Файл: Курсовая работа ознакомление дошкольников с миром профессий.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 856
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.
Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда.
Для более ясного и системного представления о современных типах профессий вообще и конкретных профессиях в частности обратимся к вариантам классификации их по различным основаниям и ответим на вопрос какие бывают профессии и как сделать правильный выбор профессий [19].
В зависимости от основания классификации профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.
При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий. Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.
Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому, или иному основанию.
В настоящее время классификация профессий наиболее интересно представлена в «Информационно-поисковой системе Профессиография», разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде под руководством Е. А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации. Она построена на основе многофакторного принципа.
Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:
А) «Человек – природа».
Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий типа «человек – природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Определенный интерес к природе (не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.
Указанное деление не означает, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы.
Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов – растения и их среда существования.
При выборе профессии этого типа важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству [17].
Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность.
Б) «Человек – техника».
Главный, ведущий предмет труда – технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Труд работников здесь направлен не только на технику, но и на ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.
Среди профессий типа «человек – техника» можно выделить:
- профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
- профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
- профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов;
- профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
- профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
- профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
- профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
- профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
- профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценке технических объектов от работника требуются точность, определенность действий.
Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.[9]
В) «Человек – человек».
Главный, ведущий предмет труда – люди. Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
- профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
- профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
- профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
- профессии, связанные с информационным обслуживанием;
- профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
- профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Г) «Человек - знаковые системы».
Главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Среди профессий типа «человек - знаковые системы» есть:
- профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;
- профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;
- профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
Д) «Человек - художественный образ».
Главный, ведущий предмет труда – художественный образ, способы его построения.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник [10].
Профессии типа «человек - художественный образ» включают:
- профессии, связанные с изобразительной деятельностью;
- профессии, связанные с музыкальной деятельностью;
- профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;
- профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Одна из особенностей профессий типа «человек – художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
1) гностические (от греч. — знание) профессии — дегустатор, контролер, социолог, корректор, искусствовед;
2) преобразующие профессии — мастер-животновод, токарь, учитель, бухгалтер, цветовод-декоратор;
3) изыскательские профессии — летчик-наблюдатель, инженер-конструктор, воспитатель, программист, композитор.
На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:
1) профессии ручного труда — контролер слесарных работ, лаборант химического анализа, ветеринар, слесарь;
2) профессии машинно-ручного труда — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора;
3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем — оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС;
4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда, — актер, акробат.
На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда:
1) работа в помещении с нормальным микроклиматом — лаборанты, бухгалтеры;
2) работа на открытом воздухе — агроном, монтажник, инспектор ГАИ;
3) работа в необычных условиях — водолаз, высотник, шахтер, пожарный;
4) работа в условиях повышенной ответственности — воспитатель детсада, учитель, следователь.
Предложенная классификация позволяет дать обзорную схему карты мира профессий.
Таким образом, изложенная классификация предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим местам, — это невозможно и не нужно. Надо помнить, что большинство профессий характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различения.
3. Психолого-педагогические основы ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий
Система ранней профессиональной ориентации дошкольников включает в себя «создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути» [18].
К условиям, средствам и способам развития самоопределения и профессиональных устремлений дошкольника относятся:
– развивающая социальная среда, взрослые и их деятельность как сенсорные эталоны,
– социальные роли, смысловые представления, социальные и профессиональные стереотипы,
– эмоциональная профессиональная идентификация,
– жизненные сценарии, интегрируемые и реализуемые в развивающих ситуациях в процессе игровой деятельности.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем [16].
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Психолого-педагогическое моделирование пути раннего профессионального ориентирования дошкольников представляет собой по уровневую организацию ранней ориентации детей в профессиональной деятельности взрослых, предполагает развитие у детей профессиональной направленности, формирование профессиональной составляющей «образа Я», создающих основу для самоопределения и развития профессионально важных качеств в игровой деятельности.
В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, А. Ш. Шахманова, М. В. Крулехт [18].
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают «знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед).
М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду.