Файл: Урока физики в 7 классе. Автор Рагулина Любовь Давыдовна, учитель физики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ ПО ФГОС

Технологическая карта урока физики в 7 классе.

Автор: Рагулина Любовь Давыдовна, учитель физики.

МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа» Новосибирской области.

Учебный предмет:

Физика.

Класс:

7

УМК:

«Физика» Автор: А.В. Перышкин. М., «Дрофа», 2017.

Тема урока:

«Плавает или тонет»

Место и роль урока в изучаемой теме:

Урок №15 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».


Современная педагогическая технология:

Технология «педагогических мастерских» - процесс сотворчества «Мастера и подмастерье» (технология исключает официальное оценивание результатов деятельности учащихся, критических замечаний).

Тип творческой мастерской:

 Мастерская построения новых знаний с элементами исследовательской деятельности и группового творческого взаимодействия.

Цель мастерской:

- Создание условий для открытия каждым участником новых знаний и нового опыта путем самостоятельной и коллективной работы, для проявления себя как творца.

- Обеспечение экспериментального изучения условий плавания тел и формирование умения объяснять поведение тел в жидкости.

Задачи урока:


Образовательные:

  • познакомить с новой формой урока – творческая мастерская (введение в понятие);

  • опытным путем выяснить условия плавания тел в жидкости в зависимости от силы тяжести и архимедовой силы, действующих на тела в жидкости; в зависимости от плотности жидкости и тела;

  • усвоить условия плавания на уровне понимания и применения с использованием логики научного познания;

  • формировать умение говорить на языке предмета.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся естественнонаучную грамотность и креативность: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

  • образовательную мотивацию: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • творческую активность и учебно-познавательный интерес к процессу обучения через свободное самовыражение;

  • исследовательские и коммуникативные компетенции через организацию группового эксперимента и научное объяснение его результатов;

  • умение планировать свою деятельность, наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать полученную информацию;

  • развитие креативного самовыражения, социальной компетенции.

Воспитательные:   

  • воспитывать культуру мышления и общения, эмоциональную отзывчивость, способность к взаимодействию, конструктивное сотрудничество учащихся;

  • мотивировать ответственное отношение к уроку, самостоятельной деятельности, настойчивости в достижении цели.

Здоровьесберегающие:

  • профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности.

Методы обучения:

Метод проблемного изложения, частично-поисковый с элементами исследования.

Формы работы учащихся: 


  • Индивидуальная,

  • Фронтальная;

  • Групповая;

  • Парная.

Закон мастерской:

«Делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам».

Основные понятия темы:

Сила (характеристики силы - модуль, направление, точка приложения); Архимедова сила, сила тяжести, вес тела (в жидкости, воздухе); плотность вещества, объем тела; условия плавания тел; динамометр, мензурка.

Организация пространства:

Кабинет физики

Метапредметные связи:

Математика.

Необходимое оборудование: 

- лабораторное оборудование кабинета физики: динамометр, мензурка, стакан, песок; кювета-ваночка; набор различных тел из веществ разной плотности.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- Знать условия, при которых тело тонет, плавает и всплывает в жидкости;

- уметь работать с лабораторным оборудование кабинета физики (динамометр, мензурка, лабораторная посуда);

- уметь, используя таблицу плотности, определять какие вещества тонут, плавают или всплывают в данной жидкости;

- понимать, как использовать условия плавания тел при решении качественных задач.

Познавательные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи; представлять информацию в виде рисунков и таблиц, конструировать модель, починяющая условию плавания тела на поверхности жидкости.

Регулятивные: уметь составлять план и определять последовательность действий, работать по плану; научиться ставить цель; прогнозировать и предвосхищать результат; владеть основами самоконтроля и саморегуляции.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; слушать собеседника; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; работать в мини-группе, представлять результаты своей деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к предмету; творческие способности и практические умения; самостоятельность в приобретении знаний о плавании тел; развивать уважительное отношение друг к другу, к педагогу, к результатам обучения; принимать решения и обосновывать их; развивать инициативу. Адекватно оценивать собственную практическую деятельность, свои жизненно-важные качества – умения сотрудничать. Тренировать способности к самопознанию и самокоррекции.



