Файл: Цифровая трансформация промышленных предприятий в условиях инновационной экономики Коллектив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 587

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
202
 территориальные;
 корпоративные;
 прочие.
Форсайт может быть представлен как процесс, который в ходе активного действия заинтересованных сторон (стейкхолдеров), не останавливается на одном конкретном видении будущего, а уточняет, корректирует его. В тоже время в процессе форсайт-исследования выявляются «слабые сигналы», которые могут оказать существенное влияние на будущее.
Следующий шаг фазы пред-фарсайта заключается в поиске ответов на следующие вопросы:
 кто является главными стейкхолдерами исследуемого процесса;
 кого можно использовать в качестве экспертов;
 кто, когда и в каком статусе может быть включен в форсайт-проект;
 кто будет принимать необходимые решения.
Далее нужно выбрать конкретные методы прогнозирования, с помощью которых будет осуществляться непосредственно форсайт-исследование.
Как уже отмечалось, форсайт представляет собой комплексное, системное исследование будущего. В этой связи, с точки зрения методологии, при проведении форсайт-исследований может быть использован целый набор
методов.
Используемый в форсайте-проектах инструментарий на сегодняшний день включает многочисленные методы выработки знаний. К ним относятся, в том числе, ряд традиционных методов прогнозирования, различные методы генерирования идей и их анализ. В тоже время появились новые специальные креативные методы.
В общем комплексе методов, применяющихся в форсайт-исследованиях, часть из них выполняет прогнозную функцию, другая часть – аналитическую.
Есть методы, которые помогают вырабатывать новые идеи относительно

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
203 будущего, а некоторые способствуют более эффективному взаимодействию участников форсайт-проектов.
В имеющейся литературе о форсайте [8] всю совокупность используемых методов подразделяют на четыре основные группы, которые можно озаглавить как:
1. Креативные методы, использующие творческий потенциал.
2. Методы прогнозирования и экспертизы.
3. Аналитические методы.
4. Методы, направленные на совершенствования взаимодействия.
Такая классификация во многом условна, так как часть методов используется для разных целей – для анализа среды, например, и для изучения тенденций, одновременно эти же методы могут быть использованы и для прогнозирования.
Другие методы могут применяться для выработки идей, решения текущих задач форсайта, а также для генерирования возможных вариантов будущего. На равных правах могут использоваться как качественные, так и количественные методы.
Приведем общий примерный список методов, которые в той или иной степени используются при проведении форсайт-исследований.
Так к методам, которые используются для целей прогнозирования и экспертизы следует отнести:
 метод Дельфи;
 метод разработки сценариев;
 метод определения критических технологий;
 методы экстраполяции;
 имитационное моделирование;
 метод исторических аналогий.
Методы, которые чаще всего используют для анализа:
 SWOT-анализ;


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
204
 STEP-анализ;
 анализ взаимного влияния;
 сканирование окружающей среды;
 деловые игры;
 экспертные панели;
 метод Дерева Релевантности;
К известным креативным методам относятся:
 фокус-группы;
 экспертные обсуждения;
 морфологический анализ;
 метод «мозгового штурма».
Инновационные креативные методы:
 дикие карты;
 дорожные карты развития.
Выбор конкретного метода для определенного форсайт-проекта индивидуален и зависит от целого ряда факторов:
 качество и количество имеющейся для анализа информации;
 финансовые и другие ресурсы;
 цели и горизонт форсайта-проекта;
 компетентность экспертов; и другие.
На примере ряда методов рассмотрим особенности научного инструментария, используемого в форсайт-проектах.
Наиболее часто для этих целей используется метод Дельфи. Он основан на упорядоченном опросе экспертов, которые составляют некоторую экспертную панель. Особенностью данного метода является то, что он подразумевает не единичный опрос, а последовательность нескольких опросов одной и той же группы экспертов. При этом обеспечивается обратная связь с экспертами и им дается возможность скорректировать свои суждения в

