Файл: 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 469

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

           б) Принцип всеобщей связи

           1) Связь – это способ существования материи.

           2) Связь – взаимодействие, взаимообусловненность, неуничтожимость материи, переход веществ.

           3) Если связь – это взаимодействие, то ее можно рассматривать на основе 5 форм движения материи: механической, химической, биологической, физической, социальной.

           4) По формам бытия: пространственные связи, временные;

                по степени общности: общие и частные;

                по времени: постоянные и временные.

           5) Наш отечественный нейрофизиолог П.К.Анохин создал «Теорию функциональных систем и квалифицировал их как единицы интегративной деятельности организма. Теория функциональных систем – это модель системной взаимосвязи в организме».

           6) Каждая функциональная система организма с помощью нервной и гуморальной регуляции избирательно объединяет различные органы и ткани для обеспечения полезных для организма приспособительных результатов (нейрофизиолог К.В.Судаков).

           7) Функциональные системы осуществляют интегративную деятельность мозга в организме.

           8) Взаимосвязи – это универсальное качество, оно – сквозное (имманентное) качество для всей живой материи, включая биоорганизм. Это доказала Теория функциональных систем П.К.Анохина. По этой концепции взаимодействие – это интеграция (по вертикали и горизонтали) всех функциональных систем. Основное назначение взаимосвязи – поддержание целостности организма (как и всего универсума). При нарушении интеграции систем организм заболевает и погибает. Кроме того, целостность организма на основе внутренней взаимосвязи обеспечивает и связь организма с окружающей средой.

            Взаимосвязь в химии: в состав лимфы крови входят ионы железа, которое намагничивается во время магнитных бурь – это связь биоорганизма с окружающей средой (с живой материей).

            Взаимосвязь в физике: в физике исследуется связь между «клетками фарадея» и молниями. Исследования показали, что инфраструктура Земли рождает молнии (снизу вверх).

            Героин похож по химической структуре на эндорфин: встраивается в него и заменяет его. Болезнь Альцгеймера – разрушение связи.

            Связи формируют зависимости: наркотики, алкоголь, страстная влюбленность, современные шопинги и т.п.








 

 

ГЕМОГЛОБИН  ( гемопротеины – сложный белок )













            ХОЛЕСТЕРИН (простые липиды – стероиды )

 

 

 

 

 

 

ГЛЮКОЗА ( простой углевод)

 

 

 

 

 

 


ВИТАМИН В12 (КОБАЛАМИН)

 

Здесь мы показали глубокие связи в химической форме материи. Связи скрепляют всю живую материю во всех ее формах – физической, химической, биологической, социальной, психической.

Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.

  Принцип всеобщей связи явлений В.И. Ленин называл одним из основных принципов диалектики. Отсюда методологический вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования. Характеризуя диалектику как учение о развитии, В.И. Ленин писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»),  развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; -внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления…, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии».

Приведем примеры связи в биоорганизме. Если в диалектике связь – это способ существования материи, то и в биологии этот принцип сохраняется.

  В биоорганизме есть даже «прямой представитель» связи и взаимодействия от всего универсума и всей живой материи – это соединительная ткань.  Именно соединительная ткань является управляющей по отношению к функциям рабочих клеток органов.

Соединительная ткань участвует в количественных механизмах боорганизма. В настоящее время развивается научное направление, основанное на диалектико- материалистической методологии, – «Системная интегративная медицина».


Кроме того, анализ и синтез в организме осуществляет нервная система, биоорганизм осуществляет интегративную деятельность. Причем нейрофизиологи давно доказали, что в этой интегративной деятельности первое место занимает мозг. Более того, мозг выполняет эту работу, используя диалектическую схему «анализ - синтез». Поэтому деятельность мозга в диалектической терминологии так и называется – «аналитико-синтетическая деятельность мозга».

Авторы учебника «Физиология человека» (2002) приводят пример глубокого научного отношения нашего отечественного нейрофизиолога, академика И.П. Павлова к диалектичес-кому материализму. Прежде всего, говорил И.П. Павлов, «выживаемость организма зависит от степени его приспособления к окружающей среде. Она тем выше, чем совершеннее свойство анализа и синтеза». Во-вторых, «под свойством анализа и синтеза понимается способность нервной системы анализировать, т.е. выделять из внешней среды большее или меньшее количество раздражителей, действующих на организм, и синтезировать, т.е. объединять те из них, которые в данный момент совпадают с какой-либо его деятельностью» (Смирнов, с.520).

Кора головного мозга (КГМ) осуществляет аналитико-синтетическую деятельность.

Примеры:

- условный рефлекс: проходит через ряд стадий, главные из которых –генерация (синтез) и специализация (анализ).

- динамический стереотип: это модель системной деятельности КГМ, как высшей формы аналитико-синтетической деятельности, осуществляющей взаимосвязи. Так в опытах Э.А. Асратяна у собак вырабатывали условный рефлекс. В результате, в КГМ «создавались условия для включения последующих (подпороговая интеграция), которые воспроизводились автоматически».

Надо сказать и о том, что опытным путем было доказано, что модели «динамического стереотипа», создаваемые мозгом, тормозят творческое начало.

Именно поэтому психологи утверждают, что человека легче научить чему-нибудь заново, чем его переучить. По их мнению переучивание (устранение стереотипа) – это физиологически нервное напряжение (стресс). Хотя в жизни человека стереотип играет важную роль: жизнь начинается у ребенка, прежде всего, с овладения стереотипами (через подражание, научение общечеловеческим моделям поведения).

Примером разрыва связей в организме является глаукома. Плохие сосуды – это плохой кровоток (нарушение связи). Эмбриональные стволовые клетки сохраняют в себе потенцию связи и способны воспроизводить до 50 объектов (органов). ДНК и РНК – это тоже связи: информация переводится из РНК в белки, а белки – архивны. Вирус – это «почтальон» в природе (переносит и сохраняет связи). Шизофрения : нарушен ген «С4» на шестой хромосоме (латентно сохраняется и проявляется в юности). В онкологии также имеются наследственные связи и др.


в) Принципы тождества (единства) диалектики, логики, теории познания

Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление , и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалисти-ческой диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и «принципиальным»  существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.

           г) Принцип восхождения от абстрактного к конкретному

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулирует в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того,  

Df: абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных.

 В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены.

Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл.  

Конкретное – это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета.