Файл: Поурочные разработки по окружающему миру для 1 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).
Метапредметные результаты:
интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
составлять устный рассказ;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Личностные результаты:
осознавать необходимость бережного отношения к своей малой Родине;
осознавать ценность взаимопомощи в семье для успешного выполнения работы.
Оборудование. У учителя — карта России, на которой отмечены города и села (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Великий Устюг, село Константиново, село Гжель), набор открыток или значков с изображением городов и сел России.
Ход урока
Мотивация и целеполагание. В начале урока Учитель говорит: «Ребята, напомните Муравью Вопросику, о чем шла речь на прошлом уроке, с чем мы познакомились». Дети называют столицу нашей Родины, перечисляют основные достопримечательности Москвы.
Учитель: «Муравей Вопросик принес с собой карту России. На ней отмечены города и села. Прочитайте названия этих населенных пунктов. Как вы думаете, чем же они знамениты?». Дети читают названия и пытаются сказать, чем могут быть знамениты эти города и села.
Освоение нового содержания и его применение. После высказываний детей учитель предлагает обратиться к материалам учебника (с. 16-17) и найти в них ответ на поставленный вопрос.
Вначале учитель обращает внимание детей на город на Неве – Санкт-Петербург. Учитель: «Поднимите руки те, кто был в Санкт-Петербурге. Что вы можете рассказать об этом городе?». Учащиеся, которые были в Санкт-Петербурге, делятся своими впечатлениями, рассказывают о городе. Учитель прикрепляет на доску фотографии города, дополняет высказывания детей об основных достопримечательностях по фотографиям и рисункам.
По аналогии проводится знакомство с другими городами и селами.
Далее учитель предлагает детям побыть в роли экскурсоводов и провести воображаемую экскурсию по своему населенному пункту, рассказать, чем он необычен, перечислить его достопримечательности, назвать любимые места, где очень нравиться бывать.
После проведенной детьми воображаемой экскурсии учитель нацеливает на выполнение проектной работы: «Моя малая Родина». Учитель: «Сегодня мы побывали в нескольких городах и селах нашей огромной страны. Все они являются малой Родиной для разных людей – детей и взрослых. Ваша задача составить фоторассказ о своей малой Родине. Выполняя проект, обращайтесь за помощью и советом к родителям или другим взрослым. Представьте свой фоторассказ на с. 8-9 рабочей тетради».
Выводы и обобщения. Учитель: «Наш урок был подготовкой к выполнению проекта. Материалы учебника и наши воображаемые экскурсии должны послужить образцом для вашей работы. А итоги этой работы мы подведем на заключительном уроке по разделу «Что и кто?».
Рекомендации для занятий в семье.Работа над проектом предусматривает совместную деятельность ребенка и взрослого. Помогите ребенку сделать фотографии своего города (села), отобрать из них лучшие, наиболее подходящие для подготовки фоторассказа. По-возможности, распечатайте фотографии на цветном принтере в нужном размере. Совместно с ребенком определите последовательность расположения фотографий на страницах рабочей тетради. Напомните ребенку, что наклеивать их надо так, чтобы оставить место для подписей. Когда ребенок наклеит фотографии, помогите ему составить подписи и запишите их. Попросите ребенка рассказать по фотографиям о своей малой родине.
ЧТО У НАС НАД ГОЛОВОЙ?
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
знать, что Солнце — огромный пылающий шар;
знать, что облака состоят из мельчайших капелек воды;
иметь представление о форме и размерах предметов;
обобщать знания о дневном и ночном небе.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;
моделировать форму Солнца;
моделировать конфигурацию созвездий;
находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради), работая со взрослыми;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать красоту неба днем и ночью.
Оборудование.У учителя — кубик, тарелка, мяч, слайды звездного неба; атлас-определитель «От земли до неба»; кухонный ковшик с длинной ручкой. У учащихся — коробки с пластилином, картонные пластинки или дощечки темного цвета для моделирования созвездий.
Предварительная работа.Перед данным уроком следует провести прогулку, во время которой надо рассмотреть с детьми небо, облака.
Ход урока
Мотивация и целеполагание. От имени Муравья Вопросика детям предлагается вопрос, вынесенный в название темы и зачитываются задачи урока (с.18 учебника).
Актуализация знаний и умений. Учитель просит вспомнить и сказать, что было у нас над головой во время прогулки. (Небо, а на небе — солнце и облака.) Учитель уточняет: «Все это мы видели днём. А кто знает, каким становится небо поздно вечером и ночью? Что на нём можно увидеть? (Звёзды, Луну)».
Освоение нового содержания и его применение. Учитель обращает внимание детей на изображение Солнца, просит подумать, какую форму оно имеет, сравнить Солнце и изображенные рядом с ним предметы по форме, цвету, размерам. Для большей наглядности учитель демонстрирует детям изображенные предметы (кубик, тарелку, мяч). В итоге выясняется, что Солнце – огромный пылающий шар.
Затем учитель обращает внимание на условный знак в нижней части с. 18, просит его расшифровать (если забыли, посмотреть на с. 8). Учитель спрашивает, как дети понимают слова «моделирование», «модель», при необходимости поясняет, что моделирование - это изготовление модели, а модель - предмет, изображающий другой предмет. В данном случае предлагается вылепить из пластилина модель Солнца. Учитель просит сначала подумать, как это сделать. Очень важно, чтобы дети наметили мысленный план действий, позволяющих решить данную задачу. В ходе коллективного обсуждения уточняется, какого цвета пластилин понадобится, какой формы фигуру нужно вылепить. Далее дети работают самостоятельно. Дети демонстрируют классу свои модели, после чего учитель, в соответствии с заданием учебника, просит объяснить, чем изготовленная модель похожа на настоящее Солнце (формой, цветом), а чем отличается от него (размерами). Настоящее Солнце огромное
, во много раз больше Земли.
