Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 873
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 7. Первичные, вторичные и третичные поля коры больших полушарий
На А: крупные точки — первичные поля, средние — вторичные поля,
мелкие — третичные поля (по Г.И. Поляков 1964, А.Р. Лурия, 1971)
На Б: первичные (проекционные) поля коры больших полушарий
(по В.Пенфильд, Л. Роберте, 1964)
40
Это ассоциативные области коры, обеспечивающие высшие формы анализа и синтеза и формирующие целенаправленную поведенческую деятельность человека. Третичные поля находятся в задней половине коры — между теменными, затылочными и височными областями, и в передней половине —
в передних частях лобных областей. Их роль особенно велика в организации согласованной работы обоих полушарий. Третичные поля созревают у человека позже других корковых полей и раньше других деградируют при старении.
Функцией задних третичных полей (главным образом, нижнетеменных областей коры) является прием, переработка и хранение информации. Они формируют представление о схеме тела и схеме пространства, обеспечивая пространственную ориентацию движений. Передние третичные поля
(передне-лобные области) выполняют общую регуляцию сложных форм поведения человека, формируя намерения и планы, программы произвольных движений и контроль за их выполнением. Развитие третичных полей у человека связывают с функцией речи. Мышление (внутренняя речь) возможно только при совместной деятельности различных сенсорных систем, объединение информации от которых происходит в третичных полях. При врожденном недоразвитии третичных полей человек не в состоянии овладеть речью (произносит лишь бессмысленные звуки) и даже простейшими
двигательными навыками (не может одеваться, пользоваться орудиями труда и т. п.).
3.8.3. ПАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДОМИНИРОВАНИЕ
ПОЛУШАРИЙ
Обработка информации осуществляется в результате парной деятельности обоих полушарий головного мозга. Однако, как правило,
41 одно из полушарий является ведущим — доминантным. У большинства людей сведущей правой рукой (правшей) доминантным является левое полушарие, а соподчиненным (субдоминантным) — правое полушарие.
Левое полушарие по сравнению с правым имеет более тонкое нейронное строение, большее богатство взаимосвязей нейронов, более концентрированное представительство функций и лучшие условия кровоснабжения. В левом доминантном полушарии находится моторный центр речи (центр Брока), обеспечивающий речевую деятельность, и сенсорный центр речи, осуществляющий понимание слов. Левое полушарие специализировано на тонком сенсомоторном контроле за движениями рук.
У человека различают три формы функциональной асимметрии: моторную, сенсорную и психическую. Как правило, у человека имеются ведущая рука, нога, глаз и ухо. Однако проблема функциональной асимметрии довольно сложна. Например, у человека-правши может быть ведущим левый глаз или левое ухо, сигналы, от которых являются главенствующими. При этом в каж- дом полушарии могут быть представлены функции не только про- тивоположной, но и одноименной стороны тела. В результате этого обеспечивается возможность замещения одного полушария другим в случае его повреждения, а также создается структурная основа для переменного доминирования полушарий при управлении движениями.
Психическая асимметрия проявляется в виде определенной специализации полушарий. Для левого полушария характерны аналитические процессы, последовательная обработка информации, втом числе с помощью речи, абстрактное мышление, оценка временных отношений, предвосхищение будущих событий, успешное решение вербально-логических задач. В правом полушарии информация обрабатывается целостно, синтетически (без рас- членения на детали), с учетом прошлого опыта и без участия речи, преобладает предметное мышление. Эти особенности позволяют связывать с правым полушарием восприятие пространственных признаков и решение зрительно-пространственных задач. Функции правого полушария связаны с прошедшим временем, а левого — с будущим.
3.8.4. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КОРЫ БОЛЬШИХ
ПОЛУШАРИЙ
Изменения функционального состояния коры отражаются в записи ее
3.8.3. ПАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДОМИНИРОВАНИЕ
ПОЛУШАРИЙ
Обработка информации осуществляется в результате парной деятельности обоих полушарий головного мозга. Однако, как правило,
41 одно из полушарий является ведущим — доминантным. У большинства людей сведущей правой рукой (правшей) доминантным является левое полушарие, а соподчиненным (субдоминантным) — правое полушарие.
Левое полушарие по сравнению с правым имеет более тонкое нейронное строение, большее богатство взаимосвязей нейронов, более концентрированное представительство функций и лучшие условия кровоснабжения. В левом доминантном полушарии находится моторный центр речи (центр Брока), обеспечивающий речевую деятельность, и сенсорный центр речи, осуществляющий понимание слов. Левое полушарие специализировано на тонком сенсомоторном контроле за движениями рук.
