Файл: Курсовая работа ознакомление дошкольников с миром профессий.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 854
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.
Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом я даю детям свободу в выборе средств для создания своего образа. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. [17]
Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое.
Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
4. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной[6].
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.
Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом.
Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.
В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например, «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».
Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра[16].
Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.
Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети есть и актерами, и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.
Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя сними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например, зачем строителю каска, зачем шахтеру каска с фонариком, зачем повару фартук и колпак, зачем космонавту скафандр и т. д.
Для формирования у старших дошкольников представлений о профессиях необходимо:
- создание развивающей среды, необходимой для реализации поставленной задачи;
- экскурсии, целевые прогулки «Профессии наших мам», «Все работы хороши», «Продавец» и др.);
- совместно-самостоятельная деятельность – совместный труд детей и взрослых (помощь дворнику, совместная деятельность воспитателя и мл. воспитателя и детей), экскурсии по саду (к медсестре, прачке и др.);
-непосредственно образовательная деятельность с обязательным включением предварительной беседы или рассказа по данной профессии. Например: НОД «Ознакомление с предметным и социальным окружением» («Петрушка идёт трудиться», «Петрушка идёт рисовать», «Наша армия», «Замечательный врач» и др.);[16].
- дидактические игры («Кем быть» 5-6 лет, «Все работы хороши, выбирай на вкус» 6-7 лет; а также «Кому это нужно?», «Выбираем работу», «Назови профессию», «Исправь ошибку», «Кто где работает?», «Угадай профессию» и др. сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Детский сад», «На стройке», и др.), игры-драматизации, театрализованные игры пальчиковые игры);
- стихи, загадки, поговорки, пословицы, динамические паузы, игровые ситуации, считалочки, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, картинок чтение худ. литературы (неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака - пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С. Михалкова «А что у вас?» старшая, средняя группа и для подготовительной - Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», В. Маяковский «Кем быть?».
Возьмём, например, знакомство с трудом младшего воспитателя:
- Беседа на тему: «Что вы знаете о труде мл. воспитателя».
- Рассматривание иллюстраций о труде помощника воспитателя.
- Чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники», И. Деемьянов «Я теперь большая», А. Кузнецова «Кто умеет», Е. Груданов «Наша нянечка».
- Дидактические игры: «Что нужно для работы помощника воспитателя?», «Кому что нужно для работы?», «Оденем куклу на прогулку».
Очень важно не просто знакомить ребенка с профессиями, а рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие, чтобы на ранних ступенях развития выявить склонность детей к разным видам деятельности и обеспечить реализацию интересов и развитие индивидуальности ребёнка [3].
Нужно подвести детей к пониманию того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества: лечит больных - доктор, красивая стрижка - парикмахер, новый дом – строитель и т.д. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все полученные знания дети отражают в игре.
Заключение
Первое знакомство ребёнка с богатым и разнообразным миром профессий происходит в дошкольном возрасте. Очень важно подвести детей к пониманию того, что труд почётен и необходим для каждого человека, и каждая работа является нужной и важной.
Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми [9].
Необходимо познакомить детей с термином «профессия». Им необходимо понять, что профессия –это дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Объяснить детям, что профессии нужно специально обучаться, что у каждой профессии есть свои инструменты. Однако, при ознакомлении с определенной профессией ребенку еще трудно понять некоторые элементы профессиональной деятельности.
Данную проблему можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций, наблюдений. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы впоследствии на основе полученного материала ребенок мог анализировать более осмысленно трудовую деятельность взрослого.[6]
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает весь дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Накоплению ярких эмоциональных впечатлений способствуют целенаправленные наблюдения, экскурсии, знакомящие детей с трудом взрослых, чтение детской художественной литературы, энциклопедий. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда.
Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать [2].
Трудолюбие К. Д. Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. А ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества.
Таким образом, профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Грамотно построенная система профориентационной работы на начальном этапе обучения способствует формированию в сознании дошкольников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества [17].
Современные подходы к профессиональной ориентации дошкольников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у ребёнка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.
В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу со старшими дошкольниками. Настоящие методические рекомендации делают первый шаг к активизации процесса познания дошкольниками мира профессии.
Вопрос профессиональной ориентации является актуальной психолого-педагогической проблемой современности.
Формирование представлений о мире профессий в детских садах не всегда осуществляется достаточно целенаправленно и систематически, потому что дети не обременены проблемой выбора профессии. Впрочем, поскольку профессиональное самоопределение связано с развитием личности на всех возрастных этапах, дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления дошкольников о профессиях ограничены из-за отсутствия жизненного опыта. Они знают только о работе мамы и папы, воспитателя детского сада, о профессии летчика, полицейского, продавца, но дети обычно мало и очень поверхностно знают и об этих привычных профессиях. Между тем, в современном мире существует огромное количество профессий [19].
Поэтому формирование у дошкольников представлений о мире профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)//http://www.consultant.ru (дата обращения 14.02.2022)
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2014. – 110 с.
3. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 2020. - 821 с.
4. Веракса Н. Е,, А. Н. Развитие ребёнка и дошкольном детстве. [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса – М., 2006.- 80 с. 20.
5. Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Дефектология. - 2019. -№6. - С. 12-15.
6. Воспитание дошкольника в труде./ Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 2017 – 192 с.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессий. [Текст] / Э.Ф. Зеер - М.: Академический проект, 20017- С. 30