Файл: Сборник по материалам xvii международной научнопрактической конференции г. Белгород, 31 августа 2016 г. 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

115
Управление знаниями делиться на функции. «Центральная задача функции управления знаниями – выявление и дополнительное использование ресурсов, имеющихся в организациях, путем постоянного поиска передового опыта. Организации обычно используют такие виды знаний, как профессио- нальные знания и практический опыт работников, творческие решения и др.»
[2, с. 276].
В настоящее время многие предприниматели в России по-прежнему боятся серьезно работать с нематериальными активами, а также вкладывать в них свои деньги, т.к. интеллектуальное управление капиталом предполагает большую неопределенность. Многие менеджеры понимают, что система управления знаниями должна быть введена в организационную культуру. Но в первую очередь необходимо ставить четкие цели и задачи. Многие работ- ники воспринимают систему управления знаниями с осторожностью, так как они сознательно не желают делиться своими знаниями и опытом, потому что это их индивидуальное конкурентное преимущество в компании.
Также следует отметить, что образование является основным инстру- ментом управления знаниями. Корпоративное обучение не должно быть пре- рывным процессом, оно должно быть встроено в организационное развитие персонала.
Также следует отметить, что интернализация знаний происходит путём непрерывного обучения. Специалист приобретает новые знания и анализиру- ет данные, формирует новые траектории решения задач, которые он не все- гда сможет описать, но может их реализовать. Вследствие чего они пополнят интеллектуальный капитал компании.
Таким образом, анализ результатов развития экономики позволяет нам говорить о том, что успех организаций основан на инновациях и вовлечении в работу новых знаний. Из чего следует, что стратегии развития основывают- ся на интенсивном применении инструментов и технологии управления зна- ниями.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

Список литературы
1. Маличенко И.П. // Современный взгляд на управление знаниями в организации: от теории к инструментам технологии. Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – №2.
С. 84-91.
2. Мильнер Б.З.Теория организации. Москва: «ИНФРА – М», 1998. 336 с.
3. Мильнер Б.З. Управление знаниями в современной экономике[Текст] /
Б.Мильнер // Проблемы теории и практики управления. – 2006. –№9. – С. 8.
4.
Мильнер
Б.З.
Управление интеллектуальными ресурсами http://institutiones.com/general/1072-upravlenie-intellektualnimi-resursami.html (дата обраще- ния 14.08.2016).
5.
Словарь и энциклопедии на
Академике http://technical_translator_dictionary.academic.ru/252243 (дата обращения 14.08.2016).

116
МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
Носкова Е.М.
доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела, канд. экон. наук,
ФГБОУ ВО ПГНИУ, Россия, г. Пермь
Меньщикова А.Ф.
доцент кафедры организации производства и предпринимательства в АПК,
ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, Россия, г. Пермь
Юшкова М.К.
доцент кафедры организации производства и предпринимательства в АПК, канд. экон. наук, ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, Россия, г. Пермь
В настоящей статье проведён обзор применяемых традиционных подходов оценки налоговой нагрузки и рассмотрены вопросы оценки эффективности налоговых льгот в рамках традиционных моделей. Определены направления повышения эффективности налоговых льгот.
Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоговые льготы, оценка эффективности налоговых льгот.
Один из актуальных и противоречивых вопросов в обеспечении эффек- тивности функционирования экономики – применение налоговых льгот в налоговой системе страны. Целью данного исследования является предвари- тельная оценка моделей, применяемых для определения эффективности налоговых льгот.
Налоговые льготы в Российской Федерации формализованы и установ- лены Налоговым кодексом, то есть имеют законодательное основание и определение [1]. Применение налоговых льгот предназначено регулировать налоговую нагрузку, которая также не имеет единой и однозначной методики расчёта. К текущему моменту сложилось два официальных подхода к оценке налоговой нагрузки в стране: 1) по изъятию из ВВП; 2) по остатку средств у налогоплательщика.
Оценка налоговой нагрузки по изъятию базируется на определении благосостояния страны с помощью валового внутреннего продукта и исполь- зует утверждение: «чем выше уровень экономического развития страны, тем больший уровень изъятий в виде налогов в бюджетную систему она может себе позволить» [5, с. 77]. По мнению Соколова М. определение налоговой нагрузки путём соотношения налоговых изъятий и ВВП является спорной моделью.
Оценка налоговой нагрузки по остатку средств у налогоплательщиков является результатом серьёзных структурных сдвигов в мировой экономике и в действующих налоговых системах. За двадцатый век структура благососто- яния в мировой экономике изменилась в пользу частного капитала, благодаря укреплению рыночного типа в смешанных экономических системах. Поэто- му налоговые системы экономически развитых стран, как индикаторы изме-


117 нений отношений собственности, актуализировали основной наполняющий бюджет государства налог – налог на доходы физических лиц. Поэтому мо- дель оценки налоговой нагрузки по остатку средств у налогоплательщиков является актуальной и прогрессивной, но игнорируемой в Министерстве фи- нансов Российской Федерации ввиду изменения картины налогообременён- ности.
Налоги как способ перераспределения новой стоимости в любом случае влияют на общее благосостояние страны. Налоговые льготы, в свою очередь, выполняют роль рычага воздействия. Виды льгот представлены на рисунке.
Рис. Классификация налоговых льгот по видам [2]
Налоговые изъятия предполагают выведение объектов из налогообло- жения и классифицируются по срокам ˗ постоянные, срочные; по охвату – для всех, для определённой группы налогоплательщиков. Налоговые скидки предполагают сокращение налоговой базы и разделяются на лимитированные
(косвенный лимит, прямой лимит) и не лимитированные. Самый богатый опыт применения имеют налоговые освобождения, которые подразделяются на следующие виды: уменьшение суммы налогообложения, уменьшение оклада налога, отсрочка или рассрочка налогового платежа (изменение срока платежа до 6 месяцев), налоговый кредит (изменение срока платежа на более
6 месяцев), инвестиционный налоговый кредит (от 1 года до 5 лет для
НИОКР), налоговая амнистия (освобождение от штрафных санкций), зачёт во избежание двойного налогообложения. Налоговые каникулы предостав- ляются вновь созданным хозяйствующим субъектам на первый год работы для уменьшения налоговой нагрузки в инвестиционный период и являются прямым освобождением от налогообложения. Отдельно выделен налоговый кредит, который предполагает замену уплаты налога либо его части в денеж- ном выражении натуральным исполнением и в НК РФ не предусмотрен, так как все налоги выплачиваются в национальной денежной единице [1]. Инте- ресным является сложение недоимки, которое по статье 59 НК РФ предпола- гает списание безнадёжных долгов в исключительных экономических, соци- альных, юридических ситуациях, приведших к невозможности взыскать дол- ги в бюджет.
Всё многообразие перечисленных налоговых льгот можно классифици- ровать по воздействию на налоговое обязательство: косвенное освобождение и прямое освобождение. К косвенному освобождению относятся изъятия и
Налоговые льготы в мировой практике налогообложения
Изъятия
Освобождения
Скидки
Налоговые каникулы
Сложение недоимки
Целевой налоговый кредит