У человека различают три формы функциональной асимметрии: моторную, сенсорную и психическую. Как правило, у человека имеются ведущая рука, нога, глаз и ухо. Однако проблема функциональной асимметрии довольно сложна. Например, у человека-правши может быть ведущим левый глаз или левое ухо, сигналы, от которых являются главенствующими. При этом в каж- дом полушарии могут быть представлены функции не только про- тивоположной, но и одноименной стороны тела. В результате этого обеспечивается возможность замещения одного полушария другим в случае его повреждения, а также создается структурная основа для переменного доминирования полушарий при управлении движениями.
Психическая асимметрия проявляется в виде определенной специализации полушарий. Для левого полушария характерны аналитические процессы, последовательная обработка информации, втом числе с помощью речи, абстрактное мышление, оценка временных отношений, предвосхищение будущих событий, успешное решение вербально-логических задач. В правом полушарии информация обрабатывается целостно, синтетически (без рас- членения на детали), с учетом прошлого опыта и без участия речи, преобладает предметное мышление. Эти особенности позволяют связывать с правым полушарием восприятие пространственных признаков и решение зрительно-пространственных задач. Функции правого полушария связаны с прошедшим временем, а левого — с будущим.
3.8.4. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КОРЫ БОЛЬШИХ
ПОЛУШАРИЙ
Изменения функционального состояния коры отражаются в записи ее
электрической активности — электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Современные электроэнцефалографы усиливают
42 потенциалы мозга в 2-3 млн. раз и дают возможность исследовать ЭЭГ от многих точек коры одновременно, т. е. изучать системные процессы.
Регистрация ЭЭГ производится в виде чернильной записи на бумаге, а также в виде целостной картины на схеме поверхности мозга, т. е. карты мозга
(метод картирования) на экране мониторов современных компьютерных систем (рис. 8).
Различают определенные диапазоны частот, называемые ритмами ЭЭГ (рис.
9): в состоянии относительного покоя чаще всего регистрируется альфа-ритм
(8-13 колебаний в 1с); в состоянии активного внимания — бета-ритм
(14колебаний в їси выше); при засыпании,
Рис. 8. Картирование мозга
Многоканальная регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека
на экране монитора и отражение возбужденных (светные зоны)
и заторможенных (темные зоны) участков коры
Рис. 9. ЭЭГ затылочной (а—д)
и моторной (е—з) областей коры
больших полушарий человека при
различных состояниях и во время
мышечной работы
а — активное состояние,
глаза открыты (бета-ритм);
42 потенциалы мозга в 2-3 млн. раз и дают возможность исследовать ЭЭГ от многих точек коры одновременно, т. е. изучать системные процессы.
Регистрация ЭЭГ производится в виде чернильной записи на бумаге, а также в виде целостной картины на схеме поверхности мозга, т. е. карты мозга
(метод картирования) на экране мониторов современных компьютерных систем (рис. 8).
Различают определенные диапазоны частот, называемые ритмами ЭЭГ (рис.
9): в состоянии относительного покоя чаще всего регистрируется альфа-ритм
(8-13 колебаний в 1с); в состоянии активного внимания — бета-ритм
(14колебаний в їси выше); при засыпании,
Рис. 8. Картирование мозга
Многоканальная регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека
на экране монитора и отражение возбужденных (светные зоны)
и заторможенных (темные зоны) участков коры
Рис. 9. ЭЭГ затылочной (а—д)
и моторной (е—з) областей коры
больших полушарий человека при
различных состояниях и во время
мышечной работы
а — активное состояние,
глаза открыты (бета-ритм);
б— покой, глаза закрыты (альфа-ритм);
в — дремота (тета-ритм);
г — засыпание; д — глубокий сон
(дельта-ритм); е — непривычная или
тяжелая работа — асинхронная частая
активность (явление десинхронизации);
ж — циклическая работа — медленные
потенциалы в темпе движений
(«меченые ритмы» ЭЭГ); з — выполнение
освоенного движения — появление
альфа -ритма.
43 некоторых эмоциональных состояниях —тета-ритм (4-7 колебаний в 1 с); при глубоком сне, потере сознания, наркозе — дельта-ритм (1 -3 колебания в
1 с).
