Файл: 1. Предмет, методы, задачи осу объект науки это та часть окружающего нас мира, на которую направлено внимание этой науки. Объектом дисциплины Организационные структуры управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Внешняя среда и модели адаптации
Выделяют 3 состояния системы: прогресс, стагнация и регресс. Важным фактором прогрессивного развития системы являются ее адаптивные способности, способность к синтезу с другими системами, способность усваивать чужой опыт. С точки зрения адаптивных способностей к внешней среде выделяют системы открытые и закрытые.
Можно выделить две модели адаптации открытой системы к внешней среде: 1-я – приспособление внешней среды к системе. Это происходит тогда, когда соотношение между окружающей средой и системой складывается в пользу последней, например, потому, что в окружающей среде происходят процессы, адекватные тем, которые доминируют в системе. 2-я модель – когда под влиянием импульсов, исходящих из внешней среды, происходят изменения в самой системе. Развитие системы характеризуется процессами интеграции – дезинтеграции. Интеграция в самом общем виде – это процесс развития системы, при котором число и интенсивность взаимодействия ее элементов растет, усиливается их взаимная связь и уменьшается относительная их самостоятельность по отношению друг к другу. Дезинтеграция – разложение системы, повышение относительной самостоятельности ее элементов.
8. Хозяйственная система
К числу хозяйственных (производственных) организаций относятся организации, деятельность которых связана со сферой производства, а цель – с получением прибыли. Они имеют чётко оформленную и юридически закреплённую формальную структуру – детально разработанную и документально выраженную систему прав и обязанностей. Хозяйственная организация является гетерогенной социотехнической системой, где социальный компонент регуляции сочетается с техническим. Это многофункциональная система, направленная на выполнение разнородных и достаточно устойчивых функций в рамках сложившегося в обществе разделения труда.
Хозяйственная организация выполняет следующие функции:
1. Целевая. Связана с обеспечением выпуска заданного объёма продукции определённого типа и качества. В иерархии функций она главная, для её реализации и создана организация. Критерием её выполнения служит степень удовлетворения потребительских запросов клиента. Главным показателем результативности целевой функции в рыночной экономике является норма прибыли. По отношению к целевой две другие функции выступают одновременно и ресурсом, и ограничением.
2. Смысл социально-интегративной функции заключается в том, что носителем социального действия в организации является микросоциум – трудовой коллектив. С поддержанием его целостности, снятием социальных напряжений и конфликтов, удовлетворением потребностей работников и поддержанием необходимого уровня социального комфорта и связана социально-интегративная функция. Последняя нередко вступает в противоречие с главной – целевой функцией. Как показывает практика, ориентация на достижение социального комфорта ведёт к существенному снижению результативности труда.
3. Если социально-интегративная функция призвана обеспечить целостность микросоциума, то управленческовоспитательная способствует интеграции организации с макросоциумом (обществом). Она транслирует систему требований, выработанных обществом и его социальными институтами (законы, правила, нормы) на уровень коллектива.
Хозяйственная организация состоит из трёх подсистем или средств регулирования социального поведения, сфокусированных на выполнении основных целей и функций:
а) техническая подсистема включает совокупность машин, механизмов и технологии. Степень её жёсткости во многом определяет степень формализованности поведения работника на производстве. Например, циклично повторяющиеся технологические процессы сборки на конвейере определяют ритмичность и слаженность действий работников. Или в отеле продолжительность рабочей смены, время обеда и пересменки установлены в зависимости от технологии обслуживания гостей, ориентированной на обеспечение максимально качественного обслуживания;
б) в экономической подсистеме источником воздействия на работника выступают разнообразные материальные стимулы позитивного и негативного характера;
в) социальная подсистема, чаще называемая социальной организацией.
9. Социальная система
Организация как социальная общность имеет следующие специфические свойства: 1) организация – иерархическая система, её отличительный признак – наличие как минимум двух элементов – субъекта и объекта управления; 2) социальная природа людей как объекта организации предполагает в качестве своего непременного атрибута встречную спонтанную активность социальных групп и отдельных работников, имеющих собственные интересы, не всегда совпадающие с целями организации
; 3) организация обладает целевой природой, поскольку создаётся для реализации определённых целей и оценивается через целедостижение, что предполагает в ней элементы рациональности; 4) организация опирается на горизонтальные структуры, созданные путём разделения и специализации труда по функциональному принципу; 5) организация построена по иерархическому принципу, что обусловлено необходимостью координировать разнонаправленную деятельность горизонтальных структур, их спонтанную активность; 6) организация выполняет определённые функции по отношению к макросоциуму и микросоциуму.
