Файл: 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 464

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
передаточным звеном в информационном обмене клетки, и катализируют целый ряд реакций в ней. Белки неспособны реплицироваться без информации ДНК, а ДНК неспособна на это без белковых «умений». РНК не может быть полностью автономной: она способна катализировать «собственное «размножение» - и для начала этого достаточно.

            Исследования в рамках гипотезы «мира РНК» показали, что эти макромолекулы способны и к полноценной химической эволюции. Взять хотя бы наглядный пример, продемонстрированный калифорнийскими биофизиками во главе с Лесли Оргелом (Lesley Orgel): если в раствор способной к саморепликации РНК добавить бромистый этидий, служащий для этой системы ядом, блокирующим синтез РНК, то понемногу, со сменой поколений макромолекул, в смеси появляются РНК, устойчивые даже к очень высоким концентрациям токсина. Примерно так, эволюционируя, первые молекулы РНК могли найти способ синтезировать первые инструменты – белки, а затем – в комплексе с ними – «открыть» для себя и двойную спираль ДНК, идеальный носитель наследственной информации.

                    - Протоклетки.

            Однако простой репликации для «нормальный жизни» недостаточно: любая жизни – это, прежде всего, пространственно изолированный участок среды, разделяющий процессы обмена, облегчающий течение одних реакций и позволяющий исключать другие. Иначе говоря, жизнь – это клетка, ограниченная полупроницаемой мембраной, состоящей из липидов. И «протоклетки» должны были появляться уже на самых ранних этапах существования жизни на Земле – первую гипотезу об их происхождении высказал хорошо знакомый нам Александр Опарин. В его представлении «протомембранами» могли служить капельки гидрофобных липидов, напоминающие желтые капли масла, плавающего в воде.

            В целом идеи ученого принимаются и современной наукой, занимался этой темой и Джек Шостак, получивший за свои работы Медаль Опарина. Вместе с Катаржиной Адамалой (Katarzyna Adamala) он сумел создать своего рода модель «протоклетки», аналог мембраны которой состоял не из современных липидов, а из еще более простых органических молекул, жирных кислот, которые вполне могли накапливаться в местах возникновения первых протоорганизмов. Шостаку и Адамале удалось даже «оживить» свои структуры, добавив в среду ионы магния (стимулирующие работу РНК-полимераз) и лимонную кислоту (стабилизирующую структуру жировых мембран).


            В итоге у них получилась совершенно простая, но в чем-то живая система; во всяком случае это была нормальная протоклетка, которая содержала защищенную мембраной среду для размножения РНК. С этого момента можно закрыть последнюю главу предыстории жизни – и начать первые главы ее истории. Впрочем, это уже совсем другая тема, так что мы расскажем лишь об одной, но чрезвычайно важной концепции, связанной с первыми шагами эволюции жизни и возникновением громадного разнообразия организмов.

                    - Эндосимбиоз:

            Еще в конце XIX века немецко-английский естествоиспытатель Андреас Шимпер (Andreas Schimper) заметил, что хлоропласты – органеллы растительной клетки, ответственные за фотосинтез, - реплицируются отдельно от самой клетки. Вскоре появилась гипотеза о том, что хлоропласты – это симбионты, клетки фотосинтезирующих бактерий, когда-то проглоченные хозяином – и оставшиеся жить здесь навсегда.

            Разумеется, хлоропластов у нас нет, иначе бы мы могли питаться солнечным светом, как предлагают некоторые псевдорелигиозные секты. Однако в 1920-е гипотеза эндосимбиоза была расширена, включив митохондрии – органеллы, которые потребляют кислород и поставляют энергию всем нашим клеткам. К сегодняшнему дню эта гипотеза приобрела статус полновесной, многократно доказанной теории – достаточно сказать, что у митохондрий и пластид обнаружился собственный геном, более или менее независимые от клетки механизмы деления и собственные системы синтеза белка.