В ЭЭГ отражаются особенности взаимодействия корковых нейронов при умственной и физической работе (Ливанов М. Н., 1972). Отсутствие налаженной координации при выполнении непривычной или тяжелой работы приводит к так называемой десинхронизации ЭЭГ — быстрой асинхронной активности. По мере формирования двигательного навыка в ЭЭГ возникают явления синхронизации ЭЭГ — усиления взаимосвязанности (синхронности и синфазности) электрической активности различных областей коры, участвующих в управлении движениями. При циклической работе появляются медленные потенциалы втемпе выполняемого, воображаемого или предстоящего движения — «меченые ритмы» (Сологуб Е. Б., 1973).
Помимо фоновой активности в ЭЭГ выделяют отдельные потенциалы, связанные с какими—либо событиями: вызванные потенциалы, возникающие в ответ на внешние раздражения (слуховые, зрительные и др.); потенциалы, отражающие мозговые процессы при подготовке, осуществлении и окончании отдельных двигательных актов — это «волна ожидания» или условная негативная волна (Уолтер Г., 1966), премоторные, моторные и финальные потенциалы и др. Кроме того, регистрируют различные сверхмедленные колебания длительностью от нескольких секунд до десятков минут (в частности, так называемые «омега-потенциалы» и др.), которые отражают биохимические процессы регуляции функций и психической деятельности.
4. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Развивая идеи И. М. Сеченова о рефлекторной основе поведенческой деятельности целостного организма, И. П. Павлов пришел к мысли, что в изменяющихся условиях внешней среды недостаточно обладать стандартными рефлекторными реакциями, а требуется выработка новых рефлексов, адекватных новым условиям существования. Впервые об условных рефлексах он заговорил в известной Мадридской речи в 1903г.
4.1. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ УСЛОВНЫХ
РЕФЛЕКСОВ
Условные рефлексы по многим признакам отличаются от безусловных
(табл.1).
44
Т а б л и ц а I
Различия условных и безусловных рефлексов
Безусловные рефлексы
Условные рефлексы
Врожденные реакции
Постоянно существующие реакции
Видовые рефлексы
Имеются готовые рефлекторные дуги
Осуществляются всеми отделами ЦНС
Приобретенные реакции
Временно существующие реакции Индивидуальные рефлексы Образуются новые рефлекторные дуги
Осушествляются ведущими отделами ЦНС
Условные рефлексы у млекопитающих и человека осуществляются корой больших полушарий (в этом также принимают участие таламический отдел промежуточного мозга и в ряде случаев подкорковые ядра).
И. П. Павловым была разработана объективная методика изучения приобретаемых или условных рефлексов, которая основывалась на изоляции обследуемого организма от посторонних раздражений и на точной регистрации сигнала и ответа на него. Исследования проводились на собаках в звукоизолированных камерах («башнях молчания»), куда подавались дозированные раздражения светом, звуком, механическими раздражениями кожи и пр. В качестве ответной реакции было выбрано выделение слюны, которая отводилась от одного из слюнных протоков, выведенного на наружную поверхность щеки (методика фистулы слюнной железы).
В процессе выработки приобретаемых рефлексов должны соблюдаться следующие условия:
• Сочетание любого индифферентного раздражителя с каким-либо значимым безусловным раздражением (напр, пищевым) — методика безусловного подкрепления;
• Индифферентное раздражение должно предшествовать безусловному, чтобы приобрести сигнальное значение;
• Нервные центры, к которым адресованы раздражения, должны быть в состоянии оптимального возбуждения.
Например, после предварительного изолированного действия светового сигнала собаке подавалось подкрепление — мясосухарный порошок и регистрировалось выделение слюны. После ряда сочетаний этих сигналов уже одно только включение света вызывало выделение слюны, т. е. был выработан новый рефлекс, биологический смысл которого заключался в подготовке организма к приему пищи.
Механизм образования условного рефлекса заключался в формировании
45 новой рефлекторной дуги, в которой к эфферентной части безусловного рефлекса присоединялась новое афферентное начало рефлекторной дуги, идущее от зрительных путей. Между центрами этих исходных рефлексов сформировалась новая связь, которую И. П. Павлов назвал временной связью, так как в случае прекращения подачи пиши после светового сигнала слюнной условный рефлекс исчезал. В ходе выработки условного рефлекса наблюдались определенные фазы этого процесса:
1) генерализации (обобщенное восприятие сигнала, когда условная реакция наблюдалась на любой сходный сигнал), основой чего были процессы иррадиации возбуждения в коре больших полушарий; 2) концентрации возбуждения (реакция только на конкретный сигнал), что появлялось за счет вырабатываемого условного торможения на посторонние неподкрепляемые сигналы и ^стабилизации (упрочения условного рефлекса).
