ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2– Анализ типа финансовой политики
Наименование показателя | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. |
Оборотные активы | 2732 | 2727 | 2385 |
Совокупный капитал | 9063 | 9582 | 9315 |
Удельный вес оборотных активов в структуре капитала | 0,30 | 0,28 | 0,26 |
Так как удельный вес оборотных активов меньше 0,5, то тип финансовой политики определен как консервативная политика.
Рекомендации по совершенствованию деятельности финансовых служб организации и службы безопасности в части финансовой сферы.
В настоящее время необходимы финансовые отделы, в обязанность которых вменяются задачи формирования рациональной структуры капитала, оценки обеспеченности предприятия оборотными средствами, управления денежными потоками, проведения финансового анализа, поиска источников финансирования, бюджетирования и др.
В связи с этим предложение по выделению отдельно бухгалтерии и финансового отдела и разделению их функций в ПАО «Светлана» представляется отвечающим требованиям времени.
Главным недостатком организационной структуры финансовой службы ПАО «Светлана» является то, что она не является полной. В состав финансовой службы входит только отдел бухгалтерии, начальник которой - главный бухгалтер - напрямую подчиняются директору предприятия, а специализированный финансовый отдел отсутствует.
В результате бухгалтерский отдел выполняет работу целой системы необходимых предприятию отделов финансово-экономических служб.
Вопрос отделения от бухгалтерии финансово-аналитического отдела является актуальным.
Для улучшения организации работы и координации деятельности финансовой службы необходимо оптимизировать организационную структуру этой службы. Для изменения ситуации требуется упорядочить и четко разграничить функциональные задачи финансовой службы и отразить это в организационной ее структуре. На сегодняшний день важно предусмотреть в составе финансово-экономической службы должности специалистов по финансовому планированию, проведению текущего операционного анализа, оценке привлекательности инвестиционных проектов, составлению бюджета предприятия, оценке различных источников финансирования, т.е. должности финансистов или финансовых менеджеров, а также специалиста по налогообложению.
В целом, схема управления финансами в ПАО «Светлана» должна отвечать следующим условиям:
-руководство финансовой службой предприятия должен возглавлять заместитель директора по экономике и финансам - лицо, несущее полную ответственность за управление денежными потоками предприятия;
-четкое определение основных функций финансового отдела - таких как: управление денежными потоками; проведение анализа и оценки состояния предприятия; финансовое планирование и прогнозирование; оценка инвестиционных проектов;
-организация в рамках финансового отдела аналитической службы для проведения периодического сопоставимого анализа финансово-экономического состояния предприятия, сопоставления запланированных показателей с фактическими.
Основная роль в процессе управления финансами предприятия должна отводиться заместителю директора по экономике и финансам (иначе: финансовому директору), который непосредственно подчиняется директору ПАО «Светлана». Это ключевая фигура, отвечающая за разработку стратегии и тактики финансового менеджмента, их реализацию для достижения целей, стоящих перед предприятием.
К должностным обязанностям заместителя директора по экономике и финансам относится решение задач, определяющих финансовую политику и реализующих экономические цели предприятия (выбор схем управления службой, путей и способов их совершенствования, организация эффективной работы финансовой и экономической службы, подбор и расстановка кадров, управление структурными подразделениями службы, предоставление заинтересованным лицам финансово-экономических показателей деятельности предприятия, работа с банковской системой и партнерами по бизнесу).
Следующий уровень управления финансово-экономической службой - главные специалисты и начальники отделов, возглавляющие функциональные службы, находящиеся под непосредственным руководством заместителя директора по экономике и финансам. Это бухгалтерия во главе с главным бухгалтером и финансовый отдел во главе с начальником отдела.
Бухгалтерия должна отвечать главным образом за выбор учетной политики и организацию учетной деятельности. Она также ответственна за достоверное отражение в учете хозяйственных операций, предоставление данных учета внутренним и внешним пользователям, правильность ведения налогового учета. Кроме традиционных функциональных подразделений в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета.
Налоговая служба входит в состав бухгалтерии по следующим причинам: во-первых, из-за того, что все формы финансовой отчетности - баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др. - формируются в бухгалтерии. Во-вторых, по характеру своей деятельности налоговая служба - учетное подразделение. В-третьих, необходимы рациональные ограничения количества отдельных подразделений в составе экономической службы. Бухгалтерией собираются также сведения о затратах и проводится их разноска по видам для дальнейшего представления в формате «постоянные - переменные затраты» в рамках управленческого учета. Дифференциация затрат важна для проведения операционного анализа, расчета «точки безубыточности».
Следует отметить место проведения подобного анализа. Традиционно его относят к управленческому учету, который представляется частью бухгалтерской деятельности. На практике проведение операционного анализа чаще относят к функциям экономистов-аналитиков, связывая его с деятельностью финансового или планово-экономического отдела. Можно отметить, что анализ «затраты - объем - прибыль» является составной неотъемлемой частью финансового менеджмента, поэтому учет затрат следует выделить как функцию бухгалтерии, а проведение анализа закрепить за аналитиками экономической службы.
