Файл: Сборник по материалам xvii международной научнопрактической конференции г. Белгород, 31 августа 2016 г. 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

125
Ключевые слова: запасы, управление запасами, системы управления запасами, ана- лиз товарных запасов, оптимальное управление запасами.
Запасы относятся к активам предприятия и составляют значительную часть оборотного капитала, а значит должны приносить экономическую вы- году. Необходимость в запасах обусловлена так же следующими причинами:
- обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям;
- экономия на транспортировке;
- размещение запасов в центрах потребления;
- уменьшение времени выполнения заказов.
Однако, сверхнормативные запасы приводят к снижению товарооборо- та и уменьшению экономических выгод. Следовательно, для эффективной работы любой организации необходимо грамотно управлять запасами.
Оптимальное управление запасами подразумевает такую политику управления запасами, которая гармонизирует все аспекты, связанные с этой задачей, а не только оптимизацию запасов на складе. Согласно исследованиям
Всемирной торговой организации (ВТО), из-за неэффективного управления за- пасами участники мировой торговли теряют до 196 млрд. долларов в год, при- чем половина суммы потерь остается незамеченной. Несмотря на это, практика большинства успешных компаний показывает, что создание запасов – это залог построения эффективного и прибыльного бизнеса [2].
Существует большое разнообразие систем управления запасами. Выбор системы зависит от специфики деятельности организации и ее размера. При выборе системы в торговой организации опираются на спрос данной продук- ции и его колебания. Основными системами управления запасами являются:
 С фиксированной периодичностью заказов (заказ формируется через равные промежутки времени). Основным недостатком данной системы явля- ется отсутствие возможности точного определения спроса на конкретный вид продукции, в связи с чем у организации может возникнуть потребность в продукте раньше, чем планировалось. Так же может возникнуть форс- мажорная ситуация, при которой поставщик вовремя не поставит заказ.
 С фиксированным размером заказа(время может меняться, но раз- мер остается неизменным). Данная система тесно связана с необходимостью в складских помещениях. Расходы на транспортировку могут значительно отличаться от планируемых. Необходим постоянный мониторинг, иначе то- вары могут неожиданно закончится.
 Пополнение запаса до максимума, когда запас достигает минимума.
Недостатком данной системы являются дополнительные расходы, связанные с поддержанием минимального уровня запаса.
 Система с установленной периодичностью и фиксированным зака- зом. Данная система не учитывает условие постоянно меняющегося спроса на товары.
 С установленной периодичностью пополнения запаса до фиксиро- ванного уровня [1].
Существует ряд условий, препятствующих эффективной работе орга- низации и, следовательно, приводящих к возникновению убытков:


126
- ошибки в складском учете,
- отсутствие четких методов и моделей управления запасами,
- размытое распределение ответственности за показатели эффективности,
- отсутствие автоматизации.
Данные условия зависят не только от действий и стратегии руководи- теля, но и от персонала организации. Деятельность организации, в основе ко- торой лежит низкая производительность труда, не может быть успешной, по- этому система управления запасами должна быть ориентирована на упроще- ние работы и стимулирования действий персонала [4]. Заимствованный у американских и западноевропейских компаний показатель KPI (Key
Performance Indicators), может нивелировать данные условия, при этом кри- териями, на которые следует ориентироваться, могут быть следующие: обо- рачиваемость запасов, рентабельность инвестиций, вложенных в 1 рубль за- паса и количество покупателей, которое может быть удовлетворено из запаса в течение определенного периода [5].
Наряду с показателем производительности труда очень важную роль для учета товарных запасов играет товарооборачиваемость или время обра- щения товаров. Ускорение товарооборачиваемости уменьшает затраты на хранение товарных запасов, а так же приводит к высвобождению денежных средств. Поэтому анализу товарооборачиваемости отводится значительное место при анализе финансово-хозяйственной деятельности торговых пред- приятий. Анализ товарных запасов начинается с сопоставления фактических их размеров с установленным нормативом. Отклонение от нормативного по- казателя показывает, насколько данный вид товара является востребованным покупателем, либо существует затоваривание данным видом товара. Следу- ющий этап анализа направлен на выявление причин данного затоваривания.
Основными причинами могут являться несоответствие цены товара, заявлен- ному качеству, условие сезонности товара, наличие в товарной группе взаи- мозаменяемых товаров и т.д.
При анализе товарооборачиваемости рассчитываются средние товар- ные запасы за определенный период в днях, либо в числе оборотов. Увеличе- ние скорости и уменьшение времени товарного обращения увеличивают объ- ем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов по хранению товаров, сокращению товарных потерь и т. п. [3].
Немаловажную роль в системе управления запасами играет автомати- зация. Поэтому грамотное применение информационных технологий позво- лит повысить производительность труда и работу организации в целом.
Можно отметить, что в современных условиях развития техники и техноло- гии автоматизации поддаются практически любые бизнес-процессы. Внедре- ние автоматизированной системы учета товарными запасами позволяет со- кратить трудовые затраты, выявить новую более качественную управленче- скую информацию и ускорить её обработку, а также значительно повысить уровень управления товарными ресурсами. Таким образом, автоматизация должна обеспечить:


127 1) во-первых, возможность иметь под рукой максимально достовер- ные и оперативные данные для принятия управленческих решений;
2) во-вторых, возможность получения товаров за максимально ко- роткий промежуток времени.
В сфере торговли наибольшее распространение получили программные продукты компании «1С»: «1С:Управление торговлей» и «1С:Розничная тор- говля», которые позволяют решить сразу целый комплекс проблем. Это удобные инструменты, помогающие структурировать создание запасов, гра- мотно ими управлять и соблюдать баланс в организации.
Так же, для управления товарными запасами в магазинах всё более ши- рокое распространение получает электронная техника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учёта товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасами в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: си- стема управления запасами подразумевает целый комплекс мер, направлен- ных на оптимизацию работы предприятия. Создание оптимальной и эффек- тивной системы управления запасами позволит предприятию получить пре- имущество в конкурентной борьбе и получить экономические выгоды.
Список литературы
1. Бродецкий Г. Л. Управление запасами : учеб. пособие / Г. Л. Бродецкий. – М. :
Эксмо, 2008. 352 с.
2. Грицай А. Ответы на вопросы по управлению величиной запасов URL: http://upravlenie-zapasami.ru/ (дата обращения 20.06.2016).
3. Стерлигова, А. Н. Управление запасами в цепях поставок: учебное пособие/
А.Н. Стерлигова. – М.: Инфра-М., 2016. 432 с.
4. Тарасова Е.Е., Кадацкая Д.В. Торговое обслуживание потребителей в предпри- ятиях розничной торговли: учебное пособие/ Е.Е. Тарасова, Д.В. Кадацкая. – Белгород:
Издательство БУКЭП, 2013. 88 с.
5. Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами / Дж. Шрайбфедер ; пер. с англ. Ю. Орлова. Изд-во Альпина Паблишер, 2016. 304 с.
О ПОКАЗАТЕЛЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
В ТОВАРООБОРОТЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОКРУГАМИ
Сербулова Н.М.
доцент кафедры ЭММ, Донской государственный технический университет,
Россия, г. Ростов-на-Дону
В статье рассматриваются некоторые аспекты анализа товарооборота Ростовской области с федеральными округами РФ. В частности приводятся данные о показателе срав- нительного преимущества в торговле по одной из основных товарных групп – продукции продовольственного назначения за период с 2010 по 2014 годы.


128
Ключевые слова: товарооборот, показатель сравнительного преимущества, продук- ция продовольственного назначения.
Современный этап модернизации экономики создает предпосылки для развития инновационной активности регионов с целью реализации их конку- рентных преимуществ. При этом проблема использования экономического потенциала региональной инновационной системы как основного ресурса ре- гионального развития становится в настоящее время особенно актуальной.
Анализ процессов, происходящих на товарных рынках, необходим для про- гнозирования развития рынков и принятия корректирующих воздействий. В этой связи целесообразным является стратификация данных по объемам то- варооборота Ростовской области с федеральными округами РФ [1, с. 24]. В частности, рассмотрим информацию об одной из укрупненных товарных групп – продукции продовольственного назначения (ПРН). Рассмотрим из- менение значений показателя сравнительного преимущества Ростовской об- ласти в торговле по данной группе [2, с. 355].
Значение показателя сравнительного преимущества
ipr
k
Ростовской об- ласти в торговле по видам товарных групп с федеральными округами РФ определяется по формуле [3, с. 12]:


















Вв
Выв
Вв
Выв
Вв
Выв
Вв
Выв
ВРП
k
i
i
i
i
ipr
)
(
)
(
1000
, где ВРП – валовой региональный продукт, млрд. руб., Выв
i
– объем вывоза
i-й товарной группы, млрд. руб., Вв
i
– объем ввоза i-й товарной группы, млрд. руб., Выв общий объем вывоза товаров из РО, млрд. руб., Вв общий объем ввоза товаров в РО, млрд. руб.
Статистические показатели рассчитывались на основе базы данных программной системы [4, с. 162]. Ранее нами рассматривался вопрос о дина- мике товарооборота Ростовской области с субъектами РФ [5, с. 400]. На рис.
1 и 2 представлены данные по изменению значений рассматриваемого пока- зателя в 2010 и 2014 годах.
Рис. 1. Значения показателя сравнительного преимущества в торговле продукцией ПРН в 2010 году
-20
-15
-10
-5 0
5 10
Продукция ПРН
Ряд1 -16,85
-1,69
-0,22 9,47 2,97 0,4
-0,25
-0,11
ЦФО
С-ЗФО С-КФО ЮФО
ПФО
УФО
СФО
ДФО

