Файл: 1. Предмет, методы, задачи осу объект науки это та часть окружающего нас мира, на которую направлено внимание этой науки. Объектом дисциплины Организационные структуры управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При неразвитых рыночных отношениях такой тип организации может иметь ряд преимуществ. Он позволяет работать по принципу «разделяй и властвуй» в управлении компанией. В этом случае можно контролировать все, развитие работы на функциональной основе достигает своего совершенства. Узкая специализация в работе до высокого уровня развивает навыки и умения. В целом все эти преимущества оптимизируются в направлении обслуживания интересов владельцев, руководителей и работников организации, но не потребителя.

31. Сетевые структуры

Сетевая организационная структура - гибридное решение, объединяющее дивизиональную и матричную структуры, объединяющую преимущества и дивизиональной (адаптивность), и матричной (единое управление по основным функциям) структур.

Типичные примеры – сеть магазинов с общим фирменным стилем, основным ассортиментом, единой информационной системой, и т.д., но, в то же время, с известной самостоятельностью, позволяющей каждому из магазинов адаптироваться к своему окружению. Сеть ресторанов с единым фирменным стилем, единым шеф-поваром и основным меню, но, опять же с известной самостоятельностью, позволяющей каждому из ресторанов адаптироваться к своему окружению.

Сети могут быть объединены брэндом, фирменным стилем, информационной системой, поставщиками, ассортиментом товаров, программами обучения персонала, и т.д.
 

Обязательное условие сети – централизованное руководство, централизованные функциональные структурные подразделения по ключевым вопросам деятельности.

 

Сетевая организация - решение, позволяющее получить эффективный вариант разграничения полномочий и связей, а также требуемую автономию и требуемую централизацию. Наиболее эффективны сетевые организационные структуры в территориально разделенных компаниях с единым фирменным стилем, что обеспечивает узнаваемость компании, где бы она не находилась.

32. «Организации без стен»