Финансовая служба, возглавляемая начальником отдела, выделена в отдельную структурную единицу. Финансовый отдел находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по экономике и финансам. Такое положение отдела продиктовано требованиями, которые предъявляются к этой службе современным характером экономических отношений. В рыночной экономике задачи, решаемые финансовым отделом, имеют высокую значимость для предприятия. В компетенцию отдела должны входить:
1. поиск источников финансирования производства,
2. управление структурой капитала предприятия,
3. оценка наличия и достаточности оборотных средств,
4. отслеживание поступления выручки,
5. управление дебиторской и кредиторской задолженностью,
6. проведение анализа соответствия имеющихся у предприятия средств его финансовым обязательствам,
7. финансовое планирование и прогнозирование,
8. привлечение и управление краткосрочными кредитами и финансовыми вложениями
,
9. участие в составлении бюджета предприятия,
10. осуществление финансового анализа,
11. оценка экономической эффективности инвестиционных проектов.
Перечисленные задачи сложны по содержанию, а поэтому требуют высокой квалификации персонала финансового отдела. Например, оценка инвестиционных проектов требует высокого уровня знаний финансового менеджмента, бухгалтерского учета, планирования производства, обоснования затрат, владения методиками анализа и расчета денежных потоков. Именно поэтому столь важно иметь отдельную специализирующуюся на управлении финансами службу.
Также деятельность финансового отдела связана с решением следующих задач: планирование производственной деятельности и связанных с ней расходов, анализ фактических данных по объему и издержкам производства, выявление и анализ причин отклонений от плановых показателей и нормативов. Финансово-экономическая служба разрабатывает пути и методы снижения затрат, подготавливает решения по ценообразованию на различные виды продукции, совместно с другими структурными подразделениями является разработчиком бизнес-планов предприятия, собирает и ведет отчетные документы о его производственной деятельности, определяет и отслеживает прибыль, полученную от производства и реализации продукции. Планируемая и фактическая прибыль служит объектом пристального внимания. Отсюда вытекает целесообразность проведения анализа текущего экономического состояния предприятия именно в этом отделе. Служба, в которой разрабатывались планы и отслеживались фактические результаты производственной деятельности, должна быть местом проведения операционного анализа, аналитической работы по оценке итоговых показателей в сравнении с плановыми.
Безусловно, экономическая служба не в состоянии обособленно проводить планирование производства или готовить отчетность. В этой работе важна связь с производственными отделами, маркетинговой и технической службами предприятия.
Предложенная организационная структура финансовой службы ПАО «Светлана» позволит конкретизировать задачи и функции каждого отдела и специалиста, более рационально организует работу отделов, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности работы предприятия.
Кейс-задача № 5
-
Анализ структуры и динамики активов и пассив организации;
Таблица 1- Оценка стоимости чистых активов ПАО «Светлана» в 2019- 2021 гг.
Показатель | Значение показателя | Изменение | ||||||
2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | в % к валюте баланса | Абс., тыс. руб. | Отн., % | |||
2019 г. | 2020 г. | (гр.4- гр.2) | ((гр.4- гр.2) / гр.2) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. Чистые активы | 1 577 975 | 1 767 728 | 1 989 482 | 69,3 | 63,0 | 411 507 | 26,1 | |
2. Уставный капитал | 20825 | 20 825 | 20825 | 0,9 | 0,8 | 0 | 0,00 | |
3. Превышение чистых активов над уставным капиталом (стр.1-стр.2) | 1542296 | 1735684 | 1961072 | х | х | 411 507 | 26,4 | |
4. Валюта баланса | 2 278 623 | 2 769 935 3 | 156 833 | 100,0 | 100,0 | 878 210 | 38,5 |
Чистые активы предприятия ПАО «Светлана» по состоянию на 31.12.2021 превышают уставный капитал практически в 95 раз. Такое соотношение является положительным фактором, что характеризует финансовое положение предприятия как стабильное и устойчивое, полностью удовлетворяя требования нормативных актов к величине чистых активов предприятий.
Необходимо также отметить, что за весь рассматриваемый период наблюдается увеличение чистых активов предприятия. Так, например, в 2021 году чистые активы ПАО «Светлана» составили 1989482 тыс. руб., что на 411507 тыс. руб. или 26,1% больше по сравнению с 2019 годом. Размер уставного капитала за анализируемый период не изменился, однако по отношению к валюте баланса этот показатель уменьшился с 0,9% в 2019 году до 0,8% в 2021 году. Рост превышения чистых активов над уставным капиталом составил 411 507 тыс. руб. за весь анализируемый период или 26,4%. Превышение чистых активов над уставным капиталом и в то же время их увеличение за период говорит о хорошем финансовом положении организации по данному признаку.