Файл: Технология создания электронных средств обученияавторы Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Авторы: Беляев М.И., Гриншкун В.В., Краснова Г.А.
30.08.2007 11:01 | Н.А.Савченко
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Виды электронных средств обучения. Электронные средства обучения. Образовательные электронные издания и ресурсы. Классификация электронных средств обучения
1.2. Преимущества использования электронных средств в обучении. Информатизация обра- зования. Средства информатизации образования. Преимущества и недостатки использования элек- тронных изданий и ресурсов в подготовке школьников
Тема 2. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К СОЗДАНИЮ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Необходимость обучения учителей разработке электронных ресурсов. Факторы, свиде- тельствующие об актуальности знакомства педагогов с технологиями создания электронных средств обучения. Примерное содержание подготовки учителей
2.2. Требования, предъявляемые к учителям, разрабатывающим и использующим электрон- ные средства обучения. Традиционные требования, предъявляемые к педагогам. Требования, свя- занные с использованием современных информационных технологий и образовательных элек- тронных ресурсов
Тема 3. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ
ОБУЧЕНИЯ
3.1. Основные технологии и принципы разработки электронных средств обучения. Основные компоненты электронных средств обучения, значимые для разработки. Проектирование средств обучения. Разработка с использованием компьютера. Принципы, которых следует придерживаться при разработке электронных средств обучения
3.2. Создание наглядных средств обучения. Общие подходы к повышению наглядности элек- тронных изданий и ресурсов. Разработка и использование иллюстраций, таблиц и схем. Повыше- ние наглядности за счет использования анимации, видеофрагментов и звука
Тема 4. ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ
СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МУЛЬТИМЕДИА И ГИПЕРМЕДИА СРЕДСТВ
4.1. Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения. Мультимедиа - многозначное понятие. Особенности использования информации разных типов в обучении школь- ников. Виды мультимедиа-технологий
4.2. Гипертекст и гипермедиа как основные технологии создания современных электронных изданий и ресурсов. Понятие гипертекста и гипермедиа. Подходы к структуризации и оформле- нию учебного материала
4.3. Инструментальные средства и языки для создания мультимедиа и гипермедиа. Компью- терные программы и оболочки, используемые для разработки гипермедиа средств обучения. Язы- ки гипертекстовой разметки
4.4. Создание средств измерения и контроля результативности обучения. Контроль и измере- ние результативности обучения как одна из функций электронных средств обучения. Особенности измерительных материалов, создаваемых для образовательных электронных ресурсов
Тема 5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗРАБОТКЕ


2
ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
5.1 Технические характеристики электронных средств обучения. Аппаратно-программная платформа и телекоммуникационные технологии, используемые при создании электронных средств обучения. Надежность, ресурсоемкость, производительность, информационная совмести- мость, информационная безопасность и сопровождаемость электронных средств обучения. Ис- пользование интеллектуальной собственности при создании образовательных электронных ресур- сов
5.2 Психолого-педагогические требования к электронным средствам обучения. Дидактиче- ские, методические и психологические требования, предъявляемые к электронным средствам обу- чения
5.3 Функциональные характеристики электронных средств обучения. Создание электронных ресурсов, способных обеспечивать функции, удовлетворяющие потребностям педагогов и уча- щихся. Функциональные компоненты электронных средств обучения
5.4. Соблюдение требований эргономики при разработке электронных средств обучения. Ди- зайн-эргономические и эстетические требования. Требования охраны здоровья учащихся и учите- лей. Требования к оформлению сопроводительной документации
Тема 6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, СОЗДАЮЩИМ ЭЛЕКТРОННЫЕ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
6.1 Общие и частные рекомендации для разработчиков электронных средств обучения. Ре- комендации по эффективному использованию технологий создания электронных средств обуче- ния. Содержательные, технологические и эргономические рекомендации
6.2. Достижения психологии и технологии создания электронных средств обучения. Пользо- вательский интерфейс. Диалог как основа построения пользовательского интерфейса электронных средств обучения. Учет психологических факторов при разработке электронных изданий и ресур- сов
Тема 7. ПРИМЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ
ОБУЧЕНИЯ
7.1. Отбор и формирование содержания для средства обучения. Выделение образовательной области. Смыслообразующая иерархическая система понятий. Выявление межпонятийных связей.
7.2. Компоновка учебного материала при создании электронного средства обучения. Выде- ление компонент в средстве обучения. Создание системы навигации по гипермедиа-материалу.
Принципы корректного формирования электронного издания или ресурса.
7.3. Проектирование интерфейса электронных средств обучения. Рекомендации педагогам по формированию дизайна создаваемых средств обучения. Системный подход к разработке интер- фейса.
Тема 8. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ,
РАЗРАБАТЫВАЮЩИХ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Коллективная разработка электронных средств обучения. Подходы к разделению труда спе- циалистов. Участие педагога в коллективных разработках. Состав коллектива, создающего обра- зовательные электронные издания и ресурсы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ЛИТЕРАТУРА


