Файл: Современные политические режимы (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ряде стран существует смешанная избирательная система с пропорциональным большинством.

1.3 Формы и виды политического режима

Существует множество разновидностей политических режимов, но в политических исследованиях обычно выделяют три основных формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм (лат. Totalis - целое, целое, полное) - это политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы общества и индивида. Под их контролем скрывается, что тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия - деспотизма, тирании, военной диктатуры и т.д.

Термин «тоталитаризм» был введен в 20-х годах критиков Б. Муссолини, но с 1925 года он сам начал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 года этот термин стал употребляться и в отношении режима, сложившегося в СССР [7].

Тоталитаризм возник в 20 веке как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии промышленного развития, и как идеология, которая дает четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единству и консолидации перед лицом пугающей неопределенности.

В этом государстве массы становятся легкой «добычей» для различных политических авантюристов (лидеров, фюреров, харизматических лидеров), которые, опираясь на фанатизм своих единомышленников, навязывают свою идеологию населению, свои планы решения проблем. проблемы, которые возникли.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, предотвращая возникновение любых социальных и политических организаций, находящихся вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждом государстве или общественной организации была партийная ячейка (КПСС).

В условиях тоталитаризма гражданское общество полностью поглощается государством, и идеологический контроль правящей партии устанавливается над самим государством. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами, тот против нас!» - это один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений.


В зависимости от идеологических течений обычно подразумевается, что тоталитаризм означает «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и Кубы). «Правильный» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии - на идеях итальянского фашизма[23].

Для любого тоталитарного режима характерны следующие особенности: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; постоянная мобилизация масс для выполнения следующих «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения высшему руководству; жесткая вертикальная сила.

Авторитарный политический режим

Авторитаризм (от лат. Auctoritas - власть, влияние; автор - зачинщик, основатель, автор) - политический режим, характеризующийся концентрацией всей власти в одном человеке (монархе, диктаторе) или правящей группе.

Авторитаризм характеризуется высокой централизацией власти; национализация многих аспектов общественной жизни; командно-административные методы руководства; безусловное подчинение власти; отчуждение людей от власти; предотвращение реальной политической оппозиции; ограничение свободы прессы[11].

Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, хотя формально все эти властные структуры могут существовать.

При авторитарных режимах конституция сохраняется, но носит декларативный характер. Существует также избирательная система, но она выполняет экспоненциально фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее определены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма авторитаризм не имеет полного контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не вредит системе. В основном активные противники режима подвергаются репрессиям. Люди на нейтральных позициях не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они ограничены.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Следовательно, это возможно как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму[4].


Авторитарные режимы очень разнообразны. Они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, благодаря авторитаризму, пришли к демократическому режиму власти.

Демократический политический режим

Демократия (от греч. Demos - народ и кратос - власть) - власть народа или демократия. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство (считается) носителем государственной власти.

Концепция демократии многогранна. Демократия понимается как форма организации государства или организации, а также принципы управления и различные социальные движения, связанные с реализацией демократии, и идеал социальной системы, в которой граждане являются главными арбитрами своей судьбы.

Демократия как способ организации и формы управления может иметь место в любой организации (семья, научный отдел, производственный коллектив, общественная организация и т.д.).

Демократия связана со свободой, равенством, справедливостью, уважением прав человека, участием граждан в управлении государством. Поэтому демократия как политический режим обычно противопоставляется авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» часто используется в сочетании с другими словами, такими как, например, социал-демократ, христианский демократ, либеральный демократ и т.д. Это делается для того, чтобы подчеркнуть приверженность определенных социальных движений демократическим ценностям.

Наиболее важные признаки демократии:

юридическое признание верховной власти народа;

периодические выборы главных органов власти;

всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин имеет право принимать участие в формировании представительных органов власти;

равные права граждан на участие в управлении государством - каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;

принятие решений большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;

контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;

подотчетность выборных органов своим избирателям[5].

