Файл: Цифровая трансформация промышленных предприятий в условиях инновационной экономики Коллектив.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 581
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
248
Мультиагентная логистическая система формируется для оптимизации во всей логистической цепи графиков движения финансовых потоков и материальных потоков в городской среде в виде разумной совокупности и опыта людских и информационных потоков и ресурсов.
Ядром адаптации мультиагентных технологий к логистической системе города выделим следующие концептуальные ее принципы:
- объективизация принятия решений по регулированию транспортных потоков на основе авторской разработанной системы количественных критериев;
- обширное использование интернет и веб технологий;
- функционирование в рамках целевых параметров уменьшения нагрузки на дороги и сокращения времени в пути;
- синергетический эффект от широкого участия в системе всех задействованных субъектов;
- своевременное реагирование на изменение дорожной ситуации; [14]
- взаимное участие горожан и администрации в корректировке дорожной ситуации, развитие социального капитала;
- открытая архитектура системы в зависимости от изменений науки и технологий.
На наш взгляд эффективная логистическая система малого города, построенная на принципах и преимуществах мультиагентных технологий, призвана решать следующие основные задачи:
- минимизация затрат времени и финансовых ресурсов участников движения в городе;
- обеспечение актуальной информацией о состоянии на дорогах в режиме онлайн органов внутренних дел города.
Отметим, что предлагаемая авторская мультикоммуникационная логистическая система малого города коррелирует с задачами, поставленными в подпроекте «Умный городской транспорт» проекта «Умный город» и с рядом
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
249 показателей Умного города. [18] Так, в качестве требований к умному городскому транспорту прописаны: система видеофиксации нарушения правил движения; администрирование парковочного пространства; интеллектуальное управление общественным транспортом; установка системы «умный светофор»; создание умных остановок; мониторинг эксплуатации дорожного полотна.
Изучив опыт других регионов и зарубежных стран по организации городского движения, учитывая задачи интеллектуализации транспортной инфраструктуры [5], основываясь на симбиозе участников в рамках проектируемой мультиагентной системы, авторами к основным связующим элементам мультикоммуникационной логистической системы малого города отнесены:
2
Система фото видео фиксации нарушений ПДД, дорожной обстановки на
улицах города. Комплексный план по оснащению дорог города уже разработан.
Так, из бюджета города на программу «Дорожное хозяйство города Обнинска» в
2019 году предусмотрено более 442 млн руб.
Для слежения за дорожной обстановкой, фиксацией ПДД, дорожных заторов создание организации Дорожных волонтеров из числа студентов ИАТЭ
НИЯУ МИФИ, молодежных организаций города, детей сотрудников УВД
Обнинска. Кроме того, молодежь может проводить соцопросы об отношении жителей города к транспортным проблемам. Подобный опыт уже успешно применяется в Казахстане, где в Павлодаре заключено соглашение между вузом и администрацией города о сотрудничестве в области мониторинга дорожных ситуаций. Студенты соответствующих направлений подготовки во время практики анализируют на разных участках дорог время и степень заторов, сведения передаются в городское МВД.
2
Условные обозначения: Курсив – уже внедряется в городе Обнинске Калужской области;
Полужирный – предлагаемый инновационный метод регулирования дорожных ситуаций; Полужирный
курсив – проекты, планируемые к внедрению
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
250
Веб-приложение «Интерактивная карта дорог города», в котором в режиме реального времени можно посмотреть имеющиеся аварии, пробки, места ремонта, информация об установленных новых знаках.
Фиксация по сигналам с мобильных телефонов скоплений пассажиров,
автомобилистов, грузопотоков. Подобная система в числе других цифровых решений была заявлена в рамках соглашения между Калужской областью и сотовыми операторами на Петербургском Международном экономическом форуме 2019.
Веб-сервис в режиме онлайн для автомобилистов. Функционал программы: маршрутизация, предложение нескольких вариантов; информирование о свободных парковочных местах в режиме онлайн на ключевых городских объектах, у крупных торговых центров и магазинов (в рамках подпроекта «Умные парковки»); рекомендации времени выезда при планировании поездки. Аналогом данного сервиса можно назвать
Яндекс. Карты, однако сервис Яндекса не содержит модуля по парковочному пространству города, не позволяет вести долгосрочное планирование отъезда.
Веб-приложение в режиме онлайн для пассажиров. Функционал сервиса: онлайн демонстрация движения всех видов общественного транспорта
(включая такси) в городе; сравнение времени в пути разными видами транспорта и пешком; модуль расписания городского и междугороднего транспорта; информирование о новых маршрутах, изменении в маршруте и графике движения на регулярных для данного пассажира видах и маршрутах общественного транспорта. Можно внедрить на базе приложения
Яндекс. Транспорт.
Возобновить работу сервиса «Активный гражданин» и для проведения опросов населения в режиме онлайн дополнить его разделом «Активный
пешеход и активный автолюбитель».
Разделить город на мини виртуальные районы и оснастить каждый из
них «Тревожными кнопками». Нажатие гражданином на «тревожную кнопку»
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
251 будет означать сигнал об аварии, автомобильной пробке, другом неблагоприятном дорожном событии. Предполагается, что сигнал от кнопки поступает в подразделении ДПС по городу Обнинску. Как перспективный вариант продолжения «тревожной кнопки» на будущее дополнить аппарат возможностью отослать фиксирующее фото, видео.
Для мотивации участия в мультикоммуникационной системе и активности в веб-сервисах дорожного движения населения города разработка социального
рейтинга горожан. Подобный опыт уже, например, имеется в Китае.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что социальный рейтинг граждан – это многоаспектное понятие, он может включать в себя возможность набрать баллы за следующие действия: информирование о дорожных ситуациях; раздельный сбор мусора; активность в совместных онлайн покупках; членство в общественных организациях города; участие в субботниках; лайки и положительные отзывы на официальных городских страницах в соцсетях и т.п.
При этом гражданин накопленные баллы может потратить на: льготы по местным налогам и выдачу кредита в местных отделениях банков; скидки в определенных магазинах, дополнительные баллы для ребенка при поступлении в местный вуз. Гражданам с низким социальным рейтингом, например, не продается алкоголь, их не выпускают за пределы города / страны.
Введение налога на езду в пробках. По опыту США такая мера способна привести к переходу от личного транспорта к общественному, экономии бензина, повышению бюджетной эффективности.
Поскольку Обнинск входит в Северную агломерацию Калужской области и пассажиропоток характеризуется интенсивностью не только внутри города, но и мобильностью населения между соседними городами (Белоусово, Жуков,
Малоярославец, Боровск, Балабаново, Нара и др.), целесообразен переход
локальной транспортно-логистической системы к бесшовным перевозкам, успешные проекты которых реализованы в Лондоне и Барселоне. Для этого предполагается заключение долгосрочного соглашения между администрацией
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
252 города, РЖД, ПАТП, а также введение в оборот многофункциональных городских карт по типу карты «Тройка». Карта О (для примера) позволит населению экономить вследствие введения разных режимов оплаты по принципу ценового бандлинга. Кроме того, организация бесшовных перевозок в агломерации предполагает введение веб-приложения, в котором в онлайн режиме реализуется навигация по разным видам транспорта и вариантам (в том числе мультимодальным) с указанием времени и стоимости проезда, своевременное информирование пользователей об изменении в режиме и стоимости регулярных для них маршрутов, поиск ближайшей остановки и навигация к ней, онлайн приобретение билетов по выбранному маршруту, пополнение карты О онлайн. Все это снизит социальную напряженность, повысит имидж города, нормализует режим работы транспорта, минимизирует время передвижения.
Таким образом, в представленной мультикоммуникационной логистической системе города реализуется принцип синергии администрации и соответствующих министерств и ведомств города, мотивированное вмешательство всех участников движения.
Что касается затрат на внедрение системы, то в условиях цифровизации общества, они по большому счету включают в себя трудозатраты и энергозатраты на создание представленных мобильных приложений, а также административные действия муниципалитета по решению использования элементов мультикоммуникационной системы и заключению соглашений с партнерами.