129
Рис. 2. Значения показателя сравнительного преимущества в торговле продукцией ПРН в 2014 году
На рисунках видно, что в торговле продукцией продовольственного назначения Ростовская область имеет преимущество с тремя федеральными округами. Причем соотношение вывоз/ввоз продукции данной группы това- ров имеет тенденцию к снижению [6, с. 93].
Таким образом, представленные данные позволяют наметить возмож- ные корректирующие воздействия для повышения степени интегрированно- сти с регионами Российской Федерации.
Список литературы
1. Борисова, Л.В. Методы анализа и оценки в менеджменте качества: учеб. пособие
[Текст] / Л.В. Борисова, В.П. Димитров. – Ростов н/Д, РГАСХМ, 2009. – 200 с.
2. Борисова, Л.В. Анализ товарооборота по видам продукции [Текст]/ Л.В. Борисо- ва, В.П. Димитров// Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машино- строения: сб. ст. 8-й междунар. науч.-практ. конф., 3-6 марта. – Ростов н/Д, 2015. –
С. 355-360.
3. Блудова, С.Н. Региональные кластеры как способ управления внешнеэкономиче- ским комплесом региона [Текст] / С.Н. Блудова // Вестник СевКавГТУ. – 2004. – № 2(13).
– С. 10-23.
4. Борисова, Л.В. Статистический анализ товарооборота Ростовской области с ре- гионами России [Текст] / Л.В. Борисова, В.П. Димитров. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. – 175 с.
5. Димитров, В.П. Анализ динамики товарооборота Ростовской области с субъек- тами РФ [Текст] / В.П. Димитров, Л.В. Борисова, Н.П. Семенюк, М.С. Зотова // Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения: материалы 5 междунар. науч.-практ. конф., 29 февр. – 1 марта. Ростов н/Д., 2012. – С. 400-404.
6. Борисова, Д.В. Составляющие «вывоз/ ввоз» товарооборота Ростовской области
[Текст] / Д.В. Борисова // Наука сегодня: проблемы и пути решения: материалы междунар. науч.-практ. конф. г. Вологда, 30 марта: в 2 частях. Ч. 1. – Вологда: ООО «Маркер», 2016.
– С. 91-93.
-20
-15
-10
-5 0
5 10
Продукция ПРН
Ряд1 -17,89
-0,14
-1,01 6,88 1,08 0,61
-0,39 0,55
ЦФО
С-ЗФО С-КФО ЮФО
ПФО
УФО
СФО
ДФО


130
ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
СТРАТЕГИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО РЕГИОНА
Чупрова И.Ю.
аспирант кафедры менеджмента,
Институт менеджмента, маркетинга и финансов, Россия, г. Воронеж
В статье рассматривается понятие и характеристика инновационной среды, описы- ваются внешняя и внутренняя инновационная среда. Предлагаются инструменты развития инновационной среды высокотехнологичного региона – модель развития инновационной среды, методика оценки развития инновационной среды региона, дорожная карта иннова- ционного развития высокотехнологичного региона и совершенствования инновационной среды. Определяются потенциальные социально-экономические эффекты и прогнозируе- мые результаты развития региональной инновационной среды.
Ключевые слова: инновационная среда, инструменты развития инновационной сре- ды, стратегия, стратегическое развитие, высокотехнологичный регион.
Инновационная среда региона – это совокупность внутренних и внеш- них факторов и условий социально-экономического, организационно- правового и политического характера, которые определяют особенности ин- новационного процесса на территории региона и обеспечивают благоприят- ные условия разработки, реализации и внедрения инноваций, а также созда- ния социально-экономического пространства инновационного развития реги- она [1, 15].
Внутреннюю инновационную среду высокотехнологичного региона со- ставляют все процессы, проходящие на уровне предприятий, организаций, субъектов инфраструктуры. Это уровень микросреды инновационного разви- тия региона [2, 14].
Внешнюю инновационную среду составляют финансово- экономические, социальные, политические, правовые, институциональные процессы при взаимодействии инновационных предприятий, поставщиков, потребителей, муниципальных, региональных и федеральных органов власти.
Это уровень макросреды инновационного развития региона [3, 240].
В качестве инструментов развития инновационной среды высокотехно- логичного региона автором выделены и описаны следующие:
1. Модель развития инновационной среды региона – носит комплекс- ный характер и является аналитическим инструментом. В ней выделены направления развития инновационной среды по трём уровням – субъектов инновационной бизнеса, муниципальных районов, региона в целом. Опреде- лены источники и пути развития инновационной среды для каждого из уров- ней. Перечислены возможные результаты развития внутренней и внешней среды, которые определяют результаты развития инновационной среду Во- ронежской области [4, 10].
2. Методика оценки развития инновационной среды региона – основана на анализе инновационной деятельности Воронежской области по четырём направлениям, выделенным в соответствии с эффективными условиями дей- ствия внешней и внутренней инновационной среды, а именно: оценка благо-