Файл: Формулировка проблемы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для выбранного задания в соответствии с методикой системного моделирования провести исследование, используя МАИ для поддержки процесса принятия решений по следующему алгоритму:

  1. определить систему с обоснованием ее структуры, функций, основных свойств и характеристик; сформулировать цель системы, а также проблемную ситуацию, как несоответствие целевого и желаемого состояния системы;

  2. построить иерархическую структуру исследуемой системы, т.е. сформировать цель системы, определить пути достижения этой цели (альтернативы), выявить критерии эффективности выбора альтернатив;

  3. построить матрицы парных сравнений (см. задание);

  4. рассчитать векторы приоритетов;

  5. проверить согласованность суждений ЛПР и при необходимости пересмотреть суждения;

  6. выявить наилучшую альтернативу (или проранжировать альтернативы по степени значимости);

  7. добавить в построенную иерархию новую альтернативу (с собственными экспертными суждениями) и проверить изменение значимостей ранее исследуемых альтернатив.


Обработка имеющейся информации должна осуществляется с помощью программных средств (MS Excel и др.) с возможностью адаптивно реагировать на изменения исходных данных. Для этого следует запрограммировать все алгебраические операции МАИ в MS Excel [10].

Условия вариантов учебных задач приведены в приложении.

По практическому занятию составляется отчет, который должен содержать:

  1. Титульный лист с указанием названия дисциплины, названия работы, фамилии и инициалов студента, направления и профиля подготовки, номера потока, номера зачетки, фамилии и инициалов преподавателя-лектора.

  2. Условия задачи с данными (таблицами экспертных оценок парных сравнений, т.е. аналоги таблиц 8 и 9 для своего варианта).

  3. Расчеты по всем 7 этапам алгоритма МАИ (буквенные формулы с расшифровкой обозначений, подстановка цифр, результат, интерпретация результата).

  4. Итоговый вывод по своему варианту задачи.

  5. Итоговый вывод по устойчивости МАИ, полученный изменением состава критериев – добавлением в задаче одного критерия с оценкой попарных сравнений из таблиц 8 и 9.

  6. Список используемой литературы.



Приложение
Варианты заданий
Базовый вариант задания (№0)

Семья среднего достатка решила купить дом. В результате обсуждения удалось определить восемь критериев (показателей, характеристик, факторов), которым должен удовлетворять дом.


У членов семьи были следующие критерии:

  1. размеры дома: размеры комнат; число комнат; общая площадь дома;

  2. удобное автобусное сообщение: близость автобусной остановки;

  3. окрестности: интенсивность движения транспорта; безопасность; хороший вид; ухоженные окрестности;

  4. когда построен дом;

  5. двор: пространство перед домом, сзади, сбоку, а также расстояние до соседей;

  6. наличие современного оборудования: посудомоечной машины; мусоропровода; кондиционирования воздуха; системы сигнализации и других подобных устройств в доме;

  7. общее состояние: потребность в ремонте; стены; ковер; драпировка, чистота; электропроводка; крыша; водопроводная система;

  8. финансовые условия: возможность закладной; условия продажи и банковский кредит; низкие налоги.

Рассматриваются альтернативы домов А, Б, В.

Задача заключается в выборе одного из трех домов-кандидатов.

На первом (высшем) уровне иерархии находится общая цель – «Дом». На втором уровне находится восемь факторов, или критериев, уточняющих цель, и на третьем (нижнем) уровне находятся три дома-кандидата, которые должны быть оценены по отношению к факторам (критериям) второго уровня (Рис. 3).

Рис. 3. Декомпозиция задачи в иерархию

В таблицах 8 и 9 приведены исходные данные для базового варианта задания.

Матрицы экспертных оценок парных сравнений Ас.1, …, Ас.8 заданы таблицей 8 (базовый вариант).

Таблица 8

Покупка дома: матрица попарных сравнений для уровня 3

Размер дома К1

А

Б

В

Удобное автобусное сообщение К2

А

Б

В

А

1

6

8

А

1

7

1/5

Б

1/6

1

4

Б

1/7

1

1/8

В

1/8

1/4

1

В

5

8

1

Окрестности К3

А

Б

В

Когда построен дом К4

А

Б

В

А

1

8

6

А

1

1

1

Б

1/8

1

1/4

Б

1

1

1

В

1/6

4

1

В

1

1

1

Двор К5

А

Б

В

Современное оборудование К6

А

Б

В

А

1

5

4

А

1

8

6

Б

1/5

1

1/3

Б

1/8

1

1/5

В

1/4

3

1

В

1/6

5

1

Общее состояние К7

А

Б

В

Финансовые условия К8

А

Б

В

А

1

1/2

1/2

А

1

1/7

1/5

Б

2

1

1

Б

7

1

3

В

2

1

1

В

5

1/3

1



Таблица 9

Покупка дома: матрица попарных сравнений для уровня 2

Общее удовлетворение домом (цель)