Как уже отмечалось ранее, представленная мультикоммуникационная логистическая система малого города во многом исходит из задач введенного
Минстроем РФ стандарта «Умный город». Однако представленная модель не содержит комплексных оценочных критериев эффективности транспортно- логистической инфраструктуры города, в том числе в преломлении к создаваемой инновационной мультикоммуникационной логистической системе
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
253 в условиях цифровизации. Поэтому далее нами обосновывается состав критериев, которыми необходимо дополнить существующую статистику.
Итак, модернизированная система статистики городской логистики может включать следующие количественные критерии, отобразим их в таблице 10.2.1.
Таблица 10.2.1 – Система мониторинга состояния и эффективности
транспортно-логистической системы города
№
Показатель
Отношение к
современной
статистике в РФ
1
Динамика и частота аварийности
Имеется
2
Динамика и частота «пробок»
Нет
3
Уровень диджитализации транспортно-логистической системы города. Определяется процентом населения, пользующегося транспортными интернет и веб сервисами
Нет
4
Информатизированный контроль за движением общественного транспорта
Определяется как «да / нет»
5
Количество электронных услуг, оказываемых автолюбителям города
Нет
6
Загруженность дорог (городской трафик) по виртуальным районам города
Нет
7
Средняя время пассажира в пути
Нет
8
Среднее время автомобилиста в пути
Нет
9
Затраты на содержание транспортной системы (ремонт дорог, обслуживание автомобильных сервисов, зарплата сотрудников, регулирующих движение)
Частично
10 Динамика автомобилей на 1000 чел. населения
Имеется
11 Динамика пассажиропотока
Имеется
12 Динамика грузопотока
Имеется
Как видим из таблицы 10.2.1, половина показателей транспортного мониторинга на данный момент в официальной статистике не присутствует вообще.
Внедрение предлагаемой в данной работе мультикоммуникационной логистической системы малого города позволит, на наш взгляд, укрепить позиции «умных городов» России, сделает их более привлекательными для жизни, что в конечном итоге приведет к повышению уровня интеллектуального капитала жителей и инновационной активности находящихся в городе компаний.
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
254
В качестве стратегических перспектив развития умной транспортно- логистической системы города по прогнозам экспертов можно отнести:
- стимулирование и развитие использование каршеринга, в том числе экологического, в целях смещения структуры людских потоков в городе, оптимизации городской эко среды, формирования нового вида бизнеса; [15]
- подземные сети для доставки малогабаритного груза;
- использование в транспортной системе города дронов и беспилотников для доставки товаров и пассажиров, что в результате будет способствовать снятию напряжения и разгрузке наземного транспорта и дорожного покрытия.
10.3. Инновационная система регулирования региональной логистики
Формируемая мультикоммуникационная логистическая система на макро уровне развитого региона призвана обеспечить решение круга задач регулирования и развития деятельности индустриальных парков:
- отсутствие системно созданной логистической отчетности, информация которой обеспечит прозрачность логистической деятельности на предприятиях и на территории логистических комплексов;
- ускорение бизнес-связей резидентов индустриального парка, что обеспечивает наращивание налогооблагаемой базы;
- загруженность дорог, прилегающих к территории индустриального парка [2];
- рассогласованные графики перевозчиков, работающих с резидентами и распределительными центрами, в том числе при непосредственном регулировании потоков участников логистического кластера типа Freight Village;
- необходимость цифровизации прогрессирующих информационных потоков, возникающих для обеспечения товародвижения;
- диспропорциональный рынок транспортно-логистических услуг.
Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
255
Аналогично микрологистической системе региональную логистику предлагаем регулировать в рамках логистического портала макро уровня
(рисунок 10.3.1).
Рисунок 10.3.1 – Состав логистического портала региона (субъекта
федерации)
Охарактеризуем смысловое наполнение элементов мультикоммуникационной системы в аспекте регулирования региональной логистики:
1. Институты развития призваны на основе мониторинга логистической системы индустриальных парков, сайта резидентов и макроэкономических показателей логистики региона обеспечить предложения в сфере инновационной логистики.
2. Правительство региона в лице министерства экономического развития осуществляет налаживание государственной статистики в связи с