Файл: Цифровая трансформация промышленных предприятий в условиях инновационной экономики Коллектив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 575

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
256 возникновением субъектов нового качества (логистических комплексов), которая как минимум может включать критерии логистического анализа: степень синхронизации участников кластеров, соотношение логистических затрат и
ВРП, отсутствие сверхлимитного времени нахождения крупногабаритного транспорта в индустриальном парке и близлежащих территориях, уровень возвратов товаров, процент невыплаченной задолженности, оборачиваемость по типам запасов. Созданная информационная система позволит автоматически рассчитывать эффективность деятельности резидентов индустриальных парков в виде показателей коммерческой и бюджетной эффективности.
3. Компании – резиденты индустриального парка (в форме логистического портала предприятия, взаимосвязанного для формирования макроэкономической отчетности с институтами развития и министерством экономического развития субъекта федерации).
4. Логистический кластер формата Freight Village осуществляет регулирование логистических потоков, используя методы: индивидуальные рейтинги транспортных компаний, матричный метод выбора новых транспортных компаний, регулирование плотности транспортной загрузки и режимов работы складов, формирование бюджетов запасов распределительных центров по узким буферным зонам, бюджетирование продаж распределительных центров и транспортно-логистических услуг, многопараметрическая мотивация персонала в сфере логистики.
5. Транспортные компании, осуществляющие деятельность в рамках логистического кластера, используют методы логистически ориентированного менеджмента: онлайн формирование и отслеживание выполнения транспортно- логистических услуг; согласованный с кластером бюджет (график) отгрузки товаров.
6. Муниципалитет, на чьей территории расположен индустриальный парк, мониторит качество социальной устойчивости в связи с работой резидентов

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
257 индустриального парка и логистического кластера по критериям, связанным с экологическим менеджментом, трудовыми ресурсами резидентов.
Таким образом, под мультикоммуникационной логистической системой региона понимается совокупность информационных и человеческих потоков, координируемых единым логистическим центром регионального института развития и организованных с целью ускорения движения материальных ресурсов и оптимизации финансовых ресурсов предприятий-резидентов и снижения социальной напряженности в регионе, развития инфраструктуры территории.
В развитие инновационной логистической системы региона [4] и в связи с новыми логистическими преобразованиями предлагаем на основе модификации имеющегося мирового опыта состав показателей статистики региональной логистики.
В соответствии с мировой практикой оценки логистических систем применяется так называемый logistics performance index (LPI) по версии
Всемирного банка [20], методика которого в настоящее время заключается в субъективных оценках экспертов ряда стран по группам показателей: Customs
(эффективность и скорость работы таможенных органов), Infrastructure
(качество инфраструктуры логистических компаний), Logistics quality and
competence (уровень компетенций логистических провайдеров), International
shipments (взаимодействие с международными компаниями), Tracking and tracing
(возможность отслеживания перемещений грузов), Timeliness (своевременность поставок).
Определенные успехи по оценке вклада в ВВП сектора e-commerce на государственном уровне имеются в системе статистики в Евросоюзе. [16] Так, в рамках Евростатистики формируются данные по разделам:
- «Цифровая экономика и общество» (оснащенность персонала корпораций портативной компьютерной техникой и средствами связи, цели использования интернет, структура сайтов);