ПЛАН УРОКА:




ЭТАПЫ УРОКА

ВРЕМЯ

I

Организационный момент: приветствие

0,5 мин

II

Индукция – «толчок к процессу»

1,5 мин

III

Самоконструкция

3 мин

IV

Афиширование

2 мин

V

Социоконструкция

6 мин

VI

Афиширование

3 мин

VII

Социоконструкция

2 мин

VIII

Деконструкция

2 мин

IX

Реконструкция

5 мин

X

Афиширование

2 мин

XI

Деконструкция - Реконструкция

2 мин

XII

Социоконструкция - Социолизация

7 мин

XIII

Разрыв – «озарение»

6 мин

XIV

Рефлексия деятельности (итог урока)

3 мин




УЧИТЕЛЬ (МАСТЕР)

(НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ, ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ ДИАЛОГА С УЧЕНИКАМИ)

УЧЕНИКИ (ПОДМАСТЕРЬЕ)

(ОЖИДАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ХОДЕ ДИАЛОГА С УЧИТЕЛЕМ)

ДОСКА И ОБОРУДОВАНИЕ


ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

I ЭТАП

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: ПРИВЕТСТВИЕ

Цель: создание комфортной образовательной среды, положительно-эмоционального фона, позитивного настроя на урок, желания сотрудничать с одноклассниками, учителем.

Прием – девиз урока, пожелание.

  1. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  2. Девиз урока: «Без сомнения, все наше знание начинается с опытов» (Кант Эммануил, немецкий философ 1724-1804г.г)

  3. Пожелание обучающимся:

- «Смело экспериментируйте и приобретайте знания! Успех сегодня в учебе – завтрашний успех в жизни!»

Ответное приветствие

Доска: девиз, пожелание подмастерьям, дата, тема, таблица для заполнения по ходу работы в мастерской, «волны» для рефлексии.

Демонстрационный стол: необходимый набор средств, материалов и приборов.




Регулятивные:

Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности.

Личностные:

Мотивировать собственные действия; готовность к восприятию; проявлять внимательность; желание больше узнать.

Коммуникативные: Формирование позитивного отношения друг к другу.

II ЭТАП

ИНДУКЦИЯ (подготовка к первому заданию мастерской: «толчок к процессу», «наведение» – этап создания эмоционального настроя, мотивирующий на дальнейшую творческую и исследовательскую деятельность участников).

Цель: формирование мотивов обучения, стремления, учащихся заниматься активной самостоятельной деятельностью с объектом изучения.

Прием: «камертон урока» - нестандартное начало.

Форма организации: фронтальная.

- Сегодня у нас не просто урок. Сегодня у нас целая мастерская. А что такое мастерская?
- В мастерской работают настоящие мастера и подмастерья (их ученики). В мастерской художника рождаются что…?

В мастерской гончара…?

- А в нашей мастерской мы попробуем творить себя. Каждому мастеру нужен материал для работы. Художнику необходимы…?

Гончару?

А нам…?

- Правильно, нам нужны - внимательность, теоретические знания, смелые рассуждения, активный практический подход к решению выявленной проблемы, желание сотрудничать и взаимодействовать друг с другом.

- Итак, перенесемся в нашу мастерскую – мастерскую научных идей, творческих поисков, нестандартных решений.

- Желаю вам с интересом наблюдать, изучать, работать! Творческих вам успехов, юные исследователи!


-Это место, где происходит рождение чего-то нового.

- Картины.

- Горшки.

- Краски, кисти, полотно.

- Глина, гончарный круг.

- Желание приобретать теоретические и практические знания. Работать не только индивидуально, но и сотрудничать. Думать и действовать самостоятельно.




Познавательные:

Осознание степени готовности к познавательно-творческому процессу.

Регулятивные:

Формирование произвольности деятельности. Осуществление саморегуляции.

Личностные:

Формирование мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы.

Коммуникативные:

Формирование готовности к конструктивному общению, речевому высказыванию, сотрудничеству, взаимопомощи.



