Файл: Практикум Для студентов вузов Кемерово 2013 4 удк 004 (076) ббк 32. 81я7 И74.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 557
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Система управления базами данных Access
181 гаемого списка): «Обязательное поле» – «Да», «Пустые строки» –
«Нет», «Индексированное поле» – «Да». Это соответствует требо- ваниям к ключевому полю (отсутствие пустых и повторяющихся значений).
6. Затем, заполняя соответствующие ячейки списка имен полей и их свойств, создать поле «Раздел» (текстовое, размер 50, прочие свойства – по умолчанию). Для будущего ввода данных в это поле надо создать для него список подстановок.
7. Для быстрого создания списка в разделе свойств можно просто щелкнуть заголовок вкладки «Подстановка» и последо- вательно выбрать: «Тип элемента управления» – «Поле со спи- ском», «Тип источника строк» – «Список значений», «Источник строк» – щелкнуть возникшую в ячейке кнопку с многоточием.
Рис. 4.4. Создание списка подстановок
В появившееся после этого окно ввода (рис. 4.4) ввести названия разделов из таблицы 4.1 (после каждого названия на- жимать клавишу ввода). После ввода всех названий проверить список и устранить опечатки, затем щелкнуть [ОК].
8. После создания таблицы сохранить ее, щелкнув клави- шу [Сохранить] на панели быстрого доступа.
9. Для заполнения таблицы перейти в режим таблицы. Для этого дважды щелкнуть имя нужной таблицы в области перехо- дов.
10. Заполнить таблицу в соответствии с заданием.
4. Система управления базами данных Access
182
Заполнение таблицы производится аналогично заполне- нию таблиц Word или Excel. Как только начинается заполнение очередной строки (записи), внизу автоматически появляется пустая строка для следующей записи. При необходимости мож- но мышью передвигать границы столбцов, меняя их ширину.
Значения поля «Тема» вводятся с клавиатуры. Для запол- нения значений поля «Раздел» используется созданный ранее список значений, раскрываемый щелчком по значку списка, ко- торый появляется в ячейке, когда в нее устанавливается курсор.
11. Сохранить заполненную таблицу.
Создание и заполнение таблицы «Учебные группы»
12. Для создания новой таблицы «Учебные группы» выполнить команду «Создание» – «Таблицы» – [Конструктор таблиц]. В окне Конструктора (рис. 4.3) рядом с закладкой таб- лицы «Тематика» появится закладка «Таблица 1» с пустой структурой таблицы. На ее основе создать, сохранить и запол- нить таблицу с указанными в задании полями и их свойствами.
Назначить поле «Группа» ключевым. Процесс создания струк- туры, назначения свойств полей, создания списка подстановок для поля «Факультет» и заполнения таблицы ничем не отличает- ся от описанного выше для таблицы «Тематика». При заполнении таблицы ввести «пустую» группу с шифром «-» (прочерк). Ей в
БД будет соответствовать фиктивный читатель «Хранилище». В поле «Факультет» для хранилища также поставить прочерк.
После заполнения таблицы сохранить ее.
Создание таблицы «Список читателей»
13. Создать в режиме Конструктора таблицу «Список чи- тателей». Назначить поле «№» ключевым. Задать свойства по- лей «№» и «Фамилия».
14. При установлении типа данных для поля «Группа» вы- брать из списка: «Мастер подстановок». Запускается процесс создания подстановки, в ходе которого последовательно откры- ваются диалоговые окна для настройки параметров списка. Для перехода к следующему шагу процесса надо щелкнуть в окне клавишу [Далее]. а) в первом окне установить переключатель на позицию
«Объект будет использовать значения из таблицы или запроса»;
4. Система управления базами данных Access
183 б) в следующем окне выбрать из списка имеющихся таб- лиц ту, в которой содержатся элементы списка для подстановок в поле «Группа», т.е. таблицу «Учебные группы»; в) в третьем окне пометить слева щелчком поле, содержа- щее элементы списка – «Группа» – и щелчком по кнопке [>] внести его в список выбранных полей (другая кнопка – [>>] – позволяет вносить в список сразу все имеющиеся поля); г) в следующем окне установить порядок сортировки эле- ментов списка подстановок – «По возрастанию»; д) в следующих окнах выбрать желаемую ширину поля таблицы для размещения значений списка и заголовок столбца, содержащего элементы списка; использовать варианты, предла- гаемые по умолчанию. В последнем окне щелкнуть [Готово].
