Файл: Сборник по материалам xvii международной научнопрактической конференции г. Белгород, 31 августа 2016 г. 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8 мира и его технической инфраструктуры определяют необходимость в осмыслении новых инженерных разработок, инженерной деятельности, а также самих перспектив развития данного вида деятельности.
Ключевые слова: техника, технологии, социальная оценка техники, концепция устойчивого развития, наука.
На рубеже третьего тысячелетия в процессе мировой глобализации происходят существенные изменения во всех сферах общественной жизни, а также отраслях индустриального общества. Особое внимание заслуживают изменения в технико-технологической сфере, которая является продуктом инженерной деятельности, созданной с целью облегчения человеческой жиз- недеятельности.
Инженеры и технологи создают с каждым днем новые инновационные и совершенные продукты технического синтеза для удовлетворения запросов мирового общества. Так неопределенность в потребностях постиндустриаль- ного и индустриального обществ может привести к ряду противоречий и проблем, связанных, во-первых, с безопасностью общества, а, во-вторых, с морально устоявшимися принципами и устоями этого самого общества.
Уровнем использования техники и способом ее создания определяется уровень развития человечества. Поэтому зачастую технические инновации отождествляют с общественным прогрессом [2, с. 137].
Научно-технический прогресс призван освободить человечество от за- висимости проявления природного действия, а также с появлением автоно- мии человека при помощи человеческого разума, он может освободиться от культурных переделов. Но, казалось бы, вся прелесть использования техни- ческих и технологических разработок в различных сферах (промышленность, медицина, спорт, искусство) может привести к не запланированным резуль- татам.
Общественное сознание испытывает огромнейшее воздействий радиуса действия инженерных разработок: пространственное и временное измерение.
Распространение технических новинок происходит довольно быстрыми тем- пами. Ведь, насколько быстро предприятия, транснациональные компании, страны освоили технологическую разработку, именно от этого зависит их успешность в мировой конкурентной среде, получении материальных благ, а также получения мирового авторитета. Говоря о временном измерении, под- разумевается, что влияние оказывается не только в данный момент на совре- менное общество, но и оно будет воздействовать и на будущие поколения
(уничтожение продуктов радиоактивного происхождения, изменение клима- тических условий, нехватка пресной воды и многое другое).
С этой точки зрения одной из важнейших задач социальной оценки техники становится раннее выявление такого рода последствий с целью кон- структивного преодоления вызываемых техникой разнообразных социальных конфликтов [5]. Из этого можно сделать вывод, что научно-технический про- гресс можно считать одной из причин появления негативных последствий внедрения инновационной техники и технологии.
9
Социальная оценка техники выступает как проблемно-ориентирован- ная дисциплина, определяющая угрозы, риски развития инженерных разра- боток, а также тенденции развития технической науки.
Наряду с развитием социальной оценки техники появилась концеп- ция устойчивого развития. Быстрые темпы развития техники и технологи- ческой составляющей могут привести к необратимым последствиям, кото- рые выражены рисками и угрозами для человеческой деятельности и во- обще для всей жизни общества. Поэтому если человечество не будет уменьшать риски и не ликвидировать последствия, то возникает вопрос.
Сможет ли человечество выжить и функционировать также производи- тельно и комфортно как раньше?
Концепция устойчивого развития берет свое начало из Организации
Объединенных Наций (ООН), которая была создана в 1980-е года. Так в рам- ках ООН появилась Международная комиссия по окружающей среде и раз- витию, предлагающая в качестве стратегического решения проблем экологи- ческого кризиса Концепцию устойчивого развития человеческого общества и природной среды на планете (sustainable development) [4].
По мнению Х.Н. Гизатуллина и В.А. Троицкого устойчивое развитие состоит из двух ключевых взаимосвязанных понятий: а) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения); б) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и ор- ганизацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества [1, с. 124].