III ЭТАП

CАМОКОНСТРУКЦИЯ (этап индивидуального создания гипотезы, решения, пояснительного текста, рисунка)

Цель: формирование умений самостоятельного выдвижения гипотезы на этапе выявления познавательной проблемы, развитие интеллектуальной активности подмастерье, способности принятия независимого решения, своего видения проблемы.

Метод конструирования вопросов: самостоятельная постановка вопросов к изучаемому объекту.

Прием: схематически-творческий рисунок о познавательном объекте.

Форма организации: индивидуальная.

- Первое задание мастерской.

- Участники мастерской, что можно сделать, имея сосуд с жидкостью и различные тела?

- Какой вопрос можно при этом задать?

- Сформулируйте его.

- Проблема выявлена. Она определена вашими однородными вопросами.

- Формулируем и записываем тему урока (доска, тетрадь):

- Обозначаем цель.

- Верно.

- Как будем выполнять цель?

- Вы правы, ведь ворота

к знаниям открываются через эксперимент!

- Сейчас каждый участник мастерской выполнит рисунок предполагающий поведение данных тел в воде. По возможности объяснит свое решение.


- Опустить эти тела в данную жидкость.

- Что произойдет с телами – утонут, или нет?

- Почему одно тело плавает, а другое тонет?

- Как себя поведут разные тела в жидкости?

- Каковы условия плавания тел?

- Одинаковые ли силы Архимеда будут действовать на эти тела?

- Будет ли зависеть выталкивающая сила от рода вещества предложенных тел?

- «Плавает или тонет».
- Выяснить условия плавания тел.

- С помощью экспериментов, опытов.
Выполняют рисунки.



Набор материалов: стеклянный сосуд с водой; разнородные (дерево, стекло, резина, пластмасса, металл) тела (кубики, брусочки, шарики, цилиндры, плоские круглые фигурки); различные камни.



Познавательные:

Осознание проблемы, развитие заинтересованности поисков вариантов ее решения. Самостоятельное выделение и формулирование темы мастерской и познавательной цели.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Личностные:

Формирование готовности к восприятию информации, саморазвитию, учебно-познавательной мотивации и интереса к предмету, работе в мастерской. Ориентация на собственные мысли, собственную точку зрения. Стремление найти решение проблемного вопроса самостоятельно.

Коммуникативные:

Формирование способности к сотрудничеству.

IV ЭТАП

АФИШИРОВАНИЕ (этап представление рисунков подмастерьев) – защита и вывешивание рисунков на классную доску.

Цель: формирование мотивов обучения, стремления, учащихся к практическим действиям, занятию активной самостоятельной деятельностью с объектом изучения.

Прием: самостоятельная творческая работа.

Форма организации: индивидуальная.

Продукт работы: схематический рисунок.

- Представляйте свои работы.

- Молодцы, похвалы достойны все. Но, тот, кто расставил силы особенно.

Защищают и вывешивают рисунки на классную доску.

Схематические рисунки подмастерьев


Участники располагают рисунки в левой части доски.



Познавательные:

Развитие познавательно-творческого мышления, способности анализировать свою учебно-познавательную деятельность и деятельность других участников мастерской.

Регулятивные:

Готовность к демонстрации решения проблемного вопроса.

Личностные:

Умение «официального» признания полученного результата.

Коммуникативные:

Формирование готовности ценностного отношения к себе и окружающим, к приобретению новых знаний. Выдвижение гипотез и их обоснование.


Прием: демонстрация опыта для соотнесения с выдвинутой гипотезой поведения тела в жидкости.

Форма организации: индивидуальная, фронтальная

- Демонстрируя опыт, проверяем поведение различных тел в воде.

- Ребята, ваши предположения подтвердились!


Подмастерья наблюдают за опытом, проведенным мастером.


Набор материалов: стеклянный сосуд с водой; разнородные (дерево, стекло, резина, пластмасса, металл) тела (кубики, брусочки, шарики, цилиндры, плоские круглые фигурки); различные камни.



Познавательные:

Развитие произвольного внимания, способности наблюдать и анализировать учебную задачу мастерской в процессе демонстрации опыта мастером.

