Файл: Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чтец: К Римляном Послания святаго апостола Павла чтение, или: Соборнаго Послания Иаковля чтение; или: Деяний святых апостол чтение и т. д. (смотря по тому, какое чтение положено).

Диакон: Вонмем.

Чтец читает Апостол.

Чтение Апостола изображает проповедь апостолов по городам и весям, куда они были посланы Спасителем.

Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места, как равный апостолам по благодати учительства.

Священник (по прочтении Апостола): Мир ти.

Чтец: И духови твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец и хор: Аллилуиа (трижды).

Чтец велегласно читает аллилуиарий, а хор поет "Аллилуиа" после каждого стиха.

Во время пения аллилуиария перед чтением Евангелия священник тайно читает молитву:

Возсия΄й в сердцáх наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет,

По прочтении священником молитвы пред Евангелием диакон подходит к нему, преклоняет главу и, показуя орарем на Евангелие (на престоле), говорит тихо священнику:

Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя рек евангелиста читаемого Евангелия). Священник, благословляя его, произносит тихо: "Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествующему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. С этими словами он передает диакону Евангелие и снова отходит к горнему месту. Диакон, сказав: Аминь, поклоняется Евангелию и, принимая Евангелие из рук священника, целует руку священника. Евангелие диакон обносит вокруг престола чрез горнее место (на горнем месте он останавливается и подает Евангелие для целования предстоятелю) и царскими вратами выносит на амвон, где для чтения Евангелия поставляется аналой. (Однако, при чтении "Благослови, владыко, благовестителя..." и "Бог молитвами..." в алтаре, правильнее было бы выносить Евангелие на амвон прямо чрез царские врата, не обходя престол.) На амвоне диакон полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой постилает на аналое конец ораря, полагает на него Евангелие и раскрывает его.

Перед диаконом, несущим Евангелие, идет свещеносец со свечой и становится с ней у аналоя, а хор заканчивает аллилуиарий.

Священник, стоя на горнем месте, за престолом, на южном его углу, лицом к молящимся, произносит: Премудрость, прóсти, услышим Святаго Евангелия. Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: От Матфея Святаго Евангелия чтение (или из другого евангелиста,- смотря по тому, из какого Евангелия положено чтение).


Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Священник: Вонмем.

Диакон читает Евангелие.

Священник по окончании чтения Евангелия говорит диакону: Мир ти, благовествующему.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Священник, приняв Евангелие, целует его и поставляет на горней стране престола, выше антиминса. Далее он благословляет священосца, и закрываются царские врата.

Сугубая и другие ектении, раскрытие антиминса и окончание литургии оглашенных

Передав священнику Евангелие, диакон становится на амвоне и возносит прилежное моление к Богу в сугубой ектении. Если служит священник один, то он сам говорит ектению.

Диакон: Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем.

Хор: Господи, помилуй.

Затем священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон, неразвернутой остается только верхняя сторона антиминса.

Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, мóлим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Священник читает тайно или возгласно молитву: Боже духóв и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый

Возглас: Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопшаго (шия, ших) рабá (ы΄, óв) Твоего (ея, их) (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылáем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Царские врата закрываются. Далее диакон произносит ектению о оглашенных: Помолитеся, оглашéннии, Гóсподеви.

Хор: Господи, помилуй.

На литургии св. Иоанна Златоуста:

Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренныя презирáяй, Иже спасение роду человеческому низпославый – Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа,

По окончании тайной молитвы священник возглашает: Да и ти΄и с нами славят пречестнóе и великолéпое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Ели΄цы оглашеннии, изыди΄те; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Возглашением диакона "Оглашеннии, изыдите..." заканчивается вторая часть литургии – литургия оглашенных.

Изменяемые части :

Антифоны:

  1. Изобразительные : Псл102, Псл 143, Заповеди блаженства.

  2. Будничные (вседневные). Припевы :1.Молитвами Богородицы… 2.Молитвами святых твоих… 3. Спаси Сыне Божий

  3. Праздничные (в двунадесятые и Господские праздники). Припевы :1. О празднике. 2. Молитвами Богородицы. 3. Тропарь праздника.


Трисвятое заменяется:

  1. Елицы во Христа крестися..

