Файл: Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диакон начинает следующими словами великую ектению:
Миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй. …..
Молитва 1-го антифона заканчивается возгласом священника:
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон после возгласа священника и поклона (во время пения 1-го антифона) отходит от царских врат и становится пред иконой Спасителя, держа орарь, как обычно, тремя перстами правой руки.
После великой ектении поются антифоны, которыми в воскресные и праздничные дни служат изобразительные псалмы 102-й и 145-й. Эти псалмы пророчески изображают милости Божий, явленные роду человеческому, особенно через Воплощение Сына Божия.
1-й антифон 102-го псалма.
Хор: Благослови΄, душé моя, Господа,
По окончании пения антифона диакон снова становится против царских врат и, совершив поклонение, произносит малую ектению.
Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй. ….
Во время произнесения малой ектении священник в тайной молитве 2-го антифона просит Господа спасти людей Своих и сохранить Святую Церковь:
Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Цéркве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дóму Твоего. Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя.
Священник заканчивает молитву 2-го антифона возгласом: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон во время пения 2-го антифона также отходит от царских врат и стоит пред иконой Спасителя.
Хор поет 2-й антифон (псалом 145-й):
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хвали, душé моя, Господа.
Тотчас же после 2-го антифона поется песнь, в которой Церковь кратко выразила православное учение о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения.
Хор: И ныне и присно... – Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен сый, и извóливый спасения нашего ради воплоти΄тися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловéчивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.
По окончании пения 2-го антифона и "Единородный Сыне..." диакон снова становится против царских врат и произносит вторую малую ектению.
Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
По окончании ектении диакон, сделав поклон, уходит в алтарь южными дверьми, а священник в молитве 3-го антифона просит Господа исполнить прошения молящихся к познанию Его истины и дарованию им жизни вечной:
Иже óбщия сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двемá или триéм, согласующимся о имени Твоем, прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам в настоящем вéце познание Твоея истины и в будущем живот вечный даруя.
В заключение священник возглашает:
Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь. И далее – Блаженны, или 3-й антифон.
В это время открываются царские врата для малого входа.
Хор: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егдá прии΄деши во Царствие Твоем.
Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
1. Помещенные здесь антифоны называются изобразительными и поются в дни воскресные, в дни всей Пятидесятницы (от Антипасхи до Пятидесятницы), в праздники с бдением, полиелеем и славословием, а также и в шестиричные, если в Минее показано: "песнь от канона на Блаженнах"; в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников.
2. 3-й антифон составляют Блаженны. Они начинаются словами исповедания благоразумного разбойника: "Во Царствии Твоем...". Затем евангельские стихи о блаженствах чередуются с тропарями из песней утреннего канона празднику или святому или с особыми тропарями Блаженн из Октоиха.
3. Эти тропари служат подтверждением, примером и свидетельством того, как христианские добродетели приводят людей к вечному блаженству.
4. В воскресные дни число тропарей Блаженн бывает не более двенадцати и не менее восьми. Если святому не положены Блаженны, то тропари берутся на восемь из Октоиха; если святому или празднику положены Блаженны, то тропари читаются на шесть из Октоиха и на четыре из Минеи; если два святых или два праздника, причем каждому указаны Блаженны, то – на четыре из Октоиха и на восемь из Минеи (каждому на четыре).
5. Если святому не положены Блаженны, то тропари – на шесть из Октоиха, а если предпразднство или попразднство, то из Минеи – на шесть.
Если случится святой со славословием, полиелеем, бдением, то тропари на восемь из Минеи.
6. Тропари на Блаженнах чередуются в следующем порядке:
На 12-м – Блажени нищии духом... Блажени плачущии... На 10-м – Блажени кротции... Блажени алчущии и жаждущии... На 8-м – Блажени милостивии... Блажени чистии сердцем... На 6-м – Блажени миротворцы... Блажени изгнáни... На 4-м – Блажени есте, егдá поносят вам... Радуйтеся и веселитеся...
"Слава" – тропарь канона. "И ныне" – Богородичен канона.
7. В праздники Господни (двунадесятые): Рождество Христово, Богоявление, Вербное воскресенье (Неделя ваий), Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне и Воздвижение Честнóго Креста, а также в день Святой Пасхи и во все дни Светлой седмицы поются антифоны праздничные, помещенные в Минеях месячных или в праздничной, или же в Триодях.
8. Праздничные антифоны состоят из стихов псалмов, избранных применительно к празднуемому событию, и припевов к ним. Например: в первом антифоне за каждым стихом следует припев: "Молитвами Богородицы, Спáсе, спаси΄ нас"; во втором антифоне припев: "Спаси ны, Сыне Божий, рождéйся от Девы... во Иордане крести΄выйся..." и т. д., смотря по празднику. В праздник Пятидесятницы поется припев: "Спаси ны, Утéшителю Благи΄й, поющия Ти: аллилуиа" (один раз). На "Слава, и ныне" поется песнь "Единородный Сыне...". На третьем антифоне за каждым стихом – тропарь празднику.
9. В седмичные дни поются антифоны вседневные, помещенные в Ирмологии и в конце Апостола. Они поются, когда нет указаний в Уставе петь на Блаженнах каноны и состоят из стихов псалмов 91-го: "Благо есть исповéдатися Гóсподеви..." и 94-го: "Приидите, возрадуемся Гóсподеви...".
10. К стихам ветхозаветных псалмов вседневных антифонов присоединяются припевы новозаветных песней: к стихам 1-го антифона – "Молитвами Богородицы, Спáсе, спаси нас"; 2-го антифона – "Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас"; 3-го антифона – "Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: аллилуиа".