Регулятивные:

Оценивать свою деятельность, устанавливать связь между собственным решением и результатом деятельности мастера. Владение основами самоконтроля, саморегуляции.

Личностные:

Проявление интереса и инициативы к учебному процессу, практикуму.

Коммуникативные:

Высказывать и обосновывать мнение в рамках предлагаемой ситуации.

V ЭТАП

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (этап взаимодействия подмастерье с другими, обеспечивающий расширение источника опыта, идей за счет увеличения количества участников, размышляющих над проблемой).

Цель: придумать способ решения проблемной задачи, причем ученики свободны в выборе поиска, метода, темпа.

Прием: практическое творческое задание.

Форма организации: парная.

Продукт работы: общий вариант решения, эксперимент, конспект, схематический рисунок.

Мастер интересуется у подмастерьев:

- Что надо сделать, чтобы понять – при каком условии тело будет плавать, а когда утонет? Какие гипотезы вы можете выдвинуть?


- Второе задание мастерской.

- Перед вами, юные экспериментаторы набор некоторых средств и материалов (брусочек пластилина, два стакана с водой, динамометр, пластмассовый ножик, салфетка, при необходимости используйте линейку, калькулятор, справочник).
- Используя ½ часть пластилинового бруска, какие необходимо провести действия и расчеты, чтобы ответить на проблемный вопрос: плавает тело или тонет?

  • Выдвигайте гипотезу (что произойдет с телом?)

  • Проверяйте ее. Приступайте к действиям. Выполняйте расчеты. Доказывайте.

  • Рисуйте, сравнивайте, объясняйте.


- «В любой науке, в любом искусстве лучший учитель – опыт». (Мигель де Сервантес).

- Удачных вам, опытов!




- Сравнить силы Архимеда и тяжести.

- Сравнить плотности тела и жидкости и т.д.
Предлагают свои версии (брусок потонет). Приступают к практике. Варианты действий подмастерьев:

1) Опускают брусок в воду, наблюдают за его поведением; динамометром определяют вес тела в воздухе и воде; рассчитывают Архимедову силу.





2) Выполняют измерения сторон пластилинового бруска для вычисления его объема. По формуле рассчитывают силу Архимеда.



Динамометром измеряют силу тяжести пластилинового тела. Проверяют гипотезу (поведение тела в воде).
Осуществляют схематические рисунки с указанием действующих сил тяжести и Архимеда на утонувшее тело в воде; необходимые пояснительные записи, формулы, расчеты.
Рассуждают, делают выводы, приходят к единому мнению: брусок тонет, т.к. сила тяжести тела больше выталкивающей.

Набор материалов и приборы: брусочек пластилина (тело), два стакана с водой, динамометр, салфетка. При необходимости используется линейка, калькулятор, справочник (плотность воды).


Познавательные:

Развитие умения выполнять последовательно практическую деятельность, изображать процесс плавания схематическим рисунком, логически размышлять над проблемным вопросом мастера.

Регулятивные:

Формирование организованности, ответственности к учебному процессу.

Личностные:

Мотивировать свои действия; готовность к восприятию; желание больше узнать.

Коммуникативные:

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию.




VI ЭТАП

АФИШИРОВАНИЕ (этап представление рисунков подмастерьев) – защита экспериментальных исследований, представление их рисуночным изображением; вывешивание «научных» рисунков на классную доску.

Цель: развитие когнитивных и практичных ЗУН, способности доказывать общепринятое решение и демонстрировать результат работы.

Прием: самостоятельная научно-творческая работа.

Форма организации: парная.

Продукт работы: схематический рисунок.

- Подмастерье демонстрируйте, пожалуйста, выводы научных опытов, защищайте свои работы, афишируйте общепринятое решение проблемы рисунками.


- «Чтобы дойти до цели, надо,

прежде всего, идти...» (О.Бальзак)
- А, вы, молодцы, идете верным путем!!!

Выход парами: объяснение выбранного варианта решения проблемного вопроса. Рисунки прикрепляются на доску.



Участники располагают рисунки в центральной части доски.



