Файл: 1. Предмет, методы, задачи осу объект науки это та часть окружающего нас мира, на которую направлено внимание этой науки. Объектом дисциплины Организационные структуры управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Картель (от итал. karte – бумага, договор) – ассоциация независимых промышленных предприятий, производящих однотипную продукцию, организованная для достижения монополистического контроля определенного рынка. Членство в такой ассоциации имеет добровольный характер. Члены сохраняют организационную и финансовую независимость, но договариваются о политике цен и масштабах производства. Картель представляет собой объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности – регулирование сбыта.

Синдикат (от лат. syndicus – поверенный, представитель) – это разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката. Участники синдиката сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатом, сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической. Сбытовая контора или сбытовое общество довольно часто осуществляет также закупки сырья для участников синдиката.

Трест (от англ. to trust – доверять) – монополистическое объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый 84 производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте соединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятия, а не одна какая-либо сторона, как в картеле или синдикате. Трест отличается от других видов монополистических объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции. Форма треста очень удобна для организации комбинированного производства, т. е. объединение в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.


36. Холдинг, концерн, ТНК

Холдинг (от англ. to hold – держать) – это общество, которое держит портфель акций разных фирм, получает дивиденды и распределяет их между пайщиками. Естественно, как предприятие-акционер, холдинг-компания посылает в эти 85 фирмы своих директоров, контролирует их деятельность. Но перед лицом закона холдинг – не монополия: общество владеет только акциями и в качестве акционера, безусловно, имеет право контролировать те фирмы, в которые вложены её капиталы. Широкое распространение получило создание промышленных холдингов, которые сами не занимаются производственной деятельностью, а только осуществляют путем «системы участий» контроль за деятельностью входящих в них предприятий. Компании, входящие в холдинг, обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью и заключают внешнеторговые сделки от своего имени. Однако решение основных вопросов, относящихся к их деятельности, приносящие доход и принадлежащие холдинговой компании.

Концерн – объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участий, договоров об общности интересов, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества. Объединяемые в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерного общества или иного торгового товарищества. Однако от крупных капиталовладельцев идут нити, часто невидимые, к разнообразным компаниям, входящим в концерн, посредством которых концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний. Концерны обычно являются объединениями производственного характера предприятий разных отраслей. Различают концерны, носящие характер «вертикальных» и «горизонтальных» объединений. Вертикальные объединения охватывают предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей.

Транснациональные корпорации (ТНК) – это монополистические объединения (концерны или международные корпорации), в рамках которых объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей мирового хозяйства, которые занимаются производственной и торговой деятельностью, выходящей за рамки отдельных стран. Их отличительными чертами являются: – планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе; – раздел мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК; – координация действий своих филиалов на

основе новых информационных технологий; – гибкая организация каждого отдельного производственного узла, адаптивность структуры корпорации, единообразная организация бухгалтерского учета и аудита; – объединение своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую международную сеть управления, которая в свою очередь интегрирована с другими сетями ТНК; – осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых действуют ТНК. Таким образом, стратегия их характеризуется инновационной агрессивностью и динамизмом, отходом от одноотраслевой структуры, постоянным совершенствованием внутрикорпоративной структуры, нацеленностью на завоевание уже не отдельных сегментов рынка, а ключевых 87 мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции.

37. ФПГ, консорциум, франшиза

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это диверсифицированная многофункциональная структура, образовавшаяся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, научно-конструкторских институтов и других организаций с целью внедрения новых товаров и технологий, максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, усиления технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала всей группы в целом и каждого её участника в отдельности. Характерной чертой ФПГ является ее многоотраслевая направленность, позволяющая гибко и оперативно реагировать на неожиданные изменения усложняющейся рыночной конъюнктуры. Консорциум – объединение, создаваемое на основе соглашения (с образованием или без образования юридического лица) между несколькими банками, предприятиями, научными центрами, государственными органами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществления науко- и капиталоемких проектов, в том числе и международных. Партнеры, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума. Консорциумы, как правило, повышают конкурентоспособность большинства своих участников. Франшиза – правовая форма интеграции предприятий, основанная на использовании франчайзинга – права на создание коммерческого предприятия, производство и продажу товаров, оказание услуг в порядке коммерческой концессии. Чаще всего по договору франчайзинга правообладатель предоставляет пользователю за значительное вознаграждение право на 88 фирменное наименование, товарный знак и на другие объекты исключительных прав. Пользователь фирменного наименования или торгового знака интегрирован в предпринимательскую систему правообладателя. Он
может работать как независимый предприниматель, но при этом извлекать выгоду за счет использования известной торговой марки. Для эффективного использования предоставляемого брэнда правообладатель также передает покупателю франшизы технологию производства товара или оказания услуги, уникальное сырье и комплектующие, оказывает рекламную и маркетинговую поддержку, обучает персонал, контролирует качество производства продукции и оказания услуг на предприятии – покупателе франшизы. На основе франчайзинга в индустрии туризма и гостеприимства в России и зарубежом построены множество объединений и гостиничных цепей: сеть турагентств «Роза ветров», сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s, Hilton Hotels, Holiday Inn и другие.