15. Сохранить таблицу под именем «Список читателей».
16. Провести заполнение столбца «Фамилия» путем импорта данных из Excel: а) запустить Excel. Заполнить один из столбцов фамилия- ми читателей. В первую строку внести имя заполняемого поля –
Фамилия, во вторую – фиктивного читателя Хранилище, далее внести произвольные фамилии (не менее 10). Выделить за- полненный диапазон. Установить курсор в окно имен (см. § 3.1) и ввести с клавиатуры имя диапазона: СписокЧит (без пробела!), нажать
«Импорт» – [Excel]. В окне диалога (рис. 4.5) щелкнуть [Обзор], отыскать и выделить щелчком созданную таблицу Excel. Щелк- нуть [Открыть]. В строке «Имя файла» появится описание файла таблицы Excel. Переключатель установить на позицию «Доба- вить копию записей в конец таблицы» и щелкнуть [OK], после чего по требованию СУБД сохранить и закрыть перед импортом таблицу «Список читателей»; в) в первом из диалоговых окон настройки импорта вы- брать нужный фрагмент для импорта – установить переключатель на позицию «Именованные диапазоны» (т.к. в таблице Excel есть только один такой диапазон, он будет предложен по умолчанию);
4. Система управления базами данных Access
184
Рис. 4.5. Импорт таблицы Excel г) второе окно следует пропустить, щелкнув [Далее] (это окно служит для возможного импорта имени поля из таблицы
Excel; в нашей БД имя поля уже задано); д) в следующем окне щелкнуть [Готово]. Предложение
СУБД сохранить шаги импорта игнорировать.
17. Вновь открыть таблицу «Список читателей». Убедиться, что поля «№» и «Фамилия» заполнены. Заполнить поле «Группа», используя список подстановок. Распределить шифры групп так, чтобы среди читателей оказались представители всех групп. В поле «Группа» для читателя «Хранилище» внести прочерк (че- рез список подстановок!). Сохранить таблицу.
Создание таблицы «Список книг»
18. Создать таблицу «Список книг». Назначить свойства полей согласно табл. 2. Ограничения доменов полей «Год» и
4. Система управления базами данных Access
185
«Поступила» не устанавливать. Создать необходимые списки подстановок для полей «Тема» и «Читатель».
19. Заполнить таблицу согласно индивидуальному вариан- ту задания (табл. 4.7). Поле «Читатель» не заполнять. Даты по- ступления выбрать произвольно, равномерно распределив их по годам после 2005 г.
При внесении в таблицу нескольких экземпляров одной и той же книги использовать буфер обмена данными. Характери- стики первой книги вносятся вручную с клавиатуры. Затем за- пись выделяется (щелчком по левой границе таблицы) и копи- руется в буфер (
20. После ввода данных о книгах заполнить поле «Чита- тель». Читателей указать произвольно из созданного списка под- становок (в т.ч. и читателя № 1 – «Хранилище»).
Сохранить таблицу.
186
Таблица 4.6
Список книг для заполнения таблиц данных
№
Авторы
Название
Место издания
Год Стр. Цена
Тема
1 Кузнецов В.В.
Физиология растений
М.: Высшая школа
2005 736 758 р. Биология
2 Теллер Е.З.
Практикум по микробио- логии
М.: Дрофа 2004 256 77 р. Биология
3 Касаткина Н.В. Физическая химия
М.: РИОР
2007 251 100 р. Химия
4 Артеменко А.И. Органическая химия
М.: Высшая школа
2005 605 344 р. Химия
5 Борисенко В.В.
Основы программирова- ния
М.: ИНТУ-
ИТ
2005 328 240 р. Программирование
6 Непейвода Н.Н.
Стили и методы програм- мирования
М.: ИНТУ-
ИТ
2005 320 300 р. Программирование
7 Уокенбах Дж. Диаграммы в EXCEL
М.: Вильямс 2003 448 195 р. Офисные программы
8 Харт-Дэйвис Г.