Познавательные:

Развитие способности к умозаключению.

Регулятивные:

Умение наглядного представления результатов деятельности.

Личностные:

Оценивать собственную практическую деятельность, свои жизненно-важные качества – умения сотрудничать.

Коммуникативные:

Умение обсуждать, выделять интересные идеи, защищать творческие работы, сотрудничать в паре.


VII ЭТАП

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (этап сотрудничества подмастерье в паре с другим).

Цель: вывести условие, при котором тело тонет.

Прием: самостоятельное задание.

Форма организации: парная, групповая.

Продукт работы: самостоятельное заполнение таблицы.

- Третье задание мастерской.

- Посмотрите на рисунки, результаты опытов и выведите условие, когда тело тонет.

- Работая в паре, заполните таблицу в тетради.

- Пары, поменяйтесь тетрадями и сравните содержание таблицы со своими записями.

- Проговорите свои решения другой паре и обсудите условия плавания тел в данном случае.

- При необходимости дополните свои записи.

- Заполните таблицу на доске.


(на доске таблица) Условия плавания тел


тело

тонет

плавает внутри жидкости

плавает на поверхности жидкости











Подмастерья работают у доски, заполняют только первую

часть таблицы.


тело

тонет

плавает внутри жидкости

плавает на поверхности жидкости












Познавательные:

Развитие познавательного интереса к новому виду работы.

Регулятивные:

Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Личностные:

Мотивирование к познанию через поставленные мастером задачи.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать в паре.


VIII ЭТАП

ДЕКОНСТРУКЦИЯ (этап постановки в затруднительное положение подмастерье – разрушение, хаос, невозможность выполнения проблемного задания)

Цель: отделить известное от неизвестного, создать гипотезу, продумать вариант решения задания мастера.

Прием: самостоятельное задание.

Форма организации: индивидуальная.

- Четвертое задание мастерской.

- Надо «заставить» ½ часть пластилинового брусочка плавать в воде.

- Пусть каждый подумает, как это можно сделать.

Подмастерье работают индивидуально, обдумывают решения задания.


Набор материалов и приборы: ½ брусочка пластилина (тело), стакан (или кювета) с водой.

Познавательные:

Анализировать проблему, сформулировать гипотезу, продумать собственный вариант решения.

Регулятивные:

Умение самостоятельно выдвигать версии решения проблемы, предвидеть конечный результат.

Личностные:

Адекватное оценивание собственных знаний, возможностей, практических и коммуникативных навыков.

Коммуникативные:

Критическое отношение к своему мнению.

IX ЭТАП

РЕКОНСТРУКЦИЯ (этап воссоздания группами из хаоса своего проекта решение проблемы).

Цель: конструирование модели в форме лодки (коробки), починяющая условию плавания тела на поверхности жидкости.

Метод смысловых ассоциаций и образного видения:соотнесениепредлагаемой модели с лодкой, кораблем, пароходом.

Прием: самостоятельное творческое задание.

Форма организации: групповая.

Продукт работы: модель с вогнутой поверхностью – модель лодки.

- Образуйте группы. Поразмышляйте вместе, пофантазируйте, обсудите, проверьте свои предположения опытным путем, аргументируйте ответ.

- Объясните свое решение рисунком.
- «Упражнения, тренировки, опыты, творческий подход рождают мастерство». (Тацит).

- Учитесь мастерить! Все в ваших руках!

В группе заслушивается мнение каждого и совместно принимается общее решение. Подмастерья конструируют новый объект – лодку. Опускают в воду и наблюдают, что она держится на поверхности воды, в отличие от пластилинового бруска.




Набор материалов и приборы: ½ брусочка пластилина (тело), стакан с водой.




Познавательные:

Развитие конструктивного мышления.

Регулятивные:

Определение потенциальных затруднений при решении учебно-проблемной задачи и нахождение средств для их устранения.

Личностные:

Мотивирование к творческим действиям.

Коммуникативные:

Принятие позиции собеседника, понимание другого, мнения; определение свои действий и действий партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.


