Файл: Цифровая трансформация промышленных предприятий в условиях инновационной экономики Коллектив.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 583
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
219 внешней среды предприятия. Так, например, П. Дойль утверждал, что стратегия – это совокупность именно управленческих решений по использованию ресурсов предприятий и, как следствие, достижение конкурентных преимуществ на целевых рынках сбыта в долгосрочном периоде [2; 3].
Таким образом, в современных реалиях стратегия развития коммерческой деятельности может разрабатываться на основе тех же принципов и характеристик, что и у транснациональных корпораций, только на международном уровне в рамках целых отраслей с целью расширения присутствия какой-либо страны. В данном случае космическая отрасль не является исключением, а наоборот – ярким примером, поскольку в большинстве стран мира стратегия развития ракетно-космической промышленности реализуется не только в интересах коммерческой деятельности, но и в рамках обеспечения обороны государства, а следовательно, существует возможность комплексного обеспечения стратегического развития всей отрасли на мировом уровне.
9.2. Общая характеристика мировой космической отрасли
В современных условиях в широком смысле под мировым космическим рынком понимают систему международных и внутригосударственных отношений по обмену товаров на деньги в рамках создания и изготовления космических товаров и предоставления услуг, а также их применение в других сферах, например, в обороне, науке, культуре, экономике и т.д. [21]
Объектами мирового космического рынка принято считать товары и услуги, которые используются не только в рамках космической деятельности, но и в других сферах, т.е. в интересах обеспечения решения задач безопасности государств, в области решения каких-либо социально-экономических проблем, в направлении развития науки и международного сотрудничества, в области предоставления услуг связи населению через компании-операторы и прочее [20].
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
220
Основной характеристикой мирового космического рынка является международная торговля товарами и услугами, которая отличается от обыденного и изолированного развития внутреннего космического рынка какой- либо страны. По сути, в современных условиях такой рынок любой страны становится частью мирового рынка при наличии развитого международного товарообмена.
Сегодня многие страны пришли к выводу, что космическая деятельность является приоритетным направлением национальной политики и одним из ключевых факторов в конкурентной борьбе на мировом уровне. Во-первых, это подтверждается увеличением бюджетов космических агентств ведущих стран, где Россия занимает четвертое место в мире значительно уступая США
(рисунок 9.2.1). Во-вторых, тем фактом, что более 130 стран мира каким-либо образом причастны к реализации космических программ – в большинстве случаев это внутригосударственные программы, нацеленные на поддержание имиджа страны, а также на развитие систем связи. Однако около 31% стран, причастных к космическим программам, имеют в своём арсенале собственные космические аппараты. Несмотря на это, лишь шесть стран, активных участников мирового космического рынка, обладают развитой инфраструктурой, которая позволяет осуществлять космическую деятельность в полном цикле. Среди них можно выделить: Россию, США, ЕС, Японию, Китай,
Индию [21].
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
221
Рисунок 9.2.1 – Бюджеты космических агентств ведущих стран [7, 8]
На рисунке 9.2.2 представлена классификация стран, активно развивающих ракетно-космическую промышленность (РКП), по трем эшелонам.
Критерием отнесения России, США и Европейского союза (далее – ЕС) к первому эшелону является тот факт, что указанные страны – мажоритарии исследуемого рынка. Кроме того, они обладают технологиями коммерческих запусков в космос, а также имеют потенциал для создания инноваций в ракетно- космической промышленности, который позволяет им удерживаться в этой нише в среднесрочном и долгосрочном периодах без агрессивных стратегий [16].