  2. Кресту Твоему поклоняемся Владыко…

Тропари и кондаки меняются согласно гласу дня или празднику.

Кондак и тропарь – песнопения, кратко и образно выражающие сущность праздника или жизнь святого. (Кроме того, кондак выражает и похвалу святому.)

Устав о пении тропарей и кондаков содержится в Типиконе (глава 52, а также главы 2, 3, 4, 5, 12, 13, 15). Например, "Аще в неделю случится святый с бдением": тропарь воскресен и Богородице (если храм Ее) и святому, далее – кондак воскресен; на "Слава" – кондак святому; на "И ныне" – кондак Богородице (храма).


29. Происхождение и символическое толкование священнодействий Малого и Великого входов.

Малый вход.

Совершается после пения антифонов. Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь и одновременно торжественным выражением ближайшего общения верующих – в лице священнослужителей, входящих в алтарь,- с своим Господом, особенного приближения к Нему, невидимо присутствующему на престоле, для принесения Ему жертвы хвалы и благодарения.

Великий вход.

В отличие от малого входа с Евангелием вход с Честными Дарами называется великим. Так он называется по величию воспоминаемого в это время события и по важности цели, для которой совершается: Честные Дары переносятся на престол для совершения Святого Таинства Причащения и принесения их в Жертву Богу и изображают Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при соборном служении литургии выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие орудия страданий и смерти Спасителя.

30.Литургия верных: основные структурные элементы.

Литургией верных называется третья, самая важная часть литургии, на которой Честные Дары, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу, а затем преподаются верным для причащения.

Эта часть литургии получила название литургии верных оттого, что присутствовать при ее совершении и приступать к причащению Святых Таин могут только верные, то есть лица, принявшие православную веру чрез Крещение и оставшиеся верными обетам, данным при Крещении.

На литургии верных воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа, Его смерть, погребение, Воскресение, Вознесение на небо, седéние одесную Бога Отца и второе славное пришествие на землю.

В состав этой части литургии входят важнейшие священнодействия:

1. Перенесение Честных Даров с жертвенника на престол, приготовление верующих к молитвенному участию при совершении Бескровной Жертвы.

2. Самое совершение Таинства, с молитвенным воспоминанием членов Церкви Небесной и земной.

3. Приготовление к причащению и причащение священнослужителей и мирян.

4. Благодарение за причащение и благословение на исход из храма (отпýст).

Чинопоследование литургии верных


Ектения и молитвы о верных. Херувимская песнь

Диакон от лица верных произносит: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Премудрость.

Священник, заканчивая первую молитву верных, возглашает: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон вновь произносит:

Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник по окончании второй молитвы верных возглашает: Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь; и поет Херувимскую песнь:

Великий вход

В отличие от малого входа с Евангелием вход с Честными Дарами называется великим. Так он называется по величию воспоминаемого в это время события и по важности цели, для которой совершается: Честные Дары переносятся на престол для совершения Святого Таинства Причащения и принесения их в Жертву Богу и изображают Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при соборном служении литургии выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие орудия страданий и смерти Спасителя.

Диакон, приняв кадило, произносит: Возми΄, владыко.

Священник, взяв воздýх, которыми покрыты дискос и потир, возлагает воздýх на левое плечо диакона, говоря при этом: Возми΄те рýки ваша во Святая и благословите Господа.

Диакон, держа кадило за кольцо одним перстом правой руки (поднятой вверх таким образом, чтобы кадильница опускалась у него сзади правого плеча), становится на правое колено.

Священник, взяв дискос и поцеловав через покровец находящуюся на нем звездицу, передает дискос диакону.

Диакон обеими руками принимает дискос, целует его сбоку, поднимает на уровень чела и отходит на солею северными дверьми.

Священник, поцеловав потир, также через покровец, берет его и идет за диаконом (если священник служит без диакона, то на великом входе он несет потир в правой руке, а дискос – в левой, возложив себе на левое плечо воздýх).

Диакону предшествует свещеносец со свечой и становится за амвоном. Выйдя на солею, священнослужители останавливаются против царских врат лицом к молящимся, которые, воздавая честь Честным Дарам, в это время наклоняют главы.