Файл: Практикум Для студентов вузов Кемерово 2013 4 удк 004 (076) ббк 32. 81я7 И74.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 585
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Текстовый редактор Word
74
Таблица 2.9
Варианты заданий для рисования
№
Рисунок
1, 6, 11 2, 7, 12 3, 8, 13
Условие
Оператор 1
Оператор 2
Нет
Да
2. Текстовый редактор Word
75
Окончание табл. 2.9 4, 9, 14 5, 10, 15 i=1 .. 10
A[i] := i*i;
2. Текстовый редактор Word
76
Лабораторная работа № 6
Управление структурой документов
Цель работы: знакомство с приемами автоматизации соз- дания текстовых документов со сложной структурой в MS Word
2007.
Текстовые документы научно-технического содержания могут иметь большой объем и сложную смысловую структуру.
В Word 2007 имеется ряд приемов, облегчающих работу над та- кими документами.
Стили и шаблоны
Стиль – это комплекс параметров форматирования. Его можно сохранить под каким-то именем и затем использовать для точного и быстрого единообразного форматирования эле- ментов текста, если такое форматирование повторяется в доку- менте неоднократно. Если какой-то элемент нужно отформати- ровать особым способом и такое форматирование больше нигде не потребуется, то стиль создавать нецелесообразно.
Если в ранее созданном стиле поменять какие-то парамет- ры, то все фрагменты текста, которым назначен этот стиль, ав- томатически переформатируются.
Стиль можно создать для символа (т.е. шрифта), абзаца, списка и таблицы.
Создание стиля производится одним из двух способов: по образцу или методом наследования.
Для создания стиля по образцу сначала выделяют абзац или символ и устанавливают для него все необходимые пара- метры форматирования, затем правой кнопкой мыши вызывают контекстное меню и выбирают команду «Стили» – «Сохранить выделенный фрагмент, как новый экспресс-стиль». В окне диа- лога задают имя нового стиля.
При создании стиля методом наследования надо открыть окно диалога «Главная» – «Стили». Окно содержит список имеющихся стилей, а в нижней части – кнопки [Создать стиль],
[Инспектор стилей], [Управление стилями]. Надо щелкнуть кнопку [Создать стиль], после чего появляется окно диалога
«Создание стиля» (рис. 2.20).
2. Текстовый редактор Word
77
Рис. 2.20. Окно диалога «Создание стиля»
В окне ввода «Основан на стиле» указано имя стиля абзаца, в котором находился курсор в момент открытия окна – новый стиль наследует параметры его форматирования. Чтобы изменить какие-то параметры, в окне диалога щелкают клавишу «Формат»
(рис. 2.20) и устанавливают по очереди нужные параметры фор- матирования абзаца, шрифта и др. В окне ввода «Стиль» указы- вают, для какого элемента текста создается стиль – символа, аб- заца и т.д. Затем в окне ввода «Имя» задают имя стиля и щелка- ют [OK].
Стиль символов может содержать только параметры шрифта, стиль абзаца – параметры абзаца и шрифта, стиль спи- ска – параметры списка, абзаца и шрифта.
Шаблон – это файл с расширением .dotx, который содер- жит набор стилей, требуемых для работы над документами оп- ределенного типа, а иногда и типовые части документа. Суще- ствуют стандартные и пользовательские шаблоны. По умолча- нию работа в Word 2007 ведется в стандартном шаблоне nor-
mal.dotx.
2. Текстовый редактор Word
78
Если создать собственный («пользовательский») шаблон, а затем создавать документ на его основе, то все стили, вклю- ченные в выбранный шаблон, будут доступны для использова- ния.
Проще всего создать шаблон на основе уже готового до- кумента. Для этого создают документ, содержащий фрагменты, для которых созданы нужные пользовательские стили (можно сохранить этот документ, если необходимо).
После этого в документе оставляют, если надо, типовые фрагменты, которые будут входить в другие документы такого же шаблона. Если таких фрагментов нет, можно вообще стереть весь текст – созданные стили все равно будут связаны с пустым документом. Затем щелкают кнопку [Office] и в ниспадающем меню выбирают команду «Сохранить как». В диалоговом окне выбирают тип файла «Шаблон Word», задают имя шаблона и папку для его сохранения.
