Файл: Поурочные разработки по окружающему миру для 1 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рабочей тетради (с.22-23, №2).
Первый сказочный сюжет должен напомнить детям о вопросе Муравьишки, заданном в начале урока («Правда ли, что я — насекомое?») и дать на него ответ. Во втором сюжете важно, чтобы дети обратили внимание на то, сколько туфелек Муравьишка принёс бабочке. Таким образом, оба сюжета направлены на закрепление знания основного признака насекомых.
Дети, выполняющие задание в рабочей тетради, могут раскрасить на уроке лишь некоторых жуков (по своему выбору), а завершить работу можно дома.
По усмотрению учителя, эти задания можно выполнять в группах-командах по типу игры КВН: команды «писателей» сочиняют сказочные истории, команды «художников» работают в тетрадях, причем объединение детей в команды можно провести как по усмотрению учителя, так и по их собственному желанию.
Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель спрашивает: «Кто такие насекомые?» Ответы детей сравниваются с выводом на с. 33 учебника.
Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов и заданий на с. 33 учебника.
Физкультминутка. Звучит запись первого куплета песни «В траве сидел кузнечик», дети подпевают и выполняют ритмические и танцевальные движения.
Рекомендации для занятий в семье
Если на уроке не были раскрашены все жуки в рабочей тетради (с. 23), закончите с ребёнком эту работу. Определите вместе с ребёнком названия жуков с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (с. 130—133). Прочитайте ребёнку в атласе об этих жуках.
КТО ТАКИЕ РЫБЫ?
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
знать, что рыбы — водные животные, тело которых покрыто чешуей;
приводить примеры речных и морских рыб;
описывать природные объекты;
узнавать рыб на рисунке;
приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника;
извлекать из них нужную информацию;
моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;
осуществлять самопроверку;
описывать рыбу по плану;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Оборудование. У учителя — таблица с изображением рыб; хозяйственный ёршик. У учащихся — монеты или кружочки из фольги для моделирования чешуи; цветные фишки.
Ход урока
Мотивация и целеполагание. Урок можно начать с чтения учителем стихотворения.
— Мотылёк, мотылёк, Гляну,
Сядь поближе Посчитаю, сколько ног
На цветок. У тебя, мотылёк.
— Я не сяду — Я и сам
На цветок: Могу считать:
У тебя Раз, два, три, четыре, пять,
В руке сачок. Раз, два, три, четыре,
— Мотылёк, мотылёк, пять...
Я тебя ловить Сосчитаю, сколько ног,
Не стану, Без тебя, дружок!
Подойду поближе, Й. Йованович-Змай
Учитель: «Сколько же ног у мотылька? Вспомните, как мы ответили на вопрос «Кто такие насекомые?». (Ответы детей.) А теперь нам предстоит ответить на другой вопрос. Какой? Вот послушайте одну историю. На утренней заре Муравей встретил спешащую куда-то Черепаху.
— Куда ты торопишься?
— Я спешу к реке, хочу увидеть рыб.
- Рыб? Я живу в лесу и не знаю, кто такие рыбы.
Ребята, вот и новый вопрос Муравьишки: «Кто такие рыбы?». Попробуйте на него ответить». Дети высказываются, после чего зачитывается текст рубрики «Что узнаем, чему научимся».
Актуализация знаний и умений. Детям предлагается первое задание на с. 34 учебника («Вспомните, каких рыб вы знаете.») Как и на предыдущем уроке, учитель просит детей внимательно слушать друг друга и постараться запомнить, какие примеры будут приведены. Если кто-то из учащихся назовет животное, не относящееся к рыбам (например, кита, дельфина, кальмара), не следует сразу исправлять ошибку. Достаточно сказать, что кое-кто из ребят ошибся, а кто именно, мы узнаем позже.