Малый вход
Во время пения 3-го антифона или Блаженн (если день воскресный или праздничный) отверзаются царские врата. Священник и диакон, стоящие пред престолом, совершают троекратное поклонение и, по установившейся практике, священник целует Евангелие и престол, а диакон – престол. Затем священник берет Евангелие, подает его диакону, и оба идут, обходя престол с правой стороны и со стороны горнего места, на солею северными дверьми, в предношении свещеносцем свечи.
Диакон несет Евангелие в обеих руках. Став на обычном месте на солее оба преклоняют главы, и диакон тихо произносит: "Господу помолимся", а священник читает про себя молитву входа, в которой просит Господа, чтобы Он со входом священнослужителей сотворил и вход ангелов, им сослужащих и сославословящих Божию благость: Владыко Господи, Боже наш, устáвивый на небесéх чи΄ны .., По окончании молитвы диакон, держа левой рукой Евангелие, а в правой
орарь и показуя правой рукой к востоку, говорит священнику: Благослови, владыко, святый вход.
Священник, благословляя, произносит: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.
После этого диакон подает священнику целовать Святое Евангелие и, поцеловав руку священника, придержáщую Евангелие, кланяется священнику.
По окончании пения антифонов диакон, стоя впереди священника пред царскими вратами, возвышает Евангелие, изображая им крест, и велегласно произносит: Премудрость, прóсти.
Хор: Приидите, поклони΄мся и припадéм ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресы΄й из мертвых (в воскресенье), поющия Ти: аллилуиа (единожды).
1. В дни пения праздничных антифонов, а также в праздник Сретения Господня и в День Святаго Духа после "Премудрость, прóсти" диакон произносит еще "входное", то есть стих из пророческих псалмов, имеющий отношение к праздничному событию, выражающий благоговейное приветствие Церкви Сыну Божию.
2. После входного стиха не поется "Приидите, поклонимся...", а поются тропарь и кондак празднику.
3. Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь и одновременно торжественным выражением ближайшего общения верующих – в лице священнослужителей, входящих в алтарь,- с своим Господом, особенного приближения к Нему, невидимо присутствующему на престоле, для принесения Ему жертвы хвалы и благодарения.
4. Молящиеся взирают на Евангелие, как на Самого Господа Иисуса Христа, идущего на проповедь, и от лица молящихся хор воспевает: "Приидите, поклони΄мся...
5. В седмичные дни вместо "воскресы΄й из мертвых..." поется "во святых Дивен сый...", а в праздники Богородичные (по распространенной практике, не подтверждаемой, однако, Уставом): "Молитвами Богородицы..."; в попразднства Господних праздников, например Рождества Христова: "...рождейся от Девы...", Крещения Господня: "...во Иордане крести΄выйся..." и т. д.
Священнослужители во время пения "Приидите, поклонимся..." входят в алтарь
Хор поет тропари и кондаки.
Трисвятое
По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков тайно читает молитву Трисвятого пения и от лица всех верующих просит Бога, чтобы Он, Трисвятою песнию от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, принял Трисвятую песнь и от уст нас, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение, освятил наши мысли, души и телесá и дал силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни. « Боже Святый, Иже во святых почивáяй, Иже Трисвятым гласом ..»
Эта молитва Трисвятого читается и тогда, когда вместо Трисвятого поется "Ели΄цы во Христа крести΄стеся..." или "Кресту Твоему...".
Священник, благословляя диакона, вслух произносит окончание молитвы Трисвятого пения: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно.
Диакон, испросив у священника благословение на время Трисвятого, становится на солее, лицом к иконе Спасителя, и, показуя орарем на икону Спасителя, возглашает: Господи, спаси благочестивыя.
Хор повторяет эти слова.
Диакон: И услыши ны.
Хор повторяет.
Диакон, поворачиваясь вправо, от иконы Спасителя к иконе Богоматери и далее к престолу, наводит орарем и возгласно произносит, доканчивая возглас священника: И во веки веков.
Хор: Аминь.
Далее диакон входит в царские врата и становится рядом со священником, с правой стороны его, около престола.
Хор: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).
Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Святый Безсмертный, помилуй нас.
1. В праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву и Великую субботы, во все дни пасхальной седмицы и в Пятидесятницу вместо Трисвятого поется: Елицы во Христа крести΄стеся, во Христа облекóстеся, аллилуиа.
2. Этот стих вместе с "Аллилуиа" поется в воспоминание обычая Древней Церкви совершать таинство Крещения оглашенных в эти дни.
3. В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня и в Неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поется: Кресту Твоему покланя΄емся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
Чтение Апостола и Евангелия
В конце пения Трисвятого, когда предстоятель стоит на горнем месте, чтец получает от него благословение на чтение Апостола
Молящиеся призываются в это время к слушанию Апостола, а затем Евангелия особыми возглашениями.
Диакон возгласно произносит: Вонмем (будем внимательны).
Священник с горнего места, благословляя молящихся, говорит: Мир всем (как необходимое условие для слушания слова Божия).
Чтец: И духови твоему (то есть: и тебе также мы желаем мира).
Диакон: Премудрость (будем внимательны, ибо следуемое чтение – премудрость).
Чтец и хор: Прокимен, например, воскресный 1-го гласа: Буди, Господи, милость Твоя на нас, я΄коже уповáхом на Тя.
После пения прокимна диакон возглашает: Премудрость.