Рисунок 9.2.2 – Классификация стран, осуществляющих космическую
деятельность [16]
18,0%
4,9%
2,8%
2,5%
19,3%
5,8%
3,2%
3,0%
0,0%
5,0%
10,0%
15,0%
20,0%
25,0%
NASA (США)
ESA (ЕС)
Китай
Роскосмос (Россия)
2018 2019
7%
19%
15%
21%
Страны I
эшелона
• Россия
• США
• ЕС
Страны II
эшелона
• Китай
• Индия
• Япония
Страны III
эшелона
• Южная Корея
• Израиль
• Иран
• Бразилия
• Сингапур
• Индонезия
• Канада
• Люксембург
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
222
Ко второму эшелону отнесены Китай, Индия и Япония, которые показывают стремительное развитие ракетно-космических технологий, где национальные РКП формируют новые центры мировой космической деятельности. При этом в странах второго эшелона важнейшей частью национальной стратегии научно-технического развития считаются именно ракетно-космические технологии.
Странами третьего эшелона являются Южная Корея, Израиль, Иран,
Бразилия, Сингапур, Индонезия, Канада и Люксембург, у которых свыше 10% национального импорта составляют продукты ракетно-космической промышленности. Перечисленные страны считаются перспективными развивающимися рынками сбыта, поскольку на сегодняшний момент у них не существует собственных технологий, недостаточно квалифицированных кадров, отсутствуют стабильные партнерские отношения или имеются проблемы с финансированием [4].
За последнее десятилетие мировой космический рынок достиг объема в
500 млрд долл. США, увеличившись в пять раз. Стоит отметить, что за последние двадцать лет на мировом рынке ракетно-космической деятельности произошли значительные изменения, связанные не только с увеличением самостоятельности стран путем создания и развития национальных РКП, но и с интеграционными процессами в рамках освоения и использования космического пространства [18].
Как показывает статистика за последние семь лет, наибольшая доля доходов от космической деятельности, порядка 80%, сосредоточена в сфере услуг по предоставлению телекоммуникации, навигации, запуску дистанционного зонирования Земли (ДЗЗ) и в рамках метеонаблюдения, при этом оставшиеся
20% относятся к строительству инфраструктуры для обслуживания ракетно- космической техники и к её созданию. На основе данных из диаграммы 9.2.3 можно сделать вывод, что именно косвенные эффекты от смежных областей
(36%) приносят наибольшие выгоды для экономик, что сопоставимо с косвенными эффектами в рамках космической деятельности (31/%).
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
223
Рисунок 9.2.3 – Разбивка среднего процентного соотношения выгод от
осуществления космической деятельности по всем странам мира за период
2013 – 2019 гг. [4]
Со временем многие государственные космические агентства решили снизить нагрузку на госбюджет, но без ущерба для развития отрасли, что стало стимулом для развития коммерческой космической деятельности, которая, в свою очередь, может быть самоокупаемой и доходной по многих сегментам ракетно-космического рынка. Коммерческая космическая деятельность развивалась по двум основным направлениям. Во-первых, это целенаправленные действия государственных органов власти, во-вторых, потребности свободного рынка привели к необходимой и естественной эволюция инновационной отрасли космических технологий для удовлетворения потребностей в других отраслях.
Нет никаких сомнений, что в ближайшие 10 лет развитие коммерческой космической деятельности будет происходит бурно, что позволит ей стать одной из перспективнейших отраслей для бизнес структур. По оптимистичным прогнозам зарубежных аналитиков, мировой космический рынок вырастит на
83% к 2040 году от 1,2 до 2,2 трлн. долл. США именно за счет коммерческой составляющей исследуемой отрасли [6].
3%
3%
10%
17%
31%
36%
Запуски и спутники (3%)
Спутниковые услуги (3%)
Наземная инфраструктура
(10%)
Сопутствующие услуги, в т.ч. космический туризм (17%)
Косвенные эффекты в КД
(31%)
Косвенные эффекты с смежных областях (36%)
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
224
Что касается Российской Федерации, то с 2003 года ГК «Роскосмос» курирует самое большое в мире количество запусков в год, другими словами, каждая третья ракета, покидающая нашу планету, отправляется в космос российскими специалистами. При этом практически все космонавты Земли (и американцы, и японцы, и европейцы, и другие) оказываются в космическом пространстве с помощью российских пусковых услуг. Однако, это совершенно не означается, что Россия является лидером мировой космической отрасли.
Например, в 2015 году доля российских запусков ракет-носителей составила всего лишь 33% (29 из 87), США – 23% (20 из 87), Китай – 22% (19 из 87).
Сегодня наибольшее количество стартов – порядка 80% – принадлежит США, которые, по прогнозам экспертов, должны были оказаться на третьей строчке данного рейтинга к 2019 году, однако американская пусковая программа уже сегодня является самой многочисленной [11].
Стоит отметить, что Российская Федерация уже сейчас является неким аутсайдером и играет роль «космического извозчика», по сути российские специалисты, обладающие опытом и исключительными технологиями, лишь запускают чужих астронавтов и чужие космические аппараты, в т.ч. спутники, от которых в последствие получают коммерческие выгоды иностранные операторы, предоставляя населению услуги спутникового телевидения.
По примерным оценкам объем международного космического рынка услуг составляет около 500 млрд долл. США, где запуск спутников с помощью различным ракет-носителей – 2% [4]. Другими словами, очевидное лидерство
Российской Федерации в сегменте пусковых услуг становится ничтожным – всего 0,7%-1% от общего объема рассматриваемого рынка. Стоит отметить, что по другим направлениям большие успехи также отсутствуют, а доли можно сравнить со статистической погрешностью. Российская ракетно-космическая отрасль является аутсайдером в производстве и оказании телекоммуникационных услуг, в рамках деятельности по обеспечению дистанционного зондирования Земли, в изготовлении космических спутников и
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
225 аппаратов, а также в сфере страхования космических рисков. Единственным конкурентным преимуществом России является пилотируемая космонавтика в рамках функционирования Международной космической станции.
9.3. Современные проблемы и особенности формирования стратегии
коммерческой космической деятельности
Внутринациональная программа под названием
«Космическая деятельность России на 2013 – 2020 годы» была утверждена в конце 2012 года
(сейчас на рассмотрении находится проект Стратегии развития ракетно- космической промышленности РФ до 2030 года и на дальнейшую перспективу)
[19;
22]. В рамках развития ракетно-космической промышленности государством выделены три основных направления. Во-первых, необходимо обеспечить беспрепятственный доступ России в космическое пространство, развивать космическую технику, технологии и совершенствовать услуги по данному направлению, а также повышать инновационный уровень ракетно- космической отрасли и выполнять международные обязательства. Во-вторых, перспективным становиться использование созданных космических средств в научных целях. В-третьих, продолжать пилотируемые полеты.
При изучении государственной программы по космической деятельности важным пунктом отмечен тот факт, что данная национальная отрасль к 2020 году должна в несколько раз увеличить объемы производства по сравнению с базовым
2011 годом, при этом главной целью является достижение Россией доли в 16% на мировом рынке по производству космической техники [15].
Очевидно, что отсутствие Стратегии коммерческой деятельности тормозит развитие отечественной космонавтики, и в тоже время техническое развитие потенциальных конкурентов становится основной причиной устаревания российских технологий, и как следствие это приводит к уменьшению спроса на международном рынке космических товаров и услуг. В связи со снижением финансирования отрасли, а также ввиду отсутствия научно-технических и
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
226 коммерческих амбициозных прорывов, происходит размытие потенциального кадрового резерва, что ведет к резкому ухудшению качества образования будущих специалистов отрасли и к увеличению вероятности наступления аварийных ситуаций. Тем самым «круг замыкается» – ещё больше снижается кадровая и коммерческая привлекательность отрасли.
Богатство компетенций и изобилие инфраструктуры ракетно-космической промышленности, при отсутствии современной стратегии развития приводит к размыванию финансирования отрасли, что подтверждается одним фактом – работы по одному госконтракту выполняют сразу десятки предприятий, отчитываясь друг перед другом. Таким образом, развитие технологий происходит очень медленно, конкурентные преимущества утрачиваются, а тем временем динамичные участники космического рынка, которые концентрируют свои усилия на узких специализациях, вырываются вперед. Например, американская ракета Falcon 9 приобрела большую популярность по сравнению с лидером рынка российской ракетой
«Протон», а отечественные телекоммуникационные и навигационные системы характеризуются более низкой надежностью, срок их активной эксплуатации в два раза короче, чем у американских или европейских аналогов. Российские спутники дистанционного зондирования Земли обладают большей массой, которая превосходит конкурентов в 5 – 10 раз, однако это не добавляет качество получаемых данных.
Стоит вспомнить два запуска межпланетных станций, которые состоялись в
1996-м и 2011-м годах, – они также оказались провальными – межпланетарные станции упали на дно Тихого океана [11].
До того, как на частных производствах в США произошло повышение производительности труда, индийская и китайская космонавтики ещё не присутствовали на мировом рынке запусков – у российской ракетно- космической промышленности было большое преимущество, которое касалось низкой системы оплаты труда и, как следствие, низких издержек на производство и разработку. Но уже сейчас этот фактор оказывает больше негативное
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
227 воздействие на приток в отрасль квалифицированных специалистов, нежели даёт ей конкурентное преимущество [17].
Крайним сегментом мирового космического рынка, где отечественная космонавтика до последнего времени не знала конкурентов, являлась пилотируемая космонавтика. В течение последних пяти лет стало понятно, что
Россия потеряла своё монопольное положение в данном направлении. Однако некая уверенность в своих конкурентных преимуществах ещё осталась, несмотря на то, что в Америке конструируют сразу несколько пилотируемых кораблей, тем временем, в Китае уже производят пилотируемые и грузовые космические аппараты, а запуск китайской космической станции – дело времени [12].
В 2018 – 2019 годах экономическая ситуация в России значительно изменилась в лучшую сторону, и уже можно было говорить о том, что государство обладает ресурсами для полноценной загрузки космической отрасли. Однако представляется, что сама отрасль не готова принять значительное государственное финансирования.
В апреле 2019 года Владимиром Путиным было инициировано заседание
Совета Безопасности в расширенном составе, где ключевой темой обсуждения стали приоритетные пути развития и совершенствования государственной политики в рамках космической отрасли, которые можно и следует рассматривать как основные положения для выбора приоритетных направлений развития отечественной космонавтики в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Одно из важнейших направлений – это наращивание экспорта космических товаров и услуг. По оценкам аналитиков, только объем коммерческого мирового рынка услуг на сегодняшний день составляет более
183 млрд долл. США, и в ближайшие годы и десятилетия будет только увеличиваться.
В первую очередь необходимо сформулировать амбициозные цели и реалистичные задачи для их реализации, а затем сформировать комплекс
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
228 стратегических мероприятий с учетом возможностей конструкторских бюро предприятий ракетно-космической отрасли.
Во-вторых, на долгосрочную перспективу следует сформировать научно- технический, технологический и производственные заделы с помощью непрерывного мониторинга процессов создания и внедрения инновационных технологий, которые могут лечь в основу прорывной деятельности в рамках разработки космической техники нового поколения.
При этом камнем преткновения становится отсутствие эффективных механизмов инновационного развития в отечественной космической отрасли, которые необходимо найти. Возможно, реализация новых форм частно- государственного партнерства позволит аккумулировать организационные и административные, кадровые и финансовые ресурсы именно на приоритетных направлениях развития.
В-третьих, реализация любых стратегических целей и задач невозможна без развитой наземной инфраструктуры. Здесь можно отметить необходимость более активного использования космодромов Восточный и Плесецк.
Однако ключевой задачей является насыщение космической отрасли высококвалифицированными специалистами.
Поэтому на директивном уровне принято решение, прежде всего, реализовать основные направления государственной политики РФ в области космической деятельности в срок до 2030 года и на долгосрочную перспективу с учётом среднесрочных и долгосрочных мировых трендов, то есть реализовывать стратегические планы с учетом соответствующих уточнений и дополнений.
В качестве амбициозных, но реалистичных планов и целей в области космической деятельности в срок до 2030 года и на долгосрочную перспективу
Роскосмос в настоящее время рассматривает несколько проектов, в том числе:
Проект 1. Создание и эксплуатация ракет-носителей семейства Ангара.