ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 473
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
основании квалифицируют дистрофию. Соответственно во всех
учебниках дистрофия связывается только с одной стороны противоречия
– повреждениями, разрушениями и т.п.;
– теоретики общей патологии считают этот подход неверным: его
односторонность приводит к врачебным ошибкам. В противоречивости
дистрофического процесса врач не видит естественности фундаменталь-
ного закона жизни в соответствии с диалектическим законом противо-
речия. Д.С. Саркисов пишет: «С диалектических позиций дистрофию сле-
дует рассматривать не только как «пассивный», «регрессивный» про-
цесс, а как и «пассивный» и «прогрессивный» одновременно (Саркисов,
стр. 45).
В любом научном исследовании категории диалектики выполняют функцию методологического вектора изучения объекта (в медицине – болезни).
В теоретико-методологической философии представлен ряд парных диалектических категорий: «явление и сущность», «форма и содержание», «причина и следствие», «движение и развитие», «пространство и время», «возможность и действительность», «необходимость и случайность», «целое и часть», «общее и особенное». Рассмотрим эти категории в самом общем виде, на уровне их внутренних структур (свойств, характеристик).
1. Явление и сущность
Явление (симптом) | Сущность (болезнь) |
— наглядность — текучесть — изменчивость — временность | — относительная устойчивость — абстрактность — динамичность — конкретность |
2. Форма и содержание.
Все объекты живой материи имеют форму и содержание, которые: неразрывны, их связь неоднозначна, а их развитие оптимально
Форма | Содержание |
— внутренняя форма: = упорядочивает содержание в упорядоченность формы; = это структура для содержания, его скрепа (осуществляет поиск внешней формы); = внутренняя форма возникает вместе с содержанием еще в замысле (в виде контура, будущего образа); = любой объект имеет только присущую ему форму; = внутренняя форма — это связующее звено между внешней формой и содержанием объекта; = внутренняя форма есть содержание по отношению к внешней форме объекта; — внешняя форма: = это средство воплощения содержания объекта, его внутренней формы; | — то, что составляет сущность объекта (внутренние связи, процессы, тенденции и противоречия, структура), все, что содержится в объекте. — ведущая сторона; — изменения начинаются с содержания; — содержание облекается в разные формы. NB: при исследовании фрагмента содержания употребляют слово «компонент» ( но не «часть» или «элемент»); NB: старая форма тормозит развитие содержания: наступает внутренний конфликт между формой и содержанием — ломается старая форма и возни- кает новая (соответствующая новому содержанию) |
Пример: замысел, сюжет, композиция нуждаются в определенном
материале, определенных способах воплощении, в результате
получается внешняя форма — объективное бытие
художественного образа.
3. Причина и следствие.
Теоретическая справка: физики (М.Планк и др.) всегда считали, что в основе всех событий естественного и духовного мира лежат закономерные связи, именно они именуются причинностью (в организме нейронные связи и др.) То есть, источник причинности — это взаимосвязь и взаимодействие противоположности внутри данной системы. В диалектике причина — это активное и первичное по отношению к следствию.
Причина и следствие имеют ряд свойств.
Причина: | Следствие: |
— однонаправленность (причина наступает раньше следствия); — всеобщность (причинные отношения всеобщие, универсальные, т.к. в живой материи нет явлений без причин). — объективность: причина — это всеобщий закон связи — последовательность: причина со своим следствием связана однозначно, т.к. порождает строго определенные следствия; — определенность и однозначность: определенная причина производит определенное следствие, хотя одно и то же явление может быть результатом действия разных причин (принцип множественности причин); — закономерность: характер причины и следствия зависит от условий их действия, носят закономерно – необходимый характер. | — следствие не может вызывать причину, но взаимодействие с нею может влиять на носителя причины; — следствие может стать причиной нового явления; — следствие не пассивно по отношению к причине, оно оказывает обратное влияние на причину — следствие всегда оказывается причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно – следственные цепи (сети). |
4. Движение и развитие.
Теоретическая справка. В соответствии с диалектическим материализмом вся живая материя находится в вечном движении: функционирует, питается, развивается, растет, размножается, расцветает, угасает и гибнет — это есть движение. В биоорганизме движением являются бесчисленные внутренние процессы: обменные процессы, пульсация энергии и информации, переработка и усвоение продуктов питания и выбросы шлаков, гомеостаз и т.п.
NB: движение — это сущностный атрибут материи. Поэтому
движение, как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо,
абсолютно, фундаментально и всеобще (универсально).
Движение и развитие имеет ряд свойств.
Движение | Развитие |
— это способ существования материи: быть — значит быть в движении. NB: первопричины движения и материи — это один и тот же вопрос. — Причина движения в самой материи. — движение — это единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и устойчивости; — в движении есть момент устойчивости (покой — характеристика движения); — абсолютный покой невозможен (это смерть); — по А Эйнштейну: движение тела — это изменение его положения относительно другого тела: — многообразие форм движения материи: = механическая; = физическая; = химическая; = биологическая; = социальная | — развитие — все находится в пути к иному; — связи живой материи образуют направленность этого пути; — развитие — это «развертывание»; — развитие — это заложенность всего в начальной точке (в первом шаге виден и последующий); — принцип движения материи дает идею развития ее; — развитие — это необратимость, определенная направленность, закономерные изменения материальных и идеальных объектов — все это ведет к возникновению нового качества — невозможен возврат к пройденным этапам; — в развитии — направленное изменение (накапливаются однокачественные изменения); — «закономерное изменение» — это «необходимое изменение»; — развитие поднимает еще выше все достигнутое; это появление нового качества; — развитие — это прогресс или регресс (это две разные тенденции развития); — восходящая и нисходящая линии развития; — в объективной реальности сосуществуют: процесс и регресс, деформации, распад, революционные (скачкообразные) и эволюционные изменения; — развитие осуществляется во времени (только время выявляет его направленность и необратимость); — развитие любой системы — это реализация всеобщего принципа бытия — активности, внутреннего порыва к самовыражения ( в виде бесконечных форм взаимодействия). |
5. Пространство и время.
Пространство и время имеют свойства, отметим их.
Пространство | Время |
а) специфические свойства: — метрические (количественные) = гомогенность; = протяженность; = трехмерность; = структурность; = изотропность; = разнородность; = непрерывность; = кривизна; = анизотропность (физическое различие); — топические свойства (качественные): = симметрия; = ассиметрия; = формы, размеры; = расстояние между телами; = распределение вещества и поля; — всеобщие свойства: = объективность; = независимость от сознания; б) виды пространства: — биологическое; — социальное; — психологическое | а) специфические свойства: — метрические (количественные): = вечность; = длительность; = направленность; = непрерывность; = специфичность проявления; — Топологические свойства (упорядоченность): = цикличность; = необратимость; = ритм; = темп; — всеобщие свойства: = объективность; = независимость от сознания б) виды времени: — историческое; — биологическое; — социальное; — психологическое |
NB: чтобы раскрыть болезнь, патогенез или любое явление живой
материи на уровне пространства и времени, надо использо-
вать методы «сравнения и аналогии».
6. Возможность и действительность
Любое явление живой материи всегда интересно проанализировать с позиции его возможного наступления, реализации, превращения в действительность. Для любой науки интерес представляет сам механизм перехода возможного (потенциального) в действительное.