Файл: Практикум Для студентов вузов Кемерово 2013 4 удк 004 (076) ббк 32. 81я7 И74.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 585

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Текстовый редактор Word
74
Таблица 2.9
Варианты заданий для рисования

Рисунок
1, 6, 11 2, 7, 12 3, 8, 13
Условие
Оператор 1
Оператор 2
Нет
Да

2. Текстовый редактор Word
75
Окончание табл. 2.9 4, 9, 14 5, 10, 15 i=1 .. 10
A[i] := i*i;

2. Текстовый редактор Word
76
Лабораторная работа № 6
Управление структурой документов
Цель работы: знакомство с приемами автоматизации соз- дания текстовых документов со сложной структурой в MS Word
2007.
Текстовые документы научно-технического содержания могут иметь большой объем и сложную смысловую структуру.
В Word 2007 имеется ряд приемов, облегчающих работу над та- кими документами.
Стили и шаблоны
Стиль – это комплекс параметров форматирования. Его можно сохранить под каким-то именем и затем использовать для точного и быстрого единообразного форматирования эле- ментов текста, если такое форматирование повторяется в доку- менте неоднократно. Если какой-то элемент нужно отформати- ровать особым способом и такое форматирование больше нигде не потребуется, то стиль создавать нецелесообразно.
Если в ранее созданном стиле поменять какие-то парамет- ры, то все фрагменты текста, которым назначен этот стиль, ав- томатически переформатируются.
Стиль можно создать для символа (т.е. шрифта), абзаца, списка и таблицы.
Создание стиля производится одним из двух способов: по образцу или методом наследования.
Для создания стиля по образцу сначала выделяют абзац или символ и устанавливают для него все необходимые пара- метры форматирования, затем правой кнопкой мыши вызывают контекстное меню и выбирают команду «Стили» – «Сохранить выделенный фрагмент, как новый экспресс-стиль». В окне диа- лога задают имя нового стиля.
При создании стиля методом наследования надо открыть окно диалога «Главная» – «Стили». Окно содержит список имеющихся стилей, а в нижней части – кнопки [Создать стиль],
[Инспектор стилей], [Управление стилями]. Надо щелкнуть кнопку [Создать стиль], после чего появляется окно диалога
«Создание стиля» (рис. 2.20).

2. Текстовый редактор Word
77
Рис. 2.20. Окно диалога «Создание стиля»
В окне ввода «Основан на стиле» указано имя стиля абзаца, в котором находился курсор в момент открытия окна – новый стиль наследует параметры его форматирования. Чтобы изменить какие-то параметры, в окне диалога щелкают клавишу «Формат»
(рис. 2.20) и устанавливают по очереди нужные параметры фор- матирования абзаца, шрифта и др. В окне ввода «Стиль» указы- вают, для какого элемента текста создается стиль – символа, аб- заца и т.д. Затем в окне ввода «Имя» задают имя стиля и щелка- ют [OK].
Стиль символов может содержать только параметры шрифта, стиль абзаца – параметры абзаца и шрифта, стиль спи- ска – параметры списка, абзаца и шрифта.
Шаблон – это файл с расширением .dotx, который содер- жит набор стилей, требуемых для работы над документами оп- ределенного типа, а иногда и типовые части документа. Суще- ствуют стандартные и пользовательские шаблоны. По умолча- нию работа в Word 2007 ведется в стандартном шаблоне nor-
mal.dotx.


2. Текстовый редактор Word
78
Если создать собственный («пользовательский») шаблон, а затем создавать документ на его основе, то все стили, вклю- ченные в выбранный шаблон, будут доступны для использова- ния.
Проще всего создать шаблон на основе уже готового до- кумента. Для этого создают документ, содержащий фрагменты, для которых созданы нужные пользовательские стили (можно сохранить этот документ, если необходимо).
После этого в документе оставляют, если надо, типовые фрагменты, которые будут входить в другие документы такого же шаблона. Если таких фрагментов нет, можно вообще стереть весь текст – созданные стили все равно будут связаны с пустым документом. Затем щелкают кнопку [Office] и в ниспадающем меню выбирают команду «Сохранить как». В диалоговом окне выбирают тип файла «Шаблон Word», задают имя шаблона и папку для его сохранения.
Теперь для создания нового документа в рамках пользова- тельского шаблона достаточно в программе Total Commander
(или в любом другом менеджере файлов) дважды щелкнуть строку с именем шаблона. Можно будет сразу пользоваться сти- лями, входящими в шаблон, и не создавать их заново.
Номера страниц и колонтитулы
Номер страницы представляет собой пример колонтитула – особого текста, размещаемого на полях бумажного листа. Кроме номеров страниц, в колонтитулах можно помещать названия глав, дату создания документа и другую информацию. В данной работе верхний колонтитул содержит название главы.
Номер страницы вставляется командой «Вставка» – «Ко- лонтитулы» – [Номер страницы]. Открывается ниспадающее меню, в котором надо выбрать местоположение номера – ввер- ху, внизу страницы и т.д., после чего открывается окно выбора положения номера внутри колонтитула (рис. 2.21).