Excel 2007. Полное руко- водство
М.: NT Press 2008 560 598 р. Офисные программы
186
4
. Си
ст
ем
а упр
авл
ения
ба
за
ми да
нны
х
A
cc
ess
187
Продолжение табл. 4.6 9 Харрингтон Д.
Проектирование реляци- онных баз данных
М.: Лори
2006 230 480 р. Базы данных
10 Кронан Дж.
MS Access2007
М.: NT
Press
2009 384 384 р. Базы данных
11 Карташев А.П. Математический анализ
СПб.: Лань 2007 448 394 р. Математический анализ
12
Тер-Крикоров
А.М.
Курс математического анализа
М.:
Физматлит
2003 672 178 р. Математический анализ
13 Зельдович Я.Б.
Элементы прикладной ма- тематики
СПб.: Лань 2002 592 215р. Прикладная математика
14 Пирумов У.Г.
Численные методы
М.: Дрофа 2004 224 73 р. Прикладная математика
15 Гумилев Л.Н.
От Руси к России
М.: АСТ
2006 559 720 р. История
16 Гумилев Л.Н.
Древняя Русь и Великая степь
М.: Айрис- пресс
2005 768 480 р. История
17 Лем С.
Философия случая
М.: АСТ
2005 767 349 р. Философия
18 Алексеев П.В.
История философии
М.:
Проспект
2006 237 90 р. Философия
187
4
. Си
ст
ем
а упр
авл
ения
ба
за
ми да
нны
х
A
cc
ess
188
Окончание табл. 4.6 19 Маталин А.А.
Технология машиностроения
СПб.: Лань 2010 512 430 р. Машиностроение
20 Зуев Ф.Г.
Подъемно-транспортные установки
М.: КолосС 2006 471 380 р. Машиностроение
21 Свитцов А.А.
Введение в мембранные технологии
М:
ДеЛи
Принт
2007 208 350 р.
Химическая и пищевая технология
22 Шуманн Г.
Безалкогольные напитки
СПб.:
Профессия
2004 506 750 р.
Химическая и пищевая технология
23 Скотт Р.
Производство сыра
СПб.:
Профессия
2005 464 748 р.
Химическая и пищевая технология
24 Малова Н.Д.
Системы вентиляции и кондиционирования
М.:
ТермоКул
2005 304 715 р. Строительство
25 Плаксин Ю.М,
Основы инженерного строительства и сантехника
М.: КолосС 2007 198 230 р. Строительство
26 Гиргидов А.Д.
Механика жидкости и газа
(гидравлика)
СПб.:
СПбГТУ
2004 545 650 р. Механика
27
Лойцянский
Л.Г.
Механика жидкости и газа М.: Дрофа 2003 840 290 р. Механика
28 Пригожин И.
Современная термодина- мика
М.: Мир
2002 461 335 р. Теплофизика
29 Карышев А.К.
Теплофизика
М.: МГТУ 2002 108 74 р. Теплофизика
188
4
. Си
ст
ем
а упр
авл
ения
ба
за
ми да
нны
х
A
cc
ess
4. Система управления базами данных Access
189
Таблица 4.7
Варианты заполнения таблиц данных
Замечание: Номера в таблице указывают книги из спи- ска, приведенного в табл. 4.6. Если в скобках после номера сто- ит число, то оно показывает количество экземпляров данной книги, которое должно быть учтено в таблице (в произвольном порядке следования записей).
