Файл: Курсовая работа ознакомление дошкольников с миром профессий.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 858
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многие педагоги, такие как Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
На сегодняшний день выделены основные направления развития ребенка, в которых определены образовательные области, в том числе и образовательная область «Труд» [4].
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
– профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
– профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды.
Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.
Методической основой по формированию у детей представлений о труде взрослых и профессиях являются образовательная программа дошкольного образования, учебные издания, официально утвержденные либо допущенные к использованию в образовательном процессе Министерством образования РФ либо организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования [17].
Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются:
1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);
2) в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.
В различные разделы программ дошкольного образования включаются сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, методы формирования трудовых навыков с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.
В дошкольных образовательных организациях реализуются различные образовательные программы. В большинстве существующих программ ознакомление детей с трудом взрослых и профессиями не выделяется в качестве самостоятельной образовательной задачи, а осуществляется попутно и в ограниченном масштабе.
В программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной задачи трудового воспитания и развития детей определены в образовательной области «Труд». Содержание образовательной области «Труд» в программе представлено двумя взаимосвязанными разделами – «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд», позволяющими обеспечить ориентировку ребенка в данной образовательной области [14].
Формирование у детей представлений о труде взрослых происходит, в основном, в процессе освоения материала раздела «Труд взрослых и рукотворный мир», содержание которого предполагает, в частности:
– обогащение представлений детей о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольной образовательной организации, а также о труде взрослых ближайшего окружения;
– формирование отчетливых представлений о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда;
– развитие познавательного интереса детей к профессиональной деятельности их родителей;
– развитие представлений детей о многообразии предметного мира материалов;
– развитие представлений детей о назначении предметов бытовой техники.
Данный раздел программы наиболее тесно интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», что позволяет расширить детские представления о мире взрослых, их трудовой деятельности, включить детей в систему социальных отношений, воссоздать профессиональный мир взрослых в детской игре.
Содержательные связи между разными разделами данной программы позволяют интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач.
Среди имеющихся на сегодняшний день парциальных программ задачам ранней профориентации посвящены авторская программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и игровая развивающая программа «Мир профессий» В. П. Кондрашова [18]
Программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Структурно состоит из четырех взаимосвязанных блоков: 1) труд – продукт; 2) деньги (цена, стоимость); 3) реклама: желания и возможности; 4) полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика [16].
Программа «Мир профессий» В. П. Кондрашова подразумевает формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых посредством специально организованных профориентационных сюжетно-ролевых игр.
Заявляются следующие задачи программы:
– выявление и формирование профессиональных интересов детей, поддержка и развитие их природных дарований;
– психолого-социальная ориентация детей;
– развитие у детей в ходе игровой деятельности трудовых навыков;
– формирование мотивации и интересов детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.
В результате анализа основных образовательных программ дошкольного образования мы выяснили, что задача ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий является значимой, прослеживается во всех рассмотренных нами программах. В программах выделены задачи по формированию положительного отношения к профессиям взрослых, формированию представлений о профессиях взрослых (приложение А).
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:[15]
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
В основу работы положена организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников.
Главная цель ранней профориентации детей - развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
При этом у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
4. Методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий [13]
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова).
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
Обращение к такой педагогической технологии, как проектная деятельность для формирования представлений детей дошкольного возраста о профессиях имеет свои преимущества и положительные стороны.
Так, участвуя в проекте, дети могут реализовать свой потенциал при условии целенаправленного, последовательного и непрерывного педагогического воздействия. В рамках проекта и разработки системы мероприятий осуществляется успешное овладение детьми представлениями о профессиях.
Использование проектной деятельности как средства воспитания и обучения в работе с дошкольниками эффективно при условии, что активными участниками образовательного процесса будут не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители детей.[16]
Информационно-творческий проект «Все профессии важны, все профессии нужны» позволит систематизировать знания, стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, что способствует формированию психологической готовности к школе.
2. Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова).
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
– опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
– коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
Познавательно-исследовательская деятельность оказывает большое влияние на развитие дошкольников. С одной стороны она позволяет максимально удовлетворить детскую любознательность, а с другой – овладевая представлениями о мире, ребенок учиться связывать отдельные представления и устанавливать причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения.[15]
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н.Я. Михайленко) [15].