2. Текстовый редактор Word
79
Рис. 2.21. Вставка номера страницы
Нумеровать страницы можно по-разному – арабскими или римскими цифрами, буквами английского алфавита и др. Выбор формата производится в окне диалога команды «Формат номе- ров страниц» ниспадающего меню (рис. 2.21).
Нумерация страниц может быть разной для разных разде- лов документа. Для того чтобы в каком-то разделе нумерация страниц отличалась от предыдущего раздела, надо активизиро- вать этот раздел, войти в окно диалога «Формат номеров стра- ниц» и установить переключатель на позицию «Начать с…», задав в соответствующем окне ввода значение номера началь- ной страницы раздела. Формат номера тоже можно установить для каждого раздела по отдельности.
Чтобы разместить в колонтитуле какой-то текст, надо вы- полнить команду «Вставка» – «Колонтитулы» – [Верхний
(Нижний) колонтитул] или просто дважды щелкнуть верхнее или нижнее поле страницы. Активизируется область выбранно- го колонтитула, а на ленте возникает контекстная вкладка «Ра- бота с колонтитулами» – «Конструктор».


2. Текстовый редактор Word
80
Ввод с клавиатуры и форматирование текста в колонтиту- ле не отличаются от обычного набора и форматирования. Если колонтитул должен содержать несколько элементов (например, номер страницы и какой-то текст), лучше создать их как отдель- ные надписи («Вставка» – «Текст» – [Надпись]), после чего оформить и разместить в нужном месте колонтитула описанны- ми ранее средствами.
Можно автоматически ввести в колонтитул служебную информацию, воспользовавшись командами раздела «Вставка»
([Дата и время] и [Экспресс-блоки] – «Поле») вкладки «Работа с колонтитулами».
По умолчанию содержание колонтитула одинаково для всех разделов документа. Чтобы создать в разделе колонтитул, отличающийся от колонтитула предыдущего раздела, надо от- ключить на вкладке «Работа с колонтитулами» – «Переходы» настройку «Как в предыдущем разделе».
Оглавления
Если документ содержит много страниц и имеет сложную структуру – разбит на главы, главы – на параграфы и т.п. – то он должен быть снабжен оглавлением. Word позволяет автомати- зировать создание оглавления.
Так называемое автособираемое оглавление позволяет: а) быстро перемещаться к нужному месту в тексте; б) автоматически изменять номера страниц или названия глав/параграфов в оглавлении после внесения изменений в текст; в) избегать несовпадения названий глав/параграфов в тек- сте и в оглавлении.
Для создания оглавления прежде всего нужно создать от- дельные стили для заголовков глав и параграфов или назначить для них подходящие встроенные стили. Также надо выполнить вставку номеров страниц.
Затем курсор устанавливают в то место документа, в ко- тором должно будет находиться оглавление (в начало или конец документа), и выполняют команду «Ссылки» – «Оглавление».
Появляется окно диалога, в котором предлагаются типовые ва- рианты быстрого создания оглавления на основе встроенных стилей «Заголовок 1» – «Заголовок 3», или путем заполнения вручную. В нижней части окна имеется команда «Оглавление», открывающая одноименное окно диалога (рис. 2.22).

