Файл: Технология создания электронных средств обученияавторы Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А.pdf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
118
логичных понятий или перейти к более объемлющему по смыслу содержательному материа- лу. Очевидно, что подобная методология работы с информацией нацелена на повышение ин- дивидуализации процесса обучения.
Кроме того, в распоряжении педагогов и обучаемых появляется алгоритм просмотра всех страниц гипертекстового ЭСО, когда для одной страницы просматриваются все страни- цы-сыновья, затем осуществляется переход к странице-брату. Если просмотр страниц- братьев и соответствующих им поддеревьев заканчивается, осуществляется переход к роди- тельской странице и цикл просмотра повторяется уже для брата родителя. Изучая то или иное понятие за счет чтения соответствующей информационной статьи, обучаемый видит список родственных понятий, объемлющее понятие и понятия, подчиненные по смыслу изу- чаемому понятию. При такой навигации по ЭСО обучаемый не только знакомится со всей гипермедиа-информацией, но и получает полную картину межпонятийных смысловых свя- зей для данной образовательной области.
Очевидно, что создание электронных средств обучения с подобными свойствами на ос- нове применения технологии информационного интегрирования никак не привязано к осо- бенностям образовательных областей, содержания и других компонент существующих мето- дических систем обучения. Вне зависимости от видов учебных дисциплин или видов образо- вательной деятельности, характерных учебному заведению, их информатизация становится возможной на базе гипертекстовых средств обучения, реализующих описанный принцип ди- намического изменения гиперссылок. В этом случае пользователи получают в распоряжение единый инвариантный принцип навигации по средствам информатизации, единый принцип отбора и визуализации информации, единые принципы оперирования со средствами инфор- матизации, а также единый принцип использования соответствующих ЭСО в учебном про- цессе.
При использовании технологии информационного интегрирования построение и опера- тивное изменение "бумажного" или электронного средства обучения происходит в режиме работы с иерархической моделью структуры его содержания и ее последующей обработкой.
Автоматизация процессов создания и корректировки гипертекстовых средств обучения на основе описываемых технологий позволяет заменить привычную работу по написанию тек- стов на специальных языках созданием иерархических структур и соответствующих им ин- формационных гипермедиа-дополнений. Любое последующее изменение содержания ЭСО
сводится к явному корректированию его структуры или присоединению к уже существую- щей иерархии необходимых информационных гипермедиа-статей и последующей "пере- сборкой" средства обучения.
Заканчивая описание технологии создания электронных средств обучения, основанных на принципах информационного интегрирования, хотелось бы отметить, что подобные под- ходы и технологии могли бы оказаться полезными и при формировании содержания тради- ционных "бумажных" средств обучения. Несмотря на то, что такие средства и не имеют не- посредственного отношения к компьютерным технологиям и процессам информатизации образования, дополнительные подходы, повышающие качество традиционных учебников и пособий вполне могли бы стать побочным результатом использования настоящего Интернет- издания.
В ходе предыдущего изложения неоднократно отмечалось, что на основе технологии информационного интегрирования возможно получение разнообразных текстовых докумен- тов, публикуемых обычным образом на бумаге. В числе таких документов обычные учебни- ки, учебные пособия, сборники материалов, задания для практических и лабораторных ра- бот, сборники тестовых и контрольно-проверочных заданий. Безусловно, "бумажная" публи- кация информации, полученной в ходе обработки электронных иерархий, не может передать всех педагогических и технологических преимуществ гипертекста и гипермедиа. Такие пуб- ликации не могут содержать полноценных гиперссылок, предоставлять возможность инте-
119
рактивной работы (например, при ответе на вопросы теста), демонстрировать обучаемым ау- дио и видео материалы, предоставлять возможность моделирования явлений или процессов.
Тем не менее, использование информационного интегрирования в построении тради- ционных средств обучения привносит в них много положительных моментов, основными из которых является четкое структурирование информации и однозначное соответствие заранее определенному тезаурусу образовательной области, редуцированному до иерархии понятий,
обладающей более высокими педагогическими возможностями.