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
258
- «Электронный бизнес» (число покупателей в интернет, структура электронной торговли, проблемные зоны интернет-торговли, соотношение рынков интернет-продаж товаров и услуг).
Для оценки развития товаропроводящих сетей в Европе используется анализ структуры пассажиро и грузо потоков по видам транспорта.
В работе для определения вклада рынка транспортно-логистических услуг и в качестве инструмента мониторинга деятельности логистических комплексов
(в частности формата Freight Village) предлагается целый комплекс параметров, включающий в себя стандартные параметры логистической инфраструктуры, анализа их инновационного потенциала, оценочные критерии логистического сервиса, развития электронных форм предоставления услуг. Элементы разработанной системы статистики логистических систем (государственной системы статистики логистических систем) представим на рисунках
10.3.2 - 10.3.6:
Рисунок 10.3.2 – Кадровый потенциал логистической системы
квалификационный уровень логистической системы
Количество вузов, осуществляющих подготовку логистов
(КВл)
рассчитать
возможно
кадровая потребность логистической системы
% к общему числу вакансий (КПл)
рассчитать
возможно
коэффициент человеческого капитала в логистике
Кчкл = Чл / Чтруд, где
Чл – численность работников, занятых в логистических компаниях региона
Чтруд – численность трудоспособного населения региона
Нет данных в
существующей
системе
статистики РФ
средневзвешенный коэффициент кадров в логистике
25 ∗ КВл
0,01 ∗ Р ∗ (
КПл
100
)
нет данных в
существующей
системе
статистики РФ

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
259
Рисунок 10.3.3 – Цифровое развитие логистической системы
Рисунок 10.3.4 – Общий уровень развития рынка транспортно-
логистических услуг
Возможность клиентам отслеживать маршруты доставки продукции, проходящие через Freight
Village, на отечественном и зарубежном рынках в digital /
Интернет формате да / нет и по какому количеству параметров
рассчитать возможно с
использованием нескольких
информационных систем
уровень диджитализации логистики
Dig = ЛУэл / ЛУ, где ЛУэл – объем логистических услуг, оказанных в электронной (дистанционной) форме
(в стоимостном выражении); ЛУ –
объем услуг, оказанных логистическими компаниями региона (в стоимостном выражении)
нет данных в
существующей
системе
статистики РФ
уровень электронного бизнеса на рынках
В2В
Кэт = В2Вэл / ВРПэл, где Кэт –
коэффициент электронного бизнеса;
В2Вэл – объем сделок, совершенных в электронной форме и с помощью Интернет платформ, на рынках В2В; ВРПэл – объем продаж в электронной форме и с помощью Интернет платформ
нет данных в
существующей
системе
статистики РФ
уровень использования мобильных приложений для совершения сделок в электронной форме
Кмоб = Пмоб / П, где Кмоб – коэффициент мобильности бизнеса; Пмоб – количество предприятий, у которых есть мобильные приложения для организации электронной торговли; П – общее количество предприятий в регионе (стране)
нет данных в
существующей
системе
статистики в РФ
доля экспорта в валовом региональном продукте, %
Дэ = Э / ВРП * 100, где Э – объем произведенной продукции и услуг в стоимостном выражении, произведенной и отгруженной на экспорт; ВРП – величина валового регионального продукта
рассчитать возможно
средний PL логистических компаний региона (страны)
S(pl) = ∑ Ki / L, где Ki – количество PL i-ой логистической компании; L – число логистических компаний в регионе
рассчитать возможно с
использованием нескольких
информационных систем
количество логистических компаний на душу населения
Кл = L / P, где Р – численность населения
рассчитать возможно с
ипользованием нескольких
информационных систем
Доля транспортных компаний в валовом региональном продукте,
% (В перспективе: доля
логистических компаний)
Дт = Транс / ВРП * 100, где Транс – валовая добавленная стоимость деятельности транспортных компаний
рассчитать возможно с
использованием нескольких
информационных систем
структура грузовых перевозок по видам транспорта, тонны и руб.
авиа, водный, авто, ж/д, беспилотники
рассчитать возможно с
использованием нескольких
информационных систем
структура пассажирских перевозок по видам транспорта, чел. и руб.
авиа, водный, авто, ж/д, беспилотники
нет данных в
существующей системе
статистики в РФ


