Файл: Сборник по материалам xvii международной научнопрактической конференции г. Белгород, 31 августа 2016 г. 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

120 составляющей для получения сертификата менеджмента качества является руководство по качеству. Внедряя эту систему предприятие должно разрабо- тать руководство по качеству. Разработка которого может производится по нескольким стандартам. Рассмотрим варианты стандартов для разработки руководства по качеству предприятия и его подразделения более подробно.
Наиболее известным стандартом является ИСО 9001:2008, в соответ- ствии с которым пишется руководство по качеству предприятия. Многие ор- ганизации допускают грубую ошибку переписывая текст стандарта заменяя только долженствование – «организация должна» на «организация осуществ- ляет». Тогда как в руководстве по качеству должно быть указано каким обра- зом реализованы требования стандарта, а не требование к реализации. Руко- водство по качеству на примере этого стандарта состоит из 8 основных раз- делов. Каждая организация самостоятельно выбирает как выглядит руковод- ство по качеству. Примерная структура может состоять из:
1) введения – где приводится краткое описание организации и общая структура;
2) политики в области качества – где приводятся лозунги о нацеленно- сти организации на повышение качества работы, стратегии, цели;
3) терминов и определений – где содержатся определения терминов и сокращений, используемых в руководстве;
4) системы менеджмента качества – где дается описание системы ме- неджмента качества организации, список процессов, исключения из требова- ний стандарта, которые не могут быть применимы в организации, а также описание управления документацией;
5) ответственности руководства – где приводится описание выполнения требований, описанных в стандарте касающихся ответственности руководства;
6) менеджмента ресурсов – где представлены виды ресурсов, задей- ствованные организацией в производстве, разработке и функционировании системы менеджмента качества, а также реализация требований стандарта по управлению ресурсами;
7) процессов жизненного цикла продукции – где описано каким обра- зом организация реализует требования по управлению процессами жизнен- ного цикла продукции;
8) раздела измерений, анализа и улучшений – где приводится описание как организация осуществляет измерение и мониторинг продукции, процес- сов и системы качества, и как проводит корректирующие и предупреждаю- щие действия [2].
Следующий стандарт ИСО 10013-95 «Руководящие указания по разра- ботке руководств по качеству». Он необходим для определения как создать руководство по качеству, и какие разделы в него включать обязательно. При совмещении стандартов получится руководство по качеству с наиболее пра- вильным построением и включением всех необходимых пунктов и критериев для предприятия.
На данный момент вышел стандарт ИСО 9001:2015 который отличает- ся от стандарта 2008 года, и разработка руководства по качеству ведется не-


121 сколько иным способом и включает в себя новые и видоизмененные старые критерии. Стандарт 2015 года требует в руководстве по качеству такие раз- делы как:
1) общие положения;
2) краткая информация о предприятии;
3) назначение и область применения;
4) среда функционирования;
5) лидерство;
6) планирование;
7) менеджмент ресурсов;
8) деятельность по оказанию услуг;
9) оценка показателей деятельности;
10) улучшения;
11) нормативные документы.
По сравнению с предыдущей версией стандарта произошло изменение количества разделов, появились новые разделы, например, лидерство в кото- ром отдана более активная роль руководству организации при функциониро- вании системы [1]. В новой редакции стандарта отменено требование об обя- зательной разработке Руководства по качеству. Однако, так как переходный период составляет 3 года, то организации могут пользоваться старым, а затем если им необходим данный документ, то они могут его разработать. Разра- ботка руководства по качеству была отменена в новом стандарте, из-за того, что данный документ не нес никакой ценности во многих организациях, а был разработан лишь для выполнения условий стандарта, однако теперь ор- ганизация может ограничится лишь документами необходимыми ей. Органи- зации не следует убирать в архив или выкидывать руководство по качеству, потому что она может продолжить использовать документацию СМК и тер- минологию, которой пользовалась ранее, никаких нарушений стандарта при этом не будет, а руководство по качеству может быть даже полезным [3].
Таким образом на данный момент руководство по качеству разрабаты- вается на примере стандарта ИСО 9001 2008 года и 2015 года. Руководство является основным документом при внедрении системы менеджмента каче- ства поскольку в нем описано все что происходит в организации. Несмотря на то что в стандарте 2015 года его отменили, оно все равно останется если неосновным, то вспомогательным документом организации.
Список литературы
1. Новая версия стандарта ГОСТ Р ИСО 900:2015 и ГОСТ Р ИСО 9001:2015 утвержденные в Росстандарте 28 сентября 2015 года, и введенные в действие 1 ноября
2015 года. http://pqm-online.com/assets/files/pubs/translations/std/iso-9001-2015-(rus).pdf (да- та обращения 29.08.16).
2. [Электронный ресурс] «Менеджмент качества: Руководство по качеству» URL:
– http://www.kpms.ru/Procedury/Q_Manual.htm (дата обращения 29.08.16).
3. [Электронный ресурс] «Наша сертификация наш успех: Особенности докумен- тирования СМК в новой версии стандарта ИСО 9001:2015» URL: – http://www.rsm- cert.com/articles/osobennosti-dokumentirovaniya-smk-v-novoy-versii-gost-r-iso-9001-2015-
.24.html (дата обращения 29.08.16).


122
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Постникова К.А.
студентка 2-го курса магистратуры,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
Россия, г. Пермь
Рассмотрена проблема слабой изученности теоретических подходов к определению организационного поведения и организационной культуры. Проведен анализ теоретиче- ских подходов к определению сущности данных понятий. Обозначены причины много- значности подходов.
Ключевые слова: организационное поведение, организационная культура, научно- исследовательская работа, классификация, систематизация, теоретический подход.
В условиях рыночной экономики от работника требуются такие каче- ства, как инициативность, ответственность, дисциплинированность, честность, желание работать, добросовестность, трудолюбие, умение адаптироваться, не- стандартность мышления.
Отсюда закономерный интерес российского менеджмента к организаци- онному поведению как инструменту управления, который может обеспечить появление преимуществ, необходимых для успешной конкуренции на внутрен- нем и внешнем рынках. Эффективность управления – это то, на что, в конечном итоге, направлено совершенствование организационного поведения.
В зарубежной литературе существует ряд определений понятия «орга- низационное поведение». Ньюстром Д., Дэвис К. говорят, что организацион- ное поведение – это изучение поведения людей (индивидов и групп) в орга- низациях и практическое использование полученных знаний.
Наравне с определениями понятия «организационное поведение» су- ществует множество вариантов определений понятия «организационная культура». По мнению Б.З. Мильнера и Р. Холла, организационная культура содержит понятия, аспекты и ценности, которые являются неотъемлемой со- ставляющей «сегодняшнего дня», чтобы «завтра» было обеспечено будущее, на которое можно опереться. Э. Джакус и М. Мескон утверждали, что орга- низационная культура это некий устоявшийся климат в организации, воспри- ятие работников данной компании.
Организационное поведение направлено на изучение поведения людей в какой-либо организации, а также возможное влияние на него. В свой черед, центральной составляющей в большинстве трактовок организационной куль- туры являются ценности организации. Базовым элементом является воспри- имчивость организационной культуры всеми членами организации.
Предметные области организационного поведения и организационной культуры совпадают: организационное поведение, как и организационная культура ищет и устанавливает общие законы поведения и отношений инди- вида, группы в организации, в то же время, организационная культура оказы- вает сильное влияние на мотивацию работников [6, с. 207].


123
Следовательно, организационное поведение представляет собой внеш- нее проявление организационной культуры и во многом определяется ею.
В таблице представлены методы исследования, которые использовали авторы для определения организационного поведения.
Таблица
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

Систематизация методов исследования в области организационного поведения
ФИО
Методы исследования
Метод эк сп ертн ых оц ен ок
Графи че ск ий
С
та ти ст ич ес ки й
Метод с ис те м
ного ан али за
Мат. и эк он
. м оде ли- рова ни я
Метод ли не йн ого програ м
м ирова ни я
Метод п ри ор ит ет ов
Эм пи ри че ск ий м
ет од
Ис тори че ск ий
Проксе м
ич ес ки й
С
ит уа ци он ный
Ди але кт ич ес ки й
Акси ологи че ск ий
Бетина О.Б. [3, с. 8]
+
+
+
+
+
Тихомирова О.Г.
[7, с. 22]
+
+
+
+
+
Сатикова С.В.
[4, с. 55]
+
+
+
+
Гребенникова И.А.
+
+
+
Андреева И.В.
[1, с. 36]
+
+
+
+
Колесников Р.А.
[5, с. 4]
+
+
+
Хуртина В.В. [8, с. 6]
+
+
+
+
Лисовская А.Ю.
+
+
+
Бас В.Н. [2, с. 8]
+
+
+
+
+
Исакова Г.С.
+
+
+
Аширов Д.А., Боль- шаков С.В.
+
+
+
Никитина Н.В.
+
+
Климов А.А.
+
+
+
Кочеткова А.И.
+
+
+
Гордов Ю.В.
+
+
+
Итого:
7 2
5 11 3
1 3
12 4
1 2
1 1
Исходя из данных, представленных в таблице можно сделать вывод, что среди выделенных методов исследования предпочтение отдается эмпи- рическому. Его применяют 22,6% авторов, чьи работы были изучены. Более
20,7% применяют метод системного анализа.
Организационная культура в своем развитии, как и организация, про- ходит определенные стадии: «стадию детства», «стадию роста», «стадию зрелости» и «стадию старости». Организационная культура в процессе смены стадий жизненного цикла организации трансформируется в сторону усиления индивидуализма работников и снижения ориентированности на инновации.
На разных этапах развития организации возникают различные возможности и механизмы для изменения организационной культуры.

124
С данной позиции культура предприятия представляет собой механизм, благодаря которому осуществляются целенаправленные изменения с целью обеспечения конкурентного преимущества компании на основе увеличения объемов инновационного потенциала. Отсюда следует закономерный вывод, что в контексте стратегического направления динамики инновационной дея- тельности предприятия управление организационным поведением подчинено наращиванию инновационной активности персонала.
Собственно поэтому организационная культура выступает как ведущий фактор влияния на инновационный потенциал компании, определяемым ее воздействием на различные аспекты деятельности компании, где организаци- онные изменения предстают как процесс формирования и внедрения в прак- тическую деятельность хозяйствующего субъекта нововведений.
Список литературы
1. Андреева И.В., Спивак В.А. Организационное поведение СПб.: Нева, 2009. –
224 с. Серия «Шпаргалка. Экзамен без проблем»
2. Бас В.Н., Воронин В.Н. Системно-эклектичный подход в построении модели управления организационным поведением // Кадровик. Кадровый менеджмент №3, 2011.
0,46 п.л./ 0,23 п.л.
3. Бетина О.Б. Корпоративная культура как фактор управления организационным поведением: на примере вуза. Дис. канд. экон. наук:08.00.05. – М.: РГБ, 2010. – 192с.
4. Голубкова О.А., Сатикова С.В.Практикум по организационному поведению:
Учебное пособие. – СПб.: ГУ-ВШЭ СПбФ, 2011, 160 с.
5. Колесников Р.А. Этика организационного поведения. Специальность: 09.00.05
– Этика : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. С.П., 2012.
6. Спивак В.А. Организационное поведение Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2010.
– 320 с.
7. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оцен- ка. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009. – 154 с.
8. Хуртина В.В. Детерминанты организационного поведения российских врачей: особенности формирования и изменения. Специальность 22.00.08 – социология управле- ния Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2014.
– 193 с.
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ
Сазонова А.К.
магистрант 1-го курса института экономики,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Россия, г. Белгород
Матвийчук Л.Н.
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, к.э.н., доцент,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Россия, г. Белгород
В статье раскрыта роль запасов в деятельности предприятий и необходимость осу- ществления политики управления запасами. Исследованы различные системы управления запасами и определена эффективность применения оптимизации управления запасами.