В социальной организации существуют две подсистемы регуляции – формальная и неформальная. Каждая подсистема отличается специфической природой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя единую систему. Формальная подсистема организации – костяк организационной структуры – представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Цель её – сделать управление работниками эффективным, а их поведение контролируемым и предсказуемым, поэтому в основе формальной подсистемы лежит принцип максимальной стандартизации, а значит, упрощения отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением безличных стандартов и норм, регламентирующих поведение в организации. Формальная структура образует каркас отношений в организации, придаёт им необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс целедостижения. Однако разработанная и спланированная формальная подсистема неизбежно схематична – она всегда игнорирует существенные черты любой реальности, любого функционирующего социального порядка. Этот факт легче всего проиллюстрировать забастовкой того типа, которая называется «соблюдать правила»: просто скрупулёзно придерживаясь формальных правил, рабочие могут фактически остановить 22 производство. В реальности на любом предприятии любой процесс производства зависит от неформальных методов и импровизаций, которые никогда не могут быть формализованы. Неформальная подсистема, в отличие от формальной, строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Вся она строится на основе личностных особенностей членов организации и специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь доминируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие людей придаёт гибкость организационному поведению. Необходимость в существовании неформальной подсистемы в социальной организации обусловлена следующими причинами: а) невозможность стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности. Упрощенные формальные правила никогда не смогут воспроизвести функционирующую организацию. Формальный порядок даже паразитирует на не признаваемых официальной схемой неформальных процессах, без которых он не мог бы существовать и которые не может сам создавать или поддерживать; б) неизбежное возникновение в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений; в) необходимость отработки новых стандартов поведения; г) невозможность свести все отношения между людьми только к деловым отношениям.
10. Механистический тип организации
Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. Так, даже современное автомобильное производство вполне может быть эффективным к рамках механистической структуры. Существует достаточная степень определенности в отношении технологий автомобильного производства, и проблемы, с которыми это производство сталкивается во внешней среде, мало изменились за последние десятилетия (безопасность движения, чистота окружающей среды, топливо, дороги, инфраструктура и т.п.).
Многие специалисты считают механистический подход синонимом веберовской бюрократической организации. Немецкий социолог и экономист М. Вебер вошел в историю тем, что сформулировал
в начале века понятие бюрократии как организации, имеющей определенные характеристики.
Часто слово бюрократия ассоциируется с жесткостью, некомпетентностью, волокитой, неэффективностью и нелепостью правил.
В принципе, в бюрократической модели заложена потенция проявления при определенной ситуации этих негативных явлений. Поэтому необходимо четко различать то, как должна работать бюрократически организация, и то, как она работает в ряде больших организаций.
Свои преимущества, например такие, как универсальность, предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях:
• в организации известны общие цели и задачи;
• работа в организации может делиться на отдельные операции;
• общая цель организации должна быть достаточно простой,
чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного
планирования;
• выполнение работы индивидом может достоверно измеряться;
• денежное вознаграждение мотивирует работника;
• власть руководителя признается как законная.
Конечно, существует много других условий, важных для успеха любой организации, например таких, как наличие ресурсов и спрос как результат деятельности. Однако вышеперечисленные условия очень важны для эффективной деятельности организации, построенной на основе механистического подхода.
11. Органический тип организации
Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Наглядным примером эффективного применения органического подхода является организация производства электронной техники. Специалисты признают, что технология электронного производства меняется чуть ли не каждую неделю. Не меньшими темпами меняется внешняя среда, сложность которой ни у кого не вызывает сомнений.
Органический подход позволяет организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, т.е. являться более гибкой. Чтобы нагляднее отобразить суть органического подхода, его можно представить как прямую противоположность «идеальной» бюрократии. Если механический подход ориентирует организацию на высокоструктурированные роли, то описание работы при органическом подходе может состоять всего из одной фразы: «Делайте то, что Вы считаете необходимым чтобы выполнить работу». Так же и при принятии решения: «эксперт в этом деле, Вам и решать». При органическом подходе в силу отсутствия ясных оценок и стандартов, работником больше движет самомотивация и внутреннее вознаграждение, чем четко выработанная система формального контроля.
Большинство специалистов видят в органическом подходе будущее и продолжают усиленно критиковать механистический подход.
12. Корпоративная организация
Корпоративная организация -- это организация или союз организаций, созданных для защиты интересов и привилегий ее участников и образующих самостоятельное юридическое лицо, которая создается для управления крупным производством. Корпоративное законодательство устанавливает за корпорацией право выступать в качестве юридического лица независимо от ее владельцев. Эго необходимо при наличии огромного числа акционеров. Как правило, корпорация состоит из материнской и дочерних компаний, имеющих различный юридический статус и разную степень самостоятельности. Эта форма интеграции бизнеса наиболее распространена в странах с развитой рыночной экономикой. Экономика развитых стран опирается на деятельность крупных корпорации, а мировой рынок -- это рынок транснациональных корпораций. Корпорация создается, во-первых, с целью привлечения капитала для осуществления крупных проектов, во-вторых, с целью более равномерного распределения риска, что увеличивает потенциал самосохранения.