2. Текстовый редактор Word
81
В разделе окна «Образец печатного документа» можно увидеть, как будет выглядеть оглавление, и изменить некоторые параметры его оформления.
Рис. 2.22. Диалоговое окно «Оглавление»
По умолчанию предлагается создать трехуровневое оглав- ление с использованием встроенных стилей «Заголовок 1» –
«Заголовок 3». Чтобы отойти от этого варианта, надо щелкнуть кнопку «Параметры…». Открывается диалоговое окно «Пара- метры оглавления» (рис. 2.23).
Рис. 2.23. Установка параметров оглавления


2. Текстовый редактор Word
82
Видно, что принятые по умолчанию стили заголовков распределены по уровням оглавления. Уровни печатаются в до- кументе со ступенчатыми отступами, как показано в окне «Ог- лавление». Следует удалить значения номеров уровней из окон ввода. При этом автоматически удаляются флажки, отмечающие соответствующий стиль, а в окне «Оглавление» изменяется по- казатель количества уровней.
Затем, используя панель прокрутки, которая находится справа от списка уровней, следует просмотреть список доступ- ных стилей и отыскать стили, соответствующие заголовкам до- кумента. Найдя нужный стиль, следует щелчком установить курсор в окно ввода, соответствующее стилю, и с клавиатуры ввести номер уровня, на котором должны располагаться в ог- лавлении заголовки соответствующих частей документа. На- пример, можно поместить на первый уровень заголовки глав, на второй – заголовки параграфов. Щелкнув [ОК], возвращаемся в окно «Оглавление».
Если в этом окне щелкнуть [ОК], то созданное оглавление будет вставлено в то место документа, в котором был установ- лен курсор.
Если по ходу работы над текстом в нем появятся новые заголовки, а прежние окажутся на других страницах, то оглав- ление следует обновить. Для этого по нему щелкают правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбирают команду «Об- новить поле». В диалоговом окне «Обновление оглавления» можно выбрать варианты: обновить только номера страниц или обновить оглавление целиком. Обновление номеров применяют, если в заголовки частей документа или в последовательность их размещения не вносились изменения. Если изменения затронули последовательность или тексты заголовков, оглавление обнов- ляют целиком.
Если оформление оглавления не устраивает автора доку- мента, то элементы оглавления можно форматировать обычным образом, меняя параметры абзацев и шрифта. Надо иметь в ви- ду, что при полном обновлении оглавления авторское формати- рование пропадает. Поэтому окончательное форматирование оглавления проводят в конце работы над документом.
При обновлении только номеров страниц авторское фор- матирование не пропадает.

2. Текстовый редактор Word
83
Задания для самостоятельной работы
1. Выделить титульный лист документа, содержащего ла- бораторные работы, а также работу № 3 в отдельные разделы.
2. Между титульным листом и лабораторной работой № 1 вставить пустую страницу.
3. Вставить в документ номера страниц, разместив их со- гласно индивидуальному варианту задания (табл. 2.10). На ти- тульном листе номер не ставить, следующая страница (пустая) должна иметь номер 1 и т.д.
4. Оформить заголовок лабораторной работы № 1: вырав- нивание по центру без отступов справа и слева, прочие парамет- ры – согласно индивидуальному варианту (табл. 2.11). На осно- ве заголовка создать стиль «Заголовок лабораторной». Назна- чить этот стиль заголовкам всех лабораторных работ.
5. На странице 1 создать автособираемое оглавление с од- ним уровнем, соответствующим стилю «Заголовок лаборатор- ной». Выбрать вариант формата оглавления согласно индивиду- альному варианту (табл. 2.11).
6. Держа нажатой клавишу , щелкнуть мышью лю- бой пункт оглавления и убедиться, что курсор автоматически перемещается на соответствующий заголовок в тексте. Изме- нить текст какого-нибудь заголовка на «Работа № …». Произве- сти обновление оглавления (обновить целиком) и убедиться, что внесенное изменение отразилось на содержании оглавления.
7. В верхнее поле раздела, содержащего работу № 3, вста- вить колонтитул, содержащий фамилию студента и номер учеб- ной группы. В остальных частях документа верхние колонтиту- лы должны остаться пустыми.
8. В нижнем поле документа создать колонтитул, содер- жащий служебную информацию – текущую дату. Разместить текст верхнего или нижнего колонтитула так, чтобы он не пере- крывал номер страницы.
9. Создать и сохранить в своей папке шаблон на основе созданного документа. Шаблон не должен содержать никакого текста кроме титульного листа. Образец имени файла шаблона:
«Шаблон Иванова ПМ-00».