Освоение нового содержания и его применение. Выполняются следующие задания на с. 34 учебника. Работа ведется фронтально. Перед тем как приступить к отгадыванию загадок, учитель говорит, что загадки это не простые. Отгадки на них подскажут, по каким признакам можно отличить рыб от других животных. Итак, отгадываем первую загадку. Она подсказывает нам, что рыбы – водные животные. Отгадываем вторую загадку. Она подсказывает, что тело рыб покрыто чешуей. Обобщим признаки рыб (водные животные, тело которых покрыто чешуей). Вот мы и ответили на вопрос «Кто такие рыбы?» Учитель: «Кто же из ребят ошибся, когда мы перечисляли рыб? Почему вы так думаете?»
После этого предлагается изучить строение рыбы по рисунку в учебнике (с. 34). Эту работу можно провести фронтально или индивидуально (в зависимости от того, способны ли дети самостоятельно прочитать подписи к рисунку), после чего кто-либо из учащихся, опираясь на рисунок, рассказывает классу о строении рыбы, а другие дети внимательно слушают, дополняют и уточняют ответ. Затем дети находят и показывают указанные части у других рыб, изображенных на странице 35 учебника или на
таблице, вывешенной на доске.
Далее выполняется моделирование по заданию учебника. При этом используются монеты или специально подготовленные кружочки из фольги. Оказывается, смоделировать «одежду» рыб не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определённым образом. Пусть дети самостоятельно найдут закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок на с. 34 (справа), и попробуют повторить её на модели. Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу. Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу.
Затем можно перейти к знакомству с разнообразием рыб. Сначала выполняется задание на с. 35 учебника (в парах) с использованием «Страничек для самопроверки». По окончании работы учитель спрашивает: «Каких же рыб Черепаха могла увидеть в реке? А могла Черепаха увидеть в реке акулу? Почему? Каких еще морских рыб вы знаете?»
Затем учитель читает загадки и загадочные описания, по которым дети узнают некоторых рыб, изображенных на с. 35 учебника. Учащиеся находят данную рыбу, отмечают её изображение фишкой. Учитель задаёт уточняющий вопрос: «Какая это рыба — речная или морская?»
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом)
Мастер шубу себе сшил, Опасней всех в реке она!
Иглы вынуть позабыл. Хитра, прожорлива, сильна.
(Ёрш) (Щука)
Её называют грозой морей. Эта рыба плоская, как блин,
Она большая и быстро плавает. и всё время лежит на дне.
Зубы у неё в шесть рядов (Камбала)
и острые, как бритва.
(Акула)
Знакомя детей с той или иной рыбой, учитель может сообщить о ней дополнительные сведения: «У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша. Ершом назвали особую щетку с жесткими, колючими щетинками (показывает ершик, просит детей прикоснуться к нему). Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов».
Затем учитель просит найти на рисунке рыб, о которых ещё не говорили, прочитать их названия и самим дать короткие (устные) описания-загадки, по которым этих рыб можно было бы узнать. В данном случае требуется произвольное фрагментарное описание, выделяющее какие-либо особенности рыбы (по аналогии с тем, которое давал учитель). Одни дети предлагают описания рыб, а другие угадывают.
После этого выполняется задание в рабочей тетради (с. 24, № 1). Дети работают самостоятельно. Важно отметить, что это задание включает в себя самопроверку с помощью учебника, после которой дети закрашивают кружочки в определенные цвета в соответствии с инструкцией.
Далее дети учатся описывать рыбу по плану, приведенному в учебнике (с. 35).
В заключительной части урока выполняется задание в рабочей тетради (с. 24, № 2). При недостатке времени его можно выполнить в группе продленного дня или дома.
Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит ещё раз ответить на вопрос «Кто такие рыбы?». Ответ сверяется с выводом учебника (с.35).
Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов и заданий на с. 35 учебника.
Физкультминутки. Могут быть проведены в форме игр: 1. Учитель называет животных. Если это рыба, дети подпрыгивают, если животное другой группы, поворачиваются вокруг себя. 2. Учитель называет рыб (из числа изображенных в учебнике). Если рыба речная, дети громко хлопают в ладоши один раз, если морская — два раза.