3
ВВЕДEНИЕ
Возможности информационных и телекоммуникационных технологий резко возросли и рас- ширились с появлением глобальной сети Интернет и ее проникновением во все сферы деятельно- сти человека, к числу которых относится и сфера образования. Использование электронных средств обучения (ЭСО), относимых к ним образовательных электронных ресурсов, в том числе и размещенных в сети Интернет, начинает заметно влиять на современное российское образование и культуру, создает условия для развития инновационных методов обучения. Быстрыми темпами происходит внедрение электронных средств в учебный процесс в общеобразовательной школе. В
настоящее время невозможно назвать дисциплину, в обучении которой, так или иначе, не приме- нялись бы электронные издания или ресурсы.
В то же время внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в обучение большинству дисциплин порождает комплекс проблем, связанных с разработкой соответствующе- го программного обеспечения и содержательного наполнения электронных ресурсов, используе- мых в сфере образования. Исследования, проведенные за последние несколько лет, сформировали основу теории разработки и применения таких средств обучения.
Практика показывает, что современный учитель, активно используя информационные и те- лекоммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, как правило, не оста- ется в стороне от разработки отдельных электронных средств обучения. Таким образом, несмотря на то, что основная масса таких средств, очевидно, должна создаваться профессиональными кол- лективами разработчиков, авторами части таких ресурсов все равно будут оставаться школьные учителя, привносящие собственные средства в обучение отдельным дисциплинам.
В то же время анализ качества образовательных электронных ресурсов, созданных профес- сиональными коллективами и отдельными педагогами, показывает, что вопросы отбора и кор- ректного представления в них содержательного материала остаются непроработанными. Требуют совершенствования подходы к разработке структуры, интерфейса и визуального представления электронных учебных материалов, поскольку соответствующие характеристики, составляя сущ- ность информационной архитектуры средств обучения, играют важную роль в повышении эффек- тивности подготовки школьников.
К сожалению, информационная архитектура электронных средств обучения зачастую вы- страивается хаотично, не подчиняясь четко разработанной системе, что приводит к "запутыванию"
учащегося, выработке у него неадекватной логической структуры изучаемой предметной области.
Отдельную нерешенную проблему представляет собой разобщенность существующих электрон- ных средств обучения. Решению этих проблем во многом способствовало бы наличие необходи- мых профессиональных знаний и навыков у разработчиков электронных ресурсов, к числу кото- рых могут относиться и рядовые учителя.
Очевидна целесообразность коллективной разработки таких ресурсов, где учителю отводит- ся первостепенная роль консультанта по отбору учебно-методического материала. Но, зачастую,
учитель не имеет возможности разрабатывать электронные средства обучения в группе специали- стов, и занимается разработкой самостоятельно.
Таким образом, вне зависимости от того, какую роль играет учитель в процессе создания электронных средств обучения, он должен обладать знаниями и умениями, которые позволили бы ему решать соответствующие задачи на достаточно профессиональном уровне. Решению этой проблемы способствует использование настоящего Интернет-издания, знакомящего педагогов с основными технологиями и принципами разработки электронных средств обучения.
В содержание издания включены разделы, посвященные сущности и специфике использова- ния электронных средств обучения в подготовке школьников, общим подходам к созданию на- глядных электронных средств обучения, особенностям разработки образовательных мультимедиа и гипермедиа-ресурсов и использованию для этого специализированных инструментов.