            В природе обнаружены и другие эндосимбионты, не имеющие за плечами миллиардов лет совместной эволюции и находящиеся на менее глубоком уровне интеграции в клетке. Например, у некоторых амеб нет собственных митохондрий, зато есть включенные внутрь и выполняющие их роль бактерии. Есть гипотезы и об эндосимбиотическом происхождении других органелл – включая жгутики и реснички, и даже клеточное ядро: согласно мнению некоторых исследователей, все мы, эукариоты, стали результатом небывалого слияния между бактериями и археями. Эти версии пока не находят строгого подтверждения, однако ясно одно: едва возникнув, жизнь стала поглощать соседей – и взаимодействовать с ними, рождая новую жизнь.

            в) Современная синергетика является дальнейшим подтверждением и развитием диалектического материализма:

            - синергетика

 – это теория самоорганизации различных материальных систем;

            - синергетика утверждает, что материя способна не только к самоупрощению, деградации и распаду, но и к самоусложнению (или саморазвитию);

            - синергетика предполагает, что эволюционным путем (в сотни миллионов лет) из неорганических веществ путем постепенного самоусложнения возникли более сложные органические (углеродосодержащие) соединения форм жизни, далее эволюционировавших к более развитым и сложным ее формам.

                                       NB: не все ученые разделяют идею биохимической эволюции о

                                               возникновении жизни на Земле из неживого. Так, английский  

                                              молекулярный биолог Френсис Крик считает, что гипотеза

                                              биохимической эволюции не объясняет, прежде всего, как

                                              произошел качественный скачок от неживого к живому.


1.2. Общая характеристика диалектико-материалистического метода познания

       1.2.1. Диалектико – материалистические основы научного анализа

- Диалектический материализм («диамат») – учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления

- «Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения Гегелевской диалектики в материалистическом мировоззрении конца XIX века.

                                       NB: название «материализм» часто употребляют при этом в

                                               смысле реализма (реальности, независимой от мышления и

                                               существующей вне сознания).

            - Диамату характерна:

                        = строгая объективность рассмотрения любых явлений;

                        = многосторонность рассмотрения изучаемого предмета;

                        = гибкость понятий;

                        = внутренняя связь научных представлений об объекте исследования;

                         - с вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а

                            диалектика материалистической;

                         - диалектика и естествознание – это нерасторжимое единство; изучая

                            естественные науки (физику, химию, биологию), диалектика утверждает, что

                            мир познаваем (поэтому быстро развивается теория познания, как раздел

                            философии).

            - Диалектика – это:

            = учение о всеобщей (универсальной – от слова «универсум») связи и развитии;

            = всеобщий метод познания и преобразования мира (мета - метод).

Предмет диалектики:

            = различные виды связей;

            = всеобщие законы развития природы, общества, мышления;

            = универсальное (от слова «универсум») взаимодействие.

Требования диалектики:

            = объективность подхода;

            = всеобщность анализа (всесторонность);

            = соблюдение принципов всеобщей связи и развития;

            = конкретность (историчность) анализа.


Диалектика:

= рассматривает развитие как взаимопревращения различных форм движения материи;

= понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей количественных и качественных изменений;

= рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и преемственности, что отражается в законе отрицания отрицания;

= видит причину развития в противоречиях, выраженных в законе единства и борьбы противоположностей.

- Диалектический материализм (диамат):

Df: диамат – это учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления (сознания) – триада Гегеля;

цель диамата: соединяет диалектику с материалистическим взглядом на природу. В результате устанавливается полное единство:

                        = диалектики (учения о развитии);

                        = логики (учения о мышлении);
                                    = теории познания.

Сильная сторона диамата:

            = ориентация на диалектику (привело к познаваемости мира)

            = Dfпознаваемость мира – это:

                        = понимание неисчерпаемости свойств и структуры материи;

= диалектическое обоснование абсолютной и относительной истины (как принципа философии).

                                       NB: «материализм» означает реализм (реальность, реально

                                               существующее независимо от мышления и сознания)

                                   = объективность (т.е. их естественную природу)

                                       рассмотрения (видения) любого явления материи;

                                                  = многосторонность рассмотрения (видения) любого

                                                      явления материи;

                                                  = гибкость понятий;

                                     = диамат методом основа для науки: при столкновении

                                         науки со сложными (еще нерешенными) вопросами

                                         диамат (материалистическое мировоззрение) ориентирует

                                         на: