.-Петербург и Ленинградскую область увеличился до 32% от всего объема импорта пива в количественном выражении. Из семи фирм, приведенных в таблице, лидирующие позиции сохранили лишь ЗАО "Денвью Лтд.", ТОО "Чеслав", ТОО "Балтланд" и ОАО "Вена".
Объем экспорта пива из России во много раз ниже его импорта. В 1997г. он составил 0,63 млн. дал, в 1998 г. - 0,43 млн. дал, за два месяца 1999г. - 0,08 млн. дал или в 2,6 раз больше, чем за аналогичный период 1998г. Более 95% пива вывозилась в стеклянных бутылках. Основным импортером российского пива в 1999г. был Казахстан (80% всего объма). Основные марки отечественного экспортируемого пива: "Сибирская корона", "Баг-Бир" (изготовитель - АО "Росар", г. Омск) и "Балтика" (ОАО "Пивоваренный завод "Балтика", г. Санкт-Петербург).
Импорт солода
В 1998г. объем ввоза солода в РФ составил 214 тыс. т и вырос по сравнению с 1997г. на 25% (170,2 тыс. т). Резкая девальвация рубля в августе 1998г. снизила нарастающие темпы ввоза солода. Если в I-м полугодии 1998 г. объем импорта превысил в 1,9 раза ввоз солода I-го полугодия 1997г., то во II-м полугодии 1998г. закупки его сократились в 1,2 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В 1998г. большую часть импорта составлял светлый солод в зернах (93,3%), меньшую часть - в зернах обжаренный (6,5%, жженый и карамельный) и незначительную - в виде муки (0,2%).
Основная часть солода (66% в 1997г. и 77% в 1998г.) импортировалась из трех западноевропейских стран - Франции, Финляндии, Германии. В 1998г. на долю каждой из них приходилось от 22 до 30% всего объема ввоза в РФ. Солод, выработанный на Украине, составил менее 1% от всего объема импорта. Другими станами-поставщиками солода в 1998г. были: Швеция (8%), Дания (6%), Великобритания (2%), Чехия (2%).
Крупнейшие зарубежные экспортеры солода.
Фирма (страна) | Наименование солода |
Малтериес Франко-Белгес (Франция) | Светлый и карамельный |
Фридрих Вайсхамер Мальцфабрик (Германия) | Светлый и карамельный |
Ой Лахден Полттимо АБ (Финляндия) | Светлый, карамельный, жженый |
Даниш Малтинг Груп А/С (Дания) | Светлый |
Рашен Мерчент Лтд. (Великобритания) | Светлый, карамельный, жженый |
В 1998г. импортом солода занимались 145 российских компаний и частных предпринимателей. Основными потребителями зарубежного солода были крупные пивоваренные заводы, на долю первой пятерки импортеров пришлось почти 70% от всего объема ввозимого солода. Из 50 субъектов Российской Федерации, закупавших солод в 1998 г., лидировали Санкт-Петербург (47,1%; в 1997 г. - 40,8%), Московский регион (32,8%; 1997 г. - 39,8%), Свердловская (3,6%; 1997 г. - 3,8%) и Омская (2,8%; 1997 г. - 3,5%) области.
Солод поставляется в двух формах: насыпью (без упаковки) и в мешках (полипропиленовых или джутовых) по 25, 40 и 50 кг.
Крупнейшие российские импортеры солода
Фирма (город) | Страна происхождения |
ОАО "Пивоваренный завод "Балтика" (Санкт-Петербург) | Франция, Финляндия, Германия, Швеция, Дания |
ОАО "Вена" (Санкт-Петербург) | Финляндия, Дания |
ЗАО "Моспивкомбинат "Очаково" (Москва) | Франция, Великобритания, Дания |
ЗАО "Органза" (Москва) | Финляндия, Германия |
ЗАО "Клинский пивкомбинат (Моск. обл.) | Швеция, Германия, Финляндия, Чехия |
ОАО "Патра" (Свердловская обл.) | Германия, Словакия |
ЗАО "Росар" (Омская обл.) | Германия, Бельгия |
Для российского рынка пивоваренного солода характерно превышение импорта над экспортом более, чем в 100 раз. В 1998 г. объем российского экспорта солода составил 0,92 тыс. тонн. Пивоваренный солод продавался в 4 страны ближнего зарубежья, из которых по закупкам лидировал Казахстан.