Файл: Педагогическая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
речевыми нарушениями, имеющими вторичную за­держку умственного развития, от детей, у которых не­доразвитие речи вызвано умственной отсталостью.

Каждый из членов консультации имеет свой участок работы, но в то же время заключение делается всеми специалистами на основе анализа полученных о ребен­ке сведений. Важно не просто поставить диагноз и написать заключение, необходимо обосновать его, выде­лив основные симптомы указанного состояния. В тех случаях, когда дети направляются во вспомогательную школу, желательно дать рекомендации для работы с ними.

Необходимо, чтобы в процессе работы соблюдалась спокойная и доброжелательная обстановка. Не должно быть перекрестных вопросов, чтобы не создавать впе­чатление экзамена и не усложнять положение обследу­емого. Очень важно в беседах с родителями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики, так­та. В помещении, где проходит работа, не должно быть никаких посторонних, отвлекающих детей картин, пла­катов и т. д. Даже само размещение ребенка, родите­лей, членов консультации за столом во время обследо­вания имеет немаловажное значение.

Все эти вопросы необходимо учитывать при прове­дении работы, связанной с комплектованием специаль­ных учреждений.

II. Консультирование родителей и педагогов.

При проведении медицинского и психолого-педаго­гического обследования детей с целью решения вопроса о типе учреждения, в котором должен находиться ребе­нок, могут возникать разные ситуации. В одних случаях действительно необходим перевод ребенка в специаль­ное учреждение (специальный детский сад, специаль­ную школу и др.). В других случаях бывает достаточ­ной правильно организованная работа в условиях уч­реждений общего типа при условии помощи со стороны семьи. В тех случаях, когда у ребенка устанавливается глубокое снижение интеллекта, а родители не соглаша­ются с направлением его в детские дома для детей-ин­валидов, особенно важна помощь родителям. Врач дает советы по проведению оздоровительных мероприятий (закаливание, зарядка, специальные упражнения, ре­жим питания и т. д.) и, если требуется, назначает ле­чение. Дефектолог отмечает, на что прежде всего нуж­но обратить внимание в работе с ребенком. У одних детей: на первый план выступает развитие их общей двигательной активности, у других — формирование произвольного внимания и т. д. Безусловно, параллель­но проводится и развитие мыслительных операций, ре­чи, формирование навыков целенаправленной деятель­ности и др. Важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была адекватной и имела коррекционно-развивающую направленность.


Полезны советы дефектолога по использованию мер воспитательного воздействия, по установлению правиль­ного отношения родителей к детям с отклонениями в развитии. Порой наблюдаются крайности. В одних семьях на ребенка смотрят как на больного и несчаст­ного, которому подчиняется вся жизнь семьи. За него делают все, даже то, что он смог бы сделать сам. Его ограждают от сверстников, боясь инфекций или насме­шек. Ребенок привыкает к полной бездеятельности. Он не приобретает элементарных навыков самообслужива­ния, не умеет общаться с детьми. У него появляется не­уверенность в своих силах, полная безынициативность. Бывают и другие случаи, когда к ребенку в семье предъявляют слишком высокие требования, не учитывая его психофизические возможности. Перегрузка, особен­но интеллектуальная, может привести к резкому сни­жению работоспособности, к срывам в поведении, к по­явлению нежелательных черт характера. Сформирован­ная родителями завышенная самооценка приводит к тому, что ребенок берется за явно непосильные для него дела, не может их выполнить, нервничает, дает агрессивные вспышки, теряет веру в свои силы. Встре­чаются семьи, в которых дети заброшены. Родители считают, что «все равно они ничего не могут», и совсем не уделяют им внимания. Во всех приведенных случаях нужна большая разъяснительная работа с родителями, которую проводят в консультации.

Не менее важны рекомендации по подготовке ребен­ка к школе. Известно, что для успешных занятий в шко­ле ребенка нужно не просто научить грамоте, а развить у него качества, обеспечивающие обучение в школе, не­обходимо сформировать устойчивую произвольную и це­ленаправленную деятельность. Родителям следует по­казать, как в процессе игровых занятий можно разви­вать восприятие, осмысленную память, учить навыкам самоконтроля и т. д. Дефектолог обращает внимание родителей на необходимость систематической работы по развитию речи и мышления ребенка. Для этой цели предлагаются доступные игровые задания, специальные упражнения.

Если состояние ребенка требует длительного наблю­дения специалистов, он назначается на повторное об­следование, а родителям на этот период даются рекомендации. В зависимости от состояния речевого разви­тия логопед дает свои советы.

За помощью в консультацию могут обратиться и воспитатели, учителя, работающие с детьми. Специа­листы консультации, вскрыв причины и характер тех или иных трудностей, дадут конкретные рекомендации по их преодолению, корригированию в условиях учреж­дений, где находятся эти дети.



В обязанности членов ПМПК входит И пропаганда необходимых медицинских, психолого-педагогических, дефектологических знаний среди родителей, педагогов детских садов, школ, среди населения. Эта работа должна способствовать профилактике аномалий разви­тия и оказанию своевременной коррекционной помощи тем, кто в ней нуждается.

III. Коррекционная работа с детьми.

На базе ПМПК могут проводиться занятия с деть­ми, которые из-за особой тяжести своего состояния не могут посещать детские учреждения. Такие занятия мо­гут быть индивидуальными и групповыми.

Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяются специалистами кон­сультации, исходя из психофизического развития ре­бенка, его возраста, поставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков саморегуля­ции и т. д.).

Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических функций, является двигательное развитие ребенка, поэтому в коррекционной работе на­ряду со специальными упражнениями по развитию дви­гательной сферы ребенка следует заниматься и укреп­лением мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев рук. Для этих целей полезны такие упражнения: лепка из глины, пластилина, сжимание поочередно левой и пра­вой рукой сначала не тугих, а затем более тугих рези­новых предметов (груши, мяча, эспандера и т. п.), шнуровка, развязывание узелков, нанизывание на про­волоку пуговиц и т. п.; открывание и закрывание пу­зырьков; прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам; обводка по контурам, по трафарету, через прозрачную бумагу; штриховка, раскрашивание; выре­зание; сгибание бумаги, упражнения с пальцами, заня­тия мозаикой и др.

Для развития ориентировки в пространстве можно рекомендовать следующие задания: определение пра­вой - левой стороны у себя, на своем изображении в: зер­кале, на картинке; определение местоположения пред­метов по отношению к ребенку; ориентировка на плос­кости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз посере­дине и т. д.); симметричное дорисовывание предмета, восприятие «зашумленных» предметов, букв, цифр; со­ставление фигур из палочек, полосок (по образу, по памяти).

Для развития памяти полезны игры типа: найти предъявленные фигуры, предметы в числе других (пока­зать 4—5 предметов и затем выбрать их из 8—10 пред­метов), сказать, что изменилось. Рекомендуется выкла­дывать узоры по памяти, повторять слова, цифры, а также тренировать преднамеренное запоминание, учить приемам запоминания.


Развитию всех видов мышления способствуют заня­тия рисованием (декоративным, с натуры, по воображе­нию, тематическим), лепкой, аппликацией, конструиро­ванием и т. п. Эти занятия развивают и сенсорные спо­собности ребенка, пробуждают познавательные инте­ресы.

В процессе всех занятий необходимо развивать и корригировать речь детей, формировать планирующую и регулирующую функции речи. В случаях, когда это необходимо, проводится логопедическая работа.

При этом следует помнить, что коррекционная ра­бота с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных уме­ний и навыков, она должна быть направлена на кор­рекцию всей личности.

Таковы некоторые направления и содержание дея­тельности специалистов ПМПК.
Контрольные вопросы

1. Какие специалисты входят в состав ПМПК?

2. Назовите направления деятельности ПМПК.

3. Какие виды обследования детей проводятся в ПМПК?

4. Кака,я документация ведется в ПМПК?

5. Какая обязательная документация оформляется на ребенка при направлении его в консультацию?
Литература

обязательная

1. Принципы отбора детей во вспомогательные шко­лы/Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. — М.: Про­свещение, 1973.

2. Отбор детей во вспомогательные школы (опыт работы по комплектованию вспомогательных школ)/ Под ред. С. Д. Забрамной.— М.: Просвещение, 1971.— Гл. II, § 2.

3. Отбор детей во вспомогательную школу /Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина.— М.: Просвещение, 1983.


§ 3. Методы психолого-педагогического

исследования детей

с нарушениями интеллектуального развития
Обследование детей в ПМПК, как правило, начина­ется с изучения их документации (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т. п.).

Врач-невропатолог знакомит членов консультации с имеющейся медицинской документацией: анамнезом, заключениями отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными и др.; обращает внимание на имеющееся у ребенка снижение слуха или зрения и т. п. В этих случаях дефектолог заранее может подо­брать соответствующий для обследования материал.

В свою очередь дефектолог, познакомившись с педа­гогической документацией, сообщает членам консульта­ции существенные особенности, которые следует учи­тывать и при налаживании контакта, и в процессе об­следования. Например, при указании в характеристике на выраженные трудности в усвоении учебной програм­мы целесообразно строить обследование на заданиях иг­рового характера, начиная с того, что ребенку легче и интереснее. Изучение материалов характеристики поз­воляет нацелить на выявление тех качеств, свойств пси­хической деятельности, которые в большей мере харак­теризуют состояние ребенка и требуют уточнения,

Если ребенок учился в школе, необходимо очень внимательно проанализировать его тетради. Внешний вид тетради свидетельствует о таких качествах ребенка, как аккуратность, понимание школьных требова­ний, интерес к самому процессу учения. Характер вы­полнения письменных работ поставит перед исследо­вателем вопрос о причинах имеющихся у ребенка труд­ностей. Так, несоблюдение линий при письме может быть вызвано и нарушением моторики, и трудностями пространственной ориентировки, и просто непонимани­ем требований и др. Ошибки при письме (перестанов­ка, пропуск букв, недописывание слов, смешение глу­хих и звонких согласных и т.д.) также имеют разные причины. Важно проследить, как ребенок преодолевал эти трудности, какая помощь и в какой мере оказыва­лась ему учителем. Сравнивая первую и последнюю тетради, можно установить динамику развития ребен­ка. Интересные сведения о ребенке можно получить и из его рисунков. Иногда именно рисунок является пер­вым сигналом о том или ином психическом неблагопо­лучии.

Только после тщательного изучения всех материалов документации начинают непосредственное обследование ребенка.

В данном пособии,