В дальнейших исследованиях условные рефлексы были выработаны в разнообразных экспериментальных условиях (в том числе в условиях свободного поведения) у различных животных, птиц, рыб, черепах, даже у амеб. Изучение биопотенциалов коры больших полушарий показало, что условием образования временной связи между изучаемыми корковыми центрами является пространственная синхронизация их электрической актив- ности.
Различают несколько разновидностей условных рефлексов: натуральные — на сигналы, характеризующие безусловные раздражители (напр., запах мяса для слюнного рефлекса) и искусственные — на посторонние сигналы
(например, запах мяты); 2) наличные и следовые на условный сигнал, непосредственно предшествующий безусловному подкреплению, и на его следовое влияние; положительные (с активным проявлением ответной реакции) и отрицательные (с ее торможением); 4) условные рефлексы на время — при ритмической подаче условных сигналов ответная реакция появляется через заданный интервал даже при отсутствии очередного сигнала; 5) условные рефлексы первого порядка — на один предшествующий условный раздражитель — и более высоких порядков, когда безусловному подкреплению предшествует сочетание двух последовательно подающихся сигналов (свет + звук) — условный рефлекс второго порядка, трех сигналов
(свет + звук + касалка) — условный рефлекс третьего порядка и т. д. У собак вырабатываются, в основном, рефлексы третьего порядка, у обезьян — четвертого, у грудного ребенка — 5-6 порядка, у взрослого человека — двадцатого и более порядков. Освоение речи человеком представляет собой формирование огромной цепи условно-безусловных рефлексов, не требующих специального подкрепления.
46
При формировании новых двигательных навыков возникают особые рефлексы, которые в отличие от сенсорных рефлексов или рефлексов Ірода (в которых новой частью рефлекторной дуги была афферентная часть) имеют
новую часть рефлекторной дуги в эфферентном отделе (новые исполнительные аппараты — мышцы). Это так называемые инструментальные или оперантные рефлексы — рефлексы П рода
(Конорскпя Ю. М., 1970).
(Конорскпя Ю. М., 1970).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 56
4.2. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ
РЕФЛЕКСОВ
По своему происхождению торможение условных рефлексов может быть безусловным (врожденным) и условным (выработанным в течение жизни). К безусловному торможению относят охранительное или запредельное торможение, возникающее при чрезмерно сильном или длительном раздражении, и внешнее торможение условных рефлексов посторонними для центров условного рефлекса раздражителями (например, нарушение непрочного двигательного навыка у спортсмена в необычных условиях соревнований).
Условное торможение вырабатывается при отсутствии подкрепления условного сигнала. Различают несколько видов условного торможения: угасательное, дифференцировочное и запаздывающее. Угасание развивается при повторении условного сигнала без подкрепления. Например, имея прочный слюнный условный рефлекс у собаки на вспышку света и затем применяя свет без подкрепления, можно получить последовательно следующие условные отпеты— 10, 8,6,4, 5, 2,0,0, 0 капель слюны.
Дифференцировочное торможение вырабатывается при подкреплении одного условного сигнала (например, звук с частотой 500 Гц) и отсутствии подкрепления сходных с ним сигналов (звук 1000,200 и 100 Гц), на которые первоначально (в период генерализации условного рефлекса) получался условный ответ. Этот вид торможения, в частности, позволяет спортсмену отдифференцировать сокращения ненужных мышц при выработке двигательного навыка, т. е. имеет важное координационное значение.
Процесс воспитания человека сопровождается постоянной дифференцировкой подкрепляемых и осуждаемых обществом поведенческих реакций (что такое «хорошо» и что такое «плохо»).
Запаздывающее торможение формируется при отставлении на определенный отрезок времени подкрепления от условного сигнала. В этом случае сразу после условного сигнала реакция отсутствует (тормозится), но перед моментом подкрепления обнаруживается.
47
4.3. ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
В жизни обычно встречаются не отдельные условные рефлексы, а сложные их комплексы, в которых они сочетаются с безусловными рефлексами
(двигательными, сердечно-сосудистыми, дыхательными и пр.). Систему условных и безусловных рефлексов И. П. Павлов назвал динамическим
стереотипом. Она вырабатывается при повторении одного и того же порядка раздражений (ситуаций) и, соответственно, выражается в цепи закрепленных ответных реакций, т. е. стереотипе. Но при этом изменение внешних условий может вызвать перестройку этой системы или ее разрушение, что отмечается термином — динамический.