В группе продлённого дня может быть выполнено задание в рабочей тетради (с. 24, № 2), если эта работа не была проведена на уроке.
Рекомендации для занятий в семье
1. Если у вас дома есть аквариум, предложите ребёнку определить двух-трех рыбок с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (с. 164—167) или какой-либо специальной книги. Почитайте или расскажите ребёнку о ваших рыбках. Привлекайте ребёнка к уходу за аквариумом.
2. Выполните с ребенком задание в рабочей тетради (с.24, №2), если оно не было выполнено на уроке или в группе продленного дня.
КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
знать, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями;
приводить примеры птиц;
выделять существенные признаки природных объектов;
узнавать птиц на рисунке;
определять птиц с помощью атласа-определителя.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника;
извлекать из них нужную информацию;
исследовать строение пера птицы;
проводить самопроверку;
описывать птицу по плану;
сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать разнообразие и красоту птиц.
Оборудование. У учителя — таблица с изображением птиц; большая застёжка-молния; слайды, демонстрирующие птиц с красивым и необычным оперением. У учащихся — цветные фишки; набор птичьих перьев, ножницы, лупа, стаканчик с водой и пипетка для выполнения практической работы.
Предварительная работа. До начала урока целесообразно провести наблюдения за птицами в окрестностях школы. Объектом наблюдений могут быть самые обычные птицы: синицы, воробьи, вороны, галки и др. Целенаправленные наблюдения как бы заново открывают детям этих привычных животных. Пусть учащиеся назовут встреченных птиц (если они им известны) и под руководством учителя проверят себя с помощью атласа-определителя «От землидо неба»; постараются определить неизвестных им птиц; внимательно рассмотрят внешний вид встреченных птиц (размеры, окраска, другие особенности); понаблюдают за их поведением (как передвигаются по земле, как летают, что и как едят, как общаются с другими птицами, как реагируют на появление человека). При организации наблюдений учитель может воспользоваться рекомендациями, данными в атласе-определителе (с. 120—121).
Ход урока
Первый сказочный сюжет должен напомнить детям о вопросе Муравьишки, заданном в начале урока («Правда ли, что я — насекомое?») и дать на него ответ. Во втором сюжете важно, чтобы дети обратили внимание на то, сколько туфелек Муравьишка принёс бабочке. Таким образом, оба сюжета направлены на закрепление знания основного признака насекомых.
Дети, выполняющие задание в рабочей тетради, могут раскрасить на уроке лишь некоторых жуков (по своему выбору), а завершить работу можно дома.
По усмотрению учителя, эти задания можно выполнять в группах-командах по типу игры КВН: команды «писателей» сочиняют сказочные истории, команды «художников» работают в тетрадях, причем объединение детей в команды можно провести как по усмотрению учителя, так и по их собственному желанию.
Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель спрашивает: «Кто такие насекомые?» Ответы детей сравниваются с выводом на с. 33 учебника.
Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов и заданий на с. 33 учебника.
Физкультминутка. Звучит запись первого куплета песни «В траве сидел кузнечик», дети подпевают и выполняют ритмические и танцевальные движения.
Рекомендации для занятий в семье
Если на уроке не были раскрашены все жуки в рабочей тетради (с. 23), закончите с ребёнком эту работу. Определите вместе с ребёнком названия жуков с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (с. 130—133). Прочитайте ребёнку в атласе об этих жуках.
КТО ТАКИЕ РЫБЫ?
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
знать, что рыбы — водные животные, тело которых покрыто чешуей;
приводить примеры речных и морских рыб;
описывать природные объекты;
узнавать рыб на рисунке;
приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника;
извлекать из них нужную информацию;
моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;
осуществлять самопроверку;
описывать рыбу по плану;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Оборудование. У учителя — таблица с изображением рыб; хозяйственный ёршик. У учащихся — монеты или кружочки из фольги для моделирования чешуи; цветные фишки.