Концепция устойчивого развития – это переход от экологизации науч- ных знаний и социально-экономического развития к вопросам ограниченно- сти природных ресурсов, к загрязнению окружающей среды, являющейся ос- новой жизни, экономической и любой деятельности человека [3, с. 114].
Развитие общества и техники должно считаться с экоразвитием: разви- тие должно происходить без разрушения экосистем. Желаемое развитие ба- зируется на сохранении и защите живой природы (флоры и фауны).
В основе деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию и ее заключительного доклада «Наше общее будущее» была поло- жена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально- экономического) развития. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию
(межправительственный, неправительственный и научный форум) в 2002 г. подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребно- стей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля.
Так под устойчивым развитием понимают такое развитее, которое сможет удовлетворить потребности настоящего времени и которое не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах:
10 1. Человечество действительно способно придать развитию устойчи- вый и долговременный характер, с тем, чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.
2. Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресур- сов относительны. Они связаны с современным уровнем техники и социаль- ной организации, а также со способностью биосферы справляться с послед- ствиями человеческой деятельности.
3. Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более бла- гополучную жизнь. Без этого устойчивое и долговременное развитие попро- сту невозможно. Одна из главнейших причин возникновения экологических и иных катастроф – нищета, которая стала в мире обычным явлением.
4. Необходимо согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами (денежными и материальными), с экологическими возможностя- ми планеты, в частности относительно потребления энергии.
5. Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с ме- няющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли
[1, с. 124].
Развитием социальной составляющей концепции устойчивого развития стала фундаментальная идея соблюдения прав будущих поколений. Природ- ные ресурсы Земли являются общим наследием всего человечества, включая как ныне живущие, так и будущие поколения. Для устойчивого развития этот постоянный резервный фонд должен передаваться из поколения в поколение как можно менее истощенным и загрязненным [3, с. 116].
Эта прикладная область философии техники, получившая на Западе за последние десятилетия институциональное оформление, в нашей стране по- чти совсем неизвестна и мало обсуждается.
Концепция устойчивого развития направлена на сохранение социаль- ной и культурной стабильности, в т. ч. на сокращение числа разрушительных конфликтов. Она может создать тот мир, который ценит, то, что у него есть сейчас, а также сохраняет его для будущих поколений.
Список литературы
1. Гизатуллин Х.Н., Троицкий В.А. Концепция устойчивого развития: новая со- циально-экономическая парадигма // Общественные науки и современность. 1998. № 5.
С. 124-130.
2. Горохов В.В., Грунвальд А. Каждая инновация имеет социальный характер
(социальная оценка техники как прикладная философия техники) // Высшее образование в
России. №5. 2011. С. 135-145.
3. Левина Е.И. Понятие «Устойчивое развитие». Основные положения концепции
// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. №11. 2009. С. 113-120 4. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей сре- де и развитию / Под ред. Евтеева С.А. М.: Прогресс, 1989. 371 с.
5. Bröchler S., Simonis G., Sundermann K. (Hg.). Handbuch Technikfolgenab- schätzung. Berlin, 1999.
11
НАУКА И ЭТИКА КАК СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ
Рыкова Л.Х.
аспирант, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)
Донского государственного технического университета,
Россия, г. Шахты
Современное мировоззрение и неонеклассическое состояние науки испытывают острый дефицит моральных ценностей. В данной статье автор предпринимает попытку рассмотреть основную проблему – изучение сущности, особенностей и структуры духов- ных ценностей. При более близком рассмотрении проблемы науки и рациональности – результат девальвации этической системы ценностей, парадигмальный потенциал которой демонстрирует очевидность ее востребованности.
Ключевые слова: наука, этика, ценностный подход, аксиология, ценности, теория ценностей.
Ценностный подход необходим в этике и для проявления оснований нравственного выбора. Он разрешает подчеркнуть конкретные критерии пра- вильного, с нравственной точки зрения, решения. Ценности рассматриваются как одно из оснований предпочтения добра в ситуации, когда зло, кажется выгоднее.