Например, у собаки выработан динамический стереотип на определенный порядок изб раздражителей, и имеются на них закрепленные условные величины слюноотделения, специфические для каждого сигнала: 1) Свет —
12 капель; 2) Звук — 20 к.; 3) Метроном-120
с
уд
1
— 10 к.; 4) Метроном —
60
с
уд
1
(неподкрепляемый раздражитель).— 0 к.; 5) Свет— 12 к.; 6) Звук
— 20 к. Если теперь подавать один и тот же сигнал, то ответная цепь реакций сохранится прежней: 1)Свет— 12 к.; 2) Свет-20 к.; 3) Свет— 10к.;4)Свет — 0 к.; 5) Свет — 12 к.; 6) Свет — 20 к. Однако изолированное включение светового раздражения сохраняет обычный ответ — 12 к. Следовательно, в коре больших полушарий собаки образована цепь последовательно возбуждающихся или затормаживающихся нервных центров, в которой активность каждого автоматически вызывает включение следующего.
Подобный стереотип возникает у спортсмена при выработке двигательного навыка, особенно при выполнении стандартных движений. Такой стереотип, связанный с цепью моторных актов, А. Н. Крестовников назвал двигательный динамический стереотип. Он легче образуется при выполнении циклических упражнений, чем ациклических.
4.4. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, I И II
СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Случившееся в 1924 г. в Ленинграде сильное наводнение грозило затопить клетки с подопытными собаками, которые испытали сильный стресс. На следующий день обнаружилось, что у некоторых из них пропали прочно выработанные условные рефлексы, но у других рефлексы сохранились. Это навело И. П. Павлова на мысль о различных типах нервной системы у животных. В качестве основных свойств нервной системы И. П. Павлов рассматривал силу возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. С учетом этих свойств им были выделены следующие 4типа высшей нервной
48 деятельности (ВИЦ,), которые оказались сходными с 4темперамен-тами, выделенными еще Гиппократом в V веке до н. э.
1. Тип сильный неуравновешенный (холерик). Характеризуется сильным процессом возбуждения и более слабым процессом торможения, поэтому легко возбуждается и с трудом затормаживает свои реакции.
2. Тип сильный уравновешенный и высокоподвижный (сангвиник).
Отличается сильными уравновешенными и высокоподвижными процессами возбуждения и торможения. Легко переключается с одной формы
Например, у собаки выработан динамический стереотип на определенный порядок изб раздражителей, и имеются на них закрепленные условные величины слюноотделения, специфические для каждого сигнала: 1) Свет —
12 капель; 2) Звук — 20 к.; 3) Метроном-120
с
уд
1
— 10 к.; 4) Метроном —
60
с
уд
1
(неподкрепляемый раздражитель).— 0 к.; 5) Свет— 12 к.; 6) Звук
— 20 к. Если теперь подавать один и тот же сигнал, то ответная цепь реакций сохранится прежней: 1)Свет— 12 к.; 2) Свет-20 к.; 3) Свет— 10к.;4)Свет — 0 к.; 5) Свет — 12 к.; 6) Свет — 20 к. Однако изолированное включение светового раздражения сохраняет обычный ответ — 12 к. Следовательно, в коре больших полушарий собаки образована цепь последовательно возбуждающихся или затормаживающихся нервных центров, в которой активность каждого автоматически вызывает включение следующего.
Подобный стереотип возникает у спортсмена при выработке двигательного навыка, особенно при выполнении стандартных движений. Такой стереотип, связанный с цепью моторных актов, А. Н. Крестовников назвал двигательный динамический стереотип. Он легче образуется при выполнении циклических упражнений, чем ациклических.
4.4. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, I И II
СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Случившееся в 1924 г. в Ленинграде сильное наводнение грозило затопить клетки с подопытными собаками, которые испытали сильный стресс. На следующий день обнаружилось, что у некоторых из них пропали прочно выработанные условные рефлексы, но у других рефлексы сохранились. Это навело И. П. Павлова на мысль о различных типах нервной системы у животных. В качестве основных свойств нервной системы И. П. Павлов рассматривал силу возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. С учетом этих свойств им были выделены следующие 4типа высшей нервной
48 деятельности (ВИЦ,), которые оказались сходными с 4темперамен-тами, выделенными еще Гиппократом в V веке до н. э.
1. Тип сильный неуравновешенный (холерик). Характеризуется сильным процессом возбуждения и более слабым процессом торможения, поэтому легко возбуждается и с трудом затормаживает свои реакции.
2. Тип сильный уравновешенный и высокоподвижный (сангвиник).
Отличается сильными уравновешенными и высокоподвижными процессами возбуждения и торможения. Легко переключается с одной формы