Ход урока
Мотивация и целеполагание. Урок можно начать с чтения учителем стихотворения.
— Мотылёк, мотылёк, Гляну,
Сядь поближе Посчитаю, сколько ног
На цветок. У тебя, мотылёк.
— Я не сяду — Я и сам
На цветок: Могу считать:
У тебя Раз, два, три, четыре, пять,
В руке сачок. Раз, два, три, четыре,
— Мотылёк, мотылёк, пять...
Я тебя ловить Сосчитаю, сколько ног,
Не стану, Без тебя, дружок!
Подойду поближе, Й. Йованович-Змай
Учитель: «Сколько же ног у мотылька? Вспомните, как мы ответили на вопрос «Кто такие насекомые?». (Ответы детей.) А теперь нам предстоит ответить на другой вопрос. Какой? Вот послушайте одну историю. На утренней заре Муравей встретил спешащую куда-то Черепаху.
— Куда ты торопишься?
— Я спешу к реке, хочу увидеть рыб.
- Рыб? Я живу в лесу и не знаю, кто такие рыбы.
Ребята, вот и новый вопрос Муравьишки: «Кто такие рыбы?». Попробуйте на него ответить». Дети высказываются, после чего зачитывается текст рубрики «Что узнаем, чему научимся».
Актуализация знаний и умений. Детям предлагается первое задание на с. 34 учебника («Вспомните, каких рыб вы знаете.») Как и на предыдущем уроке, учитель просит детей внимательно слушать друг друга и постараться запомнить, какие примеры будут приведены. Если кто-то из учащихся назовет животное, не относящееся к рыбам (например, кита, дельфина, кальмара), не следует сразу исправлять ошибку. Достаточно сказать, что кое-кто из ребят ошибся, а кто именно, мы узнаем позже.
Освоение нового содержания и его применение. Выполняются следующие задания на с. 34 учебника. Работа ведется фронтально. Перед тем как приступить к отгадыванию загадок, учитель говорит, что загадки это не простые. Отгадки на них подскажут, по каким признакам можно отличить рыб от других животных. Итак, отгадываем первую загадку. Она подсказывает нам, что рыбы – водные животные. Отгадываем вторую загадку. Она подсказывает, что тело рыб покрыто чешуей. Обобщим признаки рыб (водные животные, тело которых покрыто чешуей). Вот мы и ответили на вопрос «Кто такие рыбы?» Учитель: «Кто же из ребят ошибся, когда мы перечисляли рыб? Почему вы так думаете?»
После этого предлагается изучить строение рыбы по рисунку в учебнике (с. 34). Эту работу можно провести фронтально или индивидуально (в зависимости от того, способны ли дети самостоятельно прочитать подписи к рисунку), после чего кто-либо из учащихся, опираясь на рисунок, рассказывает классу о строении рыбы, а другие дети внимательно слушают, дополняют и уточняют ответ. Затем дети находят и показывают указанные части у других рыб, изображенных на странице 35 учебника или на
таблице, вывешенной на доске.
Далее выполняется моделирование по заданию учебника. При этом используются монеты или специально подготовленные кружочки из фольги. Оказывается, смоделировать «одежду» рыб не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определённым образом. Пусть дети самостоятельно найдут закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок на с. 34 (справа), и попробуют повторить её на модели. Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу. Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу.
Затем можно перейти к знакомству с разнообразием рыб. Сначала выполняется задание на с. 35 учебника (в парах) с использованием «Страничек для самопроверки». По окончании работы учитель спрашивает: «Каких же рыб Черепаха могла увидеть в реке? А могла Черепаха увидеть в реке акулу? Почему? Каких еще морских рыб вы знаете?»
Затем учитель читает загадки и загадочные описания, по которым дети узнают некоторых рыб, изображенных на с. 35 учебника. Учащиеся находят данную рыбу, отмечают её изображение фишкой. Учитель задаёт уточняющий вопрос: «Какая это рыба — речная или морская?»
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом)
Мастер шубу себе сшил, Опасней всех в реке она!
Иглы вынуть позабыл. Хитра, прожорлива, сильна.
(Ёрш) (Щука)
Её называют грозой морей. Эта рыба плоская, как блин,
Она большая и быстро плавает. и всё время лежит на дне.
Зубы у неё в шесть рядов (Камбала)
и острые, как бритва.
(Акула)
Знакомя детей с той или иной рыбой, учитель может сообщить о ней дополнительные сведения: «У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша. Ершом назвали особую щетку с жесткими, колючими щетинками (показывает ершик, просит детей прикоснуться к нему). Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов».
Затем учитель просит найти на рисунке рыб, о которых ещё не говорили, прочитать их названия и самим дать короткие (устные) описания-загадки, по которым этих рыб можно было бы узнать. В данном случае требуется произвольное фрагментарное описание, выделяющее какие-либо особенности рыбы (по аналогии с тем, которое давал учитель). Одни дети предлагают описания рыб, а другие угадывают.
После этого выполняется задание в рабочей тетради (с. 24, № 1). Дети работают самостоятельно. Важно отметить, что это задание включает в себя самопроверку с помощью учебника, после которой дети закрашивают кружочки в определенные цвета в соответствии с инструкцией.
Далее дети учатся описывать рыбу по плану, приведенному в учебнике (с. 35).
В заключительной части урока выполняется задание в рабочей тетради (с. 24, № 2). При недостатке времени его можно выполнить в группе продленного дня или дома.
Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит ещё раз ответить на вопрос «Кто такие рыбы?». Ответ сверяется с выводом учебника (с.35).
Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов и заданий на с. 35 учебника.
Физкультминутки. Могут быть проведены в форме игр: 1. Учитель называет животных. Если это рыба, дети подпрыгивают, если животное другой группы, поворачиваются вокруг себя. 2. Учитель называет рыб (из числа изображенных в учебнике). Если рыба речная, дети громко хлопают в ладоши один раз, если морская — два раза.
В группе продлённого дня может быть выполнено задание в рабочей тетради (с. 24, № 2), если эта работа не была проведена на уроке.
Рекомендации для занятий в семье
1. Если у вас дома есть аквариум, предложите ребёнку определить двух-трех рыбок с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (с. 164—167) или какой-либо специальной книги. Почитайте или расскажите ребёнку о ваших рыбках. Привлекайте ребёнка к уходу за аквариумом.
2. Выполните с ребенком задание в рабочей тетради (с.24, №2), если оно не было выполнено на уроке или в группе продленного дня.
КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
знать, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями;
приводить примеры птиц;
выделять существенные признаки природных объектов;
узнавать птиц на рисунке;
определять птиц с помощью атласа-определителя.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника;
извлекать из них нужную информацию;
исследовать строение пера птицы;
проводить самопроверку;
описывать птицу по плану;
сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать разнообразие и красоту птиц.
Оборудование. У учителя — таблица с изображением птиц; большая застёжка-молния; слайды, демонстрирующие птиц с красивым и необычным оперением. У учащихся — цветные фишки; набор птичьих перьев, ножницы, лупа, стаканчик с водой и пипетка для выполнения практической работы.
Предварительная работа. До начала урока целесообразно провести наблюдения за птицами в окрестностях школы. Объектом наблюдений могут быть самые обычные птицы: синицы, воробьи, вороны, галки и др. Целенаправленные наблюдения как бы заново открывают детям этих привычных животных. Пусть учащиеся назовут встреченных птиц (если они им известны) и под руководством учителя проверят себя с помощью атласа-определителя «От землидо неба»; постараются определить неизвестных им птиц; внимательно рассмотрят внешний вид встреченных птиц (размеры, окраска, другие особенности); понаблюдают за их поведением (как передвигаются по земле, как летают, что и как едят, как общаются с другими птицами, как реагируют на появление человека). При организации наблюдений учитель может воспользоваться рекомендациями, данными в атласе-определителе (с. 120—121).
Ход урока