Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
В настоящее время намечается некая тенденция: крупнейшие фитнес-сети "Планета Фитнес", World Class, "Р-Фитнес", Orange Fitness, "Страта Партнерс" и др. начинают освоение регионов. Так, у "Планеты Фитнес" из 23 клубов только девять находятся в Москве, остальные - в регионах. У World Class из 16 клубов шесть за пределами Москвы, а у "Страта Партнерс" - пять клубов в Москве и пять за пределами столицы. Это говорит о том, что будущее за крупными и сетевыми клубами, хотя отдельных клубов гораздо больше. И что в ближайшие 5-7 лет фитнес индустрия в регионах будет развиваться быстрыми темпами, и этот сегмент является очень перспективным.
Я думаю будет не лишним дать справку о ситуации в Пензе. На сегодня в области построено 32 физкультурно-оздоровительных комплекса, треть из них - в г. Пензе. ФОКи уже есть в большинстве районов (область состоит из 32 муниципальных образований, в числе которых 28 районов и 4 города - Пенза, Кузнецк, Сердобск и Нижний Ломов). В соответствии с областной программой капитального строительства до 1 января 2006 года они будут открыты во всех оставшихся райцентрах.
ФОК представляет собой закрытое спортивное сооружение из легко возводимых конструкций: металлический каркас, утепленные панели, пол из клееного деревянного бруса. Предусмотрены подсобные помещения, душевые, раздевалки, трибуны. Комплекс эксплуатируется круглогодично; если нет центрального отопления, используются электрические обогреватели. По размеру ФОКи бывают нескольких типов. Наиболее распространенные - 24 на 42 метра (для сравнения: типовой школьный зал - 12 на 24 метра) и второй - 36 на 42 метра. В основе ФОКа - площадка или несколько площадок для подвижных игр.
В 2004 году была принята программа "Развитие системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области", которая предусматривает создание межшкольных центров развития молодежи на базе ФОКов и общеобразовательных школ. Разработано положение о таком центре, определен типовой штатный состав. Во внеурочное время с детьми занимаются педагоги дополнительного образования, психологи, организаторы. Среди них бывшие учителя, прошедшие специальную переподготовку. Было перепрофилировано более 900 учительских ставок, более 100 введено дополнительно.
На сегодняшний день ФОКи посещают не только ученики, но и их родители, жители микрорайона. Для детей в отведенные часы занятия бесплатные, для всех остальных могут быть платными. Цены, разумеется, символические - например, час игры в теннис может стоить 10-20 рублей. Оздоровительная аэробика, которая вводится во всех школах области, стала очень популярной у девочек. Как только в школе появлялась возможность ходить на аэробику, старшеклассницы, имевшие освобождение от физкультуры, тут же стали приносить из поликлиники справки, разрешающие им заниматься. Из областного бюджета было выделено 9 млн рублей на закупку оборудования для аэробики, которое получили 633 школы области. Более 300 педагогов прошли соответствующую переподготовку.
Решается вопрос о подготовке учителей физического воспитания и организаторов спортивно-массовой работы на базе одного из педагогических колледжей области. С 1 сентября 2005 года в целях поддержки талантливых детей и подростков открыто училище олимпийского резерва, деятельность которого направлена на повышение спортивного мастерства детей и подготовку спортивного резерва Пензенской области. Здесь представлено до 10 видов спорта, в том числе легкая атлетика, баскетбол, хоккей, прыжки в воду. На территории училища 6 сентября был введен в строй ФОК.
Исследования, проведенные компанией Symbol-Marketing, показывают, что самой активной группой посетителей являются женщины до 30 лет. Мужчины реже посещают фитнес-центры, и в основном - в молодом возрасте (до 35 лет). К 40 годам спортивная активность снижается у всех групп потребителей. Только около 11% мужчин и 9% женщин старше 40 лет посещают фитнес-клубы. По данным экспертов, более 5% занимающихся фитнесом - сотрудники крупных российских компаний и корпораций, еще 15% являются работниками иностранных и совместных предприятий. Таким образом, около 20% людей, работающих в крупных российских и иностранных холдингах, посещают фитнес-клубы. Клиенты, имеющие клубные карты, тратят на поддержание своего здоровья и спортивной формы, в среднем, около $0,7 миллиарда в год.