Следует помнить, что некоторые технологические особенности, присущие электрон- ным гипертекстовым средствам обучения, в случае построения "бумажных" документов уда- ется заменить аналогами. В частности, индекс и глоссарий гипертекста трансформируется в структурированное оглавление и алфавитный перечень понятий текстового учебника, спра- вочника или пособия. Гипертекстовые страницы и их информационные статьи находят отра- жение в традиционных главах, разделах, параграфах и пунктах книг. Некоторые гиперссыл- ки, встречаемые в тексте информационных статей электронного гипертекста, зачастую уда- ется заменить ссылками (типа "см. ...") или сносками в обычном тексте. В некоторых случаях имеет смысл публикация на страницах "бумажного" документа различных групп ссылок
("родителей", "сыновей", "братьев") с целью повышения обозримости смысловой структуры при изучении конкретной страницы документа. В этих случаях для публикации понятий- ссылок используется механизм колонтитулов и сносок текстового процессора.
Благодаря наличию гипермедиа-информации, представленной в присоединенных фай- лах, педагог обладает возможностью сопровождения создаваемого им обычного текста необ- ходимыми иллюстрациями в виде схем, таблиц, графиков, рисунков и фотографий.
7.3. Проектирование интерфейса электронных средств обучения
Рекомендации педагогам по формированию дизайна создаваемых средств обучения.
Системный подход к разработке интерфейса
Внешний вид электронных учебников, пособий и других средств обучения, их эргоно- мические свойства играют важную роль в повышении эффективности образовательного про- цесса. Анализ большинства существующих электронных средств обучения, создаваемых пе- дагогами, показывает, что наряду с вопросами корректного представления содержательного материала до сих пор остаются не проработанными подходы к разработке дизайна подобных средств информатизации образования.
Важно понимать, что разработка дизайна и интерфейса электронных средств обучения является столь же значимой, как и формирование содержательного наполнения таких средств.
Проведенные учителями и психологами наблюдения показывают, что эффективность работы компьютерных обучающих программ во многом определяется характером программ- ного интерфейса. Дизайн мультимедиа-ресурсов оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию учащихся, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важ- ных показателей. Поэтому дизайн интерфейса обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный сис- темный подход.
Внешний интерфейс существующих электронных средств обучения зачастую выстраи- вается хаотично, не подчиняясь какой бы то ни было системе, что приводит к "запутыванию"
обучаемого, выработке у него неадекватной логической структуры изучаемой образователь- ной области.
120
В свете изучаемой технологии информационного интегрирования было бы целесооб- разным использовать аналогичный подход и в разработке внешнего интерфейса как тради- ционных, так и электронных средств обучения. В этом случае на той же материальной и про- граммной базе можно было бы выстраивать деревья-иерархии, вершинами которых являлись бы визуальные и навигационные элементы средств обучения. Листьями иерархий в этом случае являлись бы конкретные значения атрибутов этих элементов (цвет, размер, координа- ты месторасположения и пр.). Педагог, создающий средства обучения смог бы выстраивать структуру дизайна в соответствии с психолого-педагогическими особенностями конкретного учебного процесса, требованиями эргономики, особенностями структуры и содержания учебного материала, содержащегося в ЭСО.
В распоряжении разработчика оказались бы две иерархии, описывающие с помощью относительно формализованных методов, внешний вид и содержание электронного средства обучения. В этом случае автоматизация разработки сводится к параллельному обходу де- ревьев-иерархий и обработке их элементов. Очевидно, что получаемые таким образом сред- ства обучения, хотя и будут иметь четкую структуру в содержании и дизайне, носят характер заготовок, и должны дорабатываться в ходе творческой деятельности педагога.
Рекомендации по формированию интерфейса ЭСО можно разделить на несколько ос- новных групп:
§ рекомендации по применению системного подхода к формированию дизайна ЭСО;
§ рекомендации по структуре и содержанию основных учебных элементов;
§ рекомендации по организации систем поиска, навигации и гиперссылок;
§ рекомендации по учету физиологических особенностей восприятия школьниками цветов и форм;
§ рекомендации по использованию элементов оформления.
