Файл: 8 класс Словосочетание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 971

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


53.Выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой запятой.

1) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. 2) Над прибрежными пахучими травами вились несметные бледно-зелёные мотыльки. 3) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. 4) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. 5) Надвигался знойный, тяжёлый день.

54.Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.

1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).

55. Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.

1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.

56.Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните обобщающие слова и однородные члены предложения как члены предложения. Составьте схемы.

А)1. Все забыто было мною и семейство и друзья. (Жук.',

2. А из лозин и из садов (ото) всюду с ветром доносились напевы ран...их соловьев. (Бун.) 3. Могилы ветряки курганы все смерклось отошло и скрылось.

 57. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

1) Он родился в бедной крестьянской семье. 2) Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3) Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4) Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6) Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную. 7) В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8) Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9) Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10) У него были большие рыбьи глаза. 11) Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12) Послышался звонкий детский смех. 13.) Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо. 14) Все уснуло крепким здоровым сном. 15) Был холодный осенний вечер. 16) На ветках висели крупные тяжелые капли. 17) Воспоминания — это живой трепещущий полный поэзии мир. 18) Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода. 19) Дул сухой горячий ветер. 20) Крепкий предрассветный сон сморил его. 21) В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег. 22) Мы шли по тихой озаренной звездами тайге. 23) Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава. 24)
Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага. 25) Теплым летним утром отправился я в Львов. 26) Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины. 27) Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу. 28.) В старом загородном парке тихо. 29) Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист. 30.) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.


58.Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями.

1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).
2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).
3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные). 



59. Тест по теме «Однородные и неоднородные определения»

1. Данный признак не является характерным для однородных определений:

1) характеризуют предмет с одной стороны;
2) произносятся с перечислительной интонацией;
3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;
4) характеризуют предмет с разных сторон.


2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) белые голубые шары;
2) старый дубовый пол;
3) новая шелковая блузка;
4) большой чёрный камень.


3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) Мрачный угрюмый взгляд;
2) Глиняные деревянные игрушки;
3) Старый господский дом;
4) Красные синие флаги.


4. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:

1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях.
2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.
3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков.
4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.


5. В каком предложении нужно поставить запятую?

1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд.
2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.
3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.
4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.


6. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными?

1) старая;
2) разбитая;
3) фаянсовая;
4) белая.


7. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну.
2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.
3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.
4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.


8. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?


1) Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу.
2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.
3) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город.
4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.


9. В этом предложении между однородными определениями надо поставить запятую.

1) И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый светящийся солнечный шар.
2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.
3) Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.
4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки.


10. В этом предложении определения неоднородные, запятыми не разделяются.

1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.
2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.
3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.


11.Однородными определениями осложнено предложение:

1) Настали темные, тяжелые дни.
2) Щеки румяны, и полны, и смуглы.
3) Желтые дубовые заросли стояли в росе.
4) На рейде стоял французский линейный корабль.


12.Неоднородные определения есть в предложении:

1) Рука была морщинистая, бледная, худая.
2) Был серенький, промозглый, ветреный день.
3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью.
4) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум.


13. Укажите, где надо поставить запятые в предложении

Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В. Арсеньев)
1) 3.      2) 1, 2.     3) 2, 3.   4) 2, 3, 4.

«Обособленные члены предложения»

Обособленные определения и приложения

60.Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Охарактеризуйте определения:

а) согласованное — несогласованное;

б) распространенное — нераспространенное;

в) обособленное — необособленное.


1) Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке. 2) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. 3) И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус. 4) Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой. 5) Я вдаль уплыл, надежды полный, с толпой бесстрашных земляков. 6) Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо взирал около себя. 7) Долина тихая дремала, в ночной одетая туман. 8) Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение.

(А.С. Пушкин)

61.Расставьте в предложенном ниже тексте знаки препинания. Объясните постановку.

В поле заросшем васильками и колокольчиками стоял теремок никому (не) нужный и всеми брошен...ый. Все покинули уютный домик и теперь он стоит одинокий и заброшен...ый. Теремок был очень просторен мог вместить десяток жильцов маленьких и шустрых. Для любого зверька и живущего в поле и пряч...щегося в лесной траве такой теремок был бы самым лучшим жильем. И тогда он не был бы таким одиноким и грустным а заселен...ый жильцами стал бы веселым и оживлен...ым. Так бы и стоял теремок в поле обв.ваемый всеми ветрами и зал...ваемый дождями но тут случилась с ним такая история.

Бежала однажды по этому полю мышка. Утомлен...ая долгой дорогой мышка мечтала отдохнуть. Маленькая шустрая она хотела было упасть под кустик и заснуть но вдруг увидела теремок в...дневшийся из (за) качающихся на ветру головок колокольчиков.

62. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Какое общее условие обособления объединяет эти примеры?


1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках. 2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой. 3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал. 4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно. 5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.
(М. Горький)

63. Прочитайте. Установите, в каких случаях распространенные определения являются причастными оборотами, а в каких — прилагательными с зависимыми словами. Составьте и запишите предложения с данными определениями так, чтобы в одном случае они были обособленными, а в другом — необособленными.


Гонимые сильным ветром. Полная спелых ягод. Радостно пораженная своим открытием. Увлеченный чтением. Похожие на великанов. Заросгаие сорной травой. Усеянное миллионами звезд. Залитый лунным светом.

64. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.


1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде. 2) Из двер.. белого домика захлес.нутого в..ноградниками выходит (на)встречу солнцу древний старец. 3)В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов. 4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее. 5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам. 6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями. 7) Струйка дыма в..лась в ночном воздух., полном влаг.. и свежеет., моря. 8) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей. 9)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки. 10) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.