Теперь для создания нового документа в рамках пользова- тельского шаблона достаточно в программе Total Commander
(или в любом другом менеджере файлов) дважды щелкнуть строку с именем шаблона. Можно будет сразу пользоваться сти- лями, входящими в шаблон, и не создавать их заново.
Номера страниц и колонтитулы
Номер страницы представляет собой пример колонтитула – особого текста, размещаемого на полях бумажного листа. Кроме номеров страниц, в колонтитулах можно помещать названия глав, дату создания документа и другую информацию. В данной работе верхний колонтитул содержит название главы.
Номер страницы вставляется командой «Вставка» – «Ко- лонтитулы» – [Номер страницы]. Открывается ниспадающее меню, в котором надо выбрать местоположение номера – ввер- ху, внизу страницы и т.д., после чего открывается окно выбора положения номера внутри колонтитула (рис. 2.21).
2. Текстовый редактор Word
79
Рис. 2.21. Вставка номера страницы
Нумеровать страницы можно по-разному – арабскими или римскими цифрами, буквами английского алфавита и др. Выбор формата производится в окне диалога команды «Формат номе- ров страниц» ниспадающего меню (рис. 2.21).
Нумерация страниц может быть разной для разных разде- лов документа. Для того чтобы в каком-то разделе нумерация страниц отличалась от предыдущего раздела, надо активизиро- вать этот раздел, войти в окно диалога «Формат номеров стра- ниц» и установить переключатель на позицию «Начать с…», задав в соответствующем окне ввода значение номера началь- ной страницы раздела. Формат номера тоже можно установить для каждого раздела по отдельности.
Чтобы разместить в колонтитуле какой-то текст, надо вы- полнить команду «Вставка» – «Колонтитулы» – [Верхний
(Нижний) колонтитул] или просто дважды щелкнуть верхнее или нижнее поле страницы. Активизируется область выбранно- го колонтитула, а на ленте возникает контекстная вкладка «Ра- бота с колонтитулами» – «Конструктор».
2. Текстовый редактор Word
80
Ввод с клавиатуры и форматирование текста в колонтиту- ле не отличаются от обычного набора и форматирования. Если колонтитул должен содержать несколько элементов (например, номер страницы и какой-то текст), лучше создать их как отдель- ные надписи («Вставка» – «Текст» – [Надпись]), после чего оформить и разместить в нужном месте колонтитула описанны- ми ранее средствами.
Можно автоматически ввести в колонтитул служебную информацию, воспользовавшись командами раздела «Вставка»
([Дата и время] и [Экспресс-блоки] – «Поле») вкладки «Работа с колонтитулами».
По умолчанию содержание колонтитула одинаково для всех разделов документа. Чтобы создать в разделе колонтитул, отличающийся от колонтитула предыдущего раздела, надо от- ключить на вкладке «Работа с колонтитулами» – «Переходы» настройку «Как в предыдущем разделе».
Оглавления
Если документ содержит много страниц и имеет сложную структуру – разбит на главы, главы – на параграфы и т.п. – то он должен быть снабжен оглавлением. Word позволяет автомати- зировать создание оглавления.
Так называемое автособираемое оглавление позволяет: а) быстро перемещаться к нужному месту в тексте; б) автоматически изменять номера страниц или названия глав/параграфов в оглавлении после внесения изменений в текст; в) избегать несовпадения названий глав/параграфов в тек- сте и в оглавлении.
Для создания оглавления прежде всего нужно создать от- дельные стили для заголовков глав и параграфов или назначить для них подходящие встроенные стили. Также надо выполнить вставку номеров страниц.
Затем курсор устанавливают в то место документа, в ко- тором должно будет находиться оглавление (в начало или конец документа), и выполняют команду «Ссылки» – «Оглавление».
Появляется окно диалога, в котором предлагаются типовые ва- рианты быстрого создания оглавления на основе встроенных стилей «Заголовок 1» – «Заголовок 3», или путем заполнения вручную. В нижней части окна имеется команда «Оглавление», открывающая одноименное окно диалога (рис. 2.22).
2. Текстовый редактор Word
81
В разделе окна «Образец печатного документа» можно увидеть, как будет выглядеть оглавление, и изменить некоторые параметры его оформления.
Рис. 2.22. Диалоговое окно «Оглавление»
По умолчанию предлагается создать трехуровневое оглав- ление с использованием встроенных стилей «Заголовок 1» –
«Заголовок 3». Чтобы отойти от этого варианта, надо щелкнуть кнопку «Параметры…». Открывается диалоговое окно «Пара- метры оглавления» (рис. 2.23).
Рис. 2.23. Установка параметров оглавления
2. Текстовый редактор Word
82
Видно, что принятые по умолчанию стили заголовков распределены по уровням оглавления. Уровни печатаются в до- кументе со ступенчатыми отступами, как показано в окне «Ог- лавление». Следует удалить значения номеров уровней из окон ввода. При этом автоматически удаляются флажки, отмечающие соответствующий стиль, а в окне «Оглавление» изменяется по- казатель количества уровней.
Затем, используя панель прокрутки, которая находится справа от списка уровней, следует просмотреть список доступ- ных стилей и отыскать стили, соответствующие заголовкам до- кумента. Найдя нужный стиль, следует щелчком установить курсор в окно ввода, соответствующее стилю, и с клавиатуры ввести номер уровня, на котором должны располагаться в ог- лавлении заголовки соответствующих частей документа. На- пример, можно поместить на первый уровень заголовки глав, на второй – заголовки параграфов. Щелкнув [ОК], возвращаемся в окно «Оглавление».
Если в этом окне щелкнуть [ОК], то созданное оглавление будет вставлено в то место документа, в котором был установ- лен курсор.
Если по ходу работы над текстом в нем появятся новые заголовки, а прежние окажутся на других страницах, то оглав- ление следует обновить. Для этого по нему щелкают правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбирают команду «Об- новить поле». В диалоговом окне «Обновление оглавления» можно выбрать варианты: обновить только номера страниц или обновить оглавление целиком. Обновление номеров применяют, если в заголовки частей документа или в последовательность их размещения не вносились изменения. Если изменения затронули последовательность или тексты заголовков, оглавление обнов- ляют целиком.
Если оформление оглавления не устраивает автора доку- мента, то элементы оглавления можно форматировать обычным образом, меняя параметры абзацев и шрифта. Надо иметь в ви- ду, что при полном обновлении оглавления авторское формати- рование пропадает. Поэтому окончательное форматирование оглавления проводят в конце работы над документом.
При обновлении только номеров страниц авторское фор- матирование не пропадает.
2. Текстовый редактор Word
83
Задания для самостоятельной работы
1. Выделить титульный лист документа, содержащего ла- бораторные работы, а также работу № 3 в отдельные разделы.
2. Между титульным листом и лабораторной работой № 1 вставить пустую страницу.
3. Вставить в документ номера страниц, разместив их со- гласно индивидуальному варианту задания (табл. 2.10). На ти- тульном листе номер не ставить, следующая страница (пустая) должна иметь номер 1 и т.д.
4. Оформить заголовок лабораторной работы № 1: вырав- нивание по центру без отступов справа и слева, прочие парамет- ры – согласно индивидуальному варианту (табл. 2.11). На осно- ве заголовка создать стиль «Заголовок лабораторной». Назна- чить этот стиль заголовкам всех лабораторных работ.
5. На странице 1 создать автособираемое оглавление с од- ним уровнем, соответствующим стилю «Заголовок лаборатор- ной». Выбрать вариант формата оглавления согласно индивиду- альному варианту (табл. 2.11).
6. Держа нажатой клавишу
7. В верхнее поле раздела, содержащего работу № 3, вста- вить колонтитул, содержащий фамилию студента и номер учеб- ной группы. В остальных частях документа верхние колонтиту- лы должны остаться пустыми.
8. В нижнем поле документа создать колонтитул, содер- жащий служебную информацию – текущую дату. Разместить текст верхнего или нижнего колонтитула так, чтобы он не пере- крывал номер страницы.
9. Создать и сохранить в своей папке шаблон на основе созданного документа. Шаблон не должен содержать никакого текста кроме титульного листа. Образец имени файла шаблона:
«Шаблон Иванова ПМ-00».