X ЭТАП

АФИШИРОВАНИЕ (этап представление рисунков подмастерьев) – защита экспериментальных исследований, представление их рисуночным изображением; вывешивание «научных» рисунков на классную доску.

Цель: развитие коммуникативных компетенций, способности сотрудничать, моделировать, афишировать готовую продукцию.

Прием: самостоятельная творческая работа.

Форма организации: групповая.

Продукт работы: модель лодки, схематический рисунок.

- Презентуйте свои работы.


- Что происходит с силой Архимеда во время всплытия тела на поверхность воды?

- Почему?
- Запишите результат в таблицу (тетрадь, доска).


Защита конструкций и схематических рисунков.



Подмастерье рисунки прикрепляют на доску.



Познавательные:

Развитие умения научного изложения полученного результата.

Регулятивные:

Умение афишировать творческий продукт.

Личностные:

Оценка степени внесения собственных усилий в общее дело.

Коммуникативные:

Формирование умения учебного сотрудничества.


- Уменьшается.
- Так как уменьшается объем части модели пластилиновой лодки, погруженной в воду.

- Подмастерья дополняют таблицу в тетради и на доске необходимыми записями.



тело

тонет

плавает внутри жидкости

плавает на поверхности жидкости











XI ЭТАП

ДЕКОНСТРУКЦИЯ + РЕКОНСТРУКЦИЯ (этап создания информационного запроса, работы с учебным материалом, решение проблемного вопроса).

Цель: формирование информационного поля, получение теоретических знаний об уменьшении выталкивающей силы всплывающего тела.

Метод смыслового видения: расширение представления о всплывающей лодочной модели на поверхность жидкости. Подмастерья заняты поиском объяснения изменения силы Архимеда при движении тела вверх.

Прием: самостоятельная ориентация по тексту учебника.

Форма организации: индивидуально-парная.

- Пятое задание мастерской.


- Чему равна выталкивающая сила, которая действует на вашу пластилиновую «лодочку»?

- Для ответа надо обратиться к учебнику - научному источнику (§52)

-  Если сложно работать индивидуально, работайте в паре.
- «Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины». (Иммануил Кант).

- Смело включайтесь в процесс познания!

Подмастерья изучают информационно-познавательный материал. Обсуждают процесс поведения тела на поверхности воды. Приходят к общему мнению. Формулируют вывод. Записывают решение на доске.
- Сила Архимеда равна весу жидкости в объеме погруженной в нее части тела.

FА = Pж


- Вес, вытесненной жидкости (архимедова сила) равна силе тяжести, действующей на плавающее тело, или весу этого тела в воздухе.







Познавательные:

Развитие умения работать с научной информацией, учебным материалом.

Регулятивные:

Развитие регуляции эмоционального состояния.

Личностные:

Развитие мотивации к научным знаниям.

Коммуникативные:

Развитие взаимопомощи в осознании проблемного задания.

XII ЭТАП

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ + СОЦИАЛИЗАЦИЯ (этап построения поиска совместного варианта решения в процессе взаимодействия).

Цель: вывести условие, при котором тело плавает внутри жидкости.

Прием: самостоятельное соотнесение микрогрупп своей деятельности с деятельностью других микрогрупп, представление результатов труда.

Форма организации: работа в малой группе.

Продукт работы: постановка опыта, общее творческое решение.

- Шестое задание мастерской.

- Имея средства и материалы, проверьте поведение тел (3-и киндер-сюрприза, 3 стакана с водой).

- Как изменить поведение одного из утонувших тел, заставить его плавать внутри жидкости?

- Молодцы, действуйте!

- Не останавливайтесь на достигнутом, предлагайте еще способы решения.

- Умницы и умники!

- Дерзайте, юные подмастерья!
- «Истина - это то, что выдерживает

проверку опытом». (А.Эйнштейн).

- Вы в этом постоянно убеждаетесь!
- Демонстрируйте свои опыты, творческие результаты.

- Заполняйте таблицу на доске.

- Выполняйте необходимые записи в тетради.


Проводят опыт. Опустили 3 тела в воду. Наблюдают: один всплыл, два утонули.

