ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2– Анализ типа финансовой политики

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Оборотные активы

2732

2727

2385

Совокупный капитал

9063

9582

9315

Удельный вес оборотных активов в структуре капитала

0,30

0,28

0,26


Так как удельный вес оборотных активов меньше 0,5, то тип финансовой политики определен как консервативная политика.
Рекомендации по совершенствованию деятельности финансовых служб организации и службы безопасности в части финансовой сферы.

В настоящее время необходимы финансовые отделы, в обязанность которых вменяются задачи формирования рациональной структуры капитала, оценки обеспеченности предприятия оборотными средствами, управления денежными потоками, проведения финансового анализа, поиска источников финансирования, бюджетирования и др.

В связи с этим предложение по выделению отдельно бухгалтерии и финансового отдела и разделению их функций в ПАО «Светлана» представляется отвечающим требованиям времени.

Главным недостатком организационной структуры финансовой службы ПАО «Светлана» является то, что она не является полной. В состав финансовой службы входит только отдел бухгалтерии, начальник которой - главный бухгалтер - напрямую подчиняются директору предприятия, а специализированный финансовый отдел отсутствует.

В результате бухгалтерский отдел выполняет работу целой системы необходимых предприятию отделов финансово-экономических служб.

Вопрос отделения от бухгалтерии финансово-аналитического отдела является актуальным.

Для улучшения организации работы и координации деятельности финансовой службы необходимо оптимизировать организационную структуру этой службы. Для изменения ситуации требуется упорядочить и четко разграничить функциональные задачи финансовой службы и отразить это в организационной ее структуре. На сегодняшний день важно предусмотреть в составе финансово-экономической службы должности специалистов по финансовому планированию, проведению текущего операционного анализа, оценке привлекательности инвестиционных проектов, составлению бюджета предприятия, оценке различных источников финансирования, т.е. должности финансистов или финансовых менеджеров, а также специалиста по налогообложению.


В целом, схема управления финансами в ПАО «Светлана» должна отвечать следующим условиям:

-руководство финансовой службой предприятия должен возглавлять заместитель директора по экономике и финансам - лицо, несущее полную ответственность за управление денежными потоками предприятия;

-четкое определение основных функций финансового отдела - таких как: управление денежными потоками; проведение анализа и оценки состояния предприятия; финансовое планирование и прогнозирование; оценка инвестиционных проектов;

-организация в рамках финансового отдела аналитической службы для проведения периодического сопоставимого анализа финансово-экономического состояния предприятия, сопоставления запланированных показателей с фактическими.

Основная роль в процессе управления финансами предприятия должна отводиться заместителю директора по экономике и финансам (иначе: финансовому директору), который непосредственно подчиняется директору ПАО «Светлана». Это ключевая фигура, отвечающая за разработку стратегии и тактики финансового менеджмента, их реализацию для достижения целей, стоящих перед предприятием.

К должностным обязанностям заместителя директора по экономике и финансам относится решение задач, определяющих финансовую политику и реализующих экономические цели предприятия (выбор схем управления службой, путей и способов их совершенствования, организация эффективной работы финансовой и экономической службы, подбор и расстановка кадров, управление структурными подразделениями службы, предоставление заинтересованным лицам финансово-экономических показателей деятельности предприятия, работа с банковской системой и партнерами по бизнесу).

Следующий уровень управления финансово-экономической службой - главные специалисты и начальники отделов, возглавляющие функциональные службы, находящиеся под непосредственным руководством заместителя директора по экономике и финансам. Это бухгалтерия во главе с главным бухгалтером и финансовый отдел во главе с начальником отдела.

Бухгалтерия должна отвечать главным образом за выбор учетной политики и организацию учетной деятельности. Она также ответственна за достоверное отражение в учете хозяйственных операций, предоставление данных учета внутренним и внешним пользователям, правильность ведения налогового учета. Кроме традиционных функциональных подразделений в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета.



Налоговая служба входит в состав бухгалтерии по следующим причинам: во-первых, из-за того, что все формы финансовой отчетности - баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др. - формируются в бухгалтерии. Во-вторых, по характеру своей деятельности налоговая служба - учетное подразделение. В-третьих, необходимы рациональные ограничения количества отдельных подразделений в составе экономической службы. Бухгалтерией собираются также сведения о затратах и проводится их разноска по видам для дальнейшего представления в формате «постоянные - переменные затраты» в рамках управленческого учета. Дифференциация затрат важна для проведения операционного анализа, расчета «точки безубыточности».

Следует отметить место проведения подобного анализа. Традиционно его относят к управленческому учету, который представляется частью бухгалтерской деятельности. На практике проведение операционного анализа чаще относят к функциям экономистов-аналитиков, связывая его с деятельностью финансового или планово-экономического отдела. Можно отметить, что анализ «затраты - объем - прибыль» является составной неотъемлемой частью финансового менеджмента, поэтому учет затрат следует выделить как функцию бухгалтерии, а проведение анализа закрепить за аналитиками экономической службы.