2. Текстовый редактор Word
84
Таблица 2.10
Варианты размещения номеров страниц
№
Размещение номера
№
Размещение номера
1
Вверху по центру
9
Внизу справа
2
Вверху справа
14
На полях (крупный справа)
3
Внизу по центру
11
Вверху по центру
4
Внизу справа
12
Вверху справа
5
На полях (крупный справа)
13
Внизу по центру
6
Вверху по центру
14
На полях (крупный справа)
7
Вверху справа
15
Вверху по центру
8
Внизу по центру
Таблица 2.11
Варианты оформления заголовков и оглавления
№
Стиль заголовка лабораторной
Формат оглавления
1
Шрифт Times New Roman полужирный, кегль
16; отступ после абзаца 12 пт
Классический
2
Шрифт Courier New, все прописные, подчеркнут пунктиром, кегль 12; отступ после абзаца 6 пт
Изысканный
3
Шрифт Arial наклонный подчеркнутый, кегль
14; отступ после абзаца 18 пт
Затейливый
4
Шрифт Cambria наклонный полужирный, кегль
16; отступ после абзаца 12 пт
Современный
5
Шрифт Calibri, малые прописные, подчеркнут двойной чертой, кегль 18; отступ после абзаца
16 пт
Формальный
6
Шрифт Garamond наклонный, кегль 16; отступ после абзаца 16 пт
Простой
7
Шрифт Times New Roman наклонный подчерк- нутый пунктиром, кегль 12; отступ после абзаца
18 пт
Классический
8
Шрифт Courier New, малые прописные, под- черкнут двойной чертой, кегль 16; отступ после абзаца 12 пт
Изысканный
9
Шрифт Arial полужирный подчеркнутый, кегль
16; отступ после абзаца 10 пт
Затейливый
2. Текстовый редактор Word
85
Окончание табл. 2.11 10
Шрифт Cambria полужирный, все прописные, кегль 12; отступ после абзаца 12 пт
Современный
11
Шрифт Calibri, наклонный, подчеркнут одной чертой, кегль 16; отступ после абзаца 18 пт
Формальный
12
Шрифт Garamond полужирный, малые пропис- ные, кегль 14; отступ после абзаца 10 пт
Простой
13
Шрифт Monotipe Corsiva полужирный, кегль 16; отступ после абзаца 14 пт
Классический
14
Шрифт Cambria наклонный, кегль 14; отступ после абзаца 10 пт
Изысканный
15
Шрифт Arial наклонный полужирный, кегль 16; отступ после абзаца 8 пт
Затейливый
3. Электронные таблицы Excel
86
3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ EXCEL
3.1. Структура файла Excel
Создаваемый в Excel файл именуется книгой. Книга де- лится на листы, на каждом из которых размещена заготовка таблицы, состоящая из 16 384 столбцов и 1 048 576 строк.
Столбцы помечены буквами: A … Z, затем двухбуквенными комбинациями АА, AB, …, ZZ и, наконец, трехбуквенными
AAA, AAB, …, XFD. Строки пронумерованы по порядку. Каж- дый лист книги имеет ярлык (заголовок).
Существует другой стиль адресации ячеек – R1C1, при ко- тором столбцы также нумеруются. Для ручной работы он не- удобен (в основном он используется при составлении программ автоматической обработки таблиц на языке программирования
VBA – Visual Basic for Applications). Если такой стиль оказался случайно включен, возврат к традиционному стилю адресации производится через меню кнопки [Office] – [Параметры Excel] –
«Формулы» – раздел «Работа с формулами» – снять флажок
«Стиль ссылок R1C1».
Основные элементы окна Excel аналогичны другим про- граммам MS Office 2007 (рис. 3.1).
Специфическими элементами интерфейса являются окно имен и строка формул, размещенные над заготовкой таблицы.
Под заготовком таблицы размещены ярлыки листов. По умолчанию их три. Для создания дополнительного листа доста- точно щелкнуть правой кнопкой по любому ярлыку и в контек- стном меню выбрать «Вставить» – «Общие» – «Лист». Среди старых ярлыков появится ярлык нового листа. Всего в книге может быть до 256 листов.
Перетасовать листы можно, перетаскивая их ярлыки мы- шью. Треугольные указатели слева от ярлыков листов служат для перемещения по длинному списку листов – соответственно на первый, предыдущий, следующий или на последний лист из имеющихся.
Любые строки таблицы могут быть временно скрыты, чтобы сократить ее размеры. Для этого строку надо выделить
(см. далее § 3.6), затем щелкнуть ее правой кнопкой и в контек- стном меню выбрать «Скрыть». Строка исчезает с листа, а в по-