В последние годы вследствие широкого распространения информационных технологий появились новые формы организационных структур. Наряду с сетевыми структурами это организации, значительная часть работников которых работает у себя дома, на удаленном от основного производства рабочем месте. Такие организации называют «организации без стен» и т. п. О. Тоффлер ввёл термин «electronic cottage», обозначающий любое компьютеризированное рабочее место на дому. Это стало возможно благодаря тому, что как минимум 80% бизнеспроцессов в мире осуществляется с использованием мобильных телекоммуникационных технологий. Это позволяет мобильным работникам постоянно находиться на связи с компанией и взаимодействовать с корпоративной структурой. Эти фирмы используют новую форму организации труда, называемую «телекомьютинг» («telecommuting») – работу на дому с использованием компьютерных терминалов, связанных с центральным сервером офиса. Сотрудник, работающий дома и связанный с фирмой компьютерными линиями, называется телекомьютер («telecommuter»), или «e-worker» – «электронный работник». Их разделяют на несколько категорий: те, кто всегда работает дома, – «teleworkers», те, кто работает в различных удалённых местах, – «eworkers», «свободные работники» – «elancers». Специалисты выделяют несколько разновидностей занятости «электронных работников», которым нужны различные электронные коммуникационные ресурсы. Одним («message workers») нужен лишь доступ к электронной почте. Другим («forms workers») требуется доступ к определенным базам корпоративной информации – например, к формам для заказа товаров или каталогам цен. Третьим («knowledge users») необходим доступ к системам корпоративной поддержки и информации – например, к автоматизированной системе управления, проектирования или финансовой отчетности. А четвертым («power workers») требуются все вышеперечисленные ресурсы. До появления современных персональных компьютеров и Интернета децентрализация производства приводила к парализации коммуникаций между работниками, а значит – отсутствовала возможность координации их деятельности. Развитие телекоммуникационных систем изменило ситуацию. Теперь, когда и время, и оборудование рабочего места представляют ценные ресурсы, организация фирмами рабочих мест на дому создаёт важные экономические преимущества. Работа вне офиса одинаково выгодна и предпринимателю, и работнику. У телекомьютера гибкий график и удобные условия работы; 1–2 дня в неделю он может проводить в офисе компании, выполняя работу, которая предполагает личные контакты с коллегами или клиентами, участвует в деловых встречах, согласовывает возникающие вопросы. Благодаря более эффективной организации труда телекомьютеры могут зарабатывать больше, чем их коллеги, находящиеся в офисе. Другие преимущества: сокращаются финансовые и временные затраты на поездки в офис, обеды, рабочую одежду, появляется возможность ухаживать за детьми, организовать рабочее место для инвалида. Однако при постоянной работе дома они могут не получать дополнительных выплат, оговоренных в коллективных договорах. Кроме того, многим
работающим на дому не хватает личных контактов, работы в команде. Для работодателя выгода состоит в меньших затратах на офисные помещения и оборудование, в меньшей текучести кадров. По данным представительных исследований, производительность труда телекомьютеров выше, чем у сотрудников в офисе. Руководство организаций проводит обучение сотрудников, работающих в системе телекомьютинга. Чтобы преодолеть изоляцию от коллектива, надомным работникам посылают отчеты, различную информацию о деятельности фирмы, их подключают к формальным и неформальным мероприятиям. Однако менеджеры не всегда могут эффективно контролировать работу телекомьютеров, поскольку редко их видят. Не всегда удовлетворительно решаются такие важные вопросы, как, например, кто отвечает за поломку используемого телекомьютером оборудования, что делать, если с работником произошел дома несчастный случай, и т.п. Альтернативой домашнему месту работы стали локальные электронные центры («electronic neighborhood centers»). Они оснащены разнообразными компьютерами и офисным оборудованием, которое обычно не используется в домашних условиях. Вместо того чтобы добираться до центрального офиса, работник за 10–15 мин. подъезжает к такому центру, где находит все необходимое оборудование. Более распространено название таких центров – «workplace» – «воркплейс». Другим популярным названием таких центров стал «коворкинг» («coworking»). Идея такого центра появилась в 2005 году у американского программиста Б. Ньюберга. Они быстро завоевали популярность по всему миру. Первый в России коворкинг появился в 2008 году в г. Екатеринбурге. Важное преимущество коворкинга – невысокие ставки и гибкие формы арендной платы за рабочее место. Плата может быть разнообразной – от помесячного или полугодового абонемента до поминутной оплаты. Это обеспечивает арендатору наиболее оптимальный вариант расходов на рабочее место и является очень привлекательным фактором для работы в коворкинге, так как в абсолютном большинстве случаев аренду рабочего места оплачивают сами работники. Другое выгодное качество коворкинга – предложение широкого комплекса важных сопутствующих услуг своим арендаторам – бухгалтерское сопровождение, мощные медиаресурсы и телекоммуникационное оборудование, обеды, спортивные площадки, детские комнаты с воспитателями и даже душевые. Третье достоинство коворкингов, появившееся в последнее время – они стали интеллектуальными центрами. Все больше работников приезжают в них для общения, обмена идеями, поиска контактов и партнеров. Таким образом, коворкинг превращается в организацию в чистом виде – как место взаимодействия работников. Отмечается, что коворкинги значительно повышают свою востребованность и эффективность, когда становятся частью бизнес или научного кластера – находятся в здании крупной компании, университета или даже в зданиях муниципальных или государственных властей. Благодаря своей эффективности число коворкингов быстро растет. Теперь уже в каждом крупном городе с населением несколько миллионов жителей насчитывается несколько десятков таких центров. В 1990-е гг. по методу телекомьютинга в США работали 8 млн. человек, прирост их составлял 10% в год. Проведенные социологами исследования показали, что 40% служащих готовы перейти на дистанционную работу, причем согласны даже на уменьшение зарплаты. Таким образом, «организации без стен» становятся все более распространенным типом организаций и альтернативой традиционным и современным организационным структурам. Появление высокотехнологичного оборудования приведет к быстрому развитию и распространению таких структур. Возможности, заключенные в них, станут существенными факторами роста мелкого инновационного бизнеса.



