ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для выбранного задания в соответствии с методикой системного моделирования провести исследование, используя МАИ для поддержки процесса принятия решений по следующему алгоритму:
-
определить систему с обоснованием ее структуры, функций, основных свойств и характеристик; сформулировать цель системы, а также проблемную ситуацию, как несоответствие целевого и желаемого состояния системы; -
построить иерархическую структуру исследуемой системы, т.е. сформировать цель системы, определить пути достижения этой цели (альтернативы), выявить критерии эффективности выбора альтернатив; -
построить матрицы парных сравнений (см. задание); -
рассчитать векторы приоритетов; -
проверить согласованность суждений ЛПР и при необходимости пересмотреть суждения; -
выявить наилучшую альтернативу (или проранжировать альтернативы по степени значимости); -
добавить в построенную иерархию новую альтернативу (с собственными экспертными суждениями) и проверить изменение значимостей ранее исследуемых альтернатив.
Обработка имеющейся информации должна осуществляется с помощью программных средств (MS Excel и др.) с возможностью адаптивно реагировать на изменения исходных данных. Для этого следует запрограммировать все алгебраические операции МАИ в MS Excel [10].
Условия вариантов учебных задач приведены в приложении.
По практическому занятию составляется отчет, который должен содержать:
-
Титульный лист с указанием названия дисциплины, названия работы, фамилии и инициалов студента, направления и профиля подготовки, номера потока, номера зачетки, фамилии и инициалов преподавателя-лектора. -
Условия задачи с данными (таблицами экспертных оценок парных сравнений, т.е. аналоги таблиц 8 и 9 для своего варианта). -
Расчеты по всем 7 этапам алгоритма МАИ (буквенные формулы с расшифровкой обозначений, подстановка цифр, результат, интерпретация результата). -
Итоговый вывод по своему варианту задачи. -
Итоговый вывод по устойчивости МАИ, полученный изменением состава критериев – добавлением в задаче одного критерия с оценкой попарных сравнений из таблиц 8 и 9. -
Список используемой литературы.
Приложение
Варианты заданий
Базовый вариант задания (№0)
Семья среднего достатка решила купить дом. В результате обсуждения удалось определить восемь критериев (показателей, характеристик, факторов), которым должен удовлетворять дом.
У членов семьи были следующие критерии:
-
размеры дома: размеры комнат; число комнат; общая площадь дома; -
удобное автобусное сообщение: близость автобусной остановки; -
окрестности: интенсивность движения транспорта; безопасность; хороший вид; ухоженные окрестности; -
когда построен дом; -
двор: пространство перед домом, сзади, сбоку, а также расстояние до соседей; -
наличие современного оборудования: посудомоечной машины; мусоропровода; кондиционирования воздуха; системы сигнализации и других подобных устройств в доме; -
общее состояние: потребность в ремонте; стены; ковер; драпировка, чистота; электропроводка; крыша; водопроводная система; -
финансовые условия: возможность закладной; условия продажи и банковский кредит; низкие налоги.
Рассматриваются альтернативы домов А, Б, В.
Задача заключается в выборе одного из трех домов-кандидатов.
На первом (высшем) уровне иерархии находится общая цель – «Дом». На втором уровне находится восемь факторов, или критериев, уточняющих цель, и на третьем (нижнем) уровне находятся три дома-кандидата, которые должны быть оценены по отношению к факторам (критериям) второго уровня (Рис. 3).
Рис. 3. Декомпозиция задачи в иерархию
В таблицах 8 и 9 приведены исходные данные для базового варианта задания.
Матрицы экспертных оценок парных сравнений Ас.1, …, Ас.8 заданы таблицей 8 (базовый вариант).
Таблица 8
Покупка дома: матрица попарных сравнений для уровня 3
Размер дома К1 | А | Б | В | Удобное автобусное сообщение К2 | А | Б | В |
А | 1 | 6 | 8 | А | 1 | 7 | 1/5 |
Б | 1/6 | 1 | 4 | Б | 1/7 | 1 | 1/8 |
В | 1/8 | 1/4 | 1 | В | 5 | 8 | 1 |
Окрестности К3 | А | Б | В | Когда построен дом К4 | А | Б | В |
А | 1 | 8 | 6 | А | 1 | 1 | 1 |
Б | 1/8 | 1 | 1/4 | Б | 1 | 1 | 1 |
В | 1/6 | 4 | 1 | В | 1 | 1 | 1 |
Двор К5 | А | Б | В | Современное оборудование К6 | А | Б | В |
А | 1 | 5 | 4 | А | 1 | 8 | 6 |
Б | 1/5 | 1 | 1/3 | Б | 1/8 | 1 | 1/5 |
В | 1/4 | 3 | 1 | В | 1/6 | 5 | 1 |
Общее состояние К7 | А | Б | В | Финансовые условия К8 | А | Б | В |
А | 1 | 1/2 | 1/2 | А | 1 | 1/7 | 1/5 |
Б | 2 | 1 | 1 | Б | 7 | 1 | 3 |
В | 2 | 1 | 1 | В | 5 | 1/3 | 1 |
Таблица 9
Покупка дома: матрица попарных сравнений для уровня 2
Общее удовлетворение домом (цель) | Размер дома, К1 | Удобное автобус-ное сообще-ние, К2 | Окрест-ности, К3 | Когда построен дом, К4 | Двор, К5 | Современ- ное оборудова- ние, К6 | Общее состо- яние, К7 | Финан-совые условия, К8 |
Размер дома, К1 | 1 | 5 | 3 | 7 | 6 | 6 | 1/3 | 1/4 |
Удобное автобусное сообщение, К2 | 1/5 | 1 | 1/3 | 5 | 3 | 3 | 1/5 | 1/7 |
Окрестности, К3 | 1/3 | 3 | 1 | 6 | 3 | 4 | 6 | 1/5 |
Когда построен дом, К4 | 1/7 | 1/5 | 1/6 | 1 | 1/3 | 1/4 | 1/7 | 1/8 |
Двор, К5 | 1/6 | 1/3 | 1/3 | 3 | 1 | 1/2 | 1/5 | 1/6 |
Современное оборудование, К6 | 1/6 | 1/3 | 1/4 | 4 | 2 | 1 | 1/5 | 1/6 |
Общее состояние, К7 | 3 | 5 | 1/6 | 7 | 5 | 5 | 1 | 1/2 |
Финансовые условия, К8 | 4 | 7 | 5 | 8 | 6 | 6 | 2 | 1 |
Ниже приведены 36 вариантов задания для выполнения семинарской работы, получаемых на основе базового варианта. Номер Вашего варианта N определяется по двум последним цифрам зачетки по формуле:
Где N – искомый номер варианта задания по таблице 10; х – число, образуемое двумя последними цифрами в номере зачетки.
Например, номер зачетки ……..88. Значит х=88. Это число попадает в диапазон [74; 99]. Тогда номер Вашего варианта N=100-88=12.
Таблица 10
Варианты заданий для выполнения практических работ
(семинарских или лабораторных)
Номер варианта N | Изменения в задании по сравнению с базовым вариантом (табл. 8 и 9) | |
Оставленные в задаче критерии | Исключены критерии | |
1 | К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7 | К8 |
2 | К1, К2, К3, К4, К5, К6, К8 | К7 |
3 | К1, К2, К3, К4, К5, К7, К8 | К6 |
4 | К1, К2, К3, К4, К6, К7, К8 | К5 |
5 | К1, К2, К3, К5, К6, К7, К8 | К4 |
6 | К1, К2, К4, К5, К6, К7, К8 | К3 |
7 | К1, К3, К4, К5, К6, К7, К8 | К2 |
8 | К1, К2, К3, К4, К5, К6 | К7, К8 |
9 | К1, К2, К3, К4, К5, К7 | К8, К6 |
10 | К1, К2, К3, К4, К6, К7 | К8, К5 |
11 | К1, К2, К3, К5, К6, К7 | К8, К4 |
12 | К1, К2, К4, К5, К6, К7 | К8, К3 |
13 | К1, К3, К4, К5, К6, К7 | К8, К2 |
14 | К1, К2, К3, К4, К5, К8 | К7, К6 |
15 | К1, К2, К3, К4, К6, К8 | К7, К5 |
16 | К1, К2, К3, К5, К6, К8 | К7, К4 |
17 | К1, К2, К4, К5, К6, К8 | К7, К3 |
18 | К1, К3, К4, К5, К6, К8 | К7, К2 |
19 | К1, К2, К3, К4, К7, К8 | К6, К5 |
20 | К1, К2, К3, К5, К7, К8 | К6, К4 |
21 | К1, К2, К4, К5, К7, К8 | К6, К3 |
22 | К1, К3, К4, К5, К7, К8 | К6, К2 |
23 | К1, К2, К3, К4, К5 | К8, К7, К6 |
24 | К1, К2, К3, К4, К6 | К8, К7, К5 |
25 | К1, К2, К3, К5, К6 | К8, К7, К4 |
26 | К1, К2, К4, К5, К6 | К8, К7, К3 |
27 | К1, К3, К4, К5, К6 | К8, К7, К2 |
28 | К1, К2, К3, К4 | К8, К7, К6, К5 |
29 | К1, К2, К3, К5 | К8, К7, К6, К4 |
30 | К1, К2, К4, К5 | К8, К7, К6, К3 |
31 | К1, К3, К4, К5 | К8, К7, К6, К2 |
32 | К1, К2, К3 | К8, К7, К6, К5, К4 |
33 | К1, К2, К4 | К8, К7, К6, К5, К3 |
34 | К1, К3, К4 | К8, К7, К6, К5, К2 |
35 | К1, К2 | К8, К7, К6, К5, К4, К3 |
36 | К1, К3 | К8, К7, К6, К5, К4, К2 |
Литература:
а) основная:
-
Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1993. – 320 с. -
Анфилатов В. С. Емельянов А. А. Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 с. -
Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2014. – 511 с. -
Исмагилова Л. А., Орлова Е. В. Стратегия и принятие решений. – Уфа: УГАТУ, 2005. – 80с.
б) дополнительная:
-
Многокритериальный выбор решений на основе метода анализа иерархий: Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине «Системный анализ в управлении и экономике» Сост. Исмагилова Л. А., Орлова Е. В. – Уфа: УГАТУ, 2012. – 22 с. -
Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 423 с. -
Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. – М.: Высшая школа, 2004. – 616 с. -
Моисеев Н. И. Математические задачи системного анализа: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука. Физмалит, 1981. – 48 с. -
Беллман Р. Введение в теорию матриц: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука. Физмалит, 1976. – 352 с. -
Справочник по математике для экономистов. – М.: Высшая школа, 1997.