Способ сотрудничества, характеризующий организационную культуру, отличается по ценностным основаниям. В нравственном смысле ценности – это устойчивые предпочтения, сложившиеся в процессе социализации лич- ности и влияющие на ее моральный выбор. Этические нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода
«исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.
В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общече- ловеческие моральные требования и запреты, например, как «не укради», «не лги», приспособленные к особенностям научной деятельности. Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических научных ценностей. Первой из них является бескорыстный поиск и отстаи- вание истины. Например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но исти- на дороже», смысл которого в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными привходящими обстоятельствами. История науки, да и ис- тория человечества с благодарностью чтит имена подвижников (таких, как
Дж. Бруно), которые не отрекались от своих убеждений перед лицом тяже- лейших испытаний и даже самой смерти.
Российский учёный С.Ф. Анисимов отмечает: «Насущная потребность в адекватной интересам человека оценке, в правильных критериях оценки, в нахождении верной шкалы отсчёта ценностей жизни и культуры превращает аксиологию из отвлечённого философского знания в науку огромного прак- тического значения» [1, с. 99].
12
Как ранее отмечено автором, «Ценностные аспекты науки – предмет ак- сиологии, которую мы рассматриваем как важнейший элемент философии науки, а более конкретно философии научного познания или эпистемологии. В последние годы в современной науке актуализируется интерес к аксиологиче- скому измерению научного знания и познавательной деятельности» [3, с. 7].
Техногенная цивилизация, господствующая в последние столетия, по- родила ряд проблем, решение которых требует не только новых ценностей, но и нового теоретического учения о ценностях, с учётом критической оцен- ки прошлых аксиологических идей. Как справедливо отмечает B.C. Стёпин:
«По-видимому, на рубеже двух тысячелетий, по христианскому летоисчис- лению, человечество должно осуществить радикальный поворот к каким-то новым формам цивилизационного развития. Любой новый тип цивилизаци- онного развития требует выработки новых ценностей, новых мировоззренче- ских ориентиров» [4, с. 34].
В русской этике теория ценностей наиболее развита у Н.О. Лосского,
Своё учение о ценностях он определяет как идеально-реалистическое. Сами ценности по Н. О. Лосскому неопределимы традиционно через родовидовые различия. Это особые идеальные трансцендентные феномены, которые могут быть объективными и субъективными, абсолютными и относительными, по- ложительными и отрицательными. Н.О. Лосский признавал объективность ценностей, их всеобщность, а также их антиномичностъ [2, с. 111].
Мы можем увидеть истинную необходимость и исключительную зна- чимость всех систем ценностей – этической, эстетической, религиозной, научной – в рамках этической парадигмы мышления. Очевидно, что духовно- нравственное составляющее общества не поспевает за фундаментальной структурной реорганизации базовых элементов жизнедеятельности. Процве- тание властных и производственно-технологических сфер не согласуется с этической системой ценностей, прежде всего из-за объективной и крайней несовместимости традиционных морально-этических норм с модернистски- ми представлениями об успехе, практичности, эффективности, чести и до- стоинстве уважаемого обществом человека.
Нравственные нормы – как воздух, пока есть – не видно, это естествен- ное положение вещей и условие их существования. Когда их нет – рушатся все социальные институты, иерархии и целесообразности. Нравственная си- стема ценностей фундаментальная структура возможности социума. Конец конкретной эпохи всегда выражается в предельном размывании нравствен- ных норм.
Таким образом, современная наука должна озаботиться формировани- ем терминологического аппарата, который мог бы апеллировать к этическим ценностям в условиях постиндустриального общества и постнеклассического состояния науки. Проявление актуальности этического категориального ап- парата как единственно рабочей понятийной сетки, поможет осознать этиче- скую систему ценностей в качестве ключевого элемента проектирования по- зитивного будущего человечества.