Вариант
Книги
1 5, 11, 14, 15 (2), 18, 19, 21 (2), 26 (2), 29,
2 12, 7, 3 (2), 4, 1, 16, 17 (2), 23 (2), 25 3
11, 12 (2), 6 (2), 8, 9, 27 (2), 28, 20 (2)
4 11, 13, 8 (2), 26, 28, 4 (2), 2, 15, 24 (2)
5 11 (2), 13 (2), 14, 5, 6 (2), 27, 19 (2), 20 6
12, 7, 8, 9 (2), 28, 2 (2), 3, 17 (2), 25 (2)
7 11 (2), 8 (2), 1, 2, 16, 17, 22 (2), 23, 25 8
12, 13 (2), 5, 6, 9, 10 (2), 26, 27, 18, 20 9
12 (2), 14, 5 (2), 6, 8, 27, 28, 3, 16 (2)
10 1 (2), 2, 3, 4 (2), 7, 8, 11, 15, 18, 24 11 4, 10, 12, 13, 17, 22 (2), 23, 26, 28, 29 (2)
12 14 (2), 5, 26, 27, 29, 3, 15, 19 (2), 21 (2)
13 6, 7, 10, 11 (2), 14 (2), 16, 18, 20 (2), 26 14 3 (2), 5, 12, 13, 19 (2), 21, 23 (2), 27, 29 15 1, 2 (2), 8, 9, 15 (2), 18, 22 (2), 24, 29
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 19
4. Система управления базами данных Access
190
Лабораторная работа № 2
Создание простой формы
Цель работы: освоение приемов создания и редактирова- ния документов Access.
Прежде чем приступить к выполнению работы, необходи- мо открыть БД, созданную в ходе предыдущего занятия.
Задания для самостоятельной работы
1. Создать простую форму для ввода данных в таблицу
«Список книг». Сохранить ее под именем «Новая книга».
2. В режиме Конструктора отредактировать форму «Но- вая книга». Задать для двух элементов формы цвет шрифта и фона, а также значение свойства «Оформление» согласно инди- видуальному варианту задания (табл. 4.8). Создать заголовок формы – «Новая книга» – и примечание формы. В примечании записать «Разработчик: …» и указать свою фамилию и шифр группы.
3. Используя созданную форму, добавить в БД 3 новые книги согласно индивидуальному варианту из табл. 4.9.
4. Сохранить обновленную таблицу. Открыть ее и убе- диться в том, что новые записи в ней сохранились.
Порядок выполнения работы
Создание простой формы для ввода данных
1. Открыть таблицу «Список книг» двойным щелчком по ее имени в области переходов.
2. Щелкнуть клавишу «Создание» – «Формы» – [Форма].
На правой панели появляется шаблон формы (рис. 4.6). Он ото- бражает поля записи открытой таблицы в удобном для чтения виде. По умолчанию заголовок формы совпадает с заголовком таблицы.
4. Система управления базами данных Access
191
Рис. 4.6. Простая форма для таблицы «Список книг»
В нижней части окна формы видна панель навигации
(рис. 4.7). На ней имеются окно ввода, в котором показан номер записи, отображенной на форме, и кнопки навигации для пере- хода на одну запись вверх или вниз по таблице, для перехода на первую или последнюю заполненную запись и для перехода на новую (пустую) запись для ввода данных в поля. Кроме того, можно перейти на любую запись, введя с клавиатуры ее номер в окно ввода.
Рис. 4.7. Панель навигации формы «Список книг»
4. Система управления базами данных Access
192 3. Сохранить форму под именем «Новая книга». Для этого в меню кнопки [Office] выбрать команду «Сохранить как» и ука- зать в окне диалога нужное имя.
Редактирование формы в режиме Конструктора
4. Для перехода в режим Конструктора щелкнуть правой кнопкой заголовок формы – «Новая книга» – и в контекстном меню выбрать «Конструктор». Появляется окно Конструктора форм (рис. 4.8). В нем схематически показаны присутствующие на форме надписи с именами полей и окна ввода данных в эти поля. Справа видна страница свойств выделенного элемента.
Она открывается щелчком по клавише «Инструменты конструк- тора форм» – «Конструктор» – «Сервис» – [Страница свойств] или после двойного щелчка по выбранному элементу.
Вставляя курсор в окно того или иного свойства выбран- ного элемента, можно изменить значение этого свойства. Ис- ключение составляют горизонтальные размеры элементов. Если форма создается автоматически на базе конкретной таблицы, размеры меняются только для всех надписей или для всех окон ввода одновременно. Взаимное расположение элементов также менять нельзя, они как бы «привязаны» друг к другу. Если фор- ма создается в режиме Мастера или Конструктора, это ограни- чение снимается.
Рис. 4.8. Конструктор форм