4
Изучая настоящее издание, педагоги смогут более детально познакомиться с достаточно большим набором разнотипных требований, предъявляемых к качеству создаваемых электронных средств обучения, получить рекомендации по проектированию и созданию собственных разрабо- ток, освоить одну из возможных универсальных практических технологий создания электронных средств обучения.
Материал настоящего образовательного электронного Интернет-издания рассчитан на педа- гогов, знакомых с основами информатики и информационных технологий.
Содержание издания сформировано с учетом результатов личных научных и учебно- методических работ авторов, а также с использованием содержания печатных изданий и ресурсов сети Интернет, указанных в списке литературы.

5
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Авторы: Беляев М.И., Гриншкун В.В., Краснова Г.А.
Разработка Института дистантного образования
Российского университета дружбы народов, 2006

6
Тема 1. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В
ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Виды электронных средств обучения
Электронные средства обучения. Образовательные электронные издания и ресур-
сы. Классификация электронных средств обучения
Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информаци- онных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что об- разование не является исключением. За последние двадцать-тридцать лет компьютеры, соот- ветствующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений. В част- ности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения. Настоящее издание будет посвящено проблемам и технологиям создания тех средств информатизации, цель раз- работки и использования которых - непосредственное повышение эффективности учебного процесса.
Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих такие средства. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогически- ми программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами. Этот список терминов можно продолжить. В рамках настоящего издания для именования средств, рабо- тающих с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемых непосредственно в обучении школьников, использован термин электронное средство обуче- ния (ЭСО).
По мнению авторов при изучении технологии создания ЭСО в общем виде понятие электронного средства обучения с определенным допущением можно отождествлять с поня- тием образовательного электронного издания (ОЭИ). Использование обоих терминов для именования создаваемых электронных средств оправдано, поскольку терминология, связан- ная с ОЭИ, использована в других Интернет-изданиях настоящего проекта, образовательные электронные издания достаточно хорошо изучены в созданной в 2002 году "Концепции соз- дания образовательных электронных изданий и ресурсов", подробно описаны требования,
предъявляемые к качеству ОЭИ, учет которых целесообразен при создании электронных средств обучения. В связи с этими и другими причинами в рамках настоящего Интернет- издания понятия электронных средств обучения и образовательных электронных изданий будут употребляться равнозначно.
Определение понятий электронных средств обучения и образовательных электронных изданий традиционно производится опосредовано через более общее понятие электронного издания.
Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой,
цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источни- ки, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) или (равнозначно)
электронным средством обучения (ЭСО) является электронное издание, содержащее сис- тематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний,


7
обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навы- ками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством ме- тодического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логично- стью и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание и электрон- ные средства обучения не могут быть редуцированы к бумажному варианту без потери ди- дактических свойств.
Благодаря специфике своего определения, ЭСО существенно повышают качество визу- альной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными воз- можностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Кроме того, при использовании электронных средств в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации. Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных тех- нологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не толь- ко реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.
Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рас- сматриваться как компоненты ЭСО или ОЭИ, являются:
§ сервисные программные средства общего назначения,
§ программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,
§ электронные тренажеры,
§ программные средства для математического и имитационного моделирования,
§ программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,
§ информационно-поисковые справочные системы,
§ автоматизированные обучающие системы (АОС),
§ электронные учебники (ЭУ),
§ экспертные обучающие системы (ЭОС),
§ интеллектуальные обучающие системы (ИОС),
§ средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).
Сервисные программные средства общего назначения применяются для автомати- зации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспе- риментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении лабораторных,
практических занятий, при организации самостоятельной и проектной работы школьников.
Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся
нашли наиболее широкое применение ввиду относительной легкости их создания. Сущест- вует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, да- же не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме. Как правило, задачей обучаемого явля- ется выбор одного правильного ответа из ряда предлагаемых ответов. Такие программы по- зволяют разгрузить учителя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массо- вого образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний,
в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.