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
260
Рисунок 10.3.5 – Таможенно-логистическая инфраструктура
Рисунок 10.3.6 – Эффективность логистических цепочек
объем таможенного сервиса количество таможенных постов
(терминалов) - Там
рассчитать возможно
уровень таможенного сервиса
Ктам = Там / Пр, где Пр – число предприятий
рассчитать возможно
нарушение сроков оказания таможенных услуг со стороны
Freight Village часы
нет данных в
существующей системе
статистики в РФ
уровень цен на логистические услуги в Freight Village в сравнении с аналогичными образованиями в стране
нет данных в существующей
системе статистики в РФ
коэффициент таможенных платежей
Кт = ТП(+) / Тс, где ТП(+) – доначисленные таможенные платежи; Тс – таможенная стоимость
нет данных в существующей
системе статистики в РФ
нагрузка таможенного сервсиа
(Нтам)
Нтам = (Э + И ) / Там, где И – объем продукции и услуг в стоимостном выражении, закупленной по импорту
нет данных в существующей
системе статистики в РФ
доля экспортной продукции, отправленной через логистический кластер, %
Дfv = Эfv / Э * 100, где Эfv – объем экспортной продукции, отправленной потребителям через
Freight Village (в стоимостном выражении)
нет данных в
существующей системе
статистики в РФ
нарушение графиков поставок продукции со стороны резидентов индустриальных парков часы
нет данных в
существующей
системе статистики в
РФ
нарушение графиков поставок со стороны поставщиков резидентов парков часы
нет данных в
существующей системе
статистики в РФ
соотношение логистчиеских затрат предприятий региона и ВРП, %
Длз = ЛЗ / ВРП * 100, где ЛЗ – сумма логистических затрат всех предприятий региона в стоимостном выражении
нет данных в
существующей
системе статистики в
РФ
структура логистических затрат предприятий региона,
%
Транспортные затраты, Затраты на хранение, Затраты на растомаживание, Потери от дефицита запасов
нет данных в
существующей системе
статистики в РФ
плотность логистического потока (поток в единицу времени), соотнесенного с темпом роста ВРП
ПЛ = ЛЗ / Д, где Д – количество дней в периоде
нет данных в
существующей системе
статистики в РФ


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
261
Отметим, что в рамках существующих систем государственной статистики в России и мире представляется проблематичным применение данных оценочных критериев. Так, официальным статистическим учетом в Российской
Федерации возможен простой расчет только 19% из предлагаемых показателей
(рисунок 10.3.7).
Рисунок 10.3.7 – Оценка структуры предлагаемой статистической базы для
оценки логистической привлекательности регионов РФ
Таким образом, ставя во главу угла методики мультикоммуникационной логистической системы региона мониторинг эффективности и регулирования на основе пилотной апробации статистики логистики региона, имеем следующий механизм ее реализации (рисунок 10.3.8).
19%
22%
59%
Можно провести расчет
Условно рассчитываемые
Нет данных для расчета

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
262
Рисунок 10.3.8 – Алгоритм функционирования информационных потоков в
рамках мультикоммуникационной логистической системы региона
Итак, в результате разработаны методические подходы логистически- ориентированного многопараметрического регулирования деятельности логистических комплексов, материальных потоков резидентов индустриального парка, дистрибуционных зон, направленных на повышение эффективности региональной логистической системы. В итоге спроектирован алгоритм построения, функционирования, развития мультикоммуникационной логистической системы, в котором реализованы авторские методики: состав информационного обеспечения государственной статистики для оценки региональной логистики; методика рейтингования транспортных компаний; система мотивации персонала, задействованного в логистической системе транспортно-логистических комплексов; концептуальные положения теории мультиагентных систем в логистике.