Основными мотивами посещения фитнес-клуба являются: снижение веса и поддержание хорошей формы; получение удовольствия от общения с приятными людьми, от интересного и главное с пользой проведенного времени; снятие напряжения или стресса, расслабление после тяжелого дня. Период, когда фитнес-клубы были роскошью и люди специально ездили на другой конец Москвы, чтобы позаниматься спортом, ушел в прошлое. Если раньше на первом месте среди наиболее значимых факторов выбора фитнес-клуба были цена и удобство расположения, то сейчас эти критерии остаются на предпоследних местах. Подобрать подходящий центр недалеко от места проживания по приемлемой цене за клубную карту или разовое посещение может житель практически любого района столицы. Сегмент премиум-класса постепенно теряет свою актуальность, тогда как middle уровень, напротив, набирает силу. Теперь потенциальный посетитель фитнес-клуба хочет, чтобы спортивное учреждение, которое он будет посещать, имело как высококачественное оборудование (новые тренажеры, большое количество разнообразных спортивных снарядов), так и прекрасное обслуживание (причем, не только со стороны инструкторов и тренеров, но и со стороны администрации). Для 95% посетителей фитнес-клубов эти факторы являются решающими. Тогда как "броское" имя и известный бренд, напротив, не так важны.
Таким образом можно выделить основные сегменты:
-женщины среднего возраста (30-40 лет)
-мужчины (до 35 лет)
-молодежь
-сотрудники крупных фирм и предприятий
-состоятельные люди
1.2 Сегментация рынка
В России не существует единой классификации фитнес-клубов, но в соответствии с различными критериями можно выделить определенные категории. В соответствии с данными «РосБизнесКонсалтинг», фитнес клубы можно классифицировать по количеству оказываемых услуг, целевой аудитории, размеру, по системе оплаты и вариантам членства.
Можно выделить следующие услуги фитнес клубов:
· Бассейн
· Тренажерный зал с силовыми тренажерами
· Залы для занятий боксом и восточными единоборствами
· Залы с кардио-тренажерами
· Залы для проведения групповых программ
· Детская комната и специализированные занятия для детей
· Сауны, бани, хамама
· Салон красоты, SPA-центр
· Фитнес-бар
По целевой аудитории фитнес-клубы можно разделить на категории:
· Клубы для требовательных клиентов, обладающих большими финансовыми возможностями; Клубы, ориентированные на богемную или модную публику
· Клубы, ориентированные на средний класс (клубы, предлагающие весь спектр стандартных услуг, часто с наличием бассейна, по доступной цене)
· Бюджетные клубы для людей непритязательных, либо ограниченных в средствах
· Клубы для студентов и домохозяек (шаговой доступности)
· Клубы «только для женщин»
По размеру клубы принято разделять на:
· Малые - площадью до 2000 кв.м.
· Средние - от 2000 до 5000 кв.м
· Крупные - от 5000 до 7000 кв.м
· Гиганты - свыше 7000 кв.м
По цене на услуги фитнес клубы можно разделить на 3 группы:
· Фитнес-клубы премиум-класса
· Фитнес-клубы среднего класса
· Фитнес-клубы эконом класса
Наилучшие перспективы имеют клубы, предоставляющие широкие возможности для семейного фитнеса, предлагая клиентам широкий спектр сопутствующих услуг, новые групповые и индивидуальные программы, эксклюзивные разработки и оборудование, соответствующее мировым стандартам.
По состоянию на 2012 год в Москве действовало примерно 500-600 фитнес-клубов, суммарно обслуживающих 1 млн. человек, 40% из которых приходилось на долю сетевых брендов. Московский рынок фитнес-услуг находится в стадии активного развития и формирует основные общероссийские тенденции: появление в первую очередь клубов премиум-сегмента и более медленное освоение ниши среднего и эконом-класса.
В России в секторе «премиум» (стоимость услуг превышает $200 в месяц, или стоимость клубной карты превышает 1500 долларов в год), премиум-сегмент уже заполнен более чем на 70-90%, однако при этом потребитель премиум-услуг довольно нестабилен и нелоялен. Двумя этими факторами и объясняются высочайший уровень конкуренции в премиум-сегменте и не очень большой потенциал для его роста. На сегодняшний день на дорогой сектор приходится примерно три четверти рынка фитнес-услуг в стоимостном выражении. Объясняется данное обстоятельство тем, что изначально все игроки на рынке фитнес-услуг устремились попасть в дорогой сегмент.