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
205 соответствии с полученными обобщенными результатами. Этот метод используется для составления экспертных прогнозов.
Метод сценариев заключается в составлении вероятных сценариев развития событий в будущем. Этот метод предоставляет возможность специалистам провести анализ проблем и изложить свое видение по их развитию и преодолению. Далее эти предложения обобщаются и представляются в виде единого документа.
Метод экспертных оценок включает в себя ряд математических и логических процедур, которые направлены на получение, анализ и обобщение экспертной информации.
Достоинством метода является возможность разностороннего анализа сведений, полученных от высококвалифицированных экспертов.
Метод «мозгового штурма» предполагает свободное высказывание идей в отношении развития событий, которые затем отбираются и анализируются.
Деловые игры – метод, который основан на моделировании действий некоторой социальной системы. При этом представители экспертной группы выполняют определенные социальные роли.
Метод разработки дорожных карт основывается на том, что этапы, которые надо пройти на пути достижения конечной цели, представляются в виде некоего графа – дорожной карты. В итоге получается набор альтернативных путей (дорожных карт), которые в последующем подвергаются осмыслению и обобщению.
Метод подвергается дальнейшему развитию. Так один из вариантов данного метода направлен на анализ последовательности формирования технологий. Он в свою очередь позволяет, на основе использования статистических методов моделирования, проводить оценку времени, которое нужно для достижения промежуточных целей.
Целью данной публикации не является детальное описание всех методов, используемых в форсайт-проектах. В основном они известны и используются


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
206 для многих исследовательских целей. Познакомится с ними можно в специальных изданиях. Однако существует ряд специфических принципов, с учетом которых перечисленные методы используются при реализации форсайт- проектов:
1. Привлечение в качестве экспертов представителей различных общественных групп, в том числе научного сообщества, сферы бизнеса, гражданского общества, органов государственной власти и местного самоуправления, при обсуждении и сопоставлении разрабатываемых прогнозов.
В результате достигается наиболее полное видение будущего, а также согласование наиболее выгодных путей его достижения.
2. Достижение наиболее развитой коммуникации между всеми участниками реализуемого форсайт-проекта.
3. Сосредоточение внимание на долгосрочном периоде (20-30 лет).
4. Координация, которая предполагает, что достижения в технологии и науке оцениваются в связи с социальной и экономической ситуациями.
5. Согласие, предполагающее согласованную работу представителей сферы бизнеса, науки, органов власти и гражданского общества по поиску консенсуса в отношении разработанных вариантов развития будущего.
В настоящее время выделяют несколько типов форсайт-исследований:
1.
Технологический форсайт. На его основе определяются долгосрочные перспективы развития технологий.
2.
Социальный форсайт – предполагает проведение долгосрочных прогнозов в отношении развития социальных явлений в обществе.
3.
Фундаментальный
форсайт, который проводится продолжительное время с привлечением СМИ, основывается на проведении нескольких этапов опросов различных кругов экспертов. Продолжительность проведения фундаментальных форсайтов достигает порой – одного, двух лет.
4.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17

Тематический форсайт проводится в отношении какой-либо одной определенной сферы деятельности (например, здравоохранение).

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
207 5.
Территориальный
форсайт имеет целью исследование долгосрочных достижимых вариантов будущего конкретной территории
(города, области, страны в целом).
6.
Корпоративный
форсайт предполагает исследование долгосрочных путей развития конкретной организации.
При любом типе форсайта принципиальным является то, что он должен включать консультационный процесс, который должен обеспечить эффективный обмен мнениями между основными участниками.
Можно также охарактеризовать некоторые общие мероприятия при организации и реализации форсайт-проектов:
1.
Создание группы так называемых пропагандистов.
2.
Организация управляющего комитета.
3.
Принятие технологии управления подготовкой и реализацией проекта.
4.
Формирование рабочей группы.
5.
Обеспечение проекта необходимыми ресурсами.
6.
Формирование экспертных групп специалистов и участников дискуссий.
7.
Выбор методов организации и проведения опросов.
8.
Обработка результатов проведенных опросов.
9.
Подготовка итогового отчета.
10.
Организация мониторинга и меры по развитию проекта.
Как уже отмечалось, форсайт-проект проходит три основные стадии:
1-ая стадия, пред-форсайт (предварительная стадия). На этой стадии определяются заказчики и пропагандисты форсайта, формулируются цели и задачи.
2-ая стадия, собственно форсайт. На этой стадии проводятся все запланированные опросы, их анализ, готовятся отчеты.