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
263
Далее приведем сравнительную характеристику методик инновационной эволюции логистического менеджмента предприятий, города, региона
(таблица 10.3.1).
Таблица 10.3.1 – Краткая характеристика методов логистического
менеджмента для формирования и развития мультикоммуникационных
логистических систем
Метод / элемент
логистического
менеджмента
Микро уровень -
предприятия,
работающие для
рынков В2В
Макро уровень –
отраслевые и
региональные
распределительные и
логистические
центры,
индустриальные
парки
Транспортная
инфраструктура и
логистическая
система города
1
2
3
4
Многокритериальный логистический анализ
Аналитические оценки идентичны:
- неликвиды
- логистические затраты, их уровень
- баланс задолженностей
- структура и оборачиваемость по видам запасов
- плотность логистического потока
- затраты на омертвленный капитал
- рентабельность логистических затрат
- упущенные выгоды и т.п.
В качестве параметров оценки транспортной инфраструктуры городской среды предлагаются показатели, связанные с уровнем аварийности, загруженности дорог, наличием онлайн сервисов по отслеживанию дорожной обстановки для горожан и автолюбителей, уровень информированности о дорогах руководства города
Опросы
Отраслевое анкетирование руководства предприятий о внутренних механизмах логистического регулирования
Специализированное анкетирование представителей муниципальных и региональных органов власти, институтов развития о состоянии транспортно- логистической инфраструктуры
Опросы населения и автолюбителей в рамках порталов типа
«Активный гражданин»


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
264
Продолжение таблицы 10.3.1
1
2
3
4
Многокритериальный логистический анализ
Аналитические оценки идентичны:
- неликвиды
- логистические затраты, их уровень
- баланс задолженностей
- структура и оборачиваемость по видам запасов
- плотность логистического потока
- затраты на омертвленный капитал
- рентабельность логистических затрат
- упущенные выгоды и т.п.
В качестве параметров оценки транспортной инфраструктуры городской среды предлагаются показатели, связанные с уровнем аварийности, загруженности дорог, наличием онлайн сервисов по отслеживанию дорожной обстановки для горожан и автолюбителей, уровень информированности о дорогах руководства города
Опросы
Отраслевое анкетирование руководства предприятий о внутренних механизмах логистического регулирования
Специализированное анкетирование представителей муниципальных и региональных органов власти, институтов развития о состоянии транспортно- логистической инфраструктуры
Опросы населения и автолюбителей в рамках порталов типа
«Активный гражданин»
Логистическое бюджетирование.
Управление по центрам логистической ответственности
Бюджеты продаж, запасов, закупок, погашения задолженности, логистических затрат, коммерческих затрат с выделением центров ответственности в отделах продаж, снабжения, логистики, финансовом
Создание системы сбора логистической информации.
Бюджеты продаж логистических услуг, запасов в распределительных центрах, графики товародвижения продукции в распределительных центрах и у резидентов
Выделение центров региональной логистической ответственности:
Бюджет в рамках бюджета города на развитие транспортной инфраструктуры.
Центры ответственности: управление транспорта администрации города, УВД города, гражданская инициатива

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
265
Продолжение таблицы 10.3.1
1
2
3
4
Исполнительный орган субъекта
РФ, институты развития субъекта
РФ, логистический кластер формата
Freight
Village,
Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики, муниципалитет, предприятия
– резиденты индустриальных парков
Индивидуальные рейтинги
Товаров, материальных ресурсов, клиентов, поставщиков
Логистические операторы для рынков В2В:
- клиентов
- транспортных компаний
Распределительные центры на рынке В2С:
- поставщиков
- транспортных компаний
Социальный рейтинг населения
Матричные методы управления долгами и товарами [6]
Принцип построения идентичен
-
Субъекты логистического менеджмента
Центры логистической ответственности, поставщики, потребители
Исполнительный орган субъекта
РФ, институты развития региона, муниципалитет территории с индустриальным парком,
Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики, логистический кластер формата
Freight
Village, центры логистической ответственности резидентов индустриального парка
Администрация.
Агентство городского развития
Стимулирование деятельности субъектов логистического менеджмента [7]
Отделов сбыта, снабжения, логистики
Персонал по продажам и снабжению: идентично
Персонал службы логистики по взаимодействию с транспортными компаниями по критериям:
-