Финансовая служба, возглавляемая начальником отдела, выделена в отдельную структурную единицу. Финансовый отдел находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по экономике и финансам. Такое положение отдела продиктовано требованиями, которые предъявляются к этой службе современным характером экономических отношений. В рыночной экономике задачи, решаемые финансовым отделом, имеют высокую значимость для предприятия. В компетенцию отдела должны входить:

1. поиск источников финансирования производства,

2. управление структурой капитала предприятия,

3. оценка наличия и достаточности оборотных средств,

4. отслеживание поступления выручки,

5. управление дебиторской и кредиторской задолженностью,

6. проведение анализа соответствия имеющихся у предприятия средств его финансовым обязательствам,

7. финансовое планирование и прогнозирование,

8. привлечение и управление краткосрочными кредитами и финансовыми вложениями
,

9. участие в составлении бюджета предприятия,

10. осуществление финансового анализа,

11. оценка экономической эффективности инвестиционных проектов.

Перечисленные задачи сложны по содержанию, а поэтому требуют высокой квалификации персонала финансового отдела. Например, оценка инвестиционных проектов требует высокого уровня знаний финансового менеджмента, бухгалтерского учета, планирования производства, обоснования затрат, владения методиками анализа и расчета денежных потоков. Именно поэтому столь важно иметь отдельную специализирующуюся на управлении финансами службу.

Также деятельность финансового отдела связана с решением следующих задач: планирование производственной деятельности и связанных с ней расходов, анализ фактических данных по объему и издержкам производства, выявление и анализ причин отклонений от плановых показателей и нормативов. Финансово-экономическая служба разрабатывает пути и методы снижения затрат, подготавливает решения по ценообразованию на различные виды продукции, совместно с другими структурными подразделениями является разработчиком бизнес-планов предприятия, собирает и ведет отчетные документы о его производственной деятельности, определяет и отслеживает прибыль, полученную от производства и реализации продукции. Планируемая и фактическая прибыль служит объектом пристального внимания. Отсюда вытекает целесообразность проведения анализа текущего экономического состояния предприятия именно в этом отделе. Служба, в которой разрабатывались планы и отслеживались фактические результаты производственной деятельности, должна быть местом проведения операционного анализа, аналитической работы по оценке итоговых показателей в сравнении с плановыми.

Безусловно, экономическая служба не в состоянии обособленно проводить планирование производства или готовить отчетность. В этой работе важна связь с производственными отделами, маркетинговой и технической службами предприятия.

Предложенная организационная структура финансовой службы ПАО «Светлана» позволит конкретизировать задачи и функции каждого отдела и специалиста, более рационально организует работу отделов, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности работы предприятия.


Кейс-задача № 5

  • Анализ структуры и динамики активов и пассив организации;


Таблица 1- Оценка стоимости чистых активов ПАО «Светлана» в 2019- 2021 гг.



Показатель

Значение показателя

Изменение

2019 г.

2020 г.

2021 г.

в % к валюте баланса

Абс., тыс. руб.

Отн., %

2019 г.

2020 г.

(гр.4- гр.2)

((гр.4- гр.2) / гр.2)

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Чистые активы

1 577 975

1 767 728

1 989 482

69,3

63,0

411 507

26,1

2. Уставный капитал

20825

20 825

20825

0,9

0,8

0

0,00

3. Превышение чистых активов над уставным капиталом (стр.1-стр.2)

1542296

1735684

1961072

х

х

411 507

26,4

4. Валюта баланса

2 278 623

2 769 935 3

156 833

100,0

100,0

878 210

38,5



Чистые активы предприятия ПАО «Светлана» по состоянию на 31.12.2021 превышают уставный капитал практически в 95 раз. Такое соотношение является положительным фактором, что характеризует финансовое положение предприятия как стабильное и устойчивое, полностью удовлетворяя требования нормативных актов к величине чистых активов предприятий.

Необходимо также отметить, что за весь рассматриваемый период наблюдается увеличение чистых активов предприятия. Так, например, в 2021 году чистые активы ПАО «Светлана» составили 1989482 тыс. руб., что на 411507 тыс. руб. или 26,1% больше по сравнению с 2019 годом. Размер уставного капитала за анализируемый период не изменился, однако по отношению к валюте баланса этот показатель уменьшился с 0,9% в 2019 году до 0,8% в 2021 году. Рост превышения чистых активов над уставным капиталом составил 411 507 тыс. руб. за весь анализируемый период или 26,4%. Превышение чистых активов над уставным капиталом и в то же время их увеличение за период говорит о хорошем финансовом положении организации по данному признаку.