2. Текстовый редактор Word
84
Таблица 2.10
Варианты размещения номеров страниц

Размещение номера

Размещение номера
1
Вверху по центру
9
Внизу справа
2
Вверху справа
14
На полях (крупный справа)
3
Внизу по центру
11
Вверху по центру
4
Внизу справа
12
Вверху справа
5
На полях (крупный справа)
13
Внизу по центру
6
Вверху по центру
14
На полях (крупный справа)
7
Вверху справа
15
Вверху по центру
8
Внизу по центру
Таблица 2.11
Варианты оформления заголовков и оглавления

Стиль заголовка лабораторной
Формат оглавления
1
Шрифт Times New Roman полужирный, кегль
16; отступ после абзаца 12 пт
Классический
2
Шрифт Courier New, все прописные, подчеркнут пунктиром, кегль 12; отступ после абзаца 6 пт
Изысканный
3
Шрифт Arial наклонный подчеркнутый, кегль
14; отступ после абзаца 18 пт
Затейливый
4
Шрифт Cambria наклонный полужирный, кегль
16; отступ после абзаца 12 пт
Современный
5
Шрифт Calibri, малые прописные, подчеркнут двойной чертой, кегль 18; отступ после абзаца
16 пт
Формальный
6
Шрифт Garamond наклонный, кегль 16; отступ после абзаца 16 пт
Простой
7
Шрифт Times New Roman наклонный подчерк- нутый пунктиром, кегль 12; отступ после абзаца
18 пт
Классический
8
Шрифт Courier New, малые прописные, под- черкнут двойной чертой, кегль 16; отступ после абзаца 12 пт
Изысканный
9
Шрифт Arial полужирный подчеркнутый, кегль
16; отступ после абзаца 10 пт
Затейливый

2. Текстовый редактор Word
85
Окончание табл. 2.11 10
Шрифт Cambria полужирный, все прописные, кегль 12; отступ после абзаца 12 пт
Современный
11
Шрифт Calibri, наклонный, подчеркнут одной чертой, кегль 16; отступ после абзаца 18 пт
Формальный
12
Шрифт Garamond полужирный, малые пропис- ные, кегль 14; отступ после абзаца 10 пт
Простой
13
Шрифт Monotipe Corsiva полужирный, кегль 16; отступ после абзаца 14 пт
Классический
14
Шрифт Cambria наклонный, кегль 14; отступ после абзаца 10 пт
Изысканный
15
Шрифт Arial наклонный полужирный, кегль 16; отступ после абзаца 8 пт
Затейливый

3. Электронные таблицы Excel
86
3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ EXCEL
3.1. Структура файла Excel
Создаваемый в Excel файл именуется книгой. Книга де- лится на листы, на каждом из которых размещена заготовка таблицы, состоящая из 16 384 столбцов и 1 048 576 строк.
Столбцы помечены буквами: A … Z, затем двухбуквенными комбинациями АА, AB, …, ZZ и, наконец, трехбуквенными
AAA, AAB, …, XFD. Строки пронумерованы по порядку. Каж- дый лист книги имеет ярлык (заголовок).
Существует другой стиль адресации ячеек – R1C1, при ко- тором столбцы также нумеруются. Для ручной работы он не- удобен (в основном он используется при составлении программ автоматической обработки таблиц на языке программирования
VBA – Visual Basic for Applications). Если такой стиль оказался случайно включен, возврат к традиционному стилю адресации производится через меню кнопки [Office] – [Параметры Excel] –
«Формулы» – раздел «Работа с формулами» – снять флажок
«Стиль ссылок R1C1».
Основные элементы окна Excel аналогичны другим про- граммам MS Office 2007 (рис. 3.1).
Специфическими элементами интерфейса являются окно имен и строка формул, размещенные над заготовкой таблицы.
Под заготовком таблицы размещены ярлыки листов. По умолчанию их три. Для создания дополнительного листа доста- точно щелкнуть правой кнопкой по любому ярлыку и в контек- стном меню выбрать «Вставить» – «Общие» – «Лист». Среди старых ярлыков появится ярлык нового листа. Всего в книге может быть до 256 листов.
Перетасовать листы можно, перетаскивая их ярлыки мы- шью. Треугольные указатели слева от ярлыков листов служат для перемещения по длинному списку листов – соответственно на первый, предыдущий, следующий или на последний лист из имеющихся.
Любые строки таблицы могут быть временно скрыты, чтобы сократить ее размеры. Для этого строку надо выделить
(см. далее § 3.6), затем щелкнуть ее правой кнопкой и в контек- стном меню выбрать «Скрыть». Строка исчезает с листа, а в по-