Системный подход является основой системного дизайна - особого вида творческого проектирования, включающего в создаваемый ЭСО все факторы, которые в какой-либо сте- пени влияют на процесс его разработки и создания, условия последующего функционирова- ния в системе общего среднего образования. Логическая обусловленность каждого после- дующего шага в цепочке позволяет с наибольшей вероятностью гарантировать адекватное конкретному объекту решение извечной проблемы дизайна - соотношения утилитарного
(эффективность, экономичность, комфорт) и прекрасного (эстетическая выразительность,
образность, способность вызывать положительные эмоции и ассоциации).
Системный подход к формированию интерфейса дает возможность привлечь, помимо традиционных книговедческих знаний, достижения таких научных направлений, как теория информации, документалистика, информатика, лингвистика текста и др. Это позволяет ис- пользовать целую совокупность категорий - функциональных, структурных, исторических,
коммуникативных, компонентных, ценностных, социологических, статистических и т.д.
Принцип системности обеспечивает проведение различных видов структурирования информации без потери качества благодаря использованию достижений современной науки о знаках и знаковых системах - семиотики. Согласно семиотическому подходу каждая знако- вая система, каковой является ЭСО, должна исследоваться с учетом выделения синтаксиче- ской, семантической и прагматической подсистем.
Экспериментальными исследованиями установлено, что:
§ сложность понимания увеличивается с ростом основного состава слов, насчитываю- щих более 3 слогов;
121
§ объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единицы (несвязных цифр, несвязных сло- гов или слов);
§ продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического;
§ пропускная способность зрительного анализатора человека примерно в 100 раз боль- ше, чем слухового;
§ контекстное окружение основной информации напрямую влияет на скорость и точ- ность ее распознания и восприятия;
§ конфигурация пространственных стимулов имеет большое значение для репрезента- ции в визуальной кратковременной памяти информации о пространственном распо- ложении, цвете и форме стимулов.
При разработке электронного средства обучения необходимо найти оптимальное соче- тание синтаксической, семантической и прагматической подсистем в единой системе компо- нент ЭСО, причем как в целом, так и на всех возможных уровнях его типологической моде- ли.
В дизайн-проекте разработчик ЭСО закладывает будущее единство целевой ориента- ции, содержания и формальных качеств объекта. Чем менее логичным, менее функционально обоснованным был разработанный проект, тем больше различий между замыслом и полу- ченным продуктом, тем меньше эффективность системы. Первая фаза системного дизайна играет важную роль. На этом этапе происходит сбор и анализ необходимой информации, что определяет смысловой центр последующей деятельности.
Дизайн-концепция обосновывает цели проекта и способы их достижения. Она является как бы фундаментом будущего здания, определяя его функциональные и эстетические воз- можности. Побуждающим моментом дизайн-концепции ЭСО всегда является учащийся.
Дизайн-программа выступает в качестве исходной фазы проектирования. Она содержит основные группы операций реализации дизайн-концепции и представляет собой собственно проект или модель данного вида деятельности.
Дизайн-сценарий конкретизирует дизайн-программу в пространственно-временной сре- де и представляет собой схему будущего средства обучения, что позволяет "проиграть" все возможные сюжеты его жизнедеятельности.
Вопросы для самопроверки
1. Какое место в общей технологии создания электронных средств обучения занимает отбор содержания учебного материала?
2. Перечислите основные этапы отбора понятий образовательной области и выделения связей между ними.
3. Какие принципы могут лежать в основе выделения связей между понятиями образо- вательной области?
4. Что такое "иерархия понятий"?
5. Как построить гипертекст на основе созданной иерархии понятий?
6. Перечислите основные этапы создания гипертекстового электронного средства обу- чения на основе использования понятийной базы содержательной области.
7. Что может являться источником дополнительной информации, иллюстрирующей по- нятия, входящие в иерархию?
122 8. Какие подходы применяются при разработке интерфейса гипертекстовых электрон- ных средств обучения?
123
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12