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
208 3-я стадия, пост-форсайт заключается в проведении верификации результатов, мониторинге и, в случае необходимости, в проведении повторных опросов.
8.3. Методология корпоративного форсайта в целях выбора эффективной
стратегии предприятия
По нашему мнению, с точки зрения обеспечения конкурентоспособного стратегического развития коммерческой организации, в качестве перспективной методологии следует рассматривать корпоративный форсайт.
Основная задача форсайт-проектов на корпоративном уровне – предвидеть основные изменения потребительских предпочтений, рыночных тенденций, социальных условий и т.д. Эта задача решается за счет современного предвидения и идентификации сильных и слабых сигналов, поступающих из будущего. В тоже время эффективный анализ полученных факторов изменения внешней среды и составление дорожных карт продвижения этих изменений способствуют возможности уже заранее предусматривать необходимые меры по обеспечению устойчивого развития компании в долгосрочной перспективе.
Корпоративные форсайт-проекты методологически предполагают предвидение и активное конструирование долгосрочного будущего коммерческой организации. При этом, что касается конструирования, то он основывается прежде всего на определении основной инновационной тенденции характерной для отрасли, а также потенциальной способности предприятия к изменениям вообще, и к внедрению актуальных инноваций в частности.
Инициатором форсайт-проектов на уровне корпорации должны быть прежде всего руководители предприятия, а также его собственники. В отдельных случаях инициатором корпоративного форсайт-проекта может выступать консалтинговая компания.
Основным инструментом поиска альтернативных путей долгосрочного развития коммерческих структур в современных условиях, по мнению


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
209 большинства экспертов [1], является сценарный анализ. Как известно, именно этот метод рекомендуется использовать при стратегическом управлении нестабильными процессами, протекающими в турбулентной среде. Сценарный анализ, как правило, дает в этом случае ряд альтернативных вариантов развития событий. На основе подобных сценариев планируют и анализируют различные нестандартные ситуации. В конечном итоге, именно в результате использования этого метода, можно определить альтернативные пути достижения поставленной в корпоративном форсайте цели.
Положительным фактором использования сценарного анализа является также возможность оценить какие и когда необходимо принять меры для обеспечения долгосрочной стратегии организации. Кроме этого, сценирование позволяет также осуществлять мониторинг политического, социального, экономического и технологического развития, от которых как раз и зависит долгосрочный инновационный тренд. Именно он формирует общие условия развития бизнеса вообще, а также конкретной коммерческой фирмы, в частности.
Альтернативность вариантов корпоративного форсайт-проекта позволяет синтезировать наиболее оптимальный план развития коммерческой компании на долгосрочную перспективу. В этой связи могут быть решены две последовательные задачи:
1.
Выделяются основные ключевые точки развития организации и разрабатываются альтернативные вариант динамики этого развития.
2.
Проводится анализ каждого из вариантов, исследуются его нюансы и особенности, а также последствия реализации.
В настоящее время известно два основных технологических подхода к выделению сценариев развития организаций, а именно: формальный и качественно-аналитический.
При формальном подходе сценарии строятся на основе возможных трендов изменений неких формальных количественных характеристик

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
210
(например, объем продаж, рентабельность, занимаемая доля рынка и т.д.).
Полученные на основе этого подхода сценарии могут быть достаточно вероятны, как правило, для инерционно развивающихся предприятий и лишь на краткосрочную перспективу.
В отличии от формального подхода, качественно-аналитический подход рассчитан на анализ глубинных реальных политических, экономических, социальных и технологических процессов, непосредственно связанных с деятельностью организации. Этот подход, в первую очередь, обращает внимание на содержание выделяемых сценариев. Сценарии в этом случае строятся для абсолютно разных условий, в которых предстоит действовать коммерческой компании. Производится также учет возможных изменений основных факторов внешней среды и обосновываются мероприятия, которые необходимо предусмотреть для того, чтобы построенные сценарии могли быть реализованы.
Для построения сценариев корпоративного форсайт-проекта могут быть использованы следующие методы:
 метод знаковых событий;
 метод модификации будущего;
 метод построения сценарных матриц.
Рассмотрим более подробно каждый из них.
«Метод знаковых событий» основан на выделении возможных ключевых событий в долгосрочной перспективе развития организации. Он ищет ответ на вопрос как могут повлиять выявленные события на организацию, какова вероятность негативного или положительного эффекта и какова его величина.
«Метод модификации будущего» основан на анализе и обобщении официальных документов, касающихся деятельности организации в долгосрочной перспективе и выделении из них различного уровня факторов, которые будут влиять на развитие организации.
«Метод построения сценарных матриц» использует две основные технологии: