Файл: Педагогическая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимо отметить, что в последующие годы, несмотря на все сложности, энтузиасты-дефектологи, вра­чи искали пути и методы более точной диагностики пси­хических отклонений. Комплектование вспомогатель­ных школ для умственно отсталых детей проводилось медико-педагогическими комиссиями (МПК), которые работали преимущественно в конце учебного года. Об­следовались дети, безуспешно обучавшиеся в общеоб­разовательных школах 1—2 года. Лишь в случаях явно выраженной умственной отсталости допускалось обсле­дование в МПК детей без пробного обучения их в шко­ле. Специалисты медико-педагогических комиссий стре­мились к тому, чтобы не допустить ошибочных заклю­чений о состоянии ребенка и типе учреждения, в кото­ром он должен продолжать обучение. Однако недоста­точная разработанность методов и критериев диффе­ренциальной психодиагностики, невысокий уровень ор­ганизации работы медико-педагогических комиссий от­рицательно сказывались на качестве обследования детей.

Внимание ученых и практических работников к про­блемам комплектования специальных учреждений для умственно отсталых усилилось в 50—70-е годы. В этот период велись интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б. В. Зейгарник (1900—1988), разрабатывались нейропсихологические методы исследования детей под руководством А..Р. Лурия (1902—1977). Исследования этих ученых значи­тельно обогатили теорию и практику эксперименталь­но-психологического изучения умственно отсталых детей.

Большая заслуга в разработке принципов, методов и путей отбора умственно отсталых детей во вспомога­тельные школы принадлежит Г. М. Дульневу (1909— 1972), и Ж. И. Шиф. (1904—1978). Под их руководст­вом был обобщен накопленный к тому времени опыт отбора умственно отсталых детей во вспомогательные школы и велись экспериментальные исследования но­вых, организационных путей, дополняющих работу ме­дико-педагогических комиссий.

В 80—90-е годы все более активными становятся усилия специалистов в деле разработки и совершенст­вования организационных форм и методов изучения де­тей с отклонениями в развитии, которые нуждаются в специальном обучении и воспитании. Осуществляется ранняя дифференциальная диагностика. По инициати­ве органов образования проводятся конференции, се­минары по проблемам комплектования специальных учреждений для аномальных детей. Повышается ка­чество подготовки и переподготовки кадров, которые непосредственно осуществляют эту работу. Иссле­дования в этой области продолжаются и в настоящее время.

Контрольные вопросы

1. Почему первоначально выявление умственной от­сталости было преимущественно медицинской пробле­мой?

2. Когда и в связи с чем установление умственной отсталости стало психолого-педагогической проблемой?

3. В чем недостатки тестового метода изучения де­тей?

4. Какой вклад в отечественную науку внес А. Ф.Лазурский? Что такое естественный эксперимент?

5. В чем сущность положения Л. С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей?

6. Какие тенденции наметились в последние десяти­летия за рубежом и в России в изучении детей при от­боре их в специальные учреждения?
Литература

обязательная

1. Анастази А. Психологическое тестирование/ Под ред. К. М. Гуревича.— М.: Педагогика, 1982.— Кн. 1. —С. 17—29, 205—316.

2. Выготский Л. С. Диагностика развития и пе­дологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6 т. —М.: Педагогика, 1983. —Т. 5. — С. 257—321.

3. 3амский X. С. История олигофренопедагоги­ки.— М.: Просвещение, 1980.--Ч. III, IV.

4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Педа­гогика, 1989. — Гл. I.

5. Психологическая диагностика/Под ред. К. М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1981. — Гл. I, III.

дополнительная

1. Лазурский А. Ф. О естественном эксперименте//Хрестоматия по возрастной и педагогической психо­логии/Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980 —С. 6—8.

2. Школы для умственно отсталых детей за рубе­жом/Под ред. Т. А. Власовой и Ж. И. Шиф. — М.: Про­свещение, 1966.

3. Шиф Ж. И. О проекте отбора во вспомогатель­ные школы в ГДР//Специальная школа.— 1959. — № 6.


ГЛАВА III

СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ УМСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ

ДЛЯ НИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ

(КОРРЕКЦИОННЫХ)

УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ
§ 1. Принципы комплектования специальных учреждений
Принципы, которыми руководствуются в настоящее время при обследовании детей с отклонениями в раз­витии с целью отбора их в специальные учреждения, были заложены еще в официальном документе «Об от­боре детей во вспомогательные детские учреждения», изданном 26 октября 1926 г. В нем не только излага­лись принципы, методика и организация приема во вспомогательные школы, но и точно определялись те категории детей, которые подлежат обучению. В доку­менте говорилось, что во вспомогательных школах обу­чаются дебилы и легкие имбецилы. Педагогически за­пущенные, идиоты, тяжелые имбецилы, не способные к обучению, не должны направляться во вспомогатель­ные школы. Особый упор делался на необходимость строгого разграничения учащихся с замедленным тем­пом развития и педагогически запущенных от умствен­но отсталых. В этом же документе был остро поставлен вопрос об обязательном раннем выявлении умст­венно отсталых детей и создании для них таких усло­вий, которые бы способствовали коррекции их личности. Требование глубокого и всестороннего изучения ребенка легло в основу первых принципов отбора умственно отсталых детей.

В дальнейшем усилия дефектологов (2, 3) направ­ляются на создание методов исследования и разработку таких принципов отбора, при которых каждому ре­бенку своевременно обеспечиваются условия, наиболее соответствующие его развитию. Требования тщательно­го исследования ребенка при приеме его во вспомога­тельную школу выдвигались на первый план в дейст­вовавших инструкциях по комплектованию этих школ (1940, 1956, 1964, 1969, 1974 гг.).

Эти же принципы, а также материалы Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН легли в основу проекта нового положения о деятельности пси­холого-медико-педагогических консультаций (1992 г.);

Основной принцип, которым должны руководство­ваться все работники детских учреждений, — принцип гуманности. Он заключается в том, чтобы вовремя со­здать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет; максимально развить свои способ­ности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодо­ления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразова­тельных учреждений, не дали положительных резуль­татов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.


Обязательным является принцип комплексного изу­чения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обсле­довании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мне­ния специалистов расходятся, ребенку назначается по­вторное обследование. При решении самых сложных вопросов на первом месте стоит учет интересов ребен­ка. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей еще до комиссии позволяет точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ре­бенке, как усиливающаяся рассеянность, утомляемость, плаксивость и т. д. В свою очередь врач поможет уста­новить причины этих изменений и рекомендовать не­обходимые средства для их устранения.

Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает ис­следование познавательной деятельности, эмоциональ­но-волевой сферы и поведения. Учитывается также фи­зическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не складывается из про­стой суммы развития отдельных, изолированных спо­собностей, поэтому нельзя делать заключение о ребен­ке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязатель­ное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических про­цессов, эмоций, воли, поведения и физического состоя­ния.

Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в про­цессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используе­мые при изучении детей, были максимально индивиду­ализированы с учетом их возрастных и характерологи­ческих особенностей. Члены комиссии должны устано­вить контакт с ребенком. Это поможет лучше выявить все качества личности: интересы ребенка, состояние волевой сферы, целенаправленность в действиях, осо­бенности протекания основных психических процессов и т. д.

Самым специфическим для отечественной дефектологии является принцип динамического изучения детей, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в мо­мент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» детей, их потенци­альных возможностях в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем успешнее он научится вы­полнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию. Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состо­ит в том, что они плохо используют помощь. Именно поэтому при обследовании педагог должен всегда обра­щать внимание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичное за­дание. Все обследование детей рекомендуется строить с учетом принципа обучающего эксперимента.


Важно учитывать принцип качественно-количествен­ного подхода при оценке выполненного ребенком зада­ния, т. е. учитывать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическую последовательность операций, настойчи­вость в достижении цели и т. п.

Таковы принципы, которыми следует руководство­ваться при комплектовании учреждений для умственно отсталых детей.
Контрольные вопросы

1. В чем заключается принцип комплексного изуче­ния детей?

2. Что предусматривает принцип всестороннего и целостного изучения ребенка?

3. Что лежит в основе принципа динамического из­учения детей?

4. В чем заключается гуманность при комплектова­нии специальных учреждений для умственно отсталых детей?
Литература обязательная

1. Выготский Л. С. Диагностика развития и пе­дологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983.— Т. 5. — С. 257—321.

2. Отбор детей во вспомогательные школы (опыт работы по комплектованию вспомогательных школ)/ Под ред. С. Д. Забрамной. — М.: Просвещение, 1971.— Гл. II, § 1.

3. Принципы отбора детей во вспомогательные шко­лы/Под ред. Г. 'М. Дульнева, А. Р. Лурия.—М.: Прос­вещение, 1973.


§ 2. Организация и содержание работы

психолого-медико-педагогических

консультаций (ПМПК)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПМПК
Традиционно комплектованием специальных учреж­дений для аномальных детей занимались медико-педа­гогические комиссии (МПК), которые создавались ор­ганами народного образования и здравоохранения. При этом для каждого типа детских учреждений (для умственно отсталых, для слепых, для глухих и т.д.) существовали свои медико-педагогические комиссии. Хотя в работе этих комиссий участвовали квалифициро­ванные специалисты, сама организация и условия их работы (ограниченность времени обследования детей, невозможность при одноразовых обследованиях просле­дить динамику развития и др.) не обеспечивали каче­ство медицинской и психолого-педагогической диагно­стики. В результате нередки были случаи ошибочных диагнозов. Это в одинаковой мере относится и к меди­цинскому, и к психолого-педагогическому исследованию. На протяжении ряда лет велись поиски путей, дополня­ющих работу медико-педагогических комиссий, разраба­тывались критерии и методы психолого-педагогической диагностики. Стремления дефектологов были направле­ны на то, чтобы изучение детей сделать более объек­тивным.