33. Акционерные общества

Акционерное общество (АО) — хозяйственное общество (корпорация), уставный капитал которого разделён на определённое число акций (долей) дающих их держателям права на их выкуп, получение дивидентов и определения экономической/хозяйственной политики общества, принятии решений о назначени директоров, несении бремени соответствующих рисков и т. д.

Законодательство и акционерное общество

Деятельность акционерных обществ регулируется:

  • федеральным законом «Об акционерных Обществах» от 26.12.1995 г. N 208;

  • статьями  с 96 по 104  Гражданского кодекса РФ.

Особенности акционерного общества


К особенностям акционерного общества относится следующее:

  • риски распределены;

  • эффективный способ в организации управления;

  • участие акционеров в управлении общества;

  • право акционеров на получение дивидендов.

Учредители акционерного общества


Учредителями акционерного общества могут быть физические и юридические лица. 

Не могут быть учредителями акционерного общества государственные органы и органы местного самоуправления.

34. Общество с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью — это учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, учредительный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров и число участников которого ограничено по Закону об обществах с ограниченной ответственностью.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Учредительными документами ООО выступают учредительный договор, подписанный его участниками, и утвержденный ими устав. Если общество создается одним лицом, его учредительным документом будет устав.

Уставный капитал общества составляется из стоимости вкладов его участников. Размер уставного капитала общества не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц.

Высший орган общества с ограниченной ответственностью — общее собрание его участников. Для текущего руководства деятельностью общества создается исполнительный орган, подотчетный общему собранию.

К исключительной компетенции общего собрания относятся:

  • Изменение устава общества

  • Изменение размера уставного капитала

  • Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий

  • Учреждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов.

  • Распределение прибыли и убытков общества.

  • Решение о реорганизации или ликвидации общества.

  • Избрание ревизионной комиссии.


Число участников любого общества с ограниченной ответственностью не может быть более пятидесяти, в случае превышения установленной численности оно должно быть преобразовано в акционерное общество или производственный кооператив.

Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Основные достоинства общества с ограниченной ответственностью:

  • участники общества несут риск только в пределах их вкладов в уставный капитал и не несут ответственности по обязательствам общества;

  • самостоятельно устанавливают структуру организации и управления обществом;

  • закрытость общества от других участников рынка и общества (приватность); общество не обязано публиковать сведения о своей деятельности (бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков и др.).

  • Основные недостатки объединения капиталов в форме общества с ограниченной ответственностью:

  • выход одного из партнеров из общества вынуждает изымать его долю из уставного капитала, что может отрицательно сказаться на бизнесе;

  • большое значение личного фактора в организации и деятельности общества; каждый из компаньонов вынужден для принятия решения принимать во внимание мнение остальных участников.

35. Формы интеграции предприятий: картель, синдикат, трест

В рыночной экономике, в условиях жесткой конкуренции, необходимости поиска источников крупных инвестиций и обеспечения устойчивого сбыта, а также стабильного снабжения сырьем и комплектующими, многим предприятиям приходится объединять свою деятельность. Интеграция предприятий может осуществляться двумя способами: а) путем вхождения предприятий в вертикальные структуры; б) созданием горизонтальных объединений. Процессы интеграции предприятий в институционализированном виде начались одновременно с зарождением менеджмента и организационных структур – в конце XIX в. С тех пор было выработано несколько различных форм такой интеграции, различающихся степенью контроля над объединенными предприятиями и характером объединения, зависящим от сфер деятельности предприятий. Основные формы интеграции предприятий таковы: картель, синдикат, трест, конгломерат, концерн, транснациональная корпорация, холдинг, финансово-промышленная группа, консорциум, франшиза.