Переходя к следующему этапу урока, учитель просит детей вспомнить, какие облака они видели во время прогулки, предлагает подойти к окну и посмотреть, какие сейчас на небе облака (если они есть). Затем дети рассматривают на рисунке в рабочей тетради (с. 10, № 1), какие бывают облака. Учитель говорит: «Одни из них напоминают большие кучи ваты, это кучевые облака; другие расположены слоями, это слоистые облака; третьи напоминают перья, это перистые облака. (Все эти облака дети находят на рисунке и показывают пальчиком.) Какие же облака мы видели во время прогулки или только что в окно?» Дети отмечают, закрасив в тетради кружок.
Затем учитель от имени Муравья Вопросика рассказывает, как однажды летал на облаке. Учитель спрашивает: «Верите ли вы Муравьишке? Могло ли это быть на самом деле?» Обсуждая с учителем эти вопросы, дети узнают, что облако — это густой туман высоко в небе, оно состоит из мельчайших капелек воды и поэтому летать на нём можно только в сказке.
Для знакомства с новым материалом о созвездиях, детям предлагаются загадки:
Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет
Одним пером.
(Ночь)
По небу лебедь чёрный Блин в окошке виден Тане;
Рассыпал чудо-зёрна. Он то в масле, то в сметане.
(Ночь, звёзды) (Луна)
Учитель просить рассказать о наблюдениях за вечерним небом. Какого цвета оно было? Кто видел на нём звёзды, Луну. Затем учитель демонстрирует слайды, отражающие красоту и таинственность ночного неба. При этом читает вслух описание звездного неба из атласа-определителя «От земли до неба» (с. 208, первый абзац). Для создания соответствующей атмосферы желательно сопровождать демонстрацию музыкой с «космическими» мотивами.
Далее проводится работа со с. 19 учебника. Учитель спрашивает: «Почему рядом со звездами изображен медведь?» Дети высказывают предположения; возможно, кто-то знает правильный ответ. Учитель рассказывает: «Ещё в древности (много-много лет назад) люди видели на небе фигуры из звёзд, которые они назвали созвездиями. Многие фигуры напоминали людям животных, и эти созвездия назвали их именами. Например, Большая Медведица. Вы видите на рисунке старинную карту звездного неба, на которой показано созвездие Большой Медведицы. Посмотрите, как много звезд в этом созвездии. Из них как раз и получается медведица с головой, туловищем и хвостом. Но рассмотрите внимательно её хвост. Что-то тут не так... (Хвост у этой медведицы длинный, а у настоящего медведя короткий.) У этой медведицы хвост стал таким, потому что её тянули за хвост на небо. Об этом рассказывает одна из древних сказок-легенд. Оказывается, это не просто медведица, а заколдованная красавица по имени Каллисто. Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас её — схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие».
Затем учитель говорит: «Обратите внимание на то, что самые яркие звезды этого созвездия образуют фигуру, которая напоминает... Что же? (Дети высказываются, учитель демонстрирует кухонный ковшик, делается вывод, что фигура напоминает ковш.) Чтобы было лучше видно, художник на рисунке соединил звёзды линиями. Найдите на рисунке ручку звёздного ковша. Посчитайте, сколько в ней точек-звёздочек. (Три.) А из скольких звезд состоит сам ковшик? (Из четырёх.) Сколько же всего звезд образуют ковш Большой Медведицы? (Семь.)»
Учитель говорит, что на небе обычно трудно разглядеть все звёзды Большой Медведицы, зато семь ярких звёзд ковша всегда хорошо видно.
Затем учитель просит детей на рисунке (с.19) соединить пальчиком звёзды, мысленно проводя линию от крайней звезды в ручке ковша.
После этого дети самостоятельно работают в рабочей тетради (с.10, № 2): карандашом соединяют точки-звезды так, чтобы получился ковш Большой Медведицы.
Далее организуется работа в парах по заданию учебника (с. 19) с использованием атласа-определителя «От земли до неба» (моделирование созвездий). По окончании работы дети демонстрирую модели классу, оценивают лучшие.
Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит еще раз ответить на вопрос «Что у нас над головой?». Выводы детей обобщаются с помощью текста на с. 19 учебника.
Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов на с. 19 учебника.
Физкультминутки.Могут быть проведены с использованием песни «Облака, белокрылые лошадки».
В группе продленного дня учащиеся изготавливают модель-аппликацию «Облака»: на лист голубой бумаги приклеивают кусочки ваты (кучевые облака), белые нитки (слоистые облака), перья (перистые облака). Можно коллективно придумать сказку о том, как Муравьишка летал на облаке и проиллюстрировать ее собственными рисунками.
Рекомендации для занятий в семье
1. Вечером, когда стемнеет, вместе с ребёнком полюбуйтесь звёздным небом. Найдите ковш Большой Медведицы. Убедитесь, что он состоит из семи звёзд.
2. В «Научном дневнике» начните выполнять задание № 1.
ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ?
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
иметь представления о форме, размерах, цвете предметов;
определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;
различать гранит, кремень, известняк;
пользоваться увеличительным прибором — лупой.