Размер дома, К1

Удобное автобус-ное сообще-ние, К2

Окрест-ности, К3

Когда построен дом, К4

Двор, К5

Современ-

ное оборудова-

ние, К6

Общее состо-

яние, К7

Финан-совые условия, К8

Размер дома, К1

1

5

3

7

6

6

1/3

1/4

Удобное автобусное сообщение, К2

1/5

1

1/3

5

3

3

1/5

1/7

Окрестности, К3

1/3

3

1

6

3

4

6

1/5

Когда построен дом, К4

1/7

1/5

1/6

1

1/3

1/4

1/7

1/8

Двор, К5

1/6

1/3

1/3

3

1

1/2

1/5

1/6

Современное оборудование, К6

1/6

1/3

1/4

4

2

1

1/5

1/6

Общее состояние, К7

3

5

1/6

7

5

5

1

1/2

Финансовые условия, К8

4

7

5

8

6

6

2

1



Ниже приведены 36 вариантов задания для выполнения семинарской работы, получаемых на основе базового варианта. Номер Вашего варианта N определяется по двум последним цифрам зачетки по формуле:



Где N – искомый номер варианта задания по таблице 10; х – число, образуемое двумя последними цифрами в номере зачетки.
Например, номер зачетки ……..88. Значит х=88. Это число попадает в диапазон [74; 99]. Тогда номер Вашего варианта N=100-88=12.
Таблица 10

Варианты заданий для выполнения практических работ

(семинарских или лабораторных)


Номер варианта N

Изменения в задании по сравнению с базовым вариантом (табл. 8 и 9)

Оставленные в задаче критерии

Исключены критерии

1

К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7

К8

2

К1, К2, К3, К4, К5, К6, К8

К7

3

К1, К2, К3, К4, К5, К7, К8

К6

4

К1, К2, К3, К4, К6, К7, К8

К5

5

К1, К2, К3, К5, К6, К7, К8

К4

6

К1, К2, К4, К5, К6, К7, К8

К3

7

К1, К3, К4, К5, К6, К7, К8

К2

8

К1, К2, К3, К4, К5, К6

К7, К8

9

К1, К2, К3, К4, К5, К7

К8, К6

10

К1, К2, К3, К4, К6, К7

К8, К5

11

К1, К2, К3, К5, К6, К7

К8, К4

12

К1, К2, К4, К5, К6, К7

К8, К3

13

К1, К3, К4, К5, К6, К7

К8, К2

14

К1, К2, К3, К4, К5, К8

К7, К6

15

К1, К2, К3, К4, К6, К8

К7, К5

16

К1, К2, К3, К5, К6, К8

К7, К4

17

К1, К2, К4, К5, К6, К8

К7, К3

18

К1, К3, К4, К5, К6, К8

К7, К2

19

К1, К2, К3, К4, К7, К8

К6, К5

20

К1, К2, К3, К5, К7, К8

К6, К4

21

К1, К2, К4, К5, К7, К8

К6, К3

22

К1, К3, К4, К5, К7, К8

К6, К2

23

К1, К2, К3, К4, К5

К8, К7, К6

24

К1, К2, К3, К4, К6

К8, К7, К5

25

К1, К2, К3, К5, К6

К8, К7, К4

26

К1, К2, К4, К5, К6

К8, К7, К3

27

К1, К3, К4, К5, К6

К8, К7, К2

28

К1, К2, К3, К4

К8, К7, К6, К5

29

К1, К2, К3, К5

К8, К7, К6, К4

30

К1, К2, К4, К5

К8, К7, К6, К3

31

К1, К3, К4, К5

К8, К7, К6, К2

32

К1, К2, К3

К8, К7, К6, К5, К4

33

К1, К2, К4

К8, К7, К6, К5, К3

34

К1, К3, К4

К8, К7, К6, К5, К2

35

К1, К2

К8, К7, К6, К5, К4, К3

36

К1, К3

К8, К7, К6, К5, К4, К2



Литература:
а) основная:


  1. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1993. – 320 с.

  2. Анфилатов В. С. Емельянов А. А. Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 с.

  3. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2014. – 511 с.

  4. Исмагилова Л. А., Орлова Е. В. Стратегия и принятие решений. – Уфа: УГАТУ, 2005. – 80с.


б) дополнительная:


  1. Многокритериальный выбор решений на основе метода анализа иерархий: Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине «Системный анализ в управлении и экономике» Сост. Исмагилова Л. А., Орлова Е. В. – Уфа: УГАТУ, 2012. – 22 с.

  2. Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 423 с.

  3. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. – М.: Высшая школа, 2004. – 616 с.

  4. Моисеев Н. И. Математические задачи системного анализа: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука. Физмалит, 1981. – 48 с.

  5. Беллман Р. Введение в теорию матриц: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука. Физмалит, 1976. – 352 с.

  6. Справочник по математике для экономистов. – М.: Высшая школа, 1997.