Файл: Цифровая трансформация промышленных предприятий в условиях инновационной экономики Коллектив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 580

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
238
Рисунок 10.1.1 – Идеологический подход развития
мультикоммуникационной логистической системы микро уровня
Для реализации принципов мультиагентных систем и повышения эффективности закупочной, сбытовой, сервисной логистики предложен авторский механизм организации логистического портала предприятия
(рисунок 10.1.2).
1
•Финансово-экономическая обоснованность, прозрачность индивидуализированных договорных условий
2
• Сокращение времени на логистические операции за счет автоматизированных информационных потоков
3
• Функционирование в рамках жестких финансовых ограничений
4
• Синергетический эффект от использования экономических знаний и организационного опыта участников цепей поставок
5
• Использование интегральных критериев для реализации логистических бюджетов
6
• Гибкость реагирования на запросы предприятий - контрагентов
7
• Возможность системы дополняться в соответствии с динамикой науки и технологий (открытость архитектуры)
8
• Концептуальная реализация базисных положений динамического управления буферными запасами

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
239
Рисунок 10.1.2 – Элементы логистического портала предприятия
Логистический портал содержит:
1. Коммерческую / внешнюю элементную базу в составе:
- модуль поставщиков,
- модуль потребителей.
Доступ к коммерческому элементу осуществляется закодировано, путем рейтингования контрагентов достигается соревновательный (конкурентный) эффект.
2. Консалтинговую / внутреннюю элементную базу:
- мотивация персонала по логистике,
- логистическое бюджетирование,
- логистический анализ.
Полномочия на портале устанавливаются в зависимости от статуса сотрудника.
Далее рассмотрим методологическую основу логистического портала.
Матричный метод управления товарами или формирования товарного ассортимента и номенклатуры, в результате чего повышаем рентабельность бизнеса.
Логистический портал
Информация для контрагентов
Обслуживание потребителей
(логистический сервис)
Выбор и рейтингование поставщиков
Консалтинговая информация
Формирование и реализация логистических бюджетов
Оценка эффективности логистической системы предприятия
Мотивация персонала в контуре логистической системы предприятия


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
240
Последовательность применения матричного метода в данном случае такова:
1.
Определить показатели эффективности формирования ассортимента по каждой товарной позиции. Пример системы показателей представлен в таблице 10.1.1.
2.
В ходе корреляционно-регрессионного анализа определить степень важности показателей.
3.
По показателям, имеющим сильную степень влияния, построить управленческую матрицу. Принцип построения матрицы управления товарным ассортиментом на основе подхода АВС показан в таблице 10.1.2.
Таблица 10.1.1 – Информационная база матричного метода управления
товарами
Показатели эффективности товарного
ассортимента
Показатели эффективности
номенклатуры материальных ресурсов
Объем продаж, руб.
Рентабельность продаж, %
Среднемесячный заказ, руб.
Коэффициент оборачиваемости
Темп роста продаж, %
Неликвиды, %
Объем закупок, руб.
Логистические затраты, руб.
Среднемесячные затраты, руб.
Коэффициент оборачиваемости
Темп роста затрат, %
Неликвиды, %

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
241
Таблица 10.1.2 - Матрица управления товарным ассортиментом
Продажи
Неликвиды
А
В
С
А
Лидирующие продукты с выявленным положительным трендом
Успешные привилегированн ые товары
С большой вероятностью данные продукты характеризуются сезонностью
В
Благоприятные продукты
Товары, по которым необходим регулярный мониторинг продаж
Продукты, демонстрирующие стабильную выручку, но не новые
С
Продукция, по которой можно попробовать сезонные скидки для ускорения оборачиваемости на данном этапе
Товары, обеспечивающие определенную долю продаж компании, но с негативной тенденцией
Продукция, демонстрирующая отрицательный тренд
Индивидуальные рейтинги покупателей и поставщиков. Методика индивидуального рейтингования в работе впервые применена в реальном секторе экономики. В соответствии с концепцией мультикоммуникационной логистической системы с помощью рейтингов покупателей осуществляется поиск индивидуального подхода по реализуемым договорным отношениям.
Многокритериальный рейтинг может иметь любое математическое обеспечение
(например, АВС-метод, бинарный метод, рэнкинг [13] и др.). [9]
Отметим показатели, по которым можно осуществлять многопараметрическое рейтингование клиентов и поставщиков (таблица 10.1.3).


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
242
Таблица 10.1.3 - Состав информационного обеспечения управления
финансовыми потоками в логистике
Показатели эффективности работы с
покупателями
Показатели эффективности работы с
поставщиками
Размер задолженности, руб.
Срок взаимоотношений, мес. (М)
Срок образования задолженности, дни
Число срывов сроков оплаты (С)
Процент брака готовой продукции
Число отгрузок (О)
Кумулятивная величина отгрузок за период сотрудничества, руб. (К)
Среднемесячный размер отгрузок = К / О
Платежная дисциплина (вероятность срывов сроков оплаты в краткосрочной перспективе), % = С / О
Частота сотрудничества (среднемесячное количество заказов товаров) = О / М
Наличие и количество промо акций
Размер задолженности, руб.
Срок взаимоотношений, мес. (М)
Срок образования задолженности, дни
Число срывов сроков поставок
Результаты входного контроля качества
Число отгрузок (О)
Кумулятивная величина отгрузок за период сотрудничества, руб. (К)
Среднемесячный размер отгрузок = К / О
Дисциплина поставщика
(вероятность срывов сроков поставок в краткосрочной перспективе), % - С / О
Частота сотрудничества (среднемесячное количество заказов товаров) = О / М
Количество сервисных услуг
В зависимости от позиции клиента может применяться либо программа лояльности в том или ином варианте, либо приостанавливаться отгрузки, либо меняются договорные отношения в части формы и срока платежа.
Мотивация персонала в логистике, носящая многокритериальный характер оплаты труда. Подход в распределении зарплаты следующий:
- имеется базовый оклад;
- премиальный фонд распределяется по сотрудникам в зависимости от вклада в повышении эффективности логистической системы предприятия.
Параметры мотивации сотрудников в сфере логистики устанавливаются по степени их важности на возможность снижения затрат и получения внутрипроизводственных резервов.

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
243
Показатели эффективности работы логистов могут быть оценены по шкале и содержать следующие критерии: степень качества и брака закупаемого сырья и готовых товаров, уровень устойчивости базы потребителей и поставщиков, уровень внезапных заказов сырья и материалов, допущение дефицита / переизбытка товаров, дисциплина новых поставщиков и потребителей, своевременность материального обеспечения, скорость выполнения заказов.
Логистическое
бюджетирование.
Регламент
работы
центров
логистической ответственности.
Алгоритмом взаимовлияния материальных и финансовых ресурсов в рамках логистических бюджетов в консалтинговой части логистического портала является управления запасами по буферным зонам.
Критериальная основа буферного управления запасами представлена в таблице 10.1.4.


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
244
Таблица 10.1.4 – Шкалы буферов запасов
Оценочные
критерии
Расчет
Шкала для
критерия,
попадающего в
красный
диапазон
Шкала для
критерия,
попадающего
в желтый
диапазон
Шкала для
критерия,
попадающего в
зеленый
диапазон
Степень неликвидов
(рассчитывается
по
готовой
продукции
и
сырью)
Запасы, содержащиеся на складе компании более
85 дней
/
Суммарные запасы * 100%
>9%
2-8%
<1%
Альтернативная прибыль (руб.)
Натуральный объем залежалых товаров, вызванный дефицитом сырья * (Цена –
Себестоимость
1 шт. товара)
>10% прибыли в течение отчетного периода
0 до 9,9% прибыли в течение отчетного периода
Рентабельность потенциальной сделки
Альтернативная прибыль
/
Выручка потенциальной сделки * 100%
< 5% запланированной рентабельности норматив
< 1-3,5% от запланированной рентабельности
Коэффициент оборачиваемости сбытовых запасов
Выручка от продаж
/
Готовая продукция
Снижение уровня по сравнению с аналогичным показателем за предыдущий отчетный период
Рост значения критерия по отношению к предыдущему отчетному периоду
± 3% по сравнению с аналогичным показателем за предыдущий отчетный период
Коэффициент оборачиваемости снабженческих запасов
Себестоимость /
Сырье и материалы
Снижения уровня по сравнению с аналогичным показателем за предыдущий отчетный период
Рост значения критерия по отношению к предыдущему отчетному периоду
± 3% по сравнению с аналогичным показателем за предыдущий отчетный период
Далее применяется авторский коэффициент логистической системы согласно формуле (10.1.1):

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
245
Кб = 0,8 * ∑Y + 0,15 * ∑G + 0,05 * ∑R
, где
(10.1.1)
1
Кб – интегральный коэффициент системы буферного управления запасами;
∑Y – число критериев, соответствующих желтой зоне;
∑G – число критериев, соответствующих зеленой зоне;
∑R – число критериев, соответствующих красной зоне.
На последующем этапе обеспечивается связь состояния количества и качества материальных ресурсов с бюджетированием финансовых потоков, исходя из значения Кб (1), как это представлено в таблице 10.1.5.
Таблица 10.1.5 - Шкала Кб в регулировании финансовых потоков
логистических бюджетов
Величина Кб
Нормативный процент
бюджетирования
сбытовых запасов к
объему продаж (бюджет
производства)
Нормативный процент
бюджетирования
снабженческих запасов к
потребностям в
производстве (бюджет
материальных затрат)
2,85-4,5 15%
10%
1,8-2,84 10%
5%
0,3-1,79 25%
20%
Концепт логистического анализа заключается в экономическом мониторинге логистической системы предприятия посредством комплекса критериев для выявления тенденций развития микрологистических систем.
Скомпилированный комплекс аналитических критериев представим таким образом: состав и структура оборотного капитала по элементам: дебиторская задолженность, денежные средства, запасы, прочие оборотные средства; баланс дебиторской и кредиторской задолженности по позициям: сумма, доля в активах предприятия, коэффициент оборачиваемости, средневзвешенный срок погашения; структура и оборачиваемость запасов; темпы роста логистических
1
Весовые коэффициенты проставлены исходя из логики АВС-метода


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
246 затрат, соотношение логистических затрат и полной себестоимости;
«омертвленные затраты»; темпы прироста базовых элементов / ресурсов логистической системы: задолженность, запасы, логистические затраты; плотность логистического потока (логистические затраты в единицу времени); потери, вызванные дефицитом материальных ресурсов (упущенные возможности или альтернативные затраты).
Таким образом, в результате общий алгоритм взаимодействия звеньев мультикоммуникационной логистической системы в рамках предпринимательской структуры выглядит следующим образом (рисунок
10.1.3):
Рисунок 10.1.3 – Элементы мультикоммуникационной логистической
системы на микро уровне и их взаимосвязь
Предлагаемая концепция развития мультикоммуникационной системы промышленного предприятия позволит достичь следующих эффектов:
- коммерческая эффективность вследствие индивидуализации контрактов, снижения логистических затрат, минимизации неликвидов;
- повышение уровня логистического сервиса в режиме онлайн для предприятий с высоким индивидуальным рейтингом;

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
247
- ускорение оборачиваемости сбытовых запасов вследствие объективизации стимулирования продаж;
- развитие электронной торговли на рынках В2В;
- работа с постоянными поставщиками на предмет ослабления договорных условий, основываясь на индивидуальном рейтинговании поставщиков;
- усиление контроля за сроками поставок;
- регулярная модификация потребительских свойств изделий на основе управленческих матриц;
- экономия времени вследствие мгновенного расчета показателей для анализа и формирования индивидуальных контрактов, объединения усилий участников цепи.
10.2. Формирование инновационной логистической системы города
Человечество проблема организации передвижения грузов и людей, развития транспортной инфраструктуры города волнует со времен появления колеса. А после того, как предприниматели вышли на межрегиональную торговлю, людей заинтересовали вопросы логистики товаров.
Определим, что мы будем понимать под логистической системой города.
Логистическая система города – это часть инфраструктуры города, отличающаяся динамикой и единой цепочкой ее участников, в основу которой положено единство управления потоками транспорта и пассажиров.
Далее исследование по большому счету проводилось в преломлении к малым городам России, в частности на примере развития Обнинска Калужской области.
В работе представлена двух аспектная методология формирования логистической системы города: во-первых, построенная на логистически ориентированных методах регулирования движения со стороны органов власти города, а во-вторых, использующая концепт мультиагентных технологий.