В зависимости от того, как люди реализуют свое право на власть, существует три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющий право голоса) напрямую принимает решения и контролирует их выполнение. Эта форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для кланового сообщества.


Прямая демократия существовала в древние времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и часто могло организовать их немедленное исполнение. Эта форма демократии иногда напоминала произвол и линчевание толпы. Очевидно, этот факт был одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно отреагировали на демократию, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобный вид демократии существовал в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и в ряде других городов-республик.

Плебисцитная демократия - люди принимают решения только в определенных случаях, например, во время референдума по какому-либо вопросу.

Представительная демократия - люди выбирают своих представителей, и они, от его имени, управляют государством или какой-то властью. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой демократии. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что избранные представители, получив власть, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют[7].

Таким образом, типология политических режимов может строиться на основе разных подходов к определению этой категории. В этом вопросе есть много мнений, часто противоположных.

Некоторые исследователи независимых групп включают либеральное, однопартийное, военное, переходное, квазидемократическое правительство. Он выделил следующие типы политических режимов: военный, однопартийный, расовая олигархия и личная диктатура. То есть классификация зависит от того, какие задачи стоят перед анализом той или иной формы правления.

И все же наиболее широко распространены типы политических режимов всего пять: авторитарный, демократический, султанистический, тоталитарный и посттоталитарный. Все они являются идеальными вариантами, которые имеют свои особенности. Признаки политического режима позволяют отличить его от других типов. Хуан Линц выделил четыре таких критерия. Это уровень плюрализма в обществе, политическая мобилизация, конституционность власти и степень идеологизации.

Один режим существования просто необходим для мобилизации масс, которые бы их поддерживали. К ним относятся тоталитарный и посттоталитарный. А другие даже не пытаются вовлекать своих граждан в политику. Уровень политического плюрализма начинается с концентрации власти в одном человеке. При монизме уровень свободомыслия очень ограничен, взгляды контролируются одной фигурой. Самая высокая степень идеологизации населения, конечно же, в обществах с посттоталитарным или тоталитарным режимом правления. Конституционностью властей является наличие или отсутствие ограничений на использование их полномочий, а также их ужесточение формальным образом. Границы и запреты могут быть зафиксированы в традициях, идеологии, обычаях, религии. Таким образом, Полномочия властей имеют ограничения для разных типов демократических (конституционных) режимов. Они неконституционны, соответственно ничем не ограничены.


2. ФОРМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

2.1 Политические режимы современных государств

Как функционирует политическая система, кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какие методы она использует, каковы масштабы и гарантии прав и свобод человека, как гражданское общество и государство связаны и взаимодействуют? Для ответа на эти вопросы в политологии используется понятие «политический режим».

«Политический режим» в узком смысле - это система методов, методов и средств осуществления политической власти. В более широком смысле эта концепция включает в себя все функциональные характеристики политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, которые формируют определенное лицо политической власти. Именно политический режим дает качественную уверенность политической системе. Поэтому не случайно синонимичное использование понятий: демократический политический режим - демократическая политическая система, тоталитарный политический режим - тоталитарная политическая система и т.д[12].

В то же время понятие политического режима вместе с понятиями формы правления и формы правления определяет характеристики формы государства. В этом случае «политический режим» используется в качестве синонима «государственного режима», хотя очевидно, что первая концепция гораздо шире по содержанию, чем вторая, поскольку она включает методы и методы осуществления политической власти не только от государство, но также и от других субъектов политики - политические партии и движения, общественные объединения и т.д.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них наиболее важными являются:

o степень участия народа в формировании политической власти;

o гарантированные права и свободы личности и их связь с правами государства;

o степень реального участия людей в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

o описание реальных механизмов осуществления власти в обществе;

o положение СМИ, степень гласности в обществе и прозрачность государственного аппарата;

o реальная связь между законодательной, исполнительной и судебной властью;