Клубы со средним ценовым уровнем - это направление, которое стало популярным в последнюю пятилетку. Не только в столичных, но и других крупных городах предприниматели стали вкладывать средства в строительство среднего класса фитнес-клубов. Во среднем сегменте рынка фитнес-услуг цены колеблются в диапазоне $80 - 150 в месяц, или 400-1500$ за год. Степень насыщения этого сектора, по оценке Reebok-Fitness, равна 50 60%. Эластичность и емкость сегмента при этом довольно высока. Данный сегмент ориентирован прежде всего на формирующийся средний класс, доход которого составляет более $600 на члена семьи в месяц. Именно в этом секторе рынка и идет основная борьба за конкурента, поскольку средняя ценовая ниша дает наибольшие возможности для расширения бизнеса.
1.3 Анализ рекламы организации
Как видно из схемы структуры управления компании X-fit, она имеет четко иерархическую форму. Что снижает эффективность управления, принятия стратегических решений. В компании отсутствует отдел маркетинга, который занимался бы непосредственно продвижением услуги фитнеса. Рекламный отдел занимается только поиском компаний, которые бартерным договором будет работать над рекламной политикой компании. То есть сам рекламный отдел не занимается как таковой рекламой. «X-fit» рекламирует свои клубы практически везде, расходуя на это огромные средства. Места рекламы:
— наружная реклама, щиты, баннеры;
— радио, Рекорд, Студио;
— СМИ, развлекательные телеканалы и другие телеканалы
— бесплатные визиты;
— летуаль;
— интернет;
— смс рассылка;
— альфа-банк;
— техношок;
— евразия;
— адидас.
Однако по ежемесячным отчетам по рекламе самыми эффективными оказываются:
— раздача силами отдела продаж;
— рекомендации членов клуба;
— внешний вид клуба.
К примеру, из 13 323 840 звонков, поступивших в клуб Масштаб за месяц, 4 353 472 звонка (33%) поступили только благодаря рекомендациям членов клуба. Эти данные говорят о не эффективной рекламе. Компании необходимо пересматривать многие свои позиции, и распределять бюджет более грамотно. Так получается, что деньги выброшены практически не ветер.
Управляющая компания в основном просто не знает всей ситуации, которая реально существует в клубах, какие проблемы актуальны и требуют немедленного рассмотрения, решения.
Данная организационная структура приводит к «раздутию» штата, не нужным дополнительным затратам. Решение проблем происходит медленно, не эффективно. У Компании «X-fit» штат сотрудников составляет около 450 человек.
На пример, проведя анализ жалобной книги в клубе «Масштаб» за 2008-2009 года. Был сделан вывод, что на протяжении всего 2009 года клиенты клуба просят решить практически одни и те же проблемы. А именно:
— не качественную работу клининга;
— отсутствие вечером горячей воды;
— не правильное распределение клиентов, большие очереди на тренажеры, не хватка инвентаря;
— не хватка ключей от шкафчиков.
Решение всех этих вопросов не всегда требует больших финансовых вложений от компании. В основном это проблема не хватка информации у управляющей компании, которая принимает стратегические решения по развитию клуба. В итоге компания теряет большое количество клиентов каждый месяц.
2. Характеристика организации.
Российский рынок спортивно-оздоровительных услуг – один из самых быстрорастущих, что подтверждают основные доминантные характеристики отрасли (показатели, дающие общее представление об отрасли), представленные на слайде.
Название:X-fit, сеть фитнес-клубов
Полное юридическое наименование: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИКС-ФИТ СЕРВИС"
Ценности компании: Нацеленность на результат, Доверие, Честность, Взаимопонимание, Доброжелательность, Здоровый Образ Жизни – именно эти ценности являются доминирующими для фитнес-клубов сети «X-fit». Они формируют культуру компании и присутствуют во всех услугах, оказываемых членам клуба.
Бренд "X-fit" достаточно молодой. На рынке находится около двух лет, но при этом, хорошо зарекомендовал себя, как фитнес-клуб будущего. Клуб имеет свою уникальную концепцию, которая отличает его от остальных фитнес-клубов этого сегмента. А именно, супергеройская тематика.