118 скидки, которые предполагают менеджмент налогового обязательства, оформляются дополнительными документами, например, налоговой полити- кой. Прямое освобождение направлено на сокращение налогового обязатель- ства и выгода предоставляется непосредственно налогоплательщику. Данное упрощение необходимо для построения модели оценки эффективности при- менения налоговых льгот. Также необходимо учесть, что в настоящее время по действующему законодательству существует около 250 льгот, которыми могут воспользоваться хозяйствующие субъекты, что отражает их несистем- ный и разнонаправленный характер [4, с. 566].
Так как валовой внутренний продукт является общим источником уплаты всех налогов в стране, то ранее описанная модель оценки налоговой нагрузки по изъятию имеет право на использование в условиях обеспечения роста экономики. Следовательно, дуальность оценки налоговой нагрузки экстраполируется в модели оценки эффективности налоговых льгот. Более того, социальные и культурные последствия применения налоговых льгот усложняют модели оценки. Для первичного восприятия модели оценки нало- говых льгот следует разделить на объекты воздействия: для налогоплатель- щика и для государства.
Для налогоплательщика льготы можно разделить с точки зрения ме- неджмента: для внутреннего планирования; для внешнего планирования.
Применение налоговых льгот в экономической системе налогоплательщика изучается в финансах предприятий, налоговом учёте и является популярной темой исследования [2, 3, 4]. Внешнее планирование рассматривает оптими- зацию налоговой нагрузки с помощью следующих вариантов поведения налогоплательщика:
1) управление организационно-правовой формой – замена налогового субъекта в пользу того, у кого действует более благоприятный режим нало- гообложения (аутсорсинг в малые предприятия и индивидуальным предпри- нимателям);
2) управление видом экономической деятельности – выбор вида дея- тельности, который облагается налогами в меньшем размере (диверсифика- ция деятельности в зависимости о сложившейся архитектуры действующих льгот);
3) управление местоположением – замена налоговой юрисдикции и вы- бор территории регистрации предпринимательской деятельности, где наименьшее налоговое бремя для налогоплательщика.
Перечисленные варианты поведения налогоплательщика актуализиру- ют утверждение, что установленные налоговые льготы провоцируют злоупо- требления ими. Однако применение налоговых льгот призвано уменьшать налоговую нагрузку при одновременном расширении налоговой базы. По- этому уклонение от налогообложения является признаком необходимости организовать механизм применения налоговых льгот более рационально и активизировать работу налоговых служб с учётом затрат на налоговое адми- нистрирование.


119
Для государства налоговые льготы по-прежнему признаются как поте- ри бюджета [4]. Как правило, льготы рассматриваются с нескольких точек зрения: 1) экономическая – отношения перераспределения новой стоимости в пользу налогоплательщика с изъятием из бюджета; 2) финансовая – сочета- ние антагонистических целей государства и частной собственности; 3) юри- дическая – формализованные отношения государства и налогоплательщиков;
4) социальная – применение льгот выравнивает налоговую нагрузку и снижа- ет общественные противоречия; 5) культурная – применение и отношение к налоговым льготам, культура предпринимательской деятельности и отноше- ние государственной политики к ней. Если отказаться от применения налого- вых льгот, то увеличатся поступления в бюджет при снижении ВВП в буду- щем. Если расширять применение льгот, то провоцируется сжатие бюджета при росте ВВП в будущем.
На наш взгляд, при краткосрочном планировании бюджета достаточно придерживаться традиционной методики – оценки льгот по недополученным налоговым платежам в бюджет. Но такой подход не несёт стратегической нагрузки. Для оценки льгот в перспективные сроки необходимо акцентиро- вать социальную и культурную направленности с инвестиционной оценкой через расширение налоговой базы для последующего увеличения обложения.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1, принята 31.07.1998 г.
№146-ФЗ, в редакции от 03.07.2016 г. №243-ФЗ.
2. Налоговое право для бухгалтера.
URL: http://biglibrary.ru/category35/book125/part25/ (дата обращения: 01.08.16 г.).
3. Бунько В. К вопросу модернизации НДС // Экономист. 2016. №5. С. 69-82.
4. Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение:
Учебник для вузов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –704 с.
5. Соколов М. О налоговой нагрузке в экономике России и зарубежных стран //
Экономист. 2016. №6. С. 77-89.
СРАВНЕНИЕ СТАНДАРТОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РУКОВОДСТВА
ПО КАЧЕСТВУ ПРЕДПРИЯТИЙ
Попова Е.О.
Национальный исследовательский Томский государственный университет,
Россия, г. Томск
В статье описываются стандарты, которые используются при разработке руковод- ства по качеству, и приводится сравнение новой и старой версии стандарта, а также акту- альность использования данного документа в организациях.
Ключевые слова: стандарт, руководство по качеству, организация, разработка, до- кументация.
Многие организации внедряют систему менеджмента качества которая требует большого внимания со стороны руководства предприятия. Основной