-Уменьшить количество песка, тем самым уменьшить силу тяжести тела.

Подмастерья добиваются равновесия тела внутри воды.

- Воду надо разбавить солью, тем самым увеличить ее плотность.
Растворяют соль в воде, тело отрывается от дна стакана.



Набор средств и материалов: 3 киндер-сюрприза. 1-ый - пустой, 2-ой и 3-ий - на ½ наполнены песком. 3 стакана с водой, соль.



Познавательные:

Мотивация к экспериментальным действиям.

Регулятивные:

Научиться корректировать свое мнения с учетом совместного творчества.

Личностные:

Обогащение собственного опыта за счет ЗУН напарников.

Коммуникативные:

Отсутствие доминирующей позиции и мнения кого-то из подмастерьев.



Делают выводы. Заполняют таблицу в тетради и на классной доске. Выполняют записи в рабочих тетрадях.


тело

тонет

плавает внутри жидкости

плавает на поверхности жидкости










XIII ЭТАП

РАЗРЫВ (этап резкого приращение в знаниях, кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему)

Цель: сверить полученные новые знания относительно условий плавания тел с учебно-научным источником.

Прием: «Чтение с пометками».

Форма организации: групповая.

Результат этапа: инсайт (озарение).

- Седьмое задание мастерской.

- Сформулируйте закон плавания тел.

- Сравните свое решение проблемного вопроса «Плавает или тонет?», полученное экспериментальным путем, с учебно-научной информацией.


Подмастерья формулируют закон плавания тел и сверяют полученные труды с учебным материалом. Ведут «живой» диалог с автором закона, полемику по поводу авторского видения проблемы. Читая текст, выполняют пометки: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» - это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.



Каждым участником осознается степень усвоения темы, неполнота своего знания. Происходит побуждение к к активным познавательным действиям.

Дополняют записи в тетради соотношениями плотностей тел и жидкостей, поясняющие условия плавания тел.

Познавательные:

Развитие необходимости в получении дополнительной научной информации, позволяющая лучше вникнуть в суть проблемного вопроса. Упорядоченности полученного опыта, возможности его дополнять.

Регулятивные:

Умение адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные:

Адекватное разрешение противоречия эмоционального конфликта между имевшимися у ученика и новыми знаниями.

Коммуникативные:

Развитие продуктивного сотрудничества.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Выполнить экспериментальную задачу: Используя закон Архимеда, вычислить плотность сырой и вареной картофелины в простой и соленой воде.

Записывают домашнее задание в дневник.




XIV ЭТАП

РЕФЛЕКСИЯ (этап обратной связи, осознания учеником себя в собственной деятельности, обобщение чувств, возникших в ходе мастерской).

Цель: не оценочные суждения, а самоанализ собственной деятельности и самоощущения работы в мастерской. Прием: «Глубина погружения»

Форма организации: индивидуальная.

-Все ли у нас получилось? Смогли выполнить поставленную цель?

Мастер обращается к подмастерьям:

- Сегодня, работая в творческой мастерской, каждый из вас чувствовал себя по - разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько каждый из вас ощущал здесь себя комфортно, понравилось ли вам, то дело, которым мы с вами занимались.

На рисунок с морскими волнами прикрепите «магнитную» рыбку на ту глубину, которая соответствует глубине вашего погружения в сегодняшний урок.

- Большое спасибо за мастерскую!

- Было очень интересно! А если что то и не получилось, так ведь

«Мастерами не рождаются, ими становятся через долгий упорный труд!»

Всего вам доброго, юные подмастерья!

Участники высказывают свое мнение.
Анализируют свои мысли, знания, чувства. Делятся впечатлениями.




Познавательные:

Осмысление процесса творчества, проектирования, получения новых знаний. Анализ и синтез, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные:

Превращение умения в постоянно действующий навык саморегуляции.

Личностные:

Осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения; приобретение тренировки способности к самопознанию и самокоррекции.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.







ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2017.

  2. Методическое пособие к учебнику Перышкин А.А. ФГОС. Филонович Н.В., 2015.